Императивы экономического возрождения Узбекистана
Императивы экономического возрождения Узбекистана
Аннотация
Код статьи
S020736760017487-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Зиядуллаев Наби Саидкаримович 
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт проблем рынка РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
76-87
Аннотация

Рассматриваются опыт и основные направления трансформации национальной экономики Республики Узбекистан. Раскрыты особенности взаимодействия страны с Россией, Китаем, США и другими державами. Обоснованы приоритетные задачи, способствующие формиро-ванию новой экономической политики по диверсификации структуры и географии внеш-ней торговли, повышению качества экономического роста, а также смягчению последствий глобальной пандемии коронавируса.

Ключевые слова
национальные интересы, международное сотрудничество, региональная интеграция, внеш-неэкономические связи, либерализация экономики, Республика Узбекистан
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-010-43021 СССР.
Классификатор
Дата публикации
10.12.2021
Всего подписок
11
Всего просмотров
823
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 Республика Узбекистан переживает важный этап в своем историческом развитии. Начиная с 2017 г., впервые за время ее независимого существования четко определены внешнеполитические приоритеты, выстроены новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные на прагматизме и максимально гибком использовании своих национальных интересов. Узбекистан сегодня осуществляет грандиозные социально-экономические реформы, превращаясь в одно из передовых государств СНГ с открытой экономикой. В условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических вызовов страна вырабо-
2 тала тщательно выверенную, научно обоснованную стратегию суверенного развития с учетом собственных конкурентных преимуществ и возросшей особой ответственности за регион Центральной Азии. Новая экономическая политика Узбекистана направлена на расширение полноценного сотрудничества с мировыми и региональными державами, финансовыми центрами, с интеграционными объединениями стран и, конечно же, с соседними государствами ЦА и с Российской Федерацией.
3 Ранее Узбекистан постоянно менял векторы международного сотрудничества, сохраняя за собой возможность балансировать собственные интересы между глобальными игроками – Россией, Китаем, США, ЕС и Турцией, – то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики, держась на определенной дистанции от главных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, придерживаясь логики неприсоединения ни к каким объединениям, будь то оборонным (дважды приостанавливал свое членство в ОДКБ) или экономическим (то участвуя, то игнорируя евразийскую интеграцию), делая упор на поддержку внутреннего производителя и на внутренний рынок. Почти четверть века Узбекистан провел в состоянии полуизоляции, настороженно относясь к ближайшим соседям. Непоследовательная внешнеэкономическая политика – от ориентации в экономическом сотрудничестве то на Китай или Турцию, то на Россию или США, вплоть до полного сосредоточения на внутренних проблемах и ограничения экономической свободы хозяйствующих субъектов в части взаимодействии с зарубежными странами. Страна то входила в интеграционные объединения различных форматов, то допускала возникновение внутрирегиональных конфликтов. Считалось достаточным присоединение в 2011 г. Узбекистана к зоне свободной торговли СНГ.
4 Такая модель позволяла поддерживать изоляцию страны и не зависеть от глобальной конъюнктуры и настроений у торговых партнеров. В то же время, эта стратегия объективно имела серьезные ограничители роста. Внутренний рынок Узбекистана, хоть и весьма ёмкий, все же обладает естественными пределами, которые ограничивают потенциал дальнейшего роста экономики. Очевидно, что без поддержки экспорта и без выхода на новые рынки сбыта продукции, заметного роста экономики не достичь. Новый президент практически сразу же объявил серьезную перезагрузку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии с целью создания благоприятных условий для экспорта товаров сначала в соседние страны ЦА и Россию, а затем на более отдаленные рынки. Узбекистан стал более интегрированным в мировую экономику, возникли предпосылки для повышения общего уровня благосостояния населения за счет участия в международном разделении труда.
5 В Узбекистане очень велика потребность в свободном и взаимовыгодном сотрудничестве с международным сообществом в преодолении накопившихся геополитических и экономических проблем, исходя из того, что ни одна существенная проблема ЦА, ЕАЭС, СНГ, ШОС и других межгосударственных организаций не может быть решена без участия такого политически весомого и стратегически важного игрока, как Республика Узбекистан.
6

Узбекистан – одна из успешных в экономическом отношении постсоветских стран. Объем ВВП более чем вдвое превысил уровень 1989 г. и достиг 581 трлн сум (57,7 млн долл.1). По оценкам Всемирного банка, ВВП Узбекистана по паритету покупательной способности (ППС) составил 245,4 млрд долл.2 Это – 71-я экономика мира и вторая (после Казахстана) экономика Центральноазиатского региона, имеющая самый высокий индекс (49-е место в мировом рейтинге), который отражает благосостояние людей и состояние окружающей среды. По данным ООН в «Отчете о мировом счастье», опубликованном  World Happiness Report (основанном на широком спектре данных уникальном по размеру и сопоставимости глобальных ежегодных всемирных опросов исследовании, которое проводится рейтинговой компанией Gallup World Poll), Узбекистан опережает все государства СНГ по уровню счастья жителей, заняв в 2021 г. 42-е место из 156 в рейтинге счастливых стран мира3.

1. World economic Outlook, 2021.

2. Там же. С. 12.

3. URL: >>>>
7 По версии банка HSBC (доклад «World in 2050»), Узбекистан признан одной из самых быстрорастущих экономик планеты (топ-26). А в туристической сфере Узбекистан еще в 2019 г. пробился в первую пятерку самых динамичных и привлекательных туристических направлений мира.
8 Из всех стран бывшего СССР и Восточной Европы только Азербайджан и Туркменистан смогли увеличить ВВП вдвое, но они – крупные экспортеры ресурсов, а Узбекистан таковым не является, хотя экспортирует газ и золото. Если ранее Узбекистан практически по всем показателям на душу населения был на последних местах в СНГ, то за последние годы стремительно растёт ВВП по паритету покупательной способности на душу населения, опережая все страны СНГ (в 2020 г. душевой ВВП страны составлял 7 тыс. долл., тогда как ещё в 2010 г. не превышал 5 тыс. долл.). А объем освоенных капитальных вложений за 1991-2020 гг. увеличился в 21 раз.
9 С 2017 г. кардинально переосмыслены стратегические приоритеты развития страны, издано более 50 Указов и 150 постановлений Президента страны в социально-экономической и финансовой сферах, осуществлён переход к модели «открытой экономики» путем широкого применения рыночных механизмов и информирования населения о проводимых реформах, использования новых драйверов экономического роста: цифровизации, инновационных технологий, модернизированных форм и методов воздействия на экономику.
10 Среди наиболее заметных достижений: либерализация валютного рынка, ликвидация множественности валютных курсов, постепенная либерализация цен и торговли, свободное перемещение товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций, открытие 14 свободных экономических зон, отсутствие применения импортных пошлин во взаимной торговле со странами ЕАЭС, снижение импортных тарифов и акцизных сборов, расширение охвата системы социальной защиты, предоставление Центральному банку большей независимости, улучшение доступа к показателям национальной статистики, снижение налоговых ставок для предприятий и физических лиц.
11

Как результат социально-экономических реформ, в Узбекистане достигнут достаточно высокий макроэкономический «запас прочности». По данным World Gold Council, в 2020 г. Узбекистан вошел в топ-8 стран мира по добыче золота4 с показателем 102 т, став крупнейшим продавцом золота в мире5. За пять лет международные золотовалютные резервы Узбекистана выросли с 26,4 до 34,9 млрд долл., в том числе объем иностранной валюты составил 13,6 млрд долл. и золота – 20,2 млрд долл.6 Золото стало главной экспортной статьей Узбекистана. На его долю в 2020 г. пришлось 44% экспорта7. В текущем году, вследствие сокращения внешней торговли на 57,6 млн долл. из-за последствий пандемии, продажи золота уменьшились.

4. URL: >>>>

5. URL: >>>> ; https://vesti.uz/uzbekistan-stal-mirovym-liderom-po-prodazham-zolota/.

6. URL: >>>> ; >>>> .

7. URL: >>>> .
12 Созданы новые высокотехнологичные производства, произошли кардинальные структурные и качественные изменения в национальном хозяйстве Узбекистана. Так, в 2020 г. по сравнению с 2017 г. доля промышленности в отраслевой структуре ВВП увеличилась с 22,2 до 28,5%, а доля сельского хозяйства снизилась на 1,6%. Примечательно, что удельный вес сферы услуг возрос в 1,7 раза и достиг 40%, что отражало и быстрый рост малого бизнеса и частного предпринимательства. Наибольшее увеличение вклада в экономическое развитие продемонстрировало инвестиционное строительство – вклад отрасли возрос в 2,5 раза, что отражает процесс строительства жилья и различных объектов коммерческой недвижимости, обновления инфраструктуры. Валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая всеми отраслями экономики, составила в 2020 г. 92,4% от общего объема ВВП и выросла на 1,7% (вклад в прирост ВВП – 1,5%).
13 Важнейшие социально-экономические показатели Республики Узбекистан представлены в табл. 1.
14 Таблица 1
15 Ключевые макроэкономические показатели Республики Узбекистан
2019 2020
Валовый внутренний продукт (млрд сум) 510117 580203
Рост реального ВВП (%) 5,8 1,6
Дефлятор ВВП (%) 18,6 11,9
Индекс потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года) 15,2 11,1
Объем инвестиций в основной капитал (млрд сум) 195927 202001
– реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 38,1 -8,2
Экспорт товаров и услуг (млн долл. США) 17469 15128
– реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 24,8 -13,4
Импорт товаров и услуг (млн долл. США) 24280 21172
– реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 25,0 -12,8
Сальдо внешней торговли (млн долл. США) -6811 -6044
16

Источник: Годовой отчет ЦБ Республики Узбекистан за 2020 г. С.10. URL: https://cbu.uz/ru/publications/annual-report .

17 Сравнительный экономико-статистический анализ глобальных экономических кризисов 2009 г. (финансовый кризис) и 2020 г. (пандемический кризис) показывает, что экономика Узбекистана устойчива к мировым кризисам. Вплоть до 2019 г. темпы роста ВВП Узбекистана были не менее 6-7% в год. Лишь в коронавирусный 2020 г. рост ВВП снизился до +1,6%. Узбекистан стал одной из немногих стран, сумевших, даже в условиях жестких карантинных ограничений и снижения экономической активности на глобальном уровне, сохранить положительную динамику. С 2021 г. рост ВВП начал восстанавливаться. На совещании 3 августа 2021 г., посвященном анализу экономических результатов первого полугодия 2021 года, Президент страны поставил задачу обеспечить в текущем году рост национальной экономики не менее чем на 5,1%, промышленности – на 5,8%, а сферы услуг и строительства – на 6,5%8 для достижения целевых ориентиров 2030 г. – роста реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в 3 раза Для этого необходимо будет в последующие годы поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6,4%. Это позволит к 2030 г. Узбекистану войти в группу 50 высокоразвитых стран мира.
8. URL: .
18 Республика Узбекистан занимает ведущее место в СНГ по темпам прироста населения. На начало 2021 г. в стране проживало 34, 6 млн человек (за 30 лет население страны увеличилось на 15 млн. человек). Узбекистан сохраняет статус государства с преимущественно молодым населением, средний возраст которого составляет 28 лет. Уже до 2035 г. Узбекистан станет второй по численности населения страной на постсоветском пространстве (превзойдя по этому показателю Украину). Увеличение населения – это не только вызов для экономики, но и возможности для экономического роста (дополнительные рабочие руки, новые потребители товаров и услуг, новый средний и малый бизнес, рост налогов).
19 Использование индикаторов, отражающих качество экономического роста (его вклад в расширение устойчивой занятости, капиталоемкость, доходы населения и т.д.) свидетельствует о серьёзных трудностях. Среднегодовые темпы прироста занятости существенно отстают от темпов прироста экономически активного населения и еще сильнее – от темпов прироста ВВП. Так, если в среднем за пять лет темпы прироста ВВП составили 5,8%, а экономически активного населения – 1,9%9, то прирост рабочих мест – только 1,0%. Если темпы прироста новых устойчивых рабочих мест в этой конструкции не будут повышены минимум до 3% (переход к конструкции , то трудно будет рассчитывать на решение проблем масштабной трудовой миграции, теневой занятости, бедности, которые уже долгие годы являются одним из основных барьеров в обеспечении устойчивости развития.
9. По данным Узгоскомстата.
20 Узбекистан в 2019 г. вышел на международный финансовый рынок, впервые в своей истории выпустив совместно с "Газпромбанком" на сумму один млрд долл.10 суверенные международные облигации, спрос на которые значительно превысил ожидаемый и составил более 8,5 млрд долл. Всего в 2019-2021 гг. на Лондонской фондовой бирже размещено почти на два млрд долл. узбекских еврооблигаций-евробондов (в феврале 2019 г. на 1 млрд долл. с доходностью 4,75% и 5.38% годовых с погашением в 2024 и 2029 гг.; в ноябре 2020 г. на 750 млн долл. с доходностью 3,7% годовых с погашением в 2030 г.11, а в июле 2021 г. Минфин Узбекистана объявил о размещении очередных суверенных еврооблигаций12), что наглядно отражает снижение стоимости заимствований и позитивную оценку мировым рынком капитала политики либерализации и открытости, проводимой Узбекистаном. Поступления от выпуска суверенных (номинированных в долларах и сумах) облигаций будут использоваться для финансирования в рамках программы Целей устойчивого развития (ЦУР) Узбекистана.
10. URL: >>>> .

11. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.

12. Минфин РУз планирует выпустить государственные казначейские облигации на 5 трлн сумов и международные еврооблигации на 700 млн долл.
21 Сегодня финансово-экономическое положение Республики Узбекистан в мире соответствует индикаторам быстро развивающейся страны с переходной экономикой и получает достойную оценку международного сообщества. Один из самых авторитетных журналов – британский «The Economist» признал Узбекистан «страной года», государством, в котором с 2017 г. реформы осуществляются быстрыми темпами.13 Не менее известное издание “Global Capital” с 33-летним опытом успешной деятельности в сфере анализа международных финансовых рынков присвоило Узбекистану почетное второе место среди стран СНГ в рамках “Bond Awards». Крупнейшие мировые рейтинговые агентства Standard & Poor’s, «Fitch Ratings», «Moody’s», «Pricewaterhouse Coopers», «S&P Global Ratings» и RAEX-Europe присвоили Узбекистану суверенный кредитный рейтинг, повысив долгосрочный рейтинг в использовании национальной и иностранной валюты с уровня «BB-» (неинвестиционный, рискованный) на «B» (Стабильный»), а в июле 2021 г. Moody’s повысило прогноз на «В1+» (Положительный).14 Это свидетельствует об эффективности институциональных и социально-экономических реформ, поскольку ещё 5 лет назад прогноз кредитного рейтинга характеризовался как «Негативный».
13. URL: >>>> .

14. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.
22 За последние пять лет, согласно данным ежегодного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business (Ведение бизнеса)» по показателю создания наиболее благоприятных условий для бизнеса, Узбекистан занял 69 место15 и вошел в «топ-20» лучших стран-реформаторов, заняв 12-е место среди 190 государств. По индексу «Глобальной продовольственной безопасности» (The Economist Intelligence Unit) Узбекистан поднялся на 9 позиций. В 2021 г. в Индексе экономической свободы «Index of Economic Freedom», который ежегодно составляется фондом Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal и включает оценку 186 стран по 12 компонентам (объединенным в 4 группы и измеряемыми по шкале от 0 до 100 –чем выше значение индекса, тем выше уровень экономической свободы), Узбекистан, набрав 59 баллов, занял 21 место из 40 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что означает переход в ряды «умеренно свободных экономик».
15. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.
23 Успешно реализуется проект Европейского союза «Содействие процессу присоединения Узбекистана к ВТО». Еврокомиссия досрочно присвоила Узбекистану статус страны-бенефициара Всеобщей системы преференций плюс («GSP+»),16 что позволит стране увеличить экспорт текстиля в ЕС с 150 млн евро в 2022 г. до 1 млрд евро к 2025 г.17 ЕБРР улучшил прогнозы экономического роста Узбекистана с 4,5% до 5,6%, что выше, чем в большинстве стран мира.18 Всё это будет стимулировать иностранных инвесторов вкладывать средства в инновационные технологии и в проекты развития нового Узбекистана.
16. URL: >>>> style="text-decoration: underline;">.

17. URL: >>>> .

18. Там же.
24 Главными рисками для экономики страны являются турбулентность мировой экономики, глобальная пандемия коронавируса, усиление конкуренции на мировых рынках, отсталость технологической базы, сырьевая направленность и низкая диверсификация экспорта, всё ещё высокая доля сельского хозяйства в структуре ВВП, теневая экономика, недостаточность долгосрочных финансовых ресурсов и социальные риски обеспечения занятости. Но эти угрозы смягчаются конструктивной экономической политикой страны, значительным объёмом золотовалютных резервов, умеренным внешним государственным долгом, либерализацией валютного рынка, снижением инфляционных рисков, сокращением государственного присутствия в экономике и развитием рынка капитала.
25 В мире Узбекистан рассматривается как один из самых надёжных новичков на международном рынке капитала. Республика, начавшая проводить рыночные реформы позднее многих других стран с переходной экономикой и не имевшая опыта работы в открытом, конкурентном пространстве, сейчас действует решительно, но осторожно, извлекая пользу из опыта России, Китая, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи и других государств по трансформации национальных экономик.
26 Главный вопрос, который возникает при этом: что следует предпринять в первую очередь? Основной базой должно быть наличие ёмкого экспортного рынка для продукции с высокой добавленной стоимостью, поскольку финансовые ресурсы у государства есть, а обеспечение квалифицированными кадрами возможно только в среднесрочной и долгосрочной перспективе: накопление человеческого капитала требует времени. При этом потенциальный рынок сбыта должен иметь потребность и устойчивый платежеспособный спрос на вновь создаваемую продукцию. Сейчас на долю рынка экспорта постсоветского пространства приходится 34% экспорта узбекских товаров (главным образом в страны ЦА и Россию); вторым важным направлением экспорта является Восточная Азия, в первую очередь Китай, на который приходится 20% торговли; третьим – страны Ближнего Востока с долей в 14%, из которых наиболее значимым партнером является Турция.
27 Учитывая существующую отраслевую структуру экспорта (доминирование золота, природного газа, полезных ископаемых и плодоовощной продукции), а также соответственно налаженные связи с основными импортерами, будущее развитие экспортно-ориентированной экономики страны должно базироваться на расширении номенклатуры и географии экспорта. Надо обратить внимание, что основным покупателем узбекских товаров в Восточной Азии является Китай, который заинтересован в сырьевых и продовольственных товарах, а не в продукции с высокой степенью переработки и высокой добавленной стоимостью (за исключением продукции АПК). Конечно, можно предположить диверсификацию экспорта и наращивание продаж на рынки Евросоюза и АТР, но динамика последних лет показывает, что их рынки для узбекской экономики вторичны. То есть, стратегия расширения экспорта узбекских товаров должна базироваться на выявлении определенных потенциальных сегментов рынка товаров с высокой добавленной стоимостью в СНГ, Восточной Европе и сопредельных государствах.
28 Надо понимать, что современный мир подходит к постепенному завершению процесса глобализации по-американски. Кризисные явления, связанные как с пандемийной ситуацией, так и с объективными процессами в мировой экономике, по сути, подводят черту под 30-летним периодом безусловного глобализационного превалирования США, которые постепенно сворачивают свою активность во многих регионах мира. Одновременно Китай проявляет наибольшую активность и ведёт собственную игру на противоречиях между Россией и США и внутри СНГ, хотя до этого более 100 лет он не имел прямых связей со странами ЦА, поскольку они не были субъектами международных отношений. Китай демонстрирует не только растущую заинтересованность в сырьевых ресурсах и ёмких рынках региона, но и явно усиливает политико-экономическое влияние на них, прежде всего через структуры ШОС. Китай на основе своей макрорегиональной инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), преследует цель воссоздания Великого шелкового пути. Формально этот проект призван запустить устойчивое долгосрочное экономическое развитие значительного количества государств в Евразии, гармонизировать торговые, экономические, инвестиционные, межрегиональные связи за счет массивной экономической экспансии КНР.
29 Странам ЦА и Узбекистану, в частности, следует с большим вниманием относиться к китайским и западным инициативам. Крупные межрегиональные и глобальные проекты ведущих геополитических акторов редко предполагают сугубо экономическое сотрудничество. Как правило, такие проекты предусматривают тесное взаимопроникновение и взаимовлияние государств. Касательно китайского проекта сложность возникает в отсутствии у КНР опыта реализации глобальных межнациональных геополитических проектов. Конечно, это не значит, что КНР не может пытаться реализовать свои глобальные амбиции. Вопрос в другом: насколько Китай способен адекватно и рационально отвечать на все вызовы и риски, которые несёт в себе такое строительство и насколько преодоление таких препятствий будет соответствовать интересам региональных игроков.
30 Россия является ведущим инвестиционным партнером Узбекистана, вторым после Китая инвестором в узбекскую экономику, а ее обширный рынок – благоприятным местом экспорта продукции. Накопленные российские инвестиции в регионе уже составляют около 50 млрд долл., из них свыше 10 млрд долл. приходится на Узбекистан. По количеству вновь открытых предприятий с иностранным капиталом в Узбекистане Россия занимает первое место. В 2021 г. здесь действуют 2100 предприятий с российским капиталом, что более чем в 2 раза превышает уровень 2018 г.19 Несомненно, Россия должна сохранять ведущие позиции в экономических преобразованиях и выступать главным гарантом политической и экономической безопасности всей ЦА. Её политика традиционно держится на трех постулатах: первый – безопасность и военно-техническое сотрудничество; второй – энергетические проекты в нефтегазовой сфере и гидроэнергетике; третий – укрепление сотрудничества, независимо от степени участия в интеграционных проектах СНГ. Россия сейчас занимает более прагматичную позицию, она не пытается встроить всех в евразийскую интеграцию, а строит более взвешенные отношения конструктивного партнерства и сотрудничества на началах взаимодополнения в сфере региональной безопасности, энергетики, нефтегазовой индустрии, в том числе атомной, транспорта, АПК, технологий, науки, высшего образования, защиты окружающей среды и модернизации городской и сельской инфраструктуры, путем предоставления крупных кредитов, создания совместных предприятий, продвижения российских компаний и бизнеса.
19. URL: >>>>
31 Вторым важным вопросом является финансовое обеспечение экспортно-ориентированной модернизации экономики Узбекистана. Но страна фактически не производит соответствующее технологическое оборудование для строительства новых или модернизации существующих производственных мощностей верхнего передела и выпуска готовой продукции. Соответственно, эта часть модернизации должна быть обеспечена за счет валютных финансовых ресурсов, основой чего могут стать золотовалютные резервы государства, иностранные инвестиции и финансовые поступления от трудовых мигрантов. Но для использования этих инструментов необходимо создать соответствующие механизмы и институциональную среду, которая обеспечит привлекательность и сохранность таких вложений в Республику.
32 Третьей проблемой, требующей незамедлительного решения, являются высокие по отношению к росту экономики и населению темпы обесценения национальной валюты (за последние три года курс узбекского сума девальвировался почти на 30% – с 8341 до 10660 сумов за доллар США в августе 2021 г.20), что может негативно сказаться на имидже Узбекистана на мировом рынке капитала. Если еще в 2018 г. валовой национальный доход на душу населения превышал 2 тыс. долл., то в пандемийном 2020 г. упал до 1,7 тыс. долл. Соответственно, увеличился разрыв с нижней границей верхней категории среднеразвитых стран мира UM (около 4 тыс. долл., рис.1). Такая ситуация ставит под угрозу достижение декларируемой цели о необходимости к 2030 г. вхождения Узбекистана в категорию среднеразвитых стран мира в условиях высоких темпов роста населения и усиления рисков и барьеров развития (климатических, санитарных, конъюнктурных и т.д.), учитывая также, что к 2030 г. этот порог может быть повышен до 5 тыс. долл.
20. URL: >>>> (дата обращения 16.08.2021).
33

Рис. 1. Динамика валового национального дохода на душу населения по Узбекистану в сопоставлении со средними оценками нижней группы среднеразвитых стран мира (LM aver) и нижней границей верхней группы среднеразвитых стран мира (Гран UM)

34 Источник: Всемирный банк (https://datahelpdesk.worldbank.org/knowledgebase/articles/906519).
35 Следует понимать, что возвращение к прежним высоким (6-8%) темпам не произойдет, если только не будут проведены эффективные институциональные реформы, направленные на устранение сдерживающих факторов в производстве и либерализации экономики. Устойчивый экономический рост возникает в условиях поддержания потенциала сформированных источников роста или их поэтапного замещения на новые по мере уменьшения существующих источников.
36 Обострение глобальной пандемии коронавируса, возросшая неопределённость ситуации вокруг Афганистана не может и не должна быть основанием для приостановки нового курса социально-экономических реформ Узбекистана по активизации развития национальной экономики, увеличения её роли в глобальном мире, СНГ и ЦА. Возникают задачи определения адекватных антикризисных мер по нейтрализации угроз национальной безопасности, выработки взаимовыгодных отношений с международными финансовыми организациями. Ренессанс, поиск и активизация новых источников развития возможны лишь в рамках перехода к новой экономической модели, ориентированной преимущественно на ресурсосбережение, включая борьбу с бедностью и теневой экономикой. Республика Узбекистан обладает необходимым потенциалом не только для выхода из возникших трудностей, но и для максимальной мобилизации ресурсов инновационного развития и увеличения своей роли в мировой экономике.

Библиография

1. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису 29 декабря 2020 г. URL: https://www.norma.uz/nashi_obzori/poslanie-2021_glavnye_tezisy_iz_rechi_prezidenta.

2. Мирзиёев Ш.М. Интервью Президента Республики Узбекистан газете «Янги Узбекистон» от 17 августа 2021 г. URL: https://www. prezident.uz/.

3. Акаев А.А. Евразийские перспективы возрождения России // СПб: Северная звезда. 2012. С. 242.

4. Ансофф И. Стратегическое управление // М.,1989.

5. Афонцев С.А. Распутья Шелкового пути // Стратегия. 2017. № 3. C. 6-11.

6. Зиядуллаев Н.С. ЕАЭС и Республика Узбекистан: фальстарт на пути к интеграции // Мир перемен. 2020. № 3. С. 111-125.

7. Зиядуллаев Н.С. Социально-производственная инфраструктура государств Центральной Азии // М., Экономика Центральной Азии. 2021. № 1. C. 9-28.

8. Зиядуллаев Н.С. Трансформация экономики Республики Узбекистан: история, современность, стратегии развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 8 (130). С. 7-18.

9. Islamov B.A., Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S., Islamov D.B. Liberalization of policies of exchange rates: international experience and lessons for Uzbekistan //Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 1.

10. Мирзиёева С.Ш. Методологические основы стратегирования социально-экономического развития Узбекистана // СПб., СЗИУ РАНХиГС. 2020. 184 с.

11. Омарова З.К., Зоидов Х.К. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности в решении проблем модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 10 (60). С. 9-13.

12. Омарова З.К. Интеграция финансового и промышленного капиталов как фактор эффективного регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 29. С. 46-50.

13. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за январь-декабрь 2020 г. Доклад Узгоскомстата // Ташкент, Узгоскомстат. 2021. C. 494.

14. Turabekov S., Toshnazarova L., Mukumova N. Foreign experience in providing employment in the field of tourism services in Uzbekistan // Экономика Центральной Азии. 2020. № 4. C. 361-366.

15. Цветков В.А., Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Медков А.А. Транзитная экономика: теория, методология, практика /Предисл. акад. Макарова В.Л. и Порфирьева Б.Н. // М., Экономическое обозрение. 2019. 494 с.

16. Экономика и политика постсоциалистических государств: опыт трансформации / Т. 1-2 (Под ред. чл-корр. РАН Р.И. Хасбулатова) // М., РЭУ им. Г.В. Плеханова. Вече. 2017.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести