Assessing the need for and the scope of import substitution: a volumetric-structural model
Table of contents
Share
QR
Metrics
Assessing the need for and the scope of import substitution: a volumetric-structural model
Annotation
PII
S020736760021093-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pavel Kokhno 
Occupation: director of the Fuzzy Systems Institute
Affiliation: Fuzzy Systems Institute
Address: , Russian Federation
Edition
Pages
7-15
Abstract

The article examines the problems of the development of high-tech industry in Russia in the context of import substitution. The need for the use of imported finished products, equipment and related technologies in domestic production is evaluated.

The author thinks it advisable to introduce three main groups of indicators for assessing the dependence on import in various sectors; a volumetric-structural model is proposed to assess and monitor the dependence of industries on foreign components; for this purpose, the measures for the creation of single information space are specified. The article also contains a methodology that describes the mechanism for determining the appropriate levels of import dependence and distributing the sectors of Russian economy into criticality groups.

Keywords
high-tech industries, development concept, innovations, causes of import dependence, assessment indicators, dependence monitoring, criticality groups, ranking, reliable statistical reporting, map of industries
Date of publication
30.08.2022
Number of purchasers
11
Views
372
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 В авторских работах1 научно обосновано, что уровень развития национальных инновационных компаний крайне далек от мирового. Это затрудняет полноценное развитие технологий для проектов создания, производства и последующего обслуживания выпускаемой продукции. Поэтому сегодня трансфер необходимых передовых технологий остается зачастую единственным способом реализовать проекты локализации производства импортозаменяемой продукции на соответствующем качественном уровне2.
1. Кохно П.А., Кохно А.П. «Зелёное» производство / Глава 4. Проблемы импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе: монография // Москва: Издательский дом «Граница». 2021. С. 122-149. 208 с.; Кохно П.А., Кохно А.П. Проблемы импортозамещения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Общество и экономика. 2022. № 4. С. 83-104.

2. Кохно П.А. Трансфер технологий в инновационной экономике // Человек и труд. 2013. № 9. С. 46-48; Кохно П.А., Кохно А.П. Трансфер технологий: понятия и модели // Общество и экономика. 2013. № 10. С. 96-111.
2 Применение импортной готовой продукции, оборудования и соответствующих технологий в производстве обусловлено следующими причинами:
3 а) производство необходимой готовой продукции, оборудования и соответствующих технологий в Российской Федерации отсутствует или объемы их производства являются недостаточными;
4 б) качественные параметры готовой продукции, оборудования и соответствующих технологий не соответствуют необходимым требованиям;
5 в) цены на импортную готовую продукцию, оборудование и соответствующие технологии ниже, чем на аналогичные отечественные;
6 г) применение импортной готовой продукции, оборудования и соответствующих технологий предусмотрено соответствующими контрактами.
7 Если первые три причины имеют объективную природу, то последняя имеет только субъективный характер.
8 Источниками информации для анализа являются соответствующие отраслевые статистические данные, а также данные государственных таможенных органов. Сравнительный анализ целесообразно проводить только по основным видам сырья, материалов и комплектующих, то есть того, что составляет физическую основу изделий предприятия.
9 Для оценки импортозависимости отраслей экономики Российской Федерации предлагается ввести три основных показателя:
10
  • стратегический общеотраслевой показатель зависимости от импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий;
11
  • уровень зависимости отраслей промышленности от импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий;
12
  • показатель групповой критичности зависимости отраслей промышленности от импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий.
13 Представляется полезной следующая методика оценки и мониторинга зависимости отраслей промышленности от иностранных комплектующих. Она описывает механизм определения соответствующих уровней импортозависимости той или иной отрасли промышленности Российской Федерации на основании соответствующих принятых критериев, а также производит отраслевое ранжирование по группам критичности импортозависимости:
14 А). Определить и ввести стратегический общеотраслевой показатель зависимости от импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий. Критерием установления данного показателя для каждой отрасли является статистический текущий общеотраслевой показатель объема потребляемого импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий в общем объеме потребления, который может иметь три ниже приводимых уровня общеотраслевого показателя импортозависимости:
15
  • критический – импорт оборудования, готовой продукции и используемых технологий составляет 50% и более от общего объема потребления;
16
  • 2) потенциально критический – импорт оборудования, готовой продукции и используемых технологий составляет от 30 до 50% от общего объема потребления;
17
  • 3) не критический – импорт оборудования, готовой продукции и используемых технологий составляет менее 30% от общего объема потребления.
18 Б). Определить и ввести показатель уровня зависимости отраслей промышленности от импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий. Критерием установления данного показателя для каждой отрасли является статистический текущий показатель объема потребляемого импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий в общем объеме потребления, который может иметь пять ниже приводимых уровней зависимости отраслей промышленности от импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий:
19 – значительный – 80-100%;
20 – выше среднего – 60-80%;
21 – средний – 40-60%;
22 – ниже среднего 20-40%;
23 – незначительный – 0-20%.
24 В). Определение показателя групповой критичности зависимости отраслей промышленности от импорта оборудования, готовой продукции и используемых технологий. Основным критерием, определяющим нахождение той или иной отрасли в соответствующей группе критичности, является показатель приоритетности самой отрасли. Показатели групповой критичности будут ранжироваться по приоритетности отраслей; уровень нахождения в группе критичности импортозависимости той или иной отрасли – определяться исходя из критерия приоритетности национальной безопасности (НБ) государства, платежеспособного спроса, а также влияния той или иной отрасли на финансово-производственные вопросы в смежных отраслях, в рамках четко принятых определений такой безопасности и потребностей ее обеспечения. А именно:
25 –приоритетность той или иной отрасли определяется исходя из критерия приоритетности национальной безопасности государства в рамках четко принятых определений такой безопасности и потребностей ее обеспечения;
26 –приоритетность отраслей, чье значение имеет прямое влияние на поддержание необходимого уровня НБ и имеющих приоритетное значение для экономической и технологической безопасности страны и, которое имеет четко выраженный долгосрочный платежеспособный спрос (в том числе через межотраслевой баланс);
27 –приоритетность отраслей, реализации программ импортозамещения в которых обусловлена наличием собственных рынков потребления выпускаемой номенклатуры продукции и косвенно влияющих на обеспечение такого спроса (в т.ч. через межотраслевой баланс и индустриальную кооперацию);
28 –приоритетность отраслей, осуществляющих импортозамещающие программы, в рамках которых выпускается конечная продукция (в том числе с учётом локализации ее производства для увеличения выпуска).
29 С учетом вышесказанного, отрасли российской экономики распределяются по следующим группам критичности:
30 1. Импортозависимость в отраслях, имеющих критическое значение для экономической безопасности Российской Федерации (в части конечной продукции): авиационная промышленность (в части национальной безопасности (НБ); судостроительная промышленность (в части НБ); транспортное машиностроение (в части НБ); автомобильная промышленность (в части НБ); строительно-дорожная, коммунальная и наземная аэродромная техника (в части НБ); фармацевтическая промышленность (критические фармакологические препараты для поддержания уровня НБ); медицинская промышленность (критическая медицинская техника для поддержания уровня НБ); легкая промышленность (в части НБ).
31 2. Импортозависимость в отраслях, важных для поддержания необходимого уровня экономической безопасности и имеющих долгосрочный платежеспособный спрос (в том числе, через межотраслевой баланс): станкоинструментальная промышленность; радиоэлектронная промышленность; нефтегазовое машиностроение; тяжелое машиностроение (в части обеспеченного платежеспособного спроса); сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности; фармацевтическая промышленность; медицинская промышленность; легкая промышленность.
32 3. Импортозависимость в отраслях, имеющих долгосрочный платежеспособный спрос, но не входящих во вторую группу (в части востребованной продукции): химическая промышленность; нефтехимическая промышленность; строительно-дорожная, коммунальная и наземная аэродромная техника; транспортное машиностроение; энергетическое машиностроение; электротехническая и кабельная промышленность.
33 4. Импортозависимость в отраслях, производящих конечную продукцию, обеспечивающую значительное снижение затрат на промышленное производство, транспортное сообщение и непосредственное качество жизни людей (система ЖКХ): энергетическое машиностроение в части производства энергоэффективного оборудования; электротехническая и кабельная промышленность.
34 5. Импортозависимость в отраслях, имеющих долгий инвестиционный потребительский цикл: авиастроение; судостроение; тяжелое машиностроение.
35 6. Импортозависимость в отраслях не имеющих критического значения для экономики страны: промышленность обычных вооружений; лесная промышленность.
36 Мониторинг импортозависимости должен осуществляться раз в полгода на основании данных Росстата и отраслевых ассоциаций.
37 Необходимо отметить, что на сегодняшний день имеются немалые трудности с получением достоверной статистической отчетности от отраслевых предприятий промышленности. Следствием этого является значительное искажение реальной ситуации в экономике России по некоторым ключевым моментам. Это приводит к тому, что государственные органы, ответственные за принятие стратегических решений в области промышленной политики, в том числе за финансирование соответствующих проектов, реализацию тарифно-таможенной политики и т.д., не владеют всей полнотой объективной информации, необходимой для принятия соответствующих решений.
38 Для полноценно работающего мониторинга импортозависимости необходимо провести ряд мероприятий, совокупность которых существенно упростит формат получения данных в рамках единого информационного отраслевого пространства и позволит своевременно корректировать соответствующую государственную политику.
39 Указанные мероприятия таковы: (а) согласовать с Росстатом новую форму отчетности для отраслевых предприятий по определению их зависимости от импорта готовой продукции, оборудования и технологий; (б) определить параметры и механизм предоставления отчетности об импортозависимости со стороны предприятий в Росстат; (в) определить механизм сравнения текущих показателей отраслевой импортозависимости с целевыми показателями на конкретный момент времени.
40 В части работы с отраслевыми ассоциациями:
41 а) в рамках компетенции создаваемого Межведомственного органа при Президенте РФ по реализации программы импортозамещения, по согласованию Министерством промышленности и торговли РФ и торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, предложить участие в указанном органе представителей (руководителей) отраслевых ассоциаций промышленности;
42 б) предложить формат взаимодействия с отраслевыми ассоциациями на предмет предоставления ими отраслевой отчетности по импортозависимости; создать и согласовать механизм стимулирования предоставления достоверной отчетности со стороны отраслевых ассоциаций с определенной ответственностью за искажение информации;
43 в) разработать и утвердить форму отчетности по импортозависимости для отраслевых ассоциаций промышленности;
44 г) создать систему конкурентной разведки в интегрированных корпорациях для получения достоверной информации о выпускаемой продукции вероятных противников (конкурентов).
45 Для создания единого информационного пространства, необходимого для получения достоверной информации в рамках импортозависимости в разрезе конкретной отрасли и последующего мониторинга достижения соответствующих показателей, проводятся следующие мероприятия.
46 В отраслевой ассоциации первоначально запрашивается следующая информация:
47 – описание российского рынка, на котором работают члены ассоциации;
48 – планируемый объем рынка до 2025 г., включая его составляющие. Подтверждающая информация по объему российского рынка на соответствующий период планирования, имеющаяся у отраслевой ассоциации;
49 – текущие производственные возможности, имеющиеся у членов ассоциации (производственные мощности, кадровый потенциал, необходимые технологии, финансовые ресурсы);
50 – характеристики выпускаемой продукции и ее соответствия стандартам (ОСТам качества и т.д.). Цена выпускаемой продукции. Сравнительный анализ производимой продукции с аналогичной продукцией иностранных производителей;
51 – текущее состояние взаимоотношений членов отраслевой ассоциации с рынком, в том числе – участие в тендерах на закупку соответствующей продукции в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, ситуация с поставками для нужд естественных монополий и компаний с государственным участием и т.д.;
52 – имеющаяся дорожная карта отраслевой ассоциации по реализации производственной программы для удовлетворения нужд рынка (от увеличения объема выпускаемой продукции с использованием имеющихся производственных мощностей до реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств для выпуска уникальной продукции с использованием наилучших доступных технологий).
53 Общая последовательность действий должны выглядеть таким образом. В соответствующих отраслевых департаментах Министерства промышленности и торговли запрашивается соответствующая информация, которая и подтверждает объемные и качественные характеристики рынка и их динамику до 2022 года. При необходимости, запрашивается соответствующее Министерство РФ (Министерство энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.), а также соответствующие ассоциации производителей, которые являются потребителями продукции данной отрасли.
54 Под эгидой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации при содействии Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации проводится расширенное совещание, где присутствуют как представители отраслевой ассоциации, так и приглашенные представители ассоциаций, представляющих покупателей соответствующей отраслевой продукции. Необходимо также участие представителей естественных монополий и компаний с государственным участием. На совещании присутствуют также представители создающегося Межведомственного органа при Президенте РФ по реализации программы импортозамещения.
55 Итогом совещания является подписание протокола (соглашения), который обеспечивает начало оперативной работы (под эгидой создаваемого Межведомственного органа при Президенте РФ, Министерства промышленности и торговли РФ и ТПП РФ) по формированию прозрачной для всех ее участников программы в области импортозамещения, а также дает начало постоянному мониторингу соответствующей ситуации по импортозависимости в конкретной отрасли промышленности.
56 По итогу указанного совещания происходит подписание соответствующего соглашения между представителем отраслевой ассоциации, руководителем соответствующего отраслевого департамента и представителями соответствующих ассоциаций потребителей отраслевой продукции (соглашение визируется уполномоченным представителем создаваемого Межведомственного органа при Президенте РФ по импортозамещению и представителя ТПП РФ), в рамках которого отраслевая ассоциация берет на себя следующие обязательства:
57 – осуществлять сбор информации с ее передачей, в согласованном формате отчетности, создаваемому Межведомственному органу при Президенте РФ по импортозамещению, Министерству промышленности и торговли и ТПП РФ;
58 – проводить постоянную работу соответствующими ассоциациями потребителей отраслевой продукции, а также с естественными монополиями и компаниями с государственными участием на предмет реализации единого порядка закупок в рамках программы импортозамещения;
59 – проводить постоянный мониторинг соответствия продукции членов отраслевой ассоциации отраслевым стандартам и стандартам качества, а также регулировать вопросы ценообразования;
60 – отслеживать и максимально способствовать режиму субконтрактации как внутри отрасли, так и на межотраслевом уровне;
61 – отслеживать реализацию отраслевых производственных проектов по созданию новых мощностей для выпуска импортозамещающей продукции, с предоставлением необходимой информации всем заинтересованным сторонам.
62 В рамках этого соглашения представители ассоциаций потребителей отраслевой продукции берут на себя следующие обязательства:
63 – первоочередной закупки производимой продукции у представителей отраслевой ассоциации при соблюдении последними параметров согласованных качества и цены;
64 – предоставлять необходимую информацию о потребностях рынка всем заинтересованным сторонам;
65 – информировать все заинтересованные стороны о фактах поставки представителями отраслевой ассоциации некачественной продукции, осуществлении картельного сговора и т.д.
66 Общий мониторинг проводится путем сверки полученной информации Росстата в разрезе соответствующих отраслей, информации от отраслевых ассоциаций – с намеченными показателями снижения импортозависимости на соответствующий период времени. По результатам сверки должен выполняться анализ текущей ситуации с импортозависимостью в конкретной отрасли с последующим принятием необходимых управленческих решений. Необходим также анализ возможных причин несоответствия статистической и отраслевой информации с выработкой решений, необходимых для устранения этих несоответствий. По итогам года возможно проведение совещания с участием всех заинтересованных сторон.
67 Необходимо отметить, что одним из существенных результатов указанной работы будет постоянный процесс сближения статистической отчетности, получаемой Росстатом от отраслевых производственных предприятий и отчетности, получаемой отраслевыми ассоциациями от этих же предприятий. После того, как статистическая отчетность, предоставляемая предприятиями, будет отображать всю полноту необходимой информации, потребность в получении общеотраслевой информации (за исключением некоторых моментов) отпадет.
68 Для успешной реализации этого проекта необходимо создать так называемую индустриальную карту отраслей промышленности в рамках авторской теории «Экономика управляемой гармонии»3, которая бы описывала текущее состояние отраслей промышленности с декомпозицией до текущих производственных мощностей конкретных предприятий, перечня выпускаемой ими продукции, а также с потребляемыми объемами сырья, комплектующих и т.д. Успешным будет, для решения соответствующей задачи, применение в этой ситуации метода межотраслевого баланса по системе национальных счетов.
3. Кохно П.А., Лаптев В.Н., Чеботарев С.С. Экономика управляемой гармонии / Книга 1. Экономика как бизнес-процесс. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно // М.: Университет Российской академии образования. 2014. 294 с.; Кохно П.А., Лаптев В.Н., Чеботарев С.С. Экономика управляемой гармонии / Книга 5. Экономика интеллектуальной продукции. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно // М.: Университет Российской академии образования. 2014. 298 с.; Кохно П.А. Модель гармоничной экономики труда // Человек и труд. 2012. № 12. С. 46-49; Кохно П.А. Производственные программы гармоничной экономики труда // Человек и труд. 2013. №3. С. 45-49; Кохно П.А. России нужна инновационная экономика труда // Человек и труд. 2013. № 5-6. С. 47-52; Кохно П.А. Финансовые основы гармоничной экономики труда // Человек и труд. 2013. № 10. С. 37-40; Кохно П.А., Кохно А.П. Человек в интеллектуальном производстве // Человек и труд. 2011. № 1. С. 56-62.
69 Кроме того, в основу вышеописанной методики импортозависимости отечественных изделий военного и двойного назначения, целесообразно положить математическую модель, апробированную на продукции радиоэлектронной промышленности4.
4. Кохно П.А., Кохно А.П. Перспективы развития радиоэлектронной промышленности // Вестник воздушно-космической обороны. 2022. № 1. С. 31-38.
70 В целом, данная методика может быть применена к осуществлению мониторинга импортозависимости конкретных отраслей экономики страны на сколь угодно долгую временную перспективу5.
5. Кохно П.А. Драйверы промышленного роста / Монография: П.А. Кохно, А.П. Кохно, А.А. Артемьев. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно // Тверь: Тверской государственный университет. 2022. 294 с.

Comments

No posts found

Write a review
Translate