Improving tax incentives for water saving in the commercial sector of the republic of Uzbekistan
Table of contents
Share
QR
Metrics
Improving tax incentives for water saving in the commercial sector of the republic of Uzbekistan
Annotation
PII
S020736760022711-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
А. Rassulev 
Affiliation: Tashkent State Economic University
Address: Uzbekistan,
S. Voronin
Affiliation: Tashkent Branch of Plekhanov Russian University of Economics
Address: Uzbekistan
Darya Ugay
Affiliation: Banking and Finance Academy
Address: Uzbekistan, Tashkent
Edition
Pages
99-113
Abstract

The article discusses the ways of applying the water tax paid by the commercial sector in the Republic of Uzbekistan. The author reveals the inefficiency of the current taxation mechanism and poor tax incentives for water saving. Proposals are formulated to modernize the existing water taxation mechanism and a number of measures are put forth to create a modern system for regulating the consumption of water resources, stimulating their economical use.

Keywords
taxation, water resources, water use limits, tax incentives, water conservation, tax on the use of water resources
Date of publication
10.11.2022
Number of purchasers
12
Views
546
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 В последние годы в мире нарастают проблемы в сфере водопотребления. Ухудшается ситуация с использованием водных ресурсов и в странах Центральной Азии, в том числе в Узбекистане. По методологии ФАО, использование воды в республике достигло критического уровня – 169% от водных запасов (по методике международного агентства statista.com – 4,35 баллов по 5-ти балльной шкале). Около 80% водных ресурсов страны формируется за счет трансграничных водотоков. В республике из-за дефицита воды и действия других неблагоприятных факторов каждую минуту 9 кв. м территории превращаются в пустыню1.
1. Использование воды в Узбекистане достигло критического уровня – ФАО. URL: >>>> ; Базовый показатель водного стресса во всем мире в 2020 году, по отдельным странам. URL: >>>>
2 Процесс опустынивания с каждым годом усиливается, в особенности в южных, восточных, северных и все более – в западных регионах нашей страны. Границы пустынь Карначуль, Мирзачуль, Шерабад, Далварзин, а также пустынь Республики Каракалпакстан продолжают расширяться. К их числу за последние годы добавилась самая молодая пустыня мира – Аралкум, объединившая пустыню Каракум в Туркменистане и Кызылкум в Узбекистане (ранее через их середину протекала Амударья).
3 Согласно прогнозу Института мировых ресурсов, к 2040 году Узбекистан может стать одной из 33 стран с наибольшим дефицитом воды, что подчеркивает необходимость перехода к практике устойчивого управления водными ресурсами и широкого использования ресурсосберегающих технологий во всех отраслях национальной экономики2.
2. Возможности эффективного использования энергии и воды в муниципальных водохозяйственных системах. Альянс за сбережение энергии Офисом по энергетике, окружающей среде и технологиям при Бюро по вопросам экономического роста, сельского хозяйства и торговли Агентства США по международному развитию (USAID). URL: >>>>
4 На опустынивание территории влияют как природные, так и антропогенные факторы. Действие природных процессов неподвластно человеку. В то же время, антропогенные факторы напрямую связаны с деятельностью человека и включают в себя неправильную ирригацию, загрязнение земель, промышленные отходы и добычу горных пород, песка и полезных ископаемых. 
5 Какие отрасли больше всего используют водные ресурсы в республике? Из всех задействованных водных ресурсов наибольшая их часть расходуется в сельском хозяйстве 90%, (в коммунальном секторе – 4,2%, энергетике – 2,3%, промышленности 1,3% и рыбоводстве – 1,2%)3.
3. Об утверждении Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020- 2030 годы. Указ Президента Республики Узбекистан от 10.07.2020 г. № УП-6024. URL: >>>>
6 Узбекистан выращивает около 80 видов сельхозпродукции, среди которых хлопчатник, зерно, рис, картофель, масличные и другие культуры. Общий объем производства продукции растениеводства в 2021 году составил 151,1 трлн сумов (13,8 млрд долл.) или 103,1 к уровню 2020 года. В 2021 году по всем категориям хозяйств было произведено 7,5 млн тонн зерновых культур; 10,8 млн тонн овощей, в том числе 3,3 млн тонн картофеля; 2,3 млн тонн бахчевых культур; 2,8 млн тонн плодов и ягод. За последние 10 лет в республике производство сельхозпродукции выросло в 6,6 раза! Это негативно сказалось на состоянии земельно-водных ресурсов4.
4. Произведенная продукция растениеводства в республике. 29 марта 2022 года.
7 В настоящее время в республике из 20,2 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения 20,7% являются орошаемыми. За последние 15 лет наличие орошаемых земель на душу населения снизилось на 24% (с 0,23 га до 0,16 га). Это является результатом роста населения, сокращения объемов водоснабжения и перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земельного фонда. Согласно прогнозам, в течение следующих 30 лет площади орошаемых земель могут сократиться еще на 20-25%.
8 В то же время, в стране 70% ирригационных сетей не имеют антифильтрационного покрытия, и часть воды теряется при транспортировке до полей. Существующая ирригационная инфраструктура, а также большая часть насосных станций эксплуатируется более 30-40 лет и нуждается в реконструкции или капитальном ремонте. Учитывая высокую степень зависимости земледелия от ирригации, ситуация может ухудшиться с увеличением засушливости в результате изменения климата и продолжающегося применения традиционных методов полива.
9 В связи с этим, в соответствии со Стратегией развития сельского хозяйства на период 2020-2030 гг. предусматривается, что общая площадь сельскохозяйственных земель с внедрением водосберегающих технологий возрастет с 1,7% в 2018 г. до 20% – в 2025 году и до 32% – в 2030 году (п.4.3 «Дорожной карты»)5.
5. >>>> развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. URL: >>>>
10 Несмотря на принятие серьезных планов по расширению использования водосберегающих технологий, в настоящее время в республике только на 1,7% орошаемых земель внедрено капельное орошение. Отсутствие эффективного механизма восполнения расходов на использование воды в сельском хозяйстве сдерживает широкое внедрение водосберегающих технологий6. По словам руководителя социального проекта Hashar Wеек Суны Пак, «одним из факторов, приводящих к опустыниванию, является недостаточно рациональная организация сельского хозяйства». Технология капельного орошения сельхозкультур в Узбекистане функционирует не в таких больших масштабах, как хотелось бы7.
6. Стратегия  развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы (пункт IV). URL: >>>>

7. В Узбекистане идет стремительное опустынивание территории: причины, последствия и пути решения. 
11 Кроме сельского хозяйства, в республике активно развиваются промышленные и другие отрасли, которые также потребляют водные ресурсы. Прогнозируется, что общее годовое водопотребление данных отраслей возрастет с 2 млрд куб. м до 3,5 млрд куб. метров к 2030 году или в 1,8 раза. К 2030 году в республике ожидается рост населения до 39 млн чел., а также – увеличение их потребности в воде с 2,3 млрд куб. м до 2,7-3,0 млрд куб метров (на 18-20 %). Действие только этих двух масштабных факторов в условиях сокращения водных источников еще больше повысит нагрузку на сферу водоснабжения8.
8. Об утверждении концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 гг. Указ Президента от 10.07.2020 № УП-6024. >>>>
12 В самой водохозяйственной сфере также нарастают проблемы. Так растет износ объектов инфраструктуры и оборудования водохозяйственной сферы, от чего зависит качественная и своевременная доставка воды потребителям и ее очистка. Срок службы большинства объектов инфраструктуры водного хозяйства превышает 50-60 лет, а их техническое состояние ухудшается из года в год (77% оросительной сети ассоциаций водопотребителей и фермерских хозяйств имеют земляное русло, 44% сети требуют ремонта и восстановления, 10% сети – реконструкции).
13 В целях повышения эффективности водопользования в октябре 2021 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании». Данным нормативным актом усиливаются полномочия органов государственной власти и управления в сфере регулирования отношений, связанных с водой. Установлено, что деятельность ассоциаций водопотребителей финансируется за счет ежегодных членских взносов их членов, платежей за поставку воды и другие водохозяйственные услуги на договорной основе и иных источников, не запрещенных актами законодательства. В число обязанностей потребителей также входит обязательное внедрение цифровых технологий9.
9. Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании». URL: >>>> ; Одобрен Закон, направленный на регулирование отношений, связанных с водой и водопользованием. URL: >>>>
14 Одновременно, всем предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам запрещается нарушать режим водоохранных и санитарно-защитных зон водных объектов. К обязательствам водопотребителей, использующих водные ресурсы для нужд сельского хозяйства, относятся такие требования, как эффективное использование субсидий из государственного бюджета на каждый проект по внедрению водосберегающих технологий в течение не менее 5 лет, а также проведение агротехнических мероприятий, позволяющих экономить воду.
15 Устанавливается, что мероприятия по защите от вредного воздействия на водные ресурсы осуществляются на объектах, находящихся на балансе организаций, финансируемых из госбюджета – за счет средств соответствующих бюджетов, а на объектах, находящихся на балансе водопотребителей – за счет собственных средств.
16 Предполагается, что, благодаря внесенным новшествам, будет создана возможность ускорения внедрения водосберегающих технологий орошения и рационального использования воды. Расширены полномочия ассоциаций водопотребителей по регулированию водопользования, внедрены принципы государственно-частного партнерства в использовании водохозяйственных объектов, обеспечено своевременное взимание платы за оказанные водохозяйственные услуги.
17 В соответствии со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, утвержденной 28 января 2022 года, предусматривается реализация государственной программы по коренному реформированию системы управления водными ресурсами и экономии воды. Планируется сэкономить не менее 7 млрд куб. метров воды за счет эффективного использования водных ресурсов (Цель 31 Стратегии развития)10.
10. О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60. URL: >>>>
18 Учитывая нарастание проблем в сфере водопользования в июле 2022 года, в республике принят закон «О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод». В соответствии с принятым нормативным актом, гарантируется обеспечение потребителей питьевой водой установленного качества. Специальным уполномоченным государственным органом в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в республике является Министерство жилищно-коммунального обслуживания11.
11. Президент подписал закон «О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод». 24.07.2022 года. URL: >>>>
19 По мнению директора Института сейсмологии Академии Наук Узбекистана Вахоба Рафикова, в настоящее время специалисты изучают методики борьбы с опустыниванием, действующие в таких странах, как Китай, Египет и Израиль. Рассматриваются возможности их использования в Узбекистане с учетом адаптации действующих технологий для местного региона12.  
12. В Узбекистане идет стремительное опустынивание территории: причины, последствия и пути решения. 
20 Примером успешной борьбы с опустыниванием является Израиль. В этой стране на 95% территории преобладает сухой и засушливый климат, а на 60% территории страны располагается пустыня Негев. Программа Израиля по борьбе с опустыниванием  направлена  ​​на централизованное управление водными ресурсами. Такое управление включает переброску воды из относительно обеспеченных влагой районов в районы с дефицитом воды, создание запасов воды и использование ее в засушливые годы, повторную очистку сточных вод для использования в сельском хозяйстве, пересадку деревьев в пустынных районах, адаптацию растений к водным, климатическим и почвенным условиям.
21 Важное место в создании эффективной системы использования водных ресурсов имеют экономические инструменты, в частности – механизм налогообложения и налоговые стимулы, установленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан13. В этих целях в республике применяется налог на пользование водными ресурсами.
13. Налоговый кодекс Республики Узбекистан (новая редакция). URL: >>>>
22 За период 2019-2021 годы число плательщиков налога на пользование водными ресурсами возросло более чем в 2,8 раза (табл.1). Наибольший рост числа плательщиков данного налога имел место в 2019 году при переходе к новым правилам при выборе налогового режима (от численности занятых работников к объему выручки). Так, в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, число плательщиков данного налога возросло в 16,3 раза.
23 За период 2019-2021 годы объем поступлений по налогу на пользование водными ресурсами в Госбюджет возрос в 2,18 раза (с 314 млрд сум, или 0,2% Госбюджета, до 684,3 млрд сум, или 0,4% Госбюджета) и данные поступления в последние годы составляют примерно 0,1% ВВП14.
14. Составлено на основе данных Минфина и ГНК Республики Узбекистан. URL: >>>> ; >>>>
24 Таблица 1
25 Индикаторы по налогу на потребление водных ресурсов
Индикаторы 2019 2021 Рост (в разах)
1 Поступления налога в Госбюджет (млрд сум) 314,0 684,0 2,18
2 Доля поступлений налога в Госбюджете (%) 0,2 0,4 2,0
3 Доля поступлений налога в ВВП (%) 0,1 0,1 1,0
4 Число налогоплательщиков налога (единиц) 56024 154731 2,8
Источник: составлено авторами на основе базы открытых данных Минфина и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (URL: www.mf.uz ; www.soliq.uz ).
26 В 2021 году наибольшая часть поступлений по данному налогу была обеспечена налогоплательщиками из сферы сельского хозяйства – 44% (в 2020 г. – 26%). В соответствии с Налоговым кодексом в новой редакции (2020 г.) , все хозяйствующие субъекты стали плательщиками налога на воду. При заборе водных ресурсов без разрешительных документов, сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в 5-кратном размере, а также начисляются штрафные санкции. При использовании воды из поверхностных источников предприятиями, осуществляющими мойку автотранспортных средств, налоговая ставка также устанавливается в 5-кратном размере от установленных налоговых ставок.
27 Налогоплательщики, за исключением сельхозпредприятий, дехканских хозяйств и некоторых других лиц, уплачивают авансовые платежи по налогу за воду. В случае занижения за налоговый период суммы авансовых платежей, по сравнению с суммой, подлежащей поступлению в бюджет более чем на 10%, налоговый орган имеет право пересчитывать авансовые платежи с начислением пени.
28 В 2021 году рост поступлений в Госбюджет по данному налогу, по сравнению с 2020 годом, был обеспечен за счет индексации налоговых ставок на уровне 10% – для предприятий всех отраслей (за исключением промышленных предприятий, электростанций и жилищно-коммунального хозяйства), и 30% – для индивидуальных предпринимателей, а также уплаты налога сельскохозяйственными предприятиями за 2020 г. в начале 2021 года (фактический срок уплаты налога установлен до 15 декабря)15.
15. Султанов Д. Информационное сообщение об изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц. 30.12.2021. № 06/04-01-01-32/2987. Налоговые и таможенные вести, №1-2, 11.01.2022. С. 3.
29 На рост поступлений по налогу на воду сказалось введение с 2021 г. и нового порядка применения данного налога, в рамках которого налогоплательщики должны ввести раздельный учет по видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим ставкам. Ранее налоговые ставки устанавливались в зависимости от категории налогоплательщиков и не учитывали объем воды, используемой на различные цели.
30 В 2022 году ставки налога на водные ресурсы, забираемые из поверхностных и подземных источников в пределах установленного лимита, устанавливаются в абсолютной величине за один кубический метр (табл.2).
31 Таблица 2
32 Ставки налога на пользование водными ресурсами в Узбекистане
33 на 2022 год
Налогоплательщики и объекты налогообложения Налоговая ставка за 1 куб. м (в сумах)
поверхностные источники водных ресурсов подземные источники водных ресурсов
1. Предприятия всех отраслей экономики (за исключением указанных в пунктах 2-3), а также индивидуальные предприниматели 240 290
2. Предприятия промышленности 520 620
3. Электростанции и предприятия коммунального обслуживания 80 100
4. Объем воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства 40 40
5. Объем воды, используемой для мойки автотранспортных средств 2190 2190
6. Объем воды, используемой для производства безалкогольных напитков и алкогольной продукции, кроме пива и вина 27700 27700
Источник: Налоговый кодекс Республики Узбекистан (новая редакция), статья 445. URL: https://lex.uz/docs/4674893
34 Из таблицы видно, что с 1 января 2022 года в республике общеустановленная ставка налога на пользование водными ресурсами составляет 240 сум (0,022 долл. США) за 1 куб. метр из поверхностных источников и 290 сум (0,027 долл. США) – из подземных источников. При этом для предприятий промышленности установленные повышенные ставки данного налога, составляют, соответственно, 520 сум (0,048 долл. США) и 620 сум (0,057 долл. США).
35 Для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственной земли и разведения рыбы – действует ставка налога в размере 40 сум (0,004 долл. США) как для поверхностных водных источников, так и для подземных. Данная ставка сохранена на уровне 2021 года и применяется с учетом понижающего коэффициента 0,7 к объему использованной воды, определяемой на основании водоизмерительных приборов.
36 Если для большинства хозяйствующих субъектов с января 2022 года стали действовать более высокие ставки данного налога (в особенности, для мойки автотранспортных средств – 2 190 сум за кубометр или 0,2 долл.; для производства безалкогольных напитков – 27 700 сум или 2,5 долл.), то применение более высоких ставок для сельскохозяйственных производителей сдерживается из-за низкой доходности этой отрасли, высокой конкуренции на рынке сельхозпродукции и наличия ряда других нерешенных проблем в сельском хозяйстве (уровень ирригации, логистики, инфраструктуры, неблагоприятные погодные условия и др. факторы). Повышение налоговой нагрузки на деятельность сельхозпроизводителей за счет повышения ставки налога на воду без реализации мер поддержки может привести к росту их затрат и снижению конкурентоспособности производимой продукции.
37 В целях поддержки деятельности налогоплательщиков по налогу на использование водных ресурсов в республике применяются различные налоговые льготы и освобождения. В 2021 году общая сумма налоговых льгот по данному налогу достигла 457,1 млрд сумов, что составляет 66,83% от всех поступлений по данному налогу в Госбюджет или 0,28% от всех средств Госбюджета и 0,06% – от ВВП. Из них удельный вес льгот по налогу на воду, предоставленных по Налоговому кодексу, составил 6,02%, по решениям Президента и Правительства – 94%.
38 Кроме Налогового кодекса, имеются и другие нормативные акты, по которым определенным юридическим лицам предоставляются льготы по данному налогу. Так, налоговые льготы получают юридические или физические лица, внедряющие технологии водосбережения, а также при осуществлении деятельности, которая дает водоохранный и водосберегающий эффект. Данная льгота установлена статьей 106 Закона «О воде и водопользовании». Согласно Постановлению Президента №ПП-4422 от 22.08.2019, производители установок возобновляемых источников энергии освобождены от уплаты всех налогов, включая налог на воду,.
39 В соответствии с Постановлением Президента №ПП-3276 от 15.09.2017 года и №ПП-3931 от 05.09.2019, от уплаты всех налогов, в том числе на пользование водными ресурсами, освобождены негосударственные общеобразовательные учреждения (данная льгота будет применяться до 1 января 2025 года). Высвободившиеся средства должны быть направлены на их оснащение современными средствами обучения, закупку расходных материалов, а также на реконструкцию и ремонт зданий и сооружений.
40 От уплаты налога на пользование водными ресурсами освобождены венчурные фонды, которые софинансируют высокотехнологичные проекты-стартапы. Срок действия этих льгот заканчивается 1 января 2023 года (Указ Президента №УП-5308 от 22.01.2018 года).
41 Необходимо отметить, что в 2022 г., по сравнению с предыдущим годом, количество льгот, предоставляемых по налогу на потребление водных ресурсов, существенно сокращено. Это связано с тем, что государство принимает водосберегающие экономические меры. Помимо отмены части льгот, расширились условия, когда установленная ставка данного налога может быть увеличена в несколько раз16.
16. Какие есть льготы по налогу за водопользование в 2022 году.
42 Результаты анализа использования налоговых льгот по налогу на воду показали, что их стимулирующая роль для многих хозяйствующих субъектов остается низкой из-за действия невысокой налоговой нагрузки по данному налогу (для полива сельхозземель, предприятий промышленности, индивидуальных предпринимателей).
43 Необходимо отметить, что важное место в формировании эффективной системы водоснабжения имеет создание стимулов для населения, так как все жители Узбекистана пользуются водой (холодной или горячей) в коммунальной сфере. В 2022 году введено важное новшество в сфере использования нормативов потребления водных ресурсов. Так, по данным АО «Узсувтаъминот», в рамках широкомасштабной работы по улучшению качества оказываемых населению услуг по холодному водоснабжению и канализации, произведен пересмотр и сокращено число нормативов водопотребления, и с 1 февраля 2022 году действуют новые правила17. До 2022 года к потребителям питьевой воды применялось более 200 нормативов, регулирующих водопотребление и пользование канализационными услугами; эти нормативы утверждались региональной администрацией – Советом Министров Республики Каракалпакстан, областными и столичным хокимиятами.
17. С 1 февраля 2022 года введены новые нормативы потребления холодной воды. URL: >>>>
44 В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 3 января 2022 года, в республике внедрена упрощенная и прозрачная система расчета за использование услуг водоснабжения и проведена оптимизация действующих нормативов. Из числа действующих нормативов исключены те, что касались автотранспортных средств, крупного рогатого скота, лошадей, овец и домашней птицы. Число потребительских нормативов сокращено до 4 единиц18.
18. Учитывая, что в Узбекистане налог на использование водных ресурсов для населения не применяется, то динамика тарифов на их поставку, а также другие аспекты водопользования в коммунальном хозяйстве, в данном исследовании не рассматриваются.
45 В 2022 году будет выделен примерно один трлн сумов на финансирование разовых грантов на эффективное использование земельных и водных ресурсов хлопково-текстильного кластера, повышение уровня использования современного оборудования и технологий. В текущем году планируется внедрить водосберегающие технологии на 260 тысячах гектарах сельскохозяйственных угодий и на субсидирование этих мероприятий предусмотрено направить около 1,2 трлн сумов19.
19. 1,2 трлн сумов – на водосберегающие технологии. 19.11.2021. URL: >>>>
46 Объем и качество водных ресурсов во многом зависит от добычи полезных ископаемых в руслах рек. Так, в отдельных регионах республики хозяйствующими субъектами ненадлежащим образом добывается песчано-гравийная смесь. Данная деятельность привела к истощению поверхностных и подземных вод, заболачиванию и загрязнению водоохранных зон, деградации берегов, сокращению количества деревьев и общему уменьшению прибрежной растительности, а также к деградации почв, аварийному состоянию объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры20.
20. Обсуждены вопросы очистки русел рек, укрепления их берегов, использования нерудных полезных ископаемых. Материалы 28-го пленарного заседания Заседания Сената Олий Мажлиса РУз. 08.07.2022. URL: >>>>
47 В результате расширения русел рек и за счет увеличения испарения и фильтрации воды снижается уровень обеспечения водой сельскохозяйственных посевных площадей и приусадебных участков населения. Кроме того, на охраняемых территориях рек расположены камнедробильные цеха, сточные воды из которых сбрасываются непосредственно в реку без отстаивания. В результате этого повышается уровень загрязнения речной воды нефтепродуктами, железом и взвешенными и всплывающими веществами.
48 В целях изучения деятельности субъектов предпринимательства, занимающихся очисткой русел рек водных бассейнов и распоряжающихся нерудными песчано-гравийными месторождениями, правительством проведены мероприятия по экологическому контролю. В рамках данного мероприятия в отношении 58 лиц, осуществляющих самовольную деятельность, применен административный штраф в размере 444 млн сумов.
49 В настоящее время Правительством республики разработаны «дорожные карты» по очистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, бурению скважин подземных вод, их эффективному и рациональному использованию.
50 Достаточно ли принятых мер для существенного повышения эффективности водопользования? На наш взгляд, этого недостаточно. Необходимо внедрять системный подход к решению этой проблемы. Системный взгляд на создание механизмов экономного использования водных ресурсов должен предусматривать межсекторный подход к решению проблем, связанных с водопотреблением, который учитывал бы потребности различных отраслей в сочетании с режимами и объемами возможного использования данного природного ресурса. Основными секторами здесь являются сельское хозяйство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Создаваемые стимулы, в том числе налоговые, должны нацелить всех субъектов деятельности на эффективное и бережливое использование водных ресурсов21.
21. Ирмак Суат, Ламек О. Одхиамбо, Уильям Л. Кранц, Е. Эйзенхауэр. Эффективность и равномерность орошения. Эффективное использование воды в сельском хозяйстве. URL: >>>>
51 Рост населения, социально-экономическое развитие, изменение климата, а также изменение моделей потребления способствуют увеличению спроса на воду, энергию и продукты питания. Для достижения безопасности во всех трех секторах важно понимать их взаимозависимость и компромиссы, необходимые для удовлетворения потребностей различных пользователей.
52 Поиск межотраслевого, системного консенсуса в первую очередь должен базироваться на развитии водосбережения в орошаемом земледелии у всех потребителей воды, а также на энергосбережении при производстве и использовании гидроэнергии. Суть данного комплексного подхода находит выражение в координации секторального планирования и управления деятельностью, связанной с различными аспектами водо- и землепользования.
53 Важным направлением для улучшения состояния водной среды является реализация мер по сокращению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и организация работы по восстановлению необходимого качества питьевой и технической воды, снижение выброса парниковых газов в атмосферу, так как из воздуха вредные выбросы попадают в источники питьевой и поливной воды.
54 Таким образом, принятые в последние годы меры по налоговому стимулированию экономного водопользования пока еще не дали большого эффекта. Основными недостатками действующей системы налогообложения водных ресурсов являются:
55 во-первых, с 1 января 2022 г. ставка налога на объем воды из поверхностных источников, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства – 40 сум за 1 куб. метр. В то время, как основная ставка налога на пользование водными ресурсами составляет 240 сум за 1 куб. метр, для предприятий промышленности установленная повышенная ставка данного налога 520 сум, для автомоек – 2190 сум, для производства безалкогольной и алкогольной продукции – 27700 сум. Использование заниженной ставки налога на воду для сельского хозяйства в условиях либерализации цен на хлопок и пшеницу не является стимулом для водосбережения. В то же время, повышение ставки налога на воду для сельского хозяйства может быть оправдано только после достижения роста рентабельности сельскохозяйственного производства;
56 во-вторых, принятые льготы по налогу на воду ослабляют стимулирующую роль данного налога, которая должна быть направлена на эффективное, экономичное использование воды. В 2021 г. доля льгот по налогу на воду, предоставленных по Налоговому кодексу, составила 6,02%, а по решениям Президента и Правительства РУз – 94%. В 2022 г., по сравнению с 2020 г., количество льгот, предоставляемых по налогу на пользование водными ресурсами, существенно сокращено, но по-прежнему велико. Предоставление льгот должно осуществляться только на основе Налогового кодекса;
57 в-третьих, налогооблагаемая база налога на воду не подкреплена механизмом гибкой корректировки, что препятствует формированию оптимальной налоговой нагрузки на бизнес в целях стимулирования эффективного использования водных ресурсов;
58 в-четвертых, общая площадь применения водосберегающих технологий орошения в сельском хозяйстве составляет не более 2% от общей площади орошаемых земель, что говорит о низкой эффективности принятых мер, в том числе – в сфере налогового стимулирования.
59 В целях улучшения ситуации в водохозяйственной сфере и повышения эффективности использования водных ресурсов в сфере предпринимательства целесообразно принять следующие меры по улучшению налогообложения водных ресурсов:
60
  • ввести механизм стимулирования внедрения новых технологий посредством использования компенсационных вычетов. Сумму вычета следует увязать с разницей между допустимой нормой и фактически сэкономленным потреблением воды, или – использовать скидку с суммы начисленного налога, рассчитанную как оптимальный процент от стоимости установленного водосберегающего оборудования;
61
  • отменить действующие освобождения от уплаты налога на пользование водными ресурсами и внедрять рыночные механизмы стимулирования эффективного использования водных ресурсов (поэтапно увеличивать нагрузку на бизнес со стороны налога на использование воды, ввести вычеты из налогооблагаемой базы данного налога, ввести сборы на охрану водных ресурсов, осуществить дифференциацию ставок налога в зависимости от места водного источника, сезонности и действия других факторов);
62
  • улучшить механизм субсидирования водного хозяйства, поэтапно переходя на использование полной цены (тарифа) за использование водных ресурсов в коммерческой сфере, покрывающей обоснованные расходы водоснабжения и обеспечивающей накопления, необходимые для динамичного развития данной отрасли;
63
  • создать условия для улучшения учета расходования водных ресурсов, прозрачности поступления средств по налогу на пользование водными ресурсами.
64 Дифференциацию налоговой нагрузки в сфере использование водных ресурсов по уровню потребления, а также для потребителей, у которых установлены приборы учета расхода воды, целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
65 •ранжирование ставок по нормам расхода воды с учетом прогрессивного роста суммы налога при превышении лимита, разработка норм расхода воды с учетом гибкости тарификации в зависимости от вида деятельности, в случае экономии в текущем периоде разрешить использовать данный объем ресурса в будущем периоде без дополнительной налоговой нагрузки;
66 •налогооблагаемую базу налога на воду целесообразно разбить на два элемента: одна часть – исчисляется в зависимости от фактического объема потребления воды согласно тарификации и действующим нормам, а другая фиксированная часть – определяется через привязку расходов к стоимости располагаемых активов и списочной численности занятых работников;
67 •разработка такого специального режима налогообложения водных ресурсов для сельского хозяйства, который предусматривал бы сглаживание рисков от возможных потерь и невозможности уплаты фиксированной части налога на пользование водными ресурсами, не зависящей от результатов экономической деятельности сельхозпроизводителей. Фиксированная сумма налогооблагаемой базы оставляет меньше шансов для возможных незаконных манипуляций с фактическим расходованием воды. В сельской местности необходимо создавать комплексную инфраструктуру (дороги, подключение к газовым и водопроводным сетям, интернет, банковское обслуживание и др.), шире применять механизм страхования деятельности; следует также оценить реальный эффект от создания кластерной формы интеграции промышленности, сельского хозяйства и других секторов. В настоящее время в республике сельхозпроизводители оказались наиболее слабым, наиболее уязвимым звеном в этой интегрированной системе.
68 Для объема воды, используемой для мойки автотранспортных средств целесообразно установить минимальный лимит. При помощи лимитов и налога на воду необходимо нацелить мойщиков автомобилей на повторное, многократное использование воды и проведение ее очистки. Аналогичные меры следует ввести и для других видов хозяйственной деятельности, в которых имеется потенциальная возможность многократного использования воды.
69 Для хозяйствующих субъектов, добывающих и использующих водные ресурсы из подземных источников при помощи собственных насосов, целесообразно при расчете налога на воду применять стандартный вычет из налогооблагаемой базы данного налога.
70 Предлагается ввести сборы на охрану водных ресурсов, которые должны действовать в определенных регионах (на территориях вблизи водных источников). За счет данных средств можно будет улучшить организацию охраны водных источников и осуществлять постоянный мониторинг изменения их состояния.
71 Реализация вышеперечисленных мер позволит нацелить деятельность предпринимателей на экономное использование бесценного природного дара – водных ресурсов, сокращение потерь воды, расширение возможностей для финансирования водохозяйственной сферы, повышение уровня справедливости при пользовании водными ресурсами, расширение применения экономических стимулов в сфере водного хозяйства.

References

1. V Uzbekistane idet stremitel'noe opustynivanie territorii: prichiny, posledstviya i puti resheniya. URL: https://kun.uz/ru/news/2022/07/30/v-uzbekistane-idet-stremitelnoye-opustynivaniye-territorii-prichiny-posledstviya-i-puti-resheniya

2. Ispol'zovanie vody v Uzbekistane dostiglo kriticheskogo urovnya – FAO. URL: https://news.un.org/ru/story/2021/08/1408882; Bazovyj pokazatel' vodnogo stressa vo vsem mire v 2020 godu, po otdel'nym stranam. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.9adf397a-62cd0b20-7fb4d859-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1097524/water-stress-levels-by-country/

3. Vozmozhnosti ehffektivnogo ispol'zovaniya ehnergii i vody v munitsipal'nykh vodokhozyajstvennykh sistemakh. Al'yans za sberezhenie ehnergii Ofisom po ehnergetike, okruzhayuschej srede i tekhnologiyam pri Byuro po voprosam ehkonomicheskogo rosta, sel'skogo khozyajstva i torgovli Agentstva SShA po mezhdunarodnomu razvitiyu (USAID). URL: https://www.ase.org/sites/ase.org/files/watergy_russian.pdf

4. Proizvedennaya produktsiya rastenievodstva v respublike. 29 marta 2022 goda. URL: https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/19675-290322-qish1-2

5. Strategiya razvitiya sel'skogo khozyajstva Respubliki Uzbekistan na 2020-2030 gody. URL: https://lex.uz/ru/docs/4567337

6. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya vodnogo khozyajstva Respubliki Uzbekistan na 2020-2030 gg. Ukaz Prezidenta ot 10.07.2020 № UP-6024. URL: https://lex.uz/ru/docs/4892946

7. Zakon Respubliki Uzbekistan «O vode i vodopol'zovanii». URL: https://lex.uz/docs/93202; Odobren Zakon, napravlennyj na regulirovanie otnoshenij, svyazannykh s vodoj i vodopol'zovaniem. URL: https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-napravlenny-na-regulirovanie-otnosheniy-svyazannx-s-vodoy-i-vodopolzovaniem

8. O Strategii razvitiya novogo Uzbekistana na 2022-2026 gody. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 28.01.2022 g. № UP-60. URL: https://lex.uz/docs/5841077

9. Prezident podpisal zakon «O pit'evom vodosnabzhenii i otvedenii stochnykh vod». 24.07.2022 goda. URL: https://uzdaily.uz/ru/post/70531

10. Nalogovyj kodeks Respubliki Uzbekistan (novaya redaktsiya). URL: https://lex.uz/docs/4674893

11. Sultanov D. Informatsionnoe soobschenie ob izmeneniyakh v poryadke nalogooblozheniya yuridicheskikh i fizicheskikh lits. 30.12.2021. № 06/04-01-01-32/2987. Nalogovye i tamozhennye vesti, № 1-2, 11.01.2022. C. 3.

12. Kakie est' l'goty po nalogu za vodopol'zovanie v 2022 godu. URL: https://www.bss.uz/article/196-kakie-est-lgoty-po-nalogu-za-vodopolzovanie-v-2020-godu

13. S 1 fevralya 2022 goda vvedeny novye normativy potrebleniya kholodnoj vody. URL: https://nuz.uz/obschestvo/1220989-s-1-fevralya-2022-goda-vvedeny-novye-normativy-potrebleniya-holodnoj-vody.html

14. 1,2 trln sumov – na vodosberegayuschie tekhnologii. 19.11.2021. URL: https://www.uza.uz/ru/posts/12-trln-sumov-na-vodosberegayuschie-texnologii_321967

15. Obsuzhdeny voprosy ochistki rusel rek, ukrepleniya ikh beregov, ispol'zovaniya nerudnykh poleznykh iskopaemykh. Materialy 28-go plenarnogo zasedaniya Senata Olij Mazhlisa Respubliki Uzbekistan. 08.07.2022. URL: https://senat.uz/ru/lists/view/4599

16. Irmak Suat, Lamek O. Odkhiambo, Uil'yam L. Krants, E. Ehjzenkhauehr. Ehffektivnost' i ravnomernost' orosheniya. Ehffektivnoe ispol'zovanie vody v sel'skom khozyajstve. URL: http://sistema-orosheniya.ru/stati/effektivnost-i-ravnomernost-orosheniya-effektivnoe-ispolzovanie-vody-v-selskom-hozyaystve/

17. Rasulev A.F., Voronin S.A., Ugaj D.S. Regulirovanie vodopotrebleniya: zarubezhnyj opyt i vozmozhnost' ego ispol'zovaniya v Uzbekistane // «Obschestvo i ehkonomika». 2022. № 3. S. 84-99. URL: https://e-cis.info/upload/iblock/8a8/8a8e318158bef6ae850311b6a9eadf1b.pdf

18. Rasulev A.F., Voronin S.A., Ugaj D.S. Nalogooblozhenie ispol'zovaniya vodnykh resursov: problemy i ikh reshenie // «Ehkonomika i finansy». 2022, №3 (151). S. 30-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-ispolzovaniya-vodnyh-resursov-problemy-i-ih-reshenie/viewer

Comments

No posts found

Write a review
Translate