Assessing the readiness of the vocational education system for digitalization
Table of contents
Share
QR
Metrics
Assessing the readiness of the vocational education system for digitalization
Annotation
PII
S020736760017490-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anton Balanov 
Affiliation: Peoples ' Friendship University of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
108-111
Abstract

The article talks about the possibility of digitalization of vocational education, which implies reorganizing the system. Alternative options for solving the problem and the barriers to the transition to digital education are noted.

Keywords
digitalization in education, readiness, vocational education, online learning, students
Date of publication
10.12.2021
Number of purchasers
11
Views
900
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1 Цифровая трансформация образования, по мнению ученых, – это ответ на глобальные информационные вызовы, возникающие в мире. Цифровизация образовательной системы дала педагогам и обучающимся много возможностей для получения навыков работы с цифровыми технологиями, навыков аналитического, критического и гибкого мышления, развития способностей к разнообразной и эффективной онлайн-коммуникации [3. С. 84].
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» довольно подробно раскрывает суть, содержание и условия применения цифровизации образовательного процесса. Согласно закону, цифровизация образования понимается как обучение с применением информационно-телекоммуникационных сетей, включая дистанционное обучение – опосредованное взаимодействие обучающихся и педагогических работников [2; С.18].
3 В настоящее время цифровизацией затронуты практически все уровни образования, но меньшее влияние было оказано на систему среднего профессионального образования.
4 В чем же состоит трудность цифровизации системы среднего профессионального образования? Готова ли она к полному или частичному переходу на цифровое обучение? Попытаемся дать ответ на этот вопрос.
5 Проблемы цифровизации профессионального образования рассмотрены в трудах С. Панюковой, Т. Везирова, В. Буданова, В. Кутырева, Г. Козаевой, Е. Масланова, Г.Тульчинского, Ю. Петрунина.
6 Качественные изменения в области цифровизации профессионального образования произошли после реализации проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г. Проект осуществлялся в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы [1. С.110].
7 Главной целью проекта является создание условий для повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства. В рамках этого проекта в пяти регионах РФ на восьми пилотных площадках была реализована программа по внедрению онлайн-курсов в системе профессионального образования. Несколько колледжей и техникумов хорошо справились с требованиями программы и показали определенный результат. Успешно были решены задачи, начиная с создания рабочей группы по разработке онлайн-курсов до разработки критериев оценивания образовательных результатов и утверждения состава экспертного совета. Это повлекло за собой открытие многочисленных обучающих онлайн-курсов по специальностям среднего профессионального образования. Однако эффективность освоения курсов вызывает много вопросов [5].
8 Например, при качественном онлайн-обучении выдерживать расписание и классно-урочную систему, сохранять лекционно-практическую модель обучения и виды деятельности педагога не представляется возможным. То есть, нет всего того, что привычно для студентов в традиционном обучении.
9 Во вторых, проблемой являются каналы связи и техническая обеспеченность студентов устройствами для обучения.
10 В третьих, не готов контент, необходимый для цифрового обучения. У педагогов он обычно представлен в виде конспектов лекций или книг. Следует отметить, что просто оцифровка контента не приведет к возникновению онлайн-обучения [6]. Процесс формирования компетенций в онлайн-обучении происходит несколько иначе. Большое значение имеет качество видео, сложность заданий и т.д.
11 Все это затрудняет переход к цифровизации обучения в системе среднего профессионального образования.
12 Еще один нюанс – высокая стоимость онлайн-курса при неочевидной выгоде для образовательной организации. Создание качественного онлайн-курса или симулятора оценивается в несколько миллионов рублей. Создание такого симулятора для обучения одной группы студентов численностью в 15 человек одного колледжа нерентабельно. Но можно снизить затраты за счет объединения усилий нескольких колледжей, производителей и реального бизнеса, в котором также могут применяться данные решения (например, для аттестации кадров) [7].
13 Помимо всего прочего, цифровая инфраструктура требует постоянного поддержания и своевременного обновления, для чего необходимы дополнительные ресурсы. Здесь также следует идти путем кооперации с работодателями, которые могли бы включать колледжи в свою инженерную экосистему. Такой подход полезен для всех: студенты сразу обучаются на решениях, с которыми будут иметь дело на рабочем месте, а работодатель экономит на переучивании потенциальных работников [4. С. 110].
14 В целом, можно сказать, что одна из важнейших проблемных точек, препятствующих цифровизации системы среднего профессионального образования – неготовность этой системы к дистанционному обучению, фактическому перепроектированию образовательного процесса, построенного на других технологиях [8].
15 Альтернативой вышесказанному может стать смешанное обучение. Смешанное обучение позволяет совместить инструменты онлайн-обучения и те возможности, которые в онлайн-обучении пока недоступны. Во-первых, уменьшается количество однотипных занятий. Во-вторых, появляются возможности визуализации учебного материала для студентов. В-третьих, принципиально иные механизмы учета образовательных результатов, проведения занятий, формирования навыков командной работы, распределения ролей и других навыков, которые понадобятся в профессиональной деятельности в будущем. При этом смешанное обучение позволяет увеличить количество часов, которое отводится на очную контактную работу с педагогом и оборудованием.
16 Для максимального приближения обучающихся к цифровому обучению целесообразно формирование единой цифровой среды «ссуз – работодатель»[10].
17 Во-первых, это необходимо для погружения студентов в цифровую корпоративную культуру предприятия, интеграции студентов в технологическую обвязку, аналогичную той, которая будет на предприятии. Это позволяет студентам сталкиваться с интерфейсом системы на протяжении всего обучения и не требует доучивания на предприятии при трудоустройстве. Во-вторых, единая цифровая среда позволяет и ссузу, и предприятию использовать единые учебные материалы, обеспечивая студентам доступ к самым современным знаниям. В-третьих, единые требования к информации об обучающихся значительно упрощают работу служб персонала предприятий по поиску и найму толковых сотрудников: они есть в системе, актуализируемая информация о них доступна с момента зачисления [9].
18 В заключении хочется отметить, что, очевидно, цифровизация – инструмент, который можно использовать по-разному на разных уровнях, но человеческий фактор играет самую важную роль. Нужно отметить тренд на индивидуализацию, на запросы слушателей и педагогов, работодателей – важнейшие факторы успеха профессиональной школы. Последние стимулируют активность системы в направлении поиска новых нестандартных методов обучения взрослого населения, подготовки кадров для новой экономики под запрос работодателей. Именно в этих условиях цифровая трансформация воспринимается максимально корректно, придает данным тенденциям ускорение и возможность получать гарантированный результат.

References

1. Kovalev D.S. Oblachnye tekhnologii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Moskovskoj oblasti // Vestnik RMAT. 2015. № 1. S. 108–111.

2. Stepanov S. Yu. K probleme vybora strategii razvitiya tsifrovogo obrazovaniya kak nepreryvnogo // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2019. № 1 (25). S. 18.

3. Tuber I.I., Krashakova T.Yu. Razvitie tsifrovoj obrazovatel'noj sredy kolledzha kak uslovie ehffektivnogo perekhoda na obuchenie s primeneniem distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij // Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020. № 2 (26). S. 84.

4. Uvarov A.Yu. Tekhnologii virtual'noj real'nosti v obrazovanii // Nauka i shkola. 2018. № 4. S. 110.

5. Tsifrovoj kolledzh Podmoskov'ya. URL: https://e-learning.tspk-mo.ru (data obrascheniya: 30.09.2019).

6. Federal'nyj portal «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda RF». URL: https://online.edu.ru (data obrascheniya: 30.09.2015)

7. URL:https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148tsifrovizatsiya_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski

8. URL: https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy

9. URL: https://postupi.online/journal/lyudi-i-mnenia/cifrovizaciya-obrazovaniyaURL: http://prof-obr.rf/news/2020-04-26-816

Comments

No posts found

Write a review
Translate