Agro-Industrial Complex And Agricultural Policy Of The Republic Belarus In The EAEU
Table of contents
Share
QR
Metrics
Agro-Industrial Complex And Agricultural Policy Of The Republic Belarus In The EAEU
Annotation
PII
S020736760025549-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrei Filiptsov 
Affiliation: Belarus State Economic University
Address: Minsk, Republic of Belarus
Edition
Pages
101-113
Abstract

The article examines the state, problems and prospects for the development of the agro-industrial complex and the agricultural policy of the Republic of Belarus in the context of integration into the Eurasian Economic Union. The factors of competitiveness of the Belarusian agro-industrial complex are assessed. The goals, objectives, directions of improvement of the agricultural policy are substantiated. The place of the national agro-industrial policy of Belarus within the framework of the general policy of the EAEU, and the connection between the national and supranational levels of this policy is shown.

Keywords
agriculture; food industry; agro-industrial complex; agro-industrial policy; Republic of Belarus; Eurasian Economic Union
Received
09.06.2023
Date of publication
09.06.2023
Number of purchasers
12
Views
172
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 Региональная экономическая интеграция позволяет Республике Беларусь получать выгоды от развития международного торгово-экономического сотрудничества, создания единых рынков товаров и услуг, труда, капитала и технологий. Евразийский экономический союз находится пока на начальном этапе своего развития [3. С. 16], но в перспективе участие в данной группировке может привлечь все больше стран. Важным отличием ЕАЭС от других интеграционных группировок является то, что соотношение торговли внутри союза и торговли с третьими странами низкое [13. С. 57–58], и это показывает значительные резервы увеличения торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС. В ЕАЭС уже создано единое таможенное пространство, общий рынка труда, предоставлены основные социальные гарантии гражданам всех стран-участниц на территории союза, работает система защиты внутреннего рынка. ЕАЭС показывает достаточно стабильную динамику взаимной торговли, даже в условиях кризисных явлений и пандемии. Для Республики Беларусь, страны с высокой степенью открытости экономики и исторически тесной экономической интеграцией с Российской Федерацией, участие в ЕАЭС является оправданным и практически безальтернативным шагом. Так, Беларусь демонстрирует наибольшую ориентированность на рынок ЕАЭС среди всех стран-участниц [7. С. 33-34]. На торговлю со странами союза приходится более половины торговли страны [10. С. 158].
2 Сотрудничество в рамках экономического союза предоставляет каждой из входящих в него стран такие преимущества, как обеспечение равного доступа на общий аграрный рынок, возможность создания новых рабочих мест в различных отраслях АПК, увеличение объема взаимных инвестиций [14. С. 170]. Агропромышленный комплекс является важной частью экономики как для Республики Беларусь, так и для других стран ЕАЭС. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье занимают значительную долю во взаимной торговле стран ЕАЭС. Производители агропродовольственной продукции Беларуси имеют доступ на рынок ЕАЭС, с учетом применения общих стандартов и требований к качеству продукции. При этом, если в условиях кризисных явлений некоторые социально-экономические показатели в странах ЕАЭС ухудшаются, то по производству агропродовольственной продукции наблюдается рост [8. С. 76].
3 Участие Республики Беларусь в ЕАЭС делает важным анализ издержек и выгод интеграции для АПК всех стран-участниц. Также важным является обоснование мероприятий государственной агропромышленной политики, проводимой в рамках интеграционных процессов и договоренностей. Согласно Стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., предполагается, кроме прочего, завершить формирование единого экономического пространства и определить подходы к скоординированным отраслевым политикам [11]. Таким образом, проблемы научного обоснования стратегии и мероприятий агропромышленной политики являются актуальными.
4 Динамика развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Агропромышленный комплекс играет важную роль в экономике Республики Беларусь. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности производится порядка 15% валового внутреннего продукта, трудятся более 10% работников, создается до 20% экспорта товаров страны, при этом наблюдается значительное положительное сальдо торговли. Согласно Доктрине продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. [6], стратегия продовольственной безопасности в стране направлена на повышение обеспеченности населения и доступности качественного продовольствия для полноценного питания и здорового образа жизни на основе устойчивого развития конкурентоспособного аграрного производства.
5 Проведено исследование развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь за 2010-2021 гг. Сельскохозяйственное производство представлено крупными организациями (их число сократилось с 1613 в 2010 г. до 1443 в 2021 г., или на 11%) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (их число возросло с 2118 в 2010 г. до 3181 в 2021 г., или на 50%). В 2010 г. 24% организаций были в государственной собственности, 74% – в частной и смешанной, 1% – в иностранной. В 2021 г. 9% организаций были в государственной собственности, 88% – в частной и смешанной, 3% – в иностранной. Таким образом, наблюдалось снижение участия государства в структуре собственников сельскохозяйственных организаций.
6 Общая площадь сельскохозяйственных угодий в стране за исследуемый период сократилась с 8898 до 8176 тыс. га (на 8%). Доля пашни возросла с 62% до 69%. Структура угодий по категориям землепользователей существенно не изменилась – по-прежнему подавляющая доля земель (89%) находится в распоряжении сельскохозяйственных предприятий. Основной капитал сельского хозяйства в физическом выражении возрос за десять лет на 23%. Число занятых в сельском хозяйстве за 2010-2021 гг. сократилось на 30%, а доля от всех занятых в экономике снизилась с 8,8 до 7,1%. Таким образом, в сельском хозяйстве наблюдалась выраженная интенсификация производства и повышение производительности труда при сокращении объема использования земли и труда.
7 Объем выпуска сельскохозяйственной продукции за 2010-2021 гг. увеличился на 19%. Объем производства продукции растениеводства вырос на 18%, продукции животноводства – на 17%. Посевные площади увеличились на 3%. Валовой сбор маслосемян рапса увеличился почти в 2 раза. Валовой сбор зерновых увеличился на 5%. Производство картофеля упало более чем в 2 раза, льноволокна – на 22%. Урожайность почти всех рассматриваемых сельскохозяйственных культур (кроме картофеля) возросла; в наибольшей степени выросла урожайность рапса (на 58%). Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 2%, птицы – на 26%. Поголовье свиней уменьшилось на 35%. Объемы реализации скота и птицы на убой выросли на 22%, молока – на 18%. Таким образом, можно констатировать рост производительности всех ресурсов в сельском хозяйстве, преимущественно интенсивное развитие сельскохозяйственного производства – за счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных.
8 Количество организаций промышленности Республики Беларусь, производящих продукты питания, напитки и табачные изделия, возросло за исследованный период на 45%, достигнув 1203 в 2021 г. Доля данного вида деятельности возросла в структуре промышленного производства за указанный период с 20 до 25%. На предприятиях пищепрома на конец периода было занято 137 тыс. работников (16% от всех занятых в промышленности страны). За исследованный период объем выпуска рос на 2,4% ежегодно, увеличившись на 32% (для сравнения – объем выпуска всей промышленности за указанный период не вырос). Следует отметить, что темпы роста выпуска в пищевой промышленности были выше, чем в сельском хозяйстве (разница в 0,7% в год). Следует отметить, что темпы роста выпуска в пищевой промышленности были выше, чем в сельском хозяйстве (разница в 0,7% в год).
9 Наибольшую долю в структуре выпуска пищевой промышленности занимает производство молочной (29%) и мясной (23%) продукции. На третьем месте – производство напитков и табачных изделий (19%). На четвертом месте – производство готовых кормов для животных (12%).
10 В табл. 1 приведена динамика объемов выпуска основных видов пищевой продукции в Республике Беларусь за 2010-2021 гг. Из таблицы видно, что по большинству видов пищевой продукции наблюдался рост выпуска. В наибольшей степени увеличилось производство растительных масел (в 3 раза), сыров (в 1,98 раза), мяса (в 1,6 раза), цельномолочных продуктов (в 1,4 раза).
11 Таблица 1 Объемы производства важнейших видов продукции пищевой промышленности в Республике Беларусь за 2010–2021 гг.
Показатели 2010 г. 2015 г. 2021 г. 2021 г. в % к 2010 г.
Мясо и пищевые субпродукты, тыс. т 745,5 1020,7 1191,7 160
Колбасные изделия, тыс. т 316,6 266,0 287,9 91
Масло сливочное, тыс. т 98,6 113,6 119,7 121
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 1 495 1963 2052 137
Сыры, тыс. т 146,1 180,8 278,6 191
Маргарин и аналогичные пищевые жиры, тыс. т 19,5 21,7 11,7 60
Растительные масла, тыс. т 160,8 262,1 490,8 305
Безалкогольные напитки, млн. дал 39 43,5 54,4 139
Источник: собственные расчеты на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
12 В табл. 2 приведены данные по внешней торговле агропродовольственной продукцией Республики Беларусь за 2010-2021 гг. За указанный период объем экспорта указанной продукции вырос почти в 2 раза, объем импорта вырос на 55%. Доля агропродовольственной продукции в общей структуре экспорта увеличилась с 13,4% до 16,9%. Сальдо внешней торговли агропродовольственной продукцией увеличилось в 4,6 раза составило на конец периода 2,17 млрд. долл. США.
13 Таблица 2 Внешняя торговля агропродовольственной продукцией
14 Республики Беларусь за 2010-2021 гг.
Показатели 2010 г. 2015 г. 2021 г. 2021 г. в % к 2010 г.
Объем экспорта продовольствия, млн долл. США 3388 4453 6777 198
Доля экспорта продовольствия в общей структуре товарного экспорта, % 13,4 16,7 16,9 +3,5 п.п.
Объем импорта продовольствия, млн долл. США 2918 4448 4580 155
Доля импорта продовольствия в общей структуре товарного импорта, % 8,4 14,7 11,0 +2,6 п.п.
Сальдо внешней торговли продовольствием, млн долл. США 470 5 2197 4600
Источник: собственные расчеты на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
15 Объемы экспорта почти всех видов продукции возросли (кроме сахара). Наибольшую долю в экспорте занимала молочная продукция, яйца и пищевые продукты животного происхождения (рост за 2010-2021 гг. на 74% и 2,7 млрд долл. США на конец периода). На втором месте находился экспорт мяса (рост экспорта на 44%, или 961 млн долл. США в 2020 г.). Наибольший объем белорусского импорта агропродовольственной продукции занимали: фрукты и орехи (538 млн долл. США в 2021 г.); рыба (450 млн долл. США); напитки (304 млн долл. США). Наилучшее сальдо внешней торговли Республика Беларусь имела по молочным продуктам (2,6 млрд долл. США в 2021 г.) и мясу (0,7 млрд долл. США).
16 Весь исследованный период Россия являлась основным рынком для сбыта белорусского продовольствия – экспорт в Россию стабильно составлял более 3/4 от всего объема экспорта (табл. 3). В то же время импорт агропродовольственной продукции из России в Беларусь не был таким значительным и снижался. К настоящему времени Беларусь добилась самообеспечения по большинству основных видов продукции, сократив роль импортной продукции на внутреннем рынке. Импортировалась в основном продукция, не производимая в стране в достаточном объеме. По всем видам продукции, на которых отечественный АПК специализировался, импорт был незначителен.
17 Таблица 3 Экспорт и импорт важнейших видов продовольствия в Республике Беларусь, млн долл. США
Виды продукции Экспорт Импорт
2010 г. 2020 г. 2010 г. 2020 г.
Мясо и мясные субпродукты 667 815 169 125
в т.ч. в Россию 664 531 1 63
Рыба и ракообразные 17 114 240 372
в т.ч. в Россию 13 109 38 68
Молочная продукция, яйца 1564 2421 52 60
в т.ч. в Россию 1420 2056 30 45
Овощи и корнеплоды 79 255 70 160
в т.ч. в Россию 54 179 4 14
Фрукты и орехи 26 155 219 531
в т.ч. в Россию 11 96 0,5 24
Жиры и масла 55 340 170 149
в т.ч. в Россию 10 169 52 110
Готовые продукты из мяса и рыбы 221 389 28 69
в т.ч. в Россию 203 328 22 45
Сахар и кондитерские изделия из него 374 173 269 90
в т.ч. в Россию 153 80 11 56
Продукты переработки овощей и фруктов 28 109 130 161
в т.ч. в Россию 19 89 48 93
Напитки 57 178 199 288
в т.ч. в Россию 25 77 78 69
Источник: составлено автором на основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
18 В табл. 4 приведены основные финансовые показатели сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой промышленности в Республике Беларусь в сравнении 2010 г. и 2020 г. Выручка от реализации продукции сельскохозяйственными организациями возросла с 2010 г. по 2020 г. на 10%, достигнув 5,9 млрд долл. США. Сельское хозяйство Беларуси является низкоприбыльным (0,67 млрд руб. прибыли от реализации продукции в 2020 г.).
19 Таблица 4 Основные финансовые показатели сельскохозяйственных организаций и организаций пищевой промышленности в Республике Беларусь
Показатели 2010 г. 2020 г.
Сельскохозяйственные организации
Выручка от реализации продукции, млрд долл. США 5,4 5,9
Прибыль (убыток) от реализации продукции, млрд долл. США –0,0065 0,278
Число убыточных организаций 60 177
Доля убыточных организаций в общей численности, % 3,6 13,3
Рентабельность реализованной продукции, % –1,3 5,5
Кредиторская задолженность, млрд долл. США 4,0 3,6
В т.ч. просроченная, % 18 27
Задолженность по кредитам и займам, млрд долл. США 6,0 2,6
Организации пищевой промышленности
Прибыль (убыток) от реализации продукции, млрд долл. США 0,87 1,22
Доля убыточных организаций в общей численности, % 16 17,6
Рентабельность продаж, % 7,3 9,7
Источник: собственные расчеты на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
20 Доля убыточных сельскохозяйственных организаций возросла с 3,6% в 2010 г. до 13% в 2020 г. Кредиторская задолженность снизилась на 10% и составила в 2018 г. 3,6 млрд долл. (60% от выручки). Задолженность по кредитам и займам снизилась более чем в 2 раза, составив в 2020 г. 6,2 млрд долл. (106% от выручки). В сумме задолженность сельскохозяйственных организаций превышает их годовую выручку более чем в полтора раза.
21 Рентабельность реализованной продукции сельского хозяйства составила (-1,3%) в 2010 г. и (+5,5%) в 2020 г. Среди видов сельскохозяйственной продукции наибольшую рентабельность на конец исследованного периода имело производство и реализация: молока (31,4%); зерна (24,4%). Наиболее убыточной являлось производство и реализация: крупного рогатого скота (-43,5%); льнотресты (-44,6%).
22 Финансовые показатели пищевой промышленности несколько лучше, чем сельского хозяйства. В целом пищевая промышленность являлась прибыльной и рентабельность продаж составляла 9,7% в 2020 г. Однако доля убыточных организаций в пищевой промышленности даже выше, чем в сельском хозяйстве (17,6% в 2020 г.). Таким образом, несмотря на наращивание производства и повышение его технической эффективности, финансовые показатели белорусского АПК являются плохими.
23 Особенности АПК Беларуси в условиях интеграции в ЕАЭС. Все особенности функционирования АПК Республики Беларусь в условиях интеграции в ЕАЭС можно разделить на две группы: особенности, возникающие для национальной экономики от интеграции страны в ЕАЭС и особенности белорусского АПК (а также агропромышленной политики) на рынках ЕАЭС, отличающие его от аналогичных секторов (и политик) стран-партнеров. На Рис. 1 обобщены особенности развития агропродовольственного сектора Республики Беларусь в условиях интеграции в ЕАЭС.
24 Так как Евразийский экономический союз возник не на пустом месте и его созданию предшествовал длительный период интеграции в рамках Единого экономического пространства, Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, СНГ. Таким образом, влияние интеграции на национальную экономику и агропродовольственный сектор развивалось постепенно, а еще боле точно, не исчезало, но развивалось, начиная с времен распада СССР.
25 Эффекты от интеграции:
26 – рост объема производства агропродовольственной продукции;
27 – рост объема экспорта агропродовольственной продукции;
28 – рост объема импорта агропродовольственной продукции;
29 – усиление межотраслевой специализации (рост экспорта агропродовольственной продукции обгоняет рост ее импорта, растет сальдо внешней торговли; преимущественный импорт продукции растительного происхождения при экспорте продукции животного происхождения);
30 – усиление региональной специализации (увеличение объемов торговли внутри ЕАЭС более быстрыми темпами, нежели торговли со странами вне ЕАЭС, при этом дальнейшая интеграция может иметь последствиями рост торговли со странами ЕАЭС более быстрыми темпами, нежели торговли с Россией);
31 – усиление продуктовой специализации (если исключить реэкспорт, растет преимущественно экспорт традиционной для Беларуси молочной и мясной продукции);
32 – рост эффективности производства в сельском хозяйстве и пищевой промышленности в результате усиления специализации и эффекта масштаба;
33 – гармонизация национальной конкурентной политики с аналогичной политикой других стран ЕАЭС, передача части полномочий на наднациональный уровень;
34 – гармонизация ценового регулирования на агропродовольственную продукцию в Беларуси с аналогичным регулированием в других странах ЕАЭС.
35 Особенности агропродовольственного сектора Республики Беларусь в рамках ЕАЭС проявляются прежде всего в его специализации, развивающейся на основе существующих конкурентных преимуществ. Проведены исследования конкурентоспособности агропродовольственной продукции для Беларуси среди других стран ЕАЭС [15]. Сравнение средних цен производителей показало, что Республика Беларусь имела самые низкие (конкурентоспособные) цены по следующим видам продукции: зернобобовые, сахарная свекла, картофель, плоды семечковых, говядина, мясо птицы, молоко, сыры, макаронные изделия.
36

Рис. 1. Особенности агропродовольственного сектора Республики Беларусь в условиях интеграции в ЕАЭС

37 По уровню экспортоориентированности (доле экспорта в объеме выпуска соответствующего вида продукции) Беларусь лидировала по говядине, мясу птицы, молоку, сливочному маслу, сырам, яйцам, овощам, плодам и ягодам, сахару. Сравнивая цены производителей в Беларуси с импортными ценами, можно отметить, что в Беларуси агропродовольственная продукция была дешевле импортной за исключением мяса птицы, пшеницы и ягод. При оценке нормированного комплексного показателя конкурентоспособности следует, что Беларусь имела высшие показатели комплексного коэффициента конкурентоспособности по большинству видов продукции животноводства, производству картофеля, овощей, плодов и низкие показатели по производству зерновых. При расчете конкурентоспособности по индексу Баласса Беларусь имела наибольшие сравнительные преимущества по сливочному маслу, сырам, картофелю, говядине, яйцам, мясу птицы. Индекс Лафея показал наличие сравнительных преимуществ Беларуси по говядине, молочной продукции, яйцам, картофелю и сахару.
38 По доле ЕАЭС в экспорте агропродовольственной продукции Республика Беларусь занимает первое место (порядка 90%). Это существенно отличает белорусский агропродовольственный сектор от секторов других стран ЕАЭС (в первую очередь России), ориентированных в экспорте на внешние рынки в большей степени, чем на рынок внутри ЕАЭС. Среди стран ЕАЭС по доле агропродовольственной продукции во взаимной торговле Беларусь занимает второе место (после Армении). Беларусь являлась крупнейшим поставщиком мясо-молочной продукции на внутренний рынок ЕАЭС.
39 Начало согласованной политики в сфере АПК было положено еще до создания ЕАЭС, в рамках функционирования Таможенного союза и единого экономического пространства. Была принята Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства [9], положения которой впоследствии были включены в нормативные документы ЕАЭС.
40 Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе [5], реализуется согласованная агропромышленная политика, основной целью которой является эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Задачами данной политики являются: сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок; унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия; защита интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках. Для достижений указанных целей и задач реализуются следующие направления политики: прогнозирование в агропромышленном комплексе; государственная поддержка сельского хозяйства; регулирование общего аграрного рынка; единые требования в сфере производства и обращения продукции; развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия; научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса; интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса.
41 Обобщены проблемы, тенденции, преимущества и перспективы развития агропродовольственного сектора Республики Беларусь на рынках ЕАЭС (Рис. 2). Выявлено, что внутренними проблемами для конкурентоспособности агропродовольственного сектора Беларуси являются: низкая производительность и высокие издержки в сельском хозяйстве; низкая инновационная активность организаций сектора; нестабильность рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья [1; 2; 4; 12; 16].
42 Внешними проблемами для конкурентоспособности агропродовольственного сектора Беларуси являются: ориентация преимущественно на один рынок (России); низкая товарная диверсификация экспорта; недостаточное развитие агропромышленной интеграции; протекционизм со стороны других стран ЕАЭС; несовершенная конкурентная политика в ЕАЭС; недостаточное развитие инфраструктуры торговли внутри ЕАЭС; возрастающие требования к качеству пищевых продуктов на мировом рынке и рынке ЕАЭС.
43 Основными факторами, положительно влияющими на конкурентоспособность белорусского агропродовольственного сектора, являются: значительные объемы производства продукции, превышающие внутренние потребности; научно-технический потенциал сектора; наличие узнаваемых брендов.
44 Основными направлениями государственного стимулирования конкурентоспособности белорусского агропродовольственного сектора на рынках ЕАЭС являются: совершенствование системы государственной поддержки сектора, в первую очередь сельского хозяйства; стимулирование инновационной активности организаций сектора; стимулирование процессов агропромышленной интеграции; стабилизация рынков; развитие единой агропродовольственной политики ЕАЭС, в том числе конкурентной политики и ценового регулирования.
45

Рис. 2. Факторы формирования конкурентоспособности АПК Республики Беларусь на рынках ЕАЭС и направления агропромышленной политики

46 Заключение
47 1. За последних двенадцать лет АПК Республики Беларусь развивался хорошими темпами, что проявлялось в росте объемов выпуска продукции, увеличении производительности ресурсов, росте экспорта, увеличении положительного сальдо торговли. Вместе с тем, несмотря на наращивание производства и повышение его технической эффективности, финансовые показатели белорусского агропродовольственного сектора, и прежде всего сельского хозяйства, являются плохими.
48 2. В ЕАЭС реализуется согласованная агропромышленная политика, основными задачами которой являются: сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия; обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов; защита интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках.
49 4. Основными последствиями для агропромышленного комплекса от интеграции в ЕАЭС являются: рост объема производства, экспорта и импорта агропродовольственной продукции; усиление межотраслевой, региональной и продуктовой специализации; гармонизация национальной конкурентной и ценовой политики с аналогичной политикой других стран ЕАЭС. Основными особенностями агропродовольственного сектора Беларуси на рынках ЕАЭС являются наличие конкурентных преимуществ по продукции: животноводства, картофеля, плодоовощной; экспортная специализация на говядине, мясе птицы, молоке, сливочном масле, сырах, яйцах, овощах, плодах и ягодах, сахаре; ориентация в торговле на внутренний рынок ЕАЭС и высокий удельный вес агропродовольственной продукции во взаимной торговле.

References

1. Bel'skij V.I., Karpovich N.V. Mekhanizm sbalansirovannogo razvitiya vneshnej torgovli agroprodovol'stvennymi tovarami Belarusi v ramkakh EAEhS // Minsk: Institut sistemnykh issledovanij v APK NAN Belarusi. 2019. 199 c.

2. Buben S., Bajgot M. Soglasovannaya agropromyshlennaya politika v Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze: rezul'taty i perspektivy // Agrarnaya ehkonomika. 2020. № 8. S. 3–9.

3. Vardomskij L.B., Turaeva M.O. Evrazijskaya integratsiya v kontekste spetsifiki modelej ehkonomicheskogo razvitiya stran-uchastnits // Belorusskij ehkonomicheskij zhurnal. 2021. № 3. S. 15-28.

4. Gusakov V. Kak obespechit' ustojchivost', konkurentnost' i ehffektivnost' natsional'nogo APK // Agrarnaya ehkonomika. 2020. № 2. S. 3-11.

5. Dogovor o Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze [Ehlektronnyj resurs]: [podpisan v g. Astana 29.05.2014 g.]: v red. ot 01.10.2019 g. // Natsional'nyj pravovoj Internet-portal Respubliki Belarus'. – Rezhim dostupa: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=f01400176 (data dostupa: 17.08.2022).

6. Doktrina natsional'noj prodovol'stvennoj bezopasnosti Respubliki Belarus' do 2030 goda [Ehlektronnyj resurs]: Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Belarus' ot 16 dek. 2017 g., № 962 // Natsional'nyj pravovoj portal. – Rezhim dostupa: http://www.rravo.by (data dostupa: 14.02.2021).

7. Enin Yu.I., Podobed N.A., Patsaj L.S. Sovremennoe sostoyanie i otdel'nye napravleniya razvitiya vzaimnoj torgovli stran-chlenov EAEhS v usloviyakh pandemii COVID-19 // Belorusskij ehkonomicheskij zhurnal. 2021. № 3. S. 29-39.

8. Kireenko N.V. Ustojchivye prodovol'stvennye sistemy: mirovaya praktika i opyt gosudarstv-chlenov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza // Belorusskij ehkonomicheskij zhurnal. 2021. № 1. S. 70-86.

9. Kontseptsiya soglasovannoj (skoordinirovannoj) agropromyshlennoj politiki gosudarstv-chlenov Tamozhennogo soyuza i Edinogo ehkonomicheskogo prostranstva [Ehlektronnyj resurs]: reshenie Vysshego Evrazijskogo ehkonomicheskogo soveta na urovne glav gosudarstv ot 29 maya 2013 g., № 35 // Evrazijskaya ehkonomicheskaya komissiya. – Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/agroprom/Pages/regulatory-framework.aspx (data dostupa: 15.10.2022).

10. Mironova V.N. Ehkonomicheskaya integratsiya v aspekte razvitiya vzaimnoj torgovli gosudarstv- chlenov EAEhS // Ehkonomika. Nalogi. Pravo. 2022. T.15. № 1. S. 155-164.

11. O strategicheskikh napravleniyakh razvitiya evrazijskoj ehkonomicheskoj integratsii do 2025 goda: reshenie Vysshego Evrazijskogo ehkonomicheskogo soveta na urovne glav gosudarstv ot 11 dekabrya 2020 g., № 12 [Ehlektronnyj resurs] // Evrazijskaya ehkonomicheskaya komissiya. – Rezhim dostupa: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/err_12012021_12 (data dostupa: 01.11.2022).

12. Pilipuk A.V., Kondratenko S.A. Sovremennye aspekty i mekhanizmy obespecheniya ustojchivogo strategicheskogo razvitiya otraslej pischevoj i pererabatyvayuschej promyshlennosti v mire i v Respublike Belarus' // Belorusskij ehkonomicheskij zhurnal. 2020. № 2. S. 79-95.

13. Pylin A. Problemy povysheniya svyazannosti postsovetskoj evrazijskoj integratsii // Obschestvo i ehkonomika. 2019. № 11. S. 57-69.

14. Ustojchivoe razvitie i povyshenie konkurentosposobnosti sel'skogo khozyajstva Rossii v usloviyakh uglubleniya integratsii v EAEhS: monografiya / A.F. Serkov, V.V. Maslova, V.S. Chekalin i dr.; pod red. akademika I.G. Ushacheva. M.: «Nauchnyj konsul'tant». 2018. 320 s.

15. Filiptsov A.M. Metodicheskie podkhody k otsenke konkurentosposobnosti agroprodovol'stvennogo sektora // Agrarnaya ehkonomika. 2021. № 4. S. 60-68.

16. Filiptsov A.M. Razvitie agroprodovol'stvennogo sektora Respubliki Belarus' v usloviyakh integratsii v ramkakh EAEhS // Nauchnye trudy Belorusskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta. Minsk: BGEhU, 2022. S. 469-476.

Comments

No posts found

Write a review
Translate