Budget Dynamics And Economic Situation: The Results Of 2022
Table of contents
Share
QR
Metrics
Budget Dynamics And Economic Situation: The Results Of 2022
Annotation
PII
S020736760025153-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Diana Fomina 
Occupation: Leading Auditor
Affiliation: Department of sports of the city of Moscow
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
21-39
Abstract

The past year has radically changed socio-economic trends. There is a serious influence of macroeconomic conditions and internal factors on Russian economy, which, due to its dependence on the oil and gas sector, is relatively vulnerable. At the end of the reporting period, it is important to make a preliminary assessment of the consequences of the impact of sanctions and the withdrawal of foreign businesses on economic development indicators, as well as on the dynamics of budgetary indicators. The systematization and analysis of the available data from economic departments make it possible to assess the prospects for the economic and budgetary policy of Russia.

Keywords
budget, sanctions, economic policy, socio-economic situation, economic growth
Received
24.04.2023
Date of publication
25.04.2023
Number of purchasers
13
Views
214
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 По завершении кризисного года в экономике на основе отчетных показателей формируются прогнозы экономического развития на перспективу, в которых отмечается продолжение тенденции рецессии в 2023 году. Так, разработанный прогноз социально-экономического развития [1] предполагает отрицательную динамику ВВП по итогам 2023 года (-0,8%). Вместе с тем, ведомство предполагает путем реализации мер экономической политики (сбалансированной бюджетной политики, денежно-кредитной политики и мер структурной экономической политики) обеспечить в дальнейшем рост ВВП на 2,6%. Банк России исходит из прогноза снижения ВВП в 2023 году в диапазоне 1-4%, при этом в 2024-2025 гг. планируется рост на 1,5-2,5% ежегодно1.. Bloomberg Economics прогнозирует сокращение ВВП России в 2023 году на 2% по причине сокращения сектора энергетических товаров и производства, с одной стороны, и исчерпания инструментов стимулирования внутреннего спроса – с другой2.
1. Пресс-релиз Банка России. 28 октября 2022 г. URL: >>>>

2. Russia Economy Shrinks for Second Quarter With Worst Yet to Come. By Bloomberg News. 16 ноября 2022 г. URL: >>>>
2 Рассмотрение и анализ ключевых показателей состояния экономики России позволит выявить тенденции и риски кризисного периода, выявить наиболее уязвимые отрасли экономической деятельности и статьи бюджета, определить перспективы и продолжительность рецессии. В исследовании использовались справочники Росстата России, данные Министерства финансов по исполнению показателей федерального бюджета, информация Центрального банка, иные аналитические материалы, касающиеся показателей российской экономики, а также информация из публикаций экономической прессы.
3 Следует отметить ограничения, выражающиеся в недостатке исходных данных. В 2022 году экономические и иные ведомства принимали все больше решений по засекречиванию данных или прекращению их публикации в открытых источниках. В частности, перестали публиковаться:
4
  • с января – структура расходов федерального бюджета (публикуется только общая сумма расходов за месяц); кроме того, Минфин России перестал раскрывать источники финансирования дефицита бюджета;
  • с февраля – отчетность российских банков, страховых организаций, аудиторских заключений, а также – данные о бенефициарах, о членах органов управления, о реорганизации этих органов;
  • с марта – корпоративная информация эмитентов ценных бумаг;
  • с апреля – информация, получаемая ЦБ РФ от кредитных организаций: данные о капитале, прибыли и выполнении обязательных нормативов; из таблиц по банковскому сектору убрали сведения, характеризующие отрасль – прибыль, капитал, просроченную задолженность, валютную структуру активов и пассивов, структуру кредитного портфеля и т. д.;
  • с апреля – данные внешнеторговой статистики (экспорт и импорт), а также информация по добыче и экспорту нефти, газа, потреблению;
  • с апреля – оперативные данные Казначейства «Отчет об исполнении федерального бюджета»;
  • с апреля – данные по авиаотрасли (пассажиропоток авиакомпаний, аэропортов, статистика использования воздушного пространства перевозчиками);
  • с июля – данные о золотовалютных резервах;
  • с ноября – данные об энергопотреблении.
5 Все последние годы государственные структуры заявляли о стремлении обеспечить публичность, транспарентность данных как государственных ведомств и служб (совершенствуя инструменты «открытых данных» и интернет-сервисов), так и прозрачность бизнеса (путем внедрения налоговых сервисов, совершенствования статистической отчетности, данных единых реестров, обязанности раскрытия отчетности и аудиторских заключений компаниями). В данной связи принимаемые в 2022 году решения по закрытию большого количества экономических данных от широкого круга пользователей не способствуют формированию уверенности общества в верности экономической политики, доверия к ограниченным данным, в том числе – получаемым из экономической периодики. Отсутствие публикации ряда экономических и статистических показателей не позволяет пользователям, экономическим агентам в полном объеме оценивать состояние отраслей экономики и бюджетной динамики, ухудшает качество аналитической информации, не позволяя, в том числе, принимать обоснованные экономические решения.
6 Бюджетная динамика. Тенденции, регистрируемые в показателях исполнения федерального бюджета, показывают, что кризисные процессы влияют на состояние экономики, в частности – отражают возможности государства осуществлять социальные и иные обязательства перед обществом, а также прогнозировать сокращения бюджетного финансирования в перспективе. Таблица 1 [4] отражает данные с января 2022 года по январь 2023 года включительно.
7 Доходы федерального бюджета за 2022 год по сравнению с 2021 годом выросли на 10,04% (при росте в предыдущий отчетный период на 35,08%), расходы возросли на 25,72% (при росте в 2021 году на 8,5%). Нефтегазовые доходы в структуре доходов составляют 41,64% (при 35,8% в 2021 году). Существенный рост нефтегазовых доходов отмечался в первом квартале (более чем в 2 раза в марте и апреле 2022 года), октябре (15,6%) и декабре (6%), при снижении в июле 2022 года на 22%, в августе на 0,03%, сентябре на 0,04% и ноябре на 0,02%.
8 Отрицательная динамика ненефтегазовых доходов свидетельствует о снижении деловой активности рынка. Ненефтегазовые доходы росли в январе и феврале, далее отмечено их снижение; наиболее существенный спад наблюдался в июле (29%), августе (14%), октябре (23%); в ноябре доходы существенно выросли (более чем в 1,5 раза), в декабре – на 7%.
9 Рост доходов в конце отчетного периода обусловлен выплатой дивидендов ПАО «Газпром» в бюджет на сумму 600 млрд рублей3, а также перечислением в сентябре-ноябре дополнительного, повышенного НДПИ в размере 1248 млн руб. в соответствии с подпунктом «б» пункта 44 статьи 1 Федерального закона от 08 июля 2022 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». В целом, рост ненефтегазовых доходов в 2022 году составил 0,05% (при росте в 2021 году на 20,36%).
3. Доходы федерального бюджета резко выросли впервые с лета. РБК. 12 декабря 2022 г. URL: >>>>
10 Таблица 1 Показатели федерального бюджета
11
  янв. 2021 г. янв. 2022 г. фев. 2021 г. фев. 2022 г. март 2021 г. март 2022 г. апр. 2021 г. апрель 2022 г. май 2021 г. май 2022 г. июнь 2021 г. июнь 2022 г. июль 2021 г. июль 2022 г.
Доходы бюджета 1504 2088,8 2755,6 4205,5 5299,9 7163,1 7 486,8 10 033,8 9 320,3 12043,3 11 265,8 14016,8 13 651,1 15 777,7
Нефтегазовые 490,8 794,5 1035,7 1766,2 1618 2974,3 2 511,4 4 786,7 3 129,0 5658,1 3 776,0 6375,9 4 770,0 7146,5
в месяц 490,80 794,50 544,90 971,70 582,30 1208,10 893,41 1812,38 617,59 871,42 647,00 717,80 994,02 770,60
Темп роста, к прош. году - 1,62 - 1,78 - 2,07 - 2,03 - 1,41 - 1,11 - 0,78
Ненефтегазовые 1013,2 1294,3 1719,9 2439,3 3681,9 4188,8 4 975,4 5 247,1 6 191,3 6385,2 7 489,8 7640,9 8 881,1 8631,2
в месяц 1013,20 1294,30 706,70 1145,00 1962,00 1749,50 1293,49 1058,32 1215,91 1138,08 1298,47 1255,70 1391,33 990,30
Темп роста, к прош. году - 1,28 - 1,62 - 0,89 - 0,82 - 0,94 - 0,97 - 0,71
Расходы бюджета 1560 1832,7 3291,9 3668,2 5013,3 5859,6 7156,9 8869,4 8878,2 10547,9 10491,1 12642,9 12615,9 15295,8
в месяц 1560,00 1832,70 1731,90 1835,50 1721,40 2191,40 2143,60 3009,80 1721,30 1678,50 1612,90 2095,00 2124,80 2652,90
Темп роста, к прош. году 0,96 1,17 1,28 1,06 1,05 1,27 1,00 1,40 1,22 0,98 0,92 1,30 1,13 1,25
Профицит (дефицит) -56 256,1 -536,3 537,3 286,6 1303,5 329,90 1164,39 442,10 1495,40 774,67 1373,90 1035,23 481,90
за месяц 256,1 - 281,2 - 766,2 - -139,11 - 331,01 - -121,50 - -892,00
Темп роста расходов 21/20 - 0,96 - 1,10 - 1,09 - 1,06 - 1,09 - 1,06 - 1,07
Темп роста расходов 22/21 - 1,17 - 1,11 - 1,17 - 1,24 - 1,19 - 1,21 - 1,21
Отклонение (%) - 21,45 - 1,05 - 8,32 - 17,98 - 10,07 - 14,70 - 14,28
12 Продолжение Таблицы 1
  авг. 2021 авг. 2022 сент. 2021 сент. 2022 окт. 2021 окт. 2022 нояб. 2021 нояб. 2022 дек. 2021 дек. 2022 янв.2022 янв. 2023
Доходы бюджета 15697,8 17606,88 17923,9 19739,7 20431,7 22139,8 22440 24779,77 25286,4 27825,02 2088,8 1356
Нефтегазовые 5465,9 7818,38 6184,8 8506,59 7292,7 9788,26 8177,4 10654,69 9056,5 11586,22 794,5 426
в месяц 695,9 671,88 718,9 688,21 1107,9 1281,67 884,7 866,43 879,1 931,53 794,5 426
Темп роста, к прош. году - 0,97 - 0,96 - 1,15685 - 0,979349 - 1,0596405 1,62 0,54
Ненефтегазовые 10231,9 9788,49 11739,1 11233,1 13139,1 12351,5 14262,7 14125,08 16229,9 16238,8 1294,3 931
в месяц 1350,8 1157,29 1507,2 1444,57 1400 1118,46 1123,6 1773,56 1967,2 2113,72 1294,3 931
Темп роста, к прош. году - 0,86 - 0,96 - 0,77 - 1,58 - 1,07 1,28 0,72
Темп роста 22/21 - -  -  - 1,10 - -
Расходы бюджета 14620,7 17469,44 16298,9 19685 18134,7 22011,4 19940,9 24222,75 24762,1 31131,15 1832,7 3117
в месяц 2004,8 2173,64 1678,2 2215,52 1835,8 2326,4 1806,2 2211,39 4821,2 6908,4 1832,7 3117
Темп роста, к прош. году 1,37 1,08 1,04 1,32 0,93254 1,27 0,86446 1,22 1,23935 1,43 1,17 1,70
Профицит (дефицит) 1077,10 137,44 1625,00 54,69 2297 128,42 2499,1 557,02 524,3 -3306,13 256,1 -1761
за месяц - -344,46 - -82,75 - 73,73 - 428,6 -3863,15 256,1 -1761
Темп роста расходов 21/20 - 1,10 - 1,10 - 1,08 1,053319  - 1,0850291 0,96 (22/21) 1,17 (22/21)
Темп роста расходов 22/21 - 1,19 - 1,21 - 1,21 1,214727  - 1,2572096 1,17 (23/22) 1,70 (23/22)
Отклонение (%) - 9,20 - 11,19 - 13,70 - 16,14 - 17,22 21,45 52,53
Справочно:
Доходы 2020 18719,1 Расходы май 2020 1409,4 Расходы сентябрь 2020 1616,7
Расходы январь 2020 1624,4 Расходы январь-май 2020 8164,7 Расходы январь-сентябрь 2020 14873,5
Расходы февраль 2020 1357,8 Расходы июнь 2020 1750,3 Расходы октябрь 2020 1968,6
Расходы январь-февраль 2020 2982,2 Расходы январь-июнь 2020 9915 Расходы январь-октябрь 16842,1
Расходы март 2020 1635,8 Расходы июль 2020 1879,9 Расходы ноябрь 2020 2089,4
Расходы январь-март 2020 4618 Расходы январь-июль 2020 11794,9 Расходы январь-ноябрь 2020 18931,5
Расходы апрель 2020 2137,3 Расходы август 2020 1461,9 Расходы декабрь 2020 3890,1
Расходы январь-апрель 2020 6755,3 Расходы январь-август 2020 13256,8 Расходы 2020 22821,6
13 Источник: [4].
14 Динамика нефтегазовых доходов в 2022 году в целом показывает рост по сравнению с 2021 годом (27,9%), однако, введение в действие нефтегазовых санкций с декабря4 2022 года и февраля5 2023 года, утверждение потолка цен на нефтепродукты, а также снижение мировых цен на энергоносители6, вероятно, приведет к долгосрочному тренду снижения доходов. Уже в 1 месяце 2023 года мы наблюдаем сокращение нефтегазовых доходов на 46%, ненефтегазовых на 28%. Снижение ненефтегазовых доходов отчасти объясняется переходом на новую систему сбора налогов – введение единого налогового платежа (ЕНП), которое в силу адаптации агентов, бюрократических и иных сложностей может отсрочить поступление части платежей. Вместе с тем, весьма затруднительно делать выводы о состоянии нефтегазовой отрасли в целом, о резервах, возможностях дополнительного увеличения взносов компаний в бюджет, так как в 2022 году большое количество данных не публикуется, а главные компании – ПАО «Газпром» и ПАО «НК «Роснефть» не раскрывают отчетные данные.
4. Запрет на импорт и транспортировку морем нефти из РФ вступит в силу в понедельник. Интерфакс. 5 декабря 2022 г. URL: >>>>

5. Введенный ЕС потолок цен на газ начнет действовать с 15 февраля. Известия. 19 декабря 2022 г. URL: >>>>

6. Цена газа в Европе опустилась ниже 650 долл. за 1 тыс. куб. м впервые с сентября 2021 года. Коммерсант. 16 января 2023 г. URL: >>>>
15 Несмотря на засекречивание статей расходов бюджета, отмечается рост общей их суммы (накопительно) в течение всего года в диапазоне от 11 до 25% (при росте в 2021 году от 5 до 10%). В целом по году расходы бюджета выросли почти на 26%. Наибольший месячный рост расходов отмечается в апреле 2022 года – на 40%, в сентябре – на 32% и в декабре – на 43%. Таким образом, темпы роста расходов бюджета в 2022 году существенно превышают темп роста 2021 года (в целом по году – более, чем на 17%). В январе 2023 года расходы бюджета на 70% превышают расходы января 2022 года.
16 Новый подход к финансированию расходов бюджета принят в связи с изменением бюджетного правила – подпунктом «в» пункта 10 статьи 1 Федерального закона № 456-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ…», подписанного 28 ноября 2022 г., внесено изменение, в соответствии с которым под базовыми нефтегазовыми доходами понимается объем, равный 8 000 млрд рублей ежегодно. Иными словами, предполагается увеличение текущих бюджетных трат за счет получаемых в отчетном периоде нефтегазовых доходов (при увеличении налогов для отрасли), а в случае, если доходы нефтегазовой отрасли оказываются ниже расчетных – Банк России продают валюту из ФНБ, получая рубли. По итогам 2022 года дефицит бюджета составил 3 306,13 млрд рублей. Наибольший дефицит бюджета в ежемесячном исчислении наблюдается в июле 2022 года – 892 млрд руб., в августе – 344,46 млрд руб. и в декабре – 3863,15 млрд рублей. В октябре из ФНБ для финансирования дефицита бюджета направлено 259,7 млрд руб.7, в ноябре – 300 млрд рублей8, в декабре – около 1 млрд рублей9. Согласно сообщению Минфина России10, в декабре 2022 года часть средств ФНБ на счетах в Банке России была реализована за 2 412 442,7 млн рублей, вырученные средства зачислены в целях финансирования дефицита бюджета.
7. Минфин в октябре направил 260 млрд руб. из ФНБ на погашение дефицита бюджета. Коммерсант. 8 ноября 2022 г. URL: >>>>

8. Минфин в ноябре потратил 300 млрд руб. из ФНБ на покрытие дефицита бюджета. РБК. 9 декабря 2022 г. URL: >>>>

9. ФНБ в декабре сократился почти на 1 трлн рублей. Ведомости. 18 января 2023 г. URL: >>>>

10. О результатах размещения средств Фонда национального благосостояния. Минфин России. 18 января 2023 г. URL: >>>>
17 Объем ФНБ11 по состоянию на 1 января 2022 года составлял 13 565,35 млрд руб. (11,7% ВВП), на конец года он составляет 10 434, 58 млрд руб. (7,8% ВВП). Таким образом, за 2022 год израсходовано 3 130,77 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2023 г. объем ликвидных активов – 6 132,65 млрд рублей. За январь 2023 года дефицит федерального бюджета составил рекордные 1,76 трлн pуб.; в целях его финансирования реализуется, в том числе, часть ФНБ в китайских юанях и золото12.
11. Данные о движении средств и результатах управления средствами Фонда национального благосостояния. Минфин России. 25 января 2023 г. URL: >>>>

12. О результатах размещения средств Фонда национального благосостояния. Минфин России. 06 февраля 2023 г. URL: >>>>
18 Согласно закону «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»13, предусмотрены бюджетные показатели, представленные в табл. 2. Таблица 2 Планируемые показатели федерального бюджета
Доходы, трлн рублей Расходы, трлн рублей Дефицит бюджета
2023 г. 26,13 29,06 2,93
2024 г. 27,24 29,43 2,19
2025 г. 27,98 29,24 1,26
Источник: ???
13. Принят закон о федеральном бюджете на 2023-2025 годы. Государственная дума. 24 ноября 2022 г. URL: >>>>
19 Как мы видим из данных ведомства, прогнозируется существенный дефицит бюджета во все плановые периоды. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что расчеты и планирование осуществлялись исходя из прогноза цены на нефть марки Urals в размере 70,1 долл. за баррель в 2023 году; 67,5 долл. за баррель в 2024 году; 65 долл. за баррель в 2025 году [1], в то время как Минфин России фиксирует снижение цены: в декабре 2022 года до 50,47 долл. за баррель, что почти в 1,5 раза ниже цены декабря 2021 года14, в начале января – 46,82 долл. за баррель15. В декабре объем экспорта сырой нефти из России по морю снизился на 22% по сравнению со средней величиной за предыдущие 11 месяцев16. Такого рода данные свидетельствуют о вероятном увеличении показателей дефицита бюджета из-за снижения нефтегазовых доходов в будущие периоды, что также отмечает среди основных рисков бюджета министр финансов А. Силуанов17. Заместитель председателя правительства А. Новак дополнительной проблемой считает высокий дисконт, возникающий из-за роста стоимости фрахта из-за рисков санкционного влияния на контрагентов и перевозчиков18.
14. О средней цене на нефть марки Urals. Минфин России. 5 января 2023 г. URL: >>>>

15. О средней цене на нефть и экспортной пошлине. Минфин России. 16 января 2023 г. URL: >>>>

16. WSJ: экспорт российской нефти по морю упал в декабре на 22%. Газета.ru. 29 декабря 2022 г. URL: >>>>

17. Силуанов назвал основные риски для бюджета на 2023 гoд. РБК. 27 декабря 2022 г. URL: >>>>

18. Новак признал возникшие из-за потолка цен на нефть сложности. Ведомости. 11 января 2023 г. URL: >>>>
20 Приведенные данные показывают сложность ситуации в части обеспечения бюджетного равновесия. Основные негативные тенденции: – при существенном размере нефтегазовых доходов в начале года, во втором полугодии отмечается их падение, которое, как показывают приведенные данные, не являлось пиковым значением. По статье ненефтегазовых доходов также отмечается снижение показателей, причем наиболее существенное пришлось на июль, август и октябрь. Падение доходной части бюджета было компенсировано разовыми взносами со стороны ПАО «Газпром». Показатели января 2022 года демонстрируют существенный спад доходов (в том числе, нефтегазовых – на 46%), что подтверждает серьезность нефтегазового кризиса в результате санкций и ограничений;
21 – расходы бюджета в 2022 году выросли почти на 26%, темпы роста расходов бюджета существенно превышают темп роста 2021 года (более, чем на 17%). Прирост расходов в январе 2023 года составляет 70%. Финансирование расходов стало осуществляться по новому правилу – установлено увеличение текущих бюджетных трат за счет получаемых в отчетном периоде нефтегазовых доходов;
22 – в результате расходования средств ФНБ на покрытие дефицита бюджета за 2022 год израсходовано 3 130,77 млрд рублей, по состоянию на 1 января 2023 г. объем ликвидных активов Фонда составил 6 132,65 млрд рублей. За январь 2023 года дефицит федерального бюджета составил рекордные 1,76 трлн рублей;
23 – в 2023-2025 гг. прогнозируется существенный дефицит бюджета, который в результате снижения цен на нефтегазовом рынке и увеличения издержек, вероятно, изменится в сторону увеличения.
24 Динамика социально-экономических показателей: ВВП, промышленное производство и торговля, занятость, доходы, демография, инфляция. Данные по ВВП в динамике представлены в табл. 3 [2]. Таблица 3 Индексы физического объема произведенного ВВП в постоянных ценах
Период Индекс, в % к соответствующему периоду предыдущего года Изменение
2021 год 104,7 + 4,7%
1 квартал 2022 года 103,5 + 3,5%
2 квартал 2022 года 95,9 -4,1%
3 квартал 2022 года 96,3 -3,7%
4 квартал 2022 года данные не опубликованы
Источник: ???
25 Начиная со 2 квартала 2022 года ВВП сокращается, что отражает отрицательный результат экономической деятельности за отчетный период. При росте ВВП в 2021 году на 4,7%, в 2022 году мы видим негативный тренд: -4,1% во 2-м и -3,7% в 3-м квартале года (данные 4 квартала на момент подготовки статьи отсутствуют). О негативной динамике свидетельствует также сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), который определяется на основе данных о динамике важнейших секторов экономики (промышленность, строительство, торговля и платные услуги)19. Наибольшее падение показателя отмечается в апреле (38,5) и сентябре (38,8) 2022 года (табл. 4). Индекс менее 50% (наблюдаемый с апреля по декабрь 2022 года) говорит о том, что в среднем по секторам экономики рост наблюдается менее чем в половине субъектов РФ, а в среднем по регионам – менее, чем в половине секторов [3]. Наблюдаемое снижение деловой активности вызвано влиянием санкционной политики, изменением и усложнением логистических цепочек при поставках, а также уходом с рынка иностранных производителей и инвесторов.
19. Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА). Высшая школа экономики. URL: >>>>
26 Таблица 4 Индекс региональной экономической активности
Месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11
Индекс РЭА 69,8 70,0 62,0 38,5 45,4 40,7 43,4 49,0 38,8 41,7 43,9
Источник: ???
27 Ключевые показатели, характеризующие состояние промышленности и торговли по итогам 2022 года, а также частные показатели, демонстрирующие чрезвычайные изменения, представлены в таблицах 5, 6, 7 [2].
Показатель/ месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
Индекс выпуска товаров и услуг, в % к пред. году 107,7 104,8 101,6 97,1 96,5 95,3 97,1 98,5 96,5 96,8 97,5  95,7
Индекс промышленного производства 108 105,4 102,3 97,4 97,6 97,6 99,5 99,9 96,9 97,4 98,2  95,7
Грузооборот транспорта 107,8 101,1 103,6 98,6 98,2 94,2 94,8 95,9 92,8 93,2 94,3  95,4
Грузооборот воздушного транспорта 117,5 102,5 18 15,4 14,2 16,9 15,7 18,7 18,3 18 18,9  21,3
Оборот розничной торговли 103,1 105,5 102 90,2 89,9 90,4 91 90,9 90,2 90,3 92,1  89,5
Объем платных услуг населению 111,6 108,2 104 100,9 101,2 101,5 101,6 103,5 100,6 100,7 102 101,2
28 Важным показателем экономической активности является грузооборот транспорта. Начиная с апреля 2022 года, фиксируется его снижение (в диапазоне от 1,4% до 7,2%), что является свидетельством стагнации в экономике. Особенно пострадавшими являются авиаперевозки – грузооборот с марта по ноябрь 2022 года не достигал 20% уровня 2021 г. (в декабре составил 21,3%). По данным оборота организаций сухопутного и трубопроводного транспорта, наблюдается существенный рост – более 20% ежемесячно – и водного транспорта (рост от 5,3% до 25,2%) при значительном падении оборота воздушного транспорта (в диапазоне от 15 до 34,7%). Таблица 5. Основные экономические показатели 2022 года Источник: [2].
29 Таким образом, авиаперевозки отчасти компенсируются сухопутными перевозками; вместе с тем, снижение оборота в целом по итогам года на 2,6% указывает на спад экономической активности.
30 Наблюдаемое с апреля 2022 года снижение физического объема выпуска товаров и услуг (от 1,5 до 4,7%) обусловлено спадом в ряде производственных отраслей. Объем производства при существенном росте в январе 2022 года на 8%, в апреле-декабре 2022 года сокращался, наибольшими темпам в сентябре – 3,1%, в апреле – 2,6%, в октябре – 2,6%, в декабре – 4,3%. Как показывает анализ данных, серьезно пострадавшей отраслью является производство автотранспортных средств и прицепов – в марте производство упало на 45,4% и находилось на уровне 50% от уровня 2021 года; в мае падение достигло 65,8%. По производству легковых автомобилей показатели в марте-декабре 2022 года находились в диапазоне от 3,3 до 36,1% от уровня 2021 года. Таким образом, уход с рынка иностранных автомобильных концернов привел к резкому сокращению товаров на рынке, возместить которое в условиях санкций довольно сложно, и к соответствующему росту цен на автотранспортные средства. Выручка организаций-производителей автотранспортных средств во втором квартале составляла менее 42% уровня 2021 года и понемногу росла далее, достигнув в декабре показателя в 58,7% от уровня 2021 года. По отдельным видам машин и оборудования также отмечается существенное падение, в частности – по производству лифтов : 31,4% за год; по производству экскаваторов – 53,2%, в то время как значительный рост зафиксирован по кузнечно-прессовым машинам – 63,3%, по тракторам - 28,2%, подшипникам – 15,8%, металлическим изделиям – 7%. Оборот организаций, занимающихся производством металлических изделий, за год вырос на 18,5%. Такого рода динамика объясняется сокращением импортной
31 Таблица 6 Оборот организаций (в % к соответствующему периоду прошлого года)
Отрасль / месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
Всего:, в том числе: 132,8 129,5 130 115,3 108,9 105 100,3 102,9 99,1 95,2 96,4 95,8
добыча полезных ископаемых 171,1 175,5 199,1 145,1 122,2 110,7 96 100 89,8 84,6 80,9 80,8
лесоводство и лесозаготовки 125,9 136,1 129,6 126,9 116,1 103,7 90,4 81,1 77 78,4 80,1 84,8
производство пищевых продуктов 126,4 118,4 126,4 29,4 27,9 119,9 122,8 116 115,6 114,9 113,8 111,7
производство одежды 127,7 146,6 136,4 156 145,9 133,6 160,6 137,1 141,8 136,6 149,4 140,8
производство металлургическое 145,5 134,3 143,4 126,1 111,2 90,4 74,5 92,9 88 83,3 83,6 81,8
производство химических веществ и продуктов 182,2 172,7 159,3 133,8 119,6 110,9 107,9 107,4 94,8 89,5 85,5 79,0
обработка древесины, производство изделий из дерева (кроме мебели) 137,8 141,3 137,4 103,4 87,4 78 67,3 66,7 63,8 61,8 65,3 76,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 126,5 109,5 185 103,3 98,8 101,3 90,1 79,4 89,8 72,8 78,6 92,8
производство компьютеров, электрон. и оптич. изделий 124,2 116,5 88,3 90,4 62,2 87,3 101,9 96,2 103,5 114,7 113,7 124,6
производство автотранспортных средств, прицепов 135,3 110,6 68,3 41,8 39,5 39 43,5 56,1 53 54,4 54,3 58,7
строительство 110,4 124,1 108,2 113,1 104,2 98,6 105,7 109,4 101,8 112,5 110,4 112,4
деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта 127,5 134,3 124,9 123,3 114,6 120,6 127 126,5 124,9 123,4 126,2 126,2
деятельность водного транспорта 140,4 131,3 125 125,2 113,9 105,3 109 118,6 110,3 113,1 109,1 103,3
деятельность воздушного и космического транспорта 167,2 152,4 95,8 65,3 73,4 71,5 82,6 85 85,1 80,2 80,6 80,1
деятельность гостиниц и общественного питания 121,4 114 98,6 85,8 86,2 90,9 94 94,8 95,4 101,7 111,9 97,6
оптовая торговля 107,9 102,9 99,5 88,1 84,7 81,8 74,8 79,8 77,9 78 81,3 83,2
Источник: [2].
32 Таблица 7 Индекс производства по отдельным видам продукции
Вид производственной продукции/месяц 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
древесина, изделия из дерева (кроме мебели) 103,7 106,4 98,6 94,6 88,6 84,5 79,3 80,4 80,2 79,9 78,4 80,9
пищевые продукты 105,4 104,2 101,3 98,2 99,5 100,6 96,1 97,7 101,6 100,1 101,1 100,5
лекарственные средства и медицинские материалы 100,5 128,2 143,5 132,0 130,2 116,0 118,1 114,4 112,2 92,1 85,4 69,3
одежда 98,1 98,5 102,5 91,9 96,2 94,9 103,2 103,1 105,8 112,2 108,8 110,4
автотранспортные средства, прицепы 114,7 102,0 54,6 38,7 34,2 37,8 41,8 57,4 48,2 54,7 47,4 52,6
автомобили легковые 101,7 86,2 27,9 14,6 3,3 11 19,4 31 22,6 36,1 21,2 32,0
стиральные машины 126,8 91,3 50,2 50,5 40,8 41,6 43,5 38,2 42,1 46 40,3 31,9
холодильники и морозильники бытовые 93,6 86,2 47,3 54 41,9 47,7 53,1 49,5 57,6 8,7 65,2 53,3
вагоны 57,4 100,7 105,4 75,4 60,2 92,2 82,3 56,9 122,2 115,6 79,1 157,7
металлические изделия 163,9 99,3 99,4 107,0 91,6 84,7 135,0 121,1 95,0 105,1 116,2 101,1
спецодежда 114,7 120,9 123,1 121,2 127,8 143,6 161,7 164,2 160,4 220 220 300
мясные консервы 125,1 115,4 135,3 129,3 132,5 126,1 130,5 125,1 119,8 144,5 149,1 159,1
консервы для детского питания - - - - - - 74,3 82,8 82,3 87,2 95,6
Источник: [2].
33 составляющей в производстве и отчасти ростом ВПК.
34 В 2022 году существенно сократилось производство бытовой техники, обусловленное также уходом с рынка иностранных производителей, в частности холодильников и стиральных машин – с марта по декабрь объем производства находился на уровне 50%. Уход иностранных производителей детского питания имеет следствием снижение производства на 25,7% в августе с постепенным восстановлением к концу года (данные ранее не публиковались), что также существенно отразилось на росте цен на продукцию. Из-за международных экономических санкций сократилось производство изделий из древесины - наибольшее падение в июле (20,7%) и в ноябре (21,6%) (по производству фанеры падение за год на 28,8%, паркета на 31,8%). Ввиду внешнеэкономических ограничений выручка организаций-производителей древесины и изделий из дерева существенно сократилась во втором полугодии – более, чем на 30%; организаций, занимающихся лесозаготовкой – около 20%.
35 Индекс промышленного производства по итогам года демонстрирует незначительное снижение (-0,6%) в основном за счет роста обрабатывающих производств, в том числе, химической и пищевой продукции, производства одежды. Как часть положительной динамики, отмечается рост производства лекарственных средств с января по сентябрь 2022 года, при накопительном сокращении в последние месяцы года, ввиду, вероятно, исчерпания сырьевых запасов (в декабре производство снизилось более чем на 30% к декабрю 2021 года), а также устойчивый существенный рост производства спецодежды (до 220-300% от уровня 2021 года) и мясных консервов (рост более 50% в конце года).
36 В производственном секторе по итогам года особенно обращает на себя внимание агропромышленный комплекс. Рекордный урожай 2022 года привел к избытку продукции сельхозорганизаций. В целом производство сельскохозяйственной продукции в 2022 году выросло на 10,2%, в том числе, по сбору зерна – на 26,7%. Однако, ввиду санкционных ограничений, высоких экспортных пошлин, отказа от закупок продукции в резервы Минсельхоза и проблем с логистикой, реализация продукции осложнена. Так, по состоянию на 31 декабря запасы по зерновым и зернобобовым, например, превышали показатели 2021 года на 43,6%. Объем реализации зерна за 2022 год вырос лишь на 7,4%, что на 19,3% ниже темпов роста его производства, что влечет за собой увеличение затрат производителей на логистику и хранение продукции. Вместе с тем, ряд экспертов прогнозируют в 2023 году дополнительные проблемы, связанные с дефицитом сельхозтехники и импортных запчастей, кадров, а также сложности в закупке качественных семян и средств защиты растений20. Таким образом, общие тенденции к росту в условиях кризиса сопровождаются структурными сложностями в отраслях.
20. Из полей доносится тревога. Коммерсант. 06 февраля 2023. URL: >>>>
37 Оборот организаций оптовой торговли устойчиво сокращался – в целом, за год на 14,5%. Объем платных услуг населению в течение года демонстрирует рост 3,2%. Кризисные явления также оказали значительное влияние на оборот розницы: с апреля 2022 года отмечалось ежемесячное падение более 9%, причем, в розничной торговле непроизводственными товарами существенный спад наблюдался не только в крупнейших городах, но и, более высокими темпами, в бедных регионах ввиду сокращения населением потребления [7], в том числе, из-за роста цен.
38 Общий индекс потребительских цен за 2022 год составляет 113,8%. Наиболее существенный рост отмечается по продуктам питания (15,8%), моющим и чистящим средствам (27,4%), бытовым приборам (20,1%), медикаментам (10,2%). По услугам наибольший рост отмечен в медицине (10,3%), пассажирском транспорте (10,2%), бытовым услугам (11%), услугам зарубежного туризма (54%) и услугам страхования (20,7%). По состоянию на 6 февраля Банк России оценивает годовую инфляцию в 11,8%, по прогнозу на 2023 год предполагается снижение инфляции до 5-7%, на 2024 – до 4%.
39 В целом, можно констатировать, что вследствие внешних шоков серьезного падения российской экономики не произошло, при этом не наблюдается и значимых признаков восстановления экономики к концу года. Отмечаются структурные изменения в промышленности, переориентация производства и изменение логистики поставок импортной продукции. Вместе с тем, вероятен отложенный эффект санкций и, соответственно, последствий для экономики. В 2023 году производственный сектор будет определяться нефтегазовой отраслью, переориентацией российского экспорта на новые направления, развитием транспортной инфраструктуры, а также тем, насколько эффективно отечественные производители продолжат выстраивать новые логистические цепочки и цепочки поставок [6]. Опыт других стран, находящихся под санкциями, позволяет выявить дополнительные возможные риски, в том числе: падение занятости населения в импортно-конкурентной и экспортной отраслях, что имеет следствием перераспределение рабочей силы; снижение производительности труда; рост теневой экономики, а также последствия для общей занятости в обрабатывающей промышленности [10].
40 Среди показателей, затрагивающих социальную сферу, наиболее важным признается уровень безработицы – согласно данным Росстата, в декабре 2022 года он составляет 3,7% (при учете населения в возрасте от 15 лет), что характеризует стабильное состояние рынка труда. Вместе с тем, обращают на себя внимание довольно существенные показатели неполной занятости населения (табл. 8): более 4,5 млн человек находятся в простое, работают неполный рабочий день или находятся в отпусках без сохранения оплаты (в том числе, в отпусках без оплаты труда находятся почти 10% списочной численности работников). Наибольшие показатели неполной занятости отмечаются в сфере автопроизводства и производства оборудования, обработки древесины, а также в гостиницах, в сфере общественного питания и курьерской деятельности. Наиболее высокие риски неполной занятости в индустриальных регионах центра, Поволжья и части Урала [7]. Такого рода скрытая безработица свидетельствует о тревожной ситуации на рынке труда, особенно в условиях отраслевой специфики ограничения занятости.
41 Таблица 8 Данные о неполной занятости населения
Работали неполное рабочее время Находились в простое В отпусках без сохранения заработной платы
Всего - тыс.чел. в % к списочной численности Всего - тыс.чел. в % к списочной численности Всего - тыс.чел. в % к списочной численности всего, тыс. чел.
II кв. 1100,2 3,3 345,2 1 2882,9 8,6 4 328,3
III кв.21 1120,5  3,4  239,8  0,7  3298,4   9,9 4 658,7
Источник: ????
21. Данные за 1 и 4 квартал не публиковались.
42 В длительной перспективе это может привести к увеличению реальной безработицы, либо к перераспределению занятости, что может иметь следствием потерю узкоспециализированных кадров в промышленности, ввиду сокращения и упрощения производственных мощностей. Данный негативный тренд может иметь в перспективе отложенные последствия. А фиксируемый низкий уровень безработицы обеспечивается отчасти естественной убылью населения, миграционным оттоком и частичной мобилизацией.
43 Реальная заработная плата, начиная со 2 квартала 2022 года снижается, пенсии в реальном выражении за год сократились на 5,8% (табл. 9). Номинальные начисленные доходы 2 квартала выросли чуть более 15%, однако, существенный рост инфляции привел к сокращению реальных доходов. В 1 полугодии22 2022 года доходы в месяц более 60 000 рублей имели 18,2% общей численности населения, более 100 000 рублей – 5,5% населения. Объем социальных выплат во 2 квартале 2022 года составил 4,1 трлн руб., или 21,2% в структуре доходов населения. Отметим, что, по оценкам Росстата, по итогам 3 квартала 2022 г. 15,3 млн россиян (около 10,5% граждан) жили на доходы ниже границы бедности (13 688 рублей). Таким образом, несмотря на официальные показатели безработицы, в структуре занятости наблюдаются негативные тенденции, и уровень жизни населения остается невысоким. Последствия экономического кризиса в большей мере отразятся на населении с наименьшими доходами, что имеет следствием увеличение бюджетных расходов на социальные выплаты.
22. Данные за 2 полугодие не публиковались.
44 Таблица 9 Реальные доходы
Показатель 1 квартал 2022 к 1 кварталу 2021 2 квартал 2022 ко 2 кварталу 2021 3 квартал 2022 к 3 кварталу 2021 2022 к 2021
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата 3,10% -5,40% -1,90% данные не публиковались 
Реальный размер назначенных пенсий -3,90% -5,50% -15,9% (с учетом единовременной выплаты в сентябре 2021 г.) - 5,8% (с учетом единовременной выплаты в сентябре 2021 г.)
Источник: ???
45 Отдельные исследовательские агентства фиксируют структурные сдвиги на рынке труда – отмечается рост кадровой конкуренции в отрасли ВПК, сочетающийся с увеличением проблем в гражданских отраслях23. В региональном обзоре Банка России отмечается, что в ряде отраслей потребность в работниках в декабре 2022 года сократилась на 17,8%. Вместе с тем, на многих предприятиях наблюдался дефицит кадров в связи с ростом выпуска оборонной и импортозамещающей продукции и одновременным сохранением сотрудников на условиях неполной занятости на предприятиях с ограниченным выпуском продукции24. По итогам декабря, 50% предприятий испытывало дефицит кадров, большая часть которых – в высокотехнологичных отраслях. Дефицит кадров (особенно – специалистов высокой квалификации) отмечался в машиностроении, металлургии, строительстве, в агропромышленном секторе, в транспортной отрасли.
23. На пределе изысканий. Коммерсант. 6 февраля 2023 г. URL: >>>>

24. Региональная экономика: комментарии ГУ. Банк России. № 17. 1 Февраля 2023 г. URL: >>>>
46 В целом, по численности населения продолжается многолетний негативный тренд: сокращается рождаемость, существенно растет естественная убыль населения, которая в 2021 году составляла более 1 млн человек, в 2022 году – более 500 тыс. человек. (табл. 10). В предыдущие годы убыль населения отчасти компенсировалась за счет миграционного фактора, однако, в 2022 году зафиксировано миграционное снижение – около 800 человек. Число выбывших из России увеличилось на 390,5 тыс. человек (в 2,7 раза). Вместе с тем, в официальных данных по миграции учитываются только официально зарегистрированные выбывшие, в то время как из деловой прессы мы получаем данные о рекордных показателях выездов в 2022 году граждан России в страны ближнего зарубежья25, что в случае даже временного изъятия трудовых ресурсов негативно влияет на состояние экономики. Негативный тренд с изъятием ресурсов также косвенно подтверждается данными Банка России о чистом оттоке капитала в 2022 году в размере 251 млрд долл. (при 74 млрд долл. в 2021 году)26. В своем региональном обзоре Банк России подчеркивает, что рост притока трудовых мигрантов недостаточен для восполнения дефицита кадров, а количество прибывающих высококвалифицированных специалистов сократилось на 29%. Таким образом, экономика испытывает сложности с восполнением наиболее качественных трудовых ресурсов, что дополнительно усложняет процесс ее структурной трансформации и импортозамещения в промышленности.
25. ФСБ раскрыла число выездов россиян за границу. РБК. 5 ноября 2022 г. URL: >>>>

26. Среднесрочный прогноз Банка России. Банк России. 28 октября 2022 г. URL: >>>>
47 Важнейшим элементом экономической стабильности является банковский сектор, который в настоящее время становится наиболее закрытым в части публикации данных. Как уже отмечалось, банки и страховые организации не публикуют отчетные данные, информация
48 Таблица 10 Показатели демографии
Показатель/год 31.12.2019 31.12.2020 31.12.2021 2022 (январь-ноябрь)
Численность населения (млн человек) 146,7  146,2 145,6 145,0
Родившихся (тыс. чел.) 1484,5 1435,8 1402,8 1197,8
Умерших (тыс. чел.) 1800,7 1435,8 2445,5 1741,2
Естественный прирост (убыль) (тыс. чел.) (316,2) (688,7) (1042,7) (543,4)
Прибывшие (тыс. чел.) 626,2 531,1 603,8 622,1
Выбывшие (тыс. чел.) 366,8 440,0 232,4 622,9
Миграционный прирост (снижение) (измер.) 233,8 91,1 371,4 (0,8)
Занятые (млн чел.) 71,9 70,6 71,7 72,0
Источник:????
49 Банка России о нормативах, капитале и прибыли кредитных организаций также не раскрывается. В экономической прессе появляются данные о рекордных убытках банковского сектора в размере 1,5 трлн рублей за первое полугодие 2022 года27, хотя из-за послаблений Банка России, снижения ставок и восстановления доходов по итогам года банковский сектор получил прибыль в размере 203 млрд руб., что является худшим показателем за 7 лет (при доходе в 2021 году в 2,4 трлн руб.)28. Проблемы доступности банковских услуг, вызванные дефектами, свойственными олигополистической структуре рынка и негативными эффектами избыточного присутствия государства в капитале ее институтов [9], усиливаются общим социально-экономическим фоном, который банковское регулирование не способно радикально выправить.
27. ЦБ впервые раскрыл убыток банков в кризис. РБК. 2 сентября 2022 г. URL: >>>>

28. Банковский сектор вышел в прибыль по итогам 2022 года. Ведомости. 27 января 2023 г. URL: >>>>
50

* * *

51 Полученные данные свидетельствуют о негативных тенденциях в показателях исполнения федерального бюджета, в долгосрочной перспективе не отмечается признаков положительной бюджетной динамики. В экономике наблюдается снижение экономической активности по ряду отраслей, показатели доходов и занятости не демонстрируют роста, инфляция возрастает.
52 Проведенное исследование позволяет заключить, что в целом по итогам года падение экономических показателей не столь значительно, российская экономика находится в состоянии стагнации, и лишь по ряду отраслей фиксируется серьезный спад. Вместе с тем, международная обстановка и принимаемые политические решения влекут за собой отложенные последствия.
53 Первые месяцы 2022 года демонстрировали ощутимый рост деловой активности, но уже во 2 квартале 2022 года отмечалось воздействие внешних шоков. Потенциал долгосрочного воздействия замедления хозяйственной и инвестиционной активности довольно трудно прогнозируем, особенно в условиях нетипичных кризисных явлений и информационных ограничений. Не исключено, что в среднесрочной перспективе экономическая ситуация осложнится ввиду усиливающегося санкционного воздействия и сложной структурной перестройки промышленности в условиях кадрового дефицита.
54 В условиях внешних ограничений потенциал восстановительного роста может быть обеспечен в значительной степени на основе внутренних факторов, что предполагает дополнительные затраты и новые источников финансирования [8]. Учитывая дотационный характер регионального развития, а также зависимость отдельных отраслей от бюджетного субсидирования, особую значимость будут иметь бюджетные инструменты поддержки экономики, возможности которых, при существующей динамике структуры федерального бюджета, на данном этапе не очевидны. Вполне вероятным представляется расширение налогообложения отдельных секторов (что отчасти подтверждается дискуссией об изменении подходов к расчету НДПИ) и категорий населения, увеличение экспортных пошлин с целью компенсации выпадающих доходов бюджета.
55 Таким образом, перспективы экономической политики будут зависеть от динамики на рынке энергоресурсов, а также от возможностей обеспечения структурной перестройки рынка за счет внутренних факторов и за счет переориентации торговли на азиатские рынки.

References

1. Minehkonomrazvitiya (2022). Prognoz sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya RF na 2023 god i na planovyj period 2024 i 2025 godov. Moskva, 28 sentyabrya.

2. Rosstat (2023). Doklad «Sotsial'no-ehkonomicheskoe polozhenie Rossii». Moskva, 08 fevralya.

3. Smirnov S.V., Frenkel' A.A., Kondrashov N.V. Indeksy regional'noj ehkonomicheskoj aktivnosti // Voprosy statistiki. 2016. № 12. S. 29-38.

4. Minfin (2023). Otsenka ispolneniya federal'nogo byudzheta za yanvar'-dekabr' 2022 goda. Moskva, 18 yanvarya.

5. Bank Rossii (2022). Statisticheskij byulleten' Banka Rossii № 12 (355). Moskva.

6. Kaukin A.S., Miller E.M. Dinamika promyshlennogo proizvodstva v yanvare-oktyabre 2022 goda // Monitoring ehkonomicheskoj situatsii v Rossii № 12 (165). Institut Gajdara. Moskva.

7. Zubarevich N.V. Regiony Rossii v novykh ehkonomicheskikh usloviyakh // Zhurnal Novoj ehkonomicheskoj assotsiatsii. 2022. № 3 (55). S. 226-234.

8. Ershov M.V. Rossijskaya ehkonomika v usloviyakh novykh sanktsionnykh vyzovov // Voprosy ehkonomiki. 2022. № 12. S. 5-23.

9. Fiapshev A.B., Travkina E.V., Poznyakov V.V. Transformatsiya struktury bankovskogo sektora rossijskoj ehkonomiki i ee vliyanie na regional'noe razvitie // Regionologiya. 2020. № 4 (113). S. 695-722.

10. Kelishomi A.M., Nistico R. Employment effects of economic sanctions in Iran // World Development, 2021. No 151, pp. 1-53.

Comments

No posts found

Write a review
Translate