Imperatives of the economic revival of Uzbekistan
Table of contents
Share
QR
Metrics
Imperatives of the economic revival of Uzbekistan
Annotation
PII
S020736760017487-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nabi Ziyadullaev 
Occupation: Principal Researcher
Affiliation: Market Economy Institute of RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
76-87
Abstract

The experience and main directions of transformation of the national economy of the Republic of Uzbekistan are considered. The characteristics of the country's interaction with Russia, China, the United States and other powers are shown. The priority tasks are substantiated contributing to the formation of a new eco-nomic policy to diversify the structure and geography of foreign trade, to im-prove the quality of economic growth, as well as to mitigate the consequences of the global coronavirus pandemic.

Keywords
national interests, international cooperation, regional integration, foreign eco-nomic relations, liberalization of the national economy, the Republic of Uzbeki-stan
Date of publication
10.12.2021
Number of purchasers
11
Views
824
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1 Республика Узбекистан переживает важный этап в своем историческом развитии. Начиная с 2017 г., впервые за время ее независимого существования четко определены внешнеполитические приоритеты, выстроены новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные на прагматизме и максимально гибком использовании своих национальных интересов. Узбекистан сегодня осуществляет грандиозные социально-экономические реформы, превращаясь в одно из передовых государств СНГ с открытой экономикой. В условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических вызовов страна вырабо-
2 тала тщательно выверенную, научно обоснованную стратегию суверенного развития с учетом собственных конкурентных преимуществ и возросшей особой ответственности за регион Центральной Азии. Новая экономическая политика Узбекистана направлена на расширение полноценного сотрудничества с мировыми и региональными державами, финансовыми центрами, с интеграционными объединениями стран и, конечно же, с соседними государствами ЦА и с Российской Федерацией.
3 Ранее Узбекистан постоянно менял векторы международного сотрудничества, сохраняя за собой возможность балансировать собственные интересы между глобальными игроками – Россией, Китаем, США, ЕС и Турцией, – то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики, держась на определенной дистанции от главных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, придерживаясь логики неприсоединения ни к каким объединениям, будь то оборонным (дважды приостанавливал свое членство в ОДКБ) или экономическим (то участвуя, то игнорируя евразийскую интеграцию), делая упор на поддержку внутреннего производителя и на внутренний рынок. Почти четверть века Узбекистан провел в состоянии полуизоляции, настороженно относясь к ближайшим соседям. Непоследовательная внешнеэкономическая политика – от ориентации в экономическом сотрудничестве то на Китай или Турцию, то на Россию или США, вплоть до полного сосредоточения на внутренних проблемах и ограничения экономической свободы хозяйствующих субъектов в части взаимодействии с зарубежными странами. Страна то входила в интеграционные объединения различных форматов, то допускала возникновение внутрирегиональных конфликтов. Считалось достаточным присоединение в 2011 г. Узбекистана к зоне свободной торговли СНГ.
4 Такая модель позволяла поддерживать изоляцию страны и не зависеть от глобальной конъюнктуры и настроений у торговых партнеров. В то же время, эта стратегия объективно имела серьезные ограничители роста. Внутренний рынок Узбекистана, хоть и весьма ёмкий, все же обладает естественными пределами, которые ограничивают потенциал дальнейшего роста экономики. Очевидно, что без поддержки экспорта и без выхода на новые рынки сбыта продукции, заметного роста экономики не достичь. Новый президент практически сразу же объявил серьезную перезагрузку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии с целью создания благоприятных условий для экспорта товаров сначала в соседние страны ЦА и Россию, а затем на более отдаленные рынки. Узбекистан стал более интегрированным в мировую экономику, возникли предпосылки для повышения общего уровня благосостояния населения за счет участия в международном разделении труда.
5 В Узбекистане очень велика потребность в свободном и взаимовыгодном сотрудничестве с международным сообществом в преодолении накопившихся геополитических и экономических проблем, исходя из того, что ни одна существенная проблема ЦА, ЕАЭС, СНГ, ШОС и других межгосударственных организаций не может быть решена без участия такого политически весомого и стратегически важного игрока, как Республика Узбекистан.
6

Узбекистан – одна из успешных в экономическом отношении постсоветских стран. Объем ВВП более чем вдвое превысил уровень 1989 г. и достиг 581 трлн сум (57,7 млн долл.1). По оценкам Всемирного банка, ВВП Узбекистана по паритету покупательной способности (ППС) составил 245,4 млрд долл.2 Это – 71-я экономика мира и вторая (после Казахстана) экономика Центральноазиатского региона, имеющая самый высокий индекс (49-е место в мировом рейтинге), который отражает благосостояние людей и состояние окружающей среды. По данным ООН в «Отчете о мировом счастье», опубликованном  World Happiness Report (основанном на широком спектре данных уникальном по размеру и сопоставимости глобальных ежегодных всемирных опросов исследовании, которое проводится рейтинговой компанией Gallup World Poll), Узбекистан опережает все государства СНГ по уровню счастья жителей, заняв в 2021 г. 42-е место из 156 в рейтинге счастливых стран мира3.

1. World economic Outlook, 2021.

2. Там же. С. 12.

3. URL: >>>>
7 По версии банка HSBC (доклад «World in 2050»), Узбекистан признан одной из самых быстрорастущих экономик планеты (топ-26). А в туристической сфере Узбекистан еще в 2019 г. пробился в первую пятерку самых динамичных и привлекательных туристических направлений мира.
8 Из всех стран бывшего СССР и Восточной Европы только Азербайджан и Туркменистан смогли увеличить ВВП вдвое, но они – крупные экспортеры ресурсов, а Узбекистан таковым не является, хотя экспортирует газ и золото. Если ранее Узбекистан практически по всем показателям на душу населения был на последних местах в СНГ, то за последние годы стремительно растёт ВВП по паритету покупательной способности на душу населения, опережая все страны СНГ (в 2020 г. душевой ВВП страны составлял 7 тыс. долл., тогда как ещё в 2010 г. не превышал 5 тыс. долл.). А объем освоенных капитальных вложений за 1991-2020 гг. увеличился в 21 раз.
9 С 2017 г. кардинально переосмыслены стратегические приоритеты развития страны, издано более 50 Указов и 150 постановлений Президента страны в социально-экономической и финансовой сферах, осуществлён переход к модели «открытой экономики» путем широкого применения рыночных механизмов и информирования населения о проводимых реформах, использования новых драйверов экономического роста: цифровизации, инновационных технологий, модернизированных форм и методов воздействия на экономику.
10 Среди наиболее заметных достижений: либерализация валютного рынка, ликвидация множественности валютных курсов, постепенная либерализация цен и торговли, свободное перемещение товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций, открытие 14 свободных экономических зон, отсутствие применения импортных пошлин во взаимной торговле со странами ЕАЭС, снижение импортных тарифов и акцизных сборов, расширение охвата системы социальной защиты, предоставление Центральному банку большей независимости, улучшение доступа к показателям национальной статистики, снижение налоговых ставок для предприятий и физических лиц.
11

Как результат социально-экономических реформ, в Узбекистане достигнут достаточно высокий макроэкономический «запас прочности». По данным World Gold Council, в 2020 г. Узбекистан вошел в топ-8 стран мира по добыче золота4 с показателем 102 т, став крупнейшим продавцом золота в мире5. За пять лет международные золотовалютные резервы Узбекистана выросли с 26,4 до 34,9 млрд долл., в том числе объем иностранной валюты составил 13,6 млрд долл. и золота – 20,2 млрд долл.6 Золото стало главной экспортной статьей Узбекистана. На его долю в 2020 г. пришлось 44% экспорта7. В текущем году, вследствие сокращения внешней торговли на 57,6 млн долл. из-за последствий пандемии, продажи золота уменьшились.

4. URL: >>>>

5. URL: >>>> ; https://vesti.uz/uzbekistan-stal-mirovym-liderom-po-prodazham-zolota/.

6. URL: >>>> ; >>>> .

7. URL: >>>> .
12 Созданы новые высокотехнологичные производства, произошли кардинальные структурные и качественные изменения в национальном хозяйстве Узбекистана. Так, в 2020 г. по сравнению с 2017 г. доля промышленности в отраслевой структуре ВВП увеличилась с 22,2 до 28,5%, а доля сельского хозяйства снизилась на 1,6%. Примечательно, что удельный вес сферы услуг возрос в 1,7 раза и достиг 40%, что отражало и быстрый рост малого бизнеса и частного предпринимательства. Наибольшее увеличение вклада в экономическое развитие продемонстрировало инвестиционное строительство – вклад отрасли возрос в 2,5 раза, что отражает процесс строительства жилья и различных объектов коммерческой недвижимости, обновления инфраструктуры. Валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая всеми отраслями экономики, составила в 2020 г. 92,4% от общего объема ВВП и выросла на 1,7% (вклад в прирост ВВП – 1,5%).
13 Важнейшие социально-экономические показатели Республики Узбекистан представлены в табл. 1.
14 Таблица 1
15 Ключевые макроэкономические показатели Республики Узбекистан
2019 2020
Валовый внутренний продукт (млрд сум) 510117 580203
Рост реального ВВП (%) 5,8 1,6
Дефлятор ВВП (%) 18,6 11,9
Индекс потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года) 15,2 11,1
Объем инвестиций в основной капитал (млрд сум) 195927 202001
– реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 38,1 -8,2
Экспорт товаров и услуг (млн долл. США) 17469 15128
– реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 24,8 -13,4
Импорт товаров и услуг (млн долл. США) 24280 21172
– реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 25,0 -12,8
Сальдо внешней торговли (млн долл. США) -6811 -6044
16

Источник: Годовой отчет ЦБ Республики Узбекистан за 2020 г. С.10. URL: https://cbu.uz/ru/publications/annual-report .

17 Сравнительный экономико-статистический анализ глобальных экономических кризисов 2009 г. (финансовый кризис) и 2020 г. (пандемический кризис) показывает, что экономика Узбекистана устойчива к мировым кризисам. Вплоть до 2019 г. темпы роста ВВП Узбекистана были не менее 6-7% в год. Лишь в коронавирусный 2020 г. рост ВВП снизился до +1,6%. Узбекистан стал одной из немногих стран, сумевших, даже в условиях жестких карантинных ограничений и снижения экономической активности на глобальном уровне, сохранить положительную динамику. С 2021 г. рост ВВП начал восстанавливаться. На совещании 3 августа 2021 г., посвященном анализу экономических результатов первого полугодия 2021 года, Президент страны поставил задачу обеспечить в текущем году рост национальной экономики не менее чем на 5,1%, промышленности – на 5,8%, а сферы услуг и строительства – на 6,5%8 для достижения целевых ориентиров 2030 г. – роста реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в 3 раза Для этого необходимо будет в последующие годы поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6,4%. Это позволит к 2030 г. Узбекистану войти в группу 50 высокоразвитых стран мира.
8. URL: .
18 Республика Узбекистан занимает ведущее место в СНГ по темпам прироста населения. На начало 2021 г. в стране проживало 34, 6 млн человек (за 30 лет население страны увеличилось на 15 млн. человек). Узбекистан сохраняет статус государства с преимущественно молодым населением, средний возраст которого составляет 28 лет. Уже до 2035 г. Узбекистан станет второй по численности населения страной на постсоветском пространстве (превзойдя по этому показателю Украину). Увеличение населения – это не только вызов для экономики, но и возможности для экономического роста (дополнительные рабочие руки, новые потребители товаров и услуг, новый средний и малый бизнес, рост налогов).
19 Использование индикаторов, отражающих качество экономического роста (его вклад в расширение устойчивой занятости, капиталоемкость, доходы населения и т.д.) свидетельствует о серьёзных трудностях. Среднегодовые темпы прироста занятости существенно отстают от темпов прироста экономически активного населения и еще сильнее – от темпов прироста ВВП. Так, если в среднем за пять лет темпы прироста ВВП составили 5,8%, а экономически активного населения – 1,9%9, то прирост рабочих мест – только 1,0%. Если темпы прироста новых устойчивых рабочих мест в этой конструкции не будут повышены минимум до 3% (переход к конструкции , то трудно будет рассчитывать на решение проблем масштабной трудовой миграции, теневой занятости, бедности, которые уже долгие годы являются одним из основных барьеров в обеспечении устойчивости развития.
9. По данным Узгоскомстата.
20 Узбекистан в 2019 г. вышел на международный финансовый рынок, впервые в своей истории выпустив совместно с "Газпромбанком" на сумму один млрд долл.10 суверенные международные облигации, спрос на которые значительно превысил ожидаемый и составил более 8,5 млрд долл. Всего в 2019-2021 гг. на Лондонской фондовой бирже размещено почти на два млрд долл. узбекских еврооблигаций-евробондов (в феврале 2019 г. на 1 млрд долл. с доходностью 4,75% и 5.38% годовых с погашением в 2024 и 2029 гг.; в ноябре 2020 г. на 750 млн долл. с доходностью 3,7% годовых с погашением в 2030 г.11, а в июле 2021 г. Минфин Узбекистана объявил о размещении очередных суверенных еврооблигаций12), что наглядно отражает снижение стоимости заимствований и позитивную оценку мировым рынком капитала политики либерализации и открытости, проводимой Узбекистаном. Поступления от выпуска суверенных (номинированных в долларах и сумах) облигаций будут использоваться для финансирования в рамках программы Целей устойчивого развития (ЦУР) Узбекистана.
10. URL: >>>> .

11. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.

12. Минфин РУз планирует выпустить государственные казначейские облигации на 5 трлн сумов и международные еврооблигации на 700 млн долл.
21 Сегодня финансово-экономическое положение Республики Узбекистан в мире соответствует индикаторам быстро развивающейся страны с переходной экономикой и получает достойную оценку международного сообщества. Один из самых авторитетных журналов – британский «The Economist» признал Узбекистан «страной года», государством, в котором с 2017 г. реформы осуществляются быстрыми темпами.13 Не менее известное издание “Global Capital” с 33-летним опытом успешной деятельности в сфере анализа международных финансовых рынков присвоило Узбекистану почетное второе место среди стран СНГ в рамках “Bond Awards». Крупнейшие мировые рейтинговые агентства Standard & Poor’s, «Fitch Ratings», «Moody’s», «Pricewaterhouse Coopers», «S&P Global Ratings» и RAEX-Europe присвоили Узбекистану суверенный кредитный рейтинг, повысив долгосрочный рейтинг в использовании национальной и иностранной валюты с уровня «BB-» (неинвестиционный, рискованный) на «B» (Стабильный»), а в июле 2021 г. Moody’s повысило прогноз на «В1+» (Положительный).14 Это свидетельствует об эффективности институциональных и социально-экономических реформ, поскольку ещё 5 лет назад прогноз кредитного рейтинга характеризовался как «Негативный».
13. URL: >>>> .

14. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.
22 За последние пять лет, согласно данным ежегодного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business (Ведение бизнеса)» по показателю создания наиболее благоприятных условий для бизнеса, Узбекистан занял 69 место15 и вошел в «топ-20» лучших стран-реформаторов, заняв 12-е место среди 190 государств. По индексу «Глобальной продовольственной безопасности» (The Economist Intelligence Unit) Узбекистан поднялся на 9 позиций. В 2021 г. в Индексе экономической свободы «Index of Economic Freedom», который ежегодно составляется фондом Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal и включает оценку 186 стран по 12 компонентам (объединенным в 4 группы и измеряемыми по шкале от 0 до 100 –чем выше значение индекса, тем выше уровень экономической свободы), Узбекистан, набрав 59 баллов, занял 21 место из 40 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что означает переход в ряды «умеренно свободных экономик».
15. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.
23 Успешно реализуется проект Европейского союза «Содействие процессу присоединения Узбекистана к ВТО». Еврокомиссия досрочно присвоила Узбекистану статус страны-бенефициара Всеобщей системы преференций плюс («GSP+»),16 что позволит стране увеличить экспорт текстиля в ЕС с 150 млн евро в 2022 г. до 1 млрд евро к 2025 г.17 ЕБРР улучшил прогнозы экономического роста Узбекистана с 4,5% до 5,6%, что выше, чем в большинстве стран мира.18 Всё это будет стимулировать иностранных инвесторов вкладывать средства в инновационные технологии и в проекты развития нового Узбекистана.
16. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.

17. URL: >>>> .

18. Там же.
24 Главными рисками для экономики страны являются турбулентность мировой экономики, глобальная пандемия коронавируса, усиление конкуренции на мировых рынках, отсталость технологической базы, сырьевая направленность и низкая диверсификация экспорта, всё ещё высокая доля сельского хозяйства в структуре ВВП, теневая экономика, недостаточность долгосрочных финансовых ресурсов и социальные риски обеспечения занятости. Но эти угрозы смягчаются конструктивной экономической политикой страны, значительным объёмом золотовалютных резервов, умеренным внешним государственным долгом, либерализацией валютного рынка, снижением инфляционных рисков, сокращением государственного присутствия в экономике и развитием рынка капитала.
25 В мире Узбекистан рассматривается как один из самых надёжных новичков на международном рынке капитала. Республика, начавшая проводить рыночные реформы позднее многих других стран с переходной экономикой и не имевшая опыта работы в открытом, конкурентном пространстве, сейчас действует решительно, но осторожно, извлекая пользу из опыта России, Китая, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи и других государств по трансформации национальных экономик.
26 Главный вопрос, который возникает при этом: что следует предпринять в первую очередь? Основной базой должно быть наличие ёмкого экспортного рынка для продукции с высокой добавленной стоимостью, поскольку финансовые ресурсы у государства есть, а обеспечение квалифицированными кадрами возможно только в среднесрочной и долгосрочной перспективе: накопление человеческого капитала требует времени. При этом потенциальный рынок сбыта должен иметь потребность и устойчивый платежеспособный спрос на вновь создаваемую продукцию. Сейчас на долю рынка экспорта постсоветского пространства приходится 34% экспорта узбекских товаров (главным образом в страны ЦА и Россию); вторым важным направлением экспорта является Восточная Азия, в первую очередь Китай, на который приходится 20% торговли; третьим – страны Ближнего Востока с долей в 14%, из которых наиболее значимым партнером является Турция.
27 Учитывая существующую отраслевую структуру экспорта (доминирование золота, природного газа, полезных ископаемых и плодоовощной продукции), а также соответственно налаженные связи с основными импортерами, будущее развитие экспортно-ориентированной экономики страны должно базироваться на расширении номенклатуры и географии экспорта. Надо обратить внимание, что основным покупателем узбекских товаров в Восточной Азии является Китай, который заинтересован в сырьевых и продовольственных товарах, а не в продукции с высокой степенью переработки и высокой добавленной стоимостью (за исключением продукции АПК). Конечно, можно предположить диверсификацию экспорта и наращивание продаж на рынки Евросоюза и АТР, но динамика последних лет показывает, что их рынки для узбекской экономики вторичны. То есть, стратегия расширения экспорта узбекских товаров должна базироваться на выявлении определенных потенциальных сегментов рынка товаров с высокой добавленной стоимостью в СНГ, Восточной Европе и сопредельных государствах.
28 Надо понимать, что современный мир подходит к постепенному завершению процесса глобализации по-американски. Кризисные явления, связанные как с пандемийной ситуацией, так и с объективными процессами в мировой экономике, по сути, подводят черту под 30-летним периодом безусловного глобализационного превалирования США, которые постепенно сворачивают свою активность во многих регионах мира. Одновременно Китай проявляет наибольшую активность и ведёт собственную игру на противоречиях между Россией и США и внутри СНГ, хотя до этого более 100 лет он не имел прямых связей со странами ЦА, поскольку они не были субъектами международных отношений. Китай демонстрирует не только растущую заинтересованность в сырьевых ресурсах и ёмких рынках региона, но и явно усиливает политико-экономическое влияние на них, прежде всего через структуры ШОС. Китай на основе своей макрорегиональной инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), преследует цель воссоздания Великого шелкового пути. Формально этот проект призван запустить устойчивое долгосрочное экономическое развитие значительного количества государств в Евразии, гармонизировать торговые, экономические, инвестиционные, межрегиональные связи за счет массивной экономической экспансии КНР.
29 Странам ЦА и Узбекистану, в частности, следует с большим вниманием относиться к китайским и западным инициативам. Крупные межрегиональные и глобальные проекты ведущих геополитических акторов редко предполагают сугубо экономическое сотрудничество. Как правило, такие проекты предусматривают тесное взаимопроникновение и взаимовлияние государств. Касательно китайского проекта сложность возникает в отсутствии у КНР опыта реализации глобальных межнациональных геополитических проектов. Конечно, это не значит, что КНР не может пытаться реализовать свои глобальные амбиции. Вопрос в другом: насколько Китай способен адекватно и рационально отвечать на все вызовы и риски, которые несёт в себе такое строительство и насколько преодоление таких препятствий будет соответствовать интересам региональных игроков.
30 Россия является ведущим инвестиционным партнером Узбекистана, вторым после Китая инвестором в узбекскую экономику, а ее обширный рынок – благоприятным местом экспорта продукции. Накопленные российские инвестиции в регионе уже составляют около 50 млрд долл., из них свыше 10 млрд долл. приходится на Узбекистан. По количеству вновь открытых предприятий с иностранным капиталом в Узбекистане Россия занимает первое место. В 2021 г. здесь действуют 2100 предприятий с российским капиталом, что более чем в 2 раза превышает уровень 2018 г.19 Несомненно, Россия должна сохранять ведущие позиции в экономических преобразованиях и выступать главным гарантом политической и экономической безопасности всей ЦА. Её политика традиционно держится на трех постулатах: первый – безопасность и военно-техническое сотрудничество; второй – энергетические проекты в нефтегазовой сфере и гидроэнергетике; третий – укрепление сотрудничества, независимо от степени участия в интеграционных проектах СНГ. Россия сейчас занимает более прагматичную позицию, она не пытается встроить всех в евразийскую интеграцию, а строит более взвешенные отношения конструктивного партнерства и сотрудничества на началах взаимодополнения в сфере региональной безопасности, энергетики, нефтегазовой индустрии, в том числе атомной, транспорта, АПК, технологий, науки, высшего образования, защиты окружающей среды и модернизации городской и сельской инфраструктуры, путем предоставления крупных кредитов, создания совместных предприятий, продвижения российских компаний и бизнеса.
19. URL: >>>>
31 Вторым важным вопросом является финансовое обеспечение экспортно-ориентированной модернизации экономики Узбекистана. Но страна фактически не производит соответствующее технологическое оборудование для строительства новых или модернизации существующих производственных мощностей верхнего передела и выпуска готовой продукции. Соответственно, эта часть модернизации должна быть обеспечена за счет валютных финансовых ресурсов, основой чего могут стать золотовалютные резервы государства, иностранные инвестиции и финансовые поступления от трудовых мигрантов. Но для использования этих инструментов необходимо создать соответствующие механизмы и институциональную среду, которая обеспечит привлекательность и сохранность таких вложений в Республику.
32 Третьей проблемой, требующей незамедлительного решения, являются высокие по отношению к росту экономики и населению темпы обесценения национальной валюты (за последние три года курс узбекского сума девальвировался почти на 30% – с 8341 до 10660 сумов за доллар США в августе 2021 г.20), что может негативно сказаться на имидже Узбекистана на мировом рынке капитала. Если еще в 2018 г. валовой национальный доход на душу населения превышал 2 тыс. долл., то в пандемийном 2020 г. упал до 1,7 тыс. долл. Соответственно, увеличился разрыв с нижней границей верхней категории среднеразвитых стран мира UM (около 4 тыс. долл., рис.1). Такая ситуация ставит под угрозу достижение декларируемой цели о необходимости к 2030 г. вхождения Узбекистана в категорию среднеразвитых стран мира в условиях высоких темпов роста населения и усиления рисков и барьеров развития (климатических, санитарных, конъюнктурных и т.д.), учитывая также, что к 2030 г. этот порог может быть повышен до 5 тыс. долл.
20. URL: >>>> (дата обращения 16.08.2021).
33

Рис. 1. Динамика валового национального дохода на душу населения по Узбекистану в сопоставлении со средними оценками нижней группы среднеразвитых стран мира (LM aver) и нижней границей верхней группы среднеразвитых стран мира (Гран UM)

34 Источник: Всемирный банк (https://datahelpdesk.worldbank.org/knowledgebase/articles/906519).
35 Следует понимать, что возвращение к прежним высоким (6-8%) темпам не произойдет, если только не будут проведены эффективные институциональные реформы, направленные на устранение сдерживающих факторов в производстве и либерализации экономики. Устойчивый экономический рост возникает в условиях поддержания потенциала сформированных источников роста или их поэтапного замещения на новые по мере уменьшения существующих источников.
36 Обострение глобальной пандемии коронавируса, возросшая неопределённость ситуации вокруг Афганистана не может и не должна быть основанием для приостановки нового курса социально-экономических реформ Узбекистана по активизации развития национальной экономики, увеличения её роли в глобальном мире, СНГ и ЦА. Возникают задачи определения адекватных антикризисных мер по нейтрализации угроз национальной безопасности, выработки взаимовыгодных отношений с международными финансовыми организациями. Ренессанс, поиск и активизация новых источников развития возможны лишь в рамках перехода к новой экономической модели, ориентированной преимущественно на ресурсосбережение, включая борьбу с бедностью и теневой экономикой. Республика Узбекистан обладает необходимым потенциалом не только для выхода из возникших трудностей, но и для максимальной мобилизации ресурсов инновационного развития и увеличения своей роли в мировой экономике.

References

1. Mirziyoev Sh.M. Poslanie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Olij Mazhlisu 29 dekabrya 2020 g. URL: https://www.norma.uz/nashi_obzori/poslanie-2021_glavnye_tezisy_iz_rechi_prezidenta.

2. Mirziyoev Sh.M. Interv'yu Prezidenta Respubliki Uzbekistan gazete «Yangi Uzbekiston» ot 17 avgusta 2021 g. URL: https://www. prezident.uz/.

3. Akaev A.A. Evrazijskie perspektivy vozrozhdeniya Rossii // SPb: Severnaya zvezda. 2012. S. 242.

4. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie // M.,1989.

5. Afontsev S.A. Rasput'ya Shelkovogo puti // Strategiya. 2017. № 3. C. 6-11.

6. Ziyadullaev N.S. EAEhS i Respublika Uzbekistan: fal'start na puti k integratsii // Mir peremen. 2020. № 3. S. 111-125.

7. Ziyadullaev N.S. Sotsial'no-proizvodstvennaya infrastruktura gosudarstv Tsentral'noj Azii // M., Ehkonomika Tsentral'noj Azii. 2021. № 1. C. 9-28.

8. Ziyadullaev N.S. Transformatsiya ehkonomiki Respubliki Uzbekistan: istoriya, sovremennost', strategii razvitiya // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2021. № 8 (130). S. 7-18.

9. Islamov B.A., Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S., Islamov D.B. Liberalization of policies of exchange rates: international experience and lessons for Uzbekistan //Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2018. № 1.

10. Mirziyoeva S.Sh. Metodologicheskie osnovy strategirovaniya sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Uzbekistana // SPb., SZIU RANKhiGS. 2020. 184 s.

11. Omarova Z.K., Zoidov Kh.K. Mekhanizmy regulirovaniya vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti v reshenii problem modernizatsii i povysheniya konkurentosposobnosti natsional'noj ehkonomiki // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2015. № 10 (60). S. 9-13.

12. Omarova Z.K. Integratsiya finansovogo i promyshlennogo kapitalov kak faktor ehffektivnogo regional'nogo razvitiya // Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika. 2008. № 29. S. 46-50.

13. Sotsial'no-ehkonomicheskoe polozhenie Respubliki Uzbekistan za yanvar'-dekabr' 2020 g. Doklad Uzgoskomstata // Tashkent, Uzgoskomstat. 2021. C. 494.

14. Turabekov S., Toshnazarova L., Mukumova N. Foreign experience in providing employment in the field of tourism services in Uzbekistan // Ehkonomika Tsentral'noj Azii. 2020. № 4. C. 361-366.

15. Tsvetkov V.A., Ziyadullaev N.S., Zoidov K.Kh., Medkov A.A. Tranzitnaya ehkonomika: teoriya, metodologiya, praktika /Predisl. akad. Makarova V.L. i Porfir'eva B.N. // M., Ehkonomicheskoe obozrenie. 2019. 494 s.

16. Ehkonomika i politika postsotsialisticheskikh gosudarstv: opyt transformatsii / T. 1-2 (Pod red. chl-korr. RAN R.I. Khasbulatova) // M., REhU im. G.V. Plekhanova. Veche. 2017.

Comments

No posts found

Write a review
Translate