The economic and legal problems of achieving the target indicator of the national program for the development of small and medium-sized enterprises
Table of contents
Share
QR
Metrics
The economic and legal problems of achieving the target indicator of the national program for the development of small and medium-sized enterprises
Annotation
PII
S020736760004941-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladislav Chebotarev 
Affiliation: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Address: Russian Federation
Vladimir Ionov
Affiliation: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Address: Russian Federation
Edition
Pages
28-39
Abstract

The factors detrimentally affecting the achievement of the target indicator of the national program for the development of small and medium-sized enterprises and support of individual business initiative have been scrutinized in the present article. The legislative amendments aimed at lifting the restrictions on job creation when applying special tax regimes as well as in the field of owner-operated farm management have been suggested by the authors.

Keywords
small and medium enterprises, economic structure, gross domestic product, national program, jobs, economic growth, economic security, challenges and threats, shadow economy, control, efficiency
Received
24.05.2019
Date of publication
03.06.2019
Number of purchasers
89
Views
1368
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2019
1 Исследование потенциала малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) выводит нас на первостепенные проблемы стабильного и эффективного развития национальной экономики, вплоть до проблем обеспечения экономической безопасности России. В Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» среди основных задач обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики акцент сделан на «поддержке высокотехнологичного малого и среднего бизнеса» [1]. Если будет сформирован мощный в количественном и качественном выражении сектор МСП, который на современном этапе является «болевой точкой» российской экономики, то это позволит значительно ускорить экономический рост, расширить возможности для самореализации граждан, создать ресурсы для повышения уровня жизни граждан и снижения уровня бедности.
2 Целевым показателем Национального проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – Нацпроект МСП) в соответствии с Указом  Президента Российской Федерации 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204) [2] является увеличение численности занятых в сфере МСП до 25 млн. человек к 2024 году. Малый бизнес в экономике России занимает пока довольно скромное место по сравнению с другими странами: вклад малых и средних предприятий в ВВП в России 20%, в Европе –50-60%. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в России 27%, в Европе – 60-70%, в Азии – 80-90%.
3 Очевидно, что повышение роли МСП в экономике предполагает значительную финансовую поддержку этого сектора. Какие же средства планируется направить на реализацию Нацпроекта МСП в ближайшие шесть лет? Президент «ОПОРы России» А. Калинин привел следующие данные: «Выделяется 450 миллиардов рублей на шесть лет», «малый бизнес ежегодно должен получать 1 трлн рублей по ставке 8,5-9,5 %, а производственные сектора под 6,5 %» [3]. Министр экономического развития РФ М. Орешкин на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам заявил, что на программу льготного кредитования в рамках Нацпроекта МСП планируется выделить 1 трлн рублей, а ставка по кредиту не должна превысить 8,5% [4].
4 Необходимо отметить, что и ранее ежегодно выделялись значительные объемы финансовых ресурсов на поддержку сектора МСП. Однако прорыва в данной сфере экономики нет уже в течение 10 лет (на эту ситуацию указывал Б. Титов – Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации еще в 2015 году) [5]. Что произошло за три года, говорит президент «ОПОРы России» А. Калинин: «Мы очень долго, наверно уже лет 10, кружимся вокруг цифры в 20% вклада МСП в ВВП страны» [6].
5 Одним из государственных инструментов создания благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив является федеральная финансовая программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России с 2005 года. Финансирование развития сектора МСП осуществляют также следующие субъекты: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Фонд развития промышленности; Российский фонд прямых инвестиций; Российский экспортный центр; региональные министерства субъектов РФ и др.
6 О каких средствах идет речь? В 2013 году общий объем средств, направленных на поддержку МСП, составил 52 млрд руб. [7]. ...Т. Голикова, являясь на тот период руководителем Счетной палаты Российской Федерации (далее – СП РФ), в докладе Президенту Российской Федерации привела следующие данные: «общий объем государственной поддержки МСП в России в 2015 году составил почти 346 млрд рублей» [8]. За 2016 год, по данным СП РФ, только на реализацию мероприятий поддержки МСП было направлено порядка 152,8 млрд рублей, в т.ч. из федерального бюджета в рамках госпрограмм РФ Минэкономразвития России ˗ 28,2 млрд рублей, Минсельхозом России ˗ 18,9 млрд рублей, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ˗ 11,4 млрд рублей, из бюджетов регионов ˗ 3,2 млрд рублей, от АО «Корпорация МСП» ˗ 78,8 млрд рублей и АО «МСП Банк» ˗ 12,3 млрд рублей [9].
7 Приоритетным направлением развития сектора МСП является переформатирование работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и внедрение сервисной модели предоставления услуг для предпринимателей. Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения малого бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Внедряются единые стандарты оказания поддержки и унифицируются требования к деятельности всех видов инфраструктуры поддержки.
8 В соответствии с указанным распоряжением правительства в регионах внедряется целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства» (табл. 1).
9 Таблица 1 Основные параметры целевой модели «Поддержка МСП»
10
Стимулирование предпринимательства Наличие необходимых ресурсов Возможности для роста и условия развития
Государственное управление: - Количество целевых индикаторов Стратегии развития МСП 2030; - Охват муниципальных районов и городских округов программами развития МСП; - Наличие совещательных органов по вопросам развития МСП; - Доля доходов регионального бюджета от УСН, перечисленных в местные бюджеты. Финансовая поддержка МСП: - Отношение кредитного портфеля к капиталу региональных гарантийных организаций; - Лимит поручительства на заемщика; - Отношение портфеля микрозаймов к капитализации МФО; - Доля кредитов с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация «МСП»» и гарантий АО «МСП Банк»; - Доля кредитов, выданных субъектам МСП, в общем объеме кредитов, выданных в субъекте РФ. Стимулирование спроса на продукцию: - Информирование о закупках на региональном сайте; - Количество обучающих мероприятий в сфере закупок с участием крупнейших заказчиков; - Доля объема закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП по № 223-ФЗ в субъекте РФ; - Доля государственных закупок у субъектов МП (№ 44-ФЗ) в субъекте РФ; - Количество нестационарных торговых объектов на 10 тыс. чел. населения.
Развитие сельскохозяйственной кооперации: - Количество видов организаций, оказывающих поддержку сельскохозяйственной кооперации; - Доля кооперативов, получивших поддержку и продолжающих деятельность в течение 3 лет. Система инфраструктурной поддержки: - Доля субъектов МСП, получивших консультационную поддержку; - Наполняемость объектов инфраструктуры имущественной поддержки; - Доля субъектов МСП, получивших имущественную и инновационно-производственную поддержку; - Наличие региональных лизинговых компаний. Система налоговых льгот: - Наличие закона о «налоговых каникулах»; - Доля индивидуальных предпринимателей, воспользовавшихся «налоговыми каникулами»; - Наличие закона о сокращении ставок по УСН; - Доля индивидуальных предпринимателей на патентной системе налогооблажения.
Система образовательных программ: - Доля обученных предпринимателей от общего количества субъектов МСП; - Для субъектов МСП реализуются федеральные программы обучения (АО «Корпорация «МСП»», АО «Деловая среда», АО «РЭЦ» и др.) Система имущественной поддержки: - Наличие регионального и муниципальных перечней имущества для субъектов МСП; - Увеличение числа обектов, включенных в вышеуказанные перечни. Развитие системы «одного окна»: - Доля МФЦ и иных организаций, предоставляющих услуги АО «Корпорация «МСП»»; - Доля предпринимателей, обратившихся за услугами АО «Корпорация «МСП»»; - Количество МФЦ для бизнеса; - Количество видов услуг, предоставляемых субъектам МСП в МФЦ для бизнеса.
Источник: Минэкономразвития.
11

Очевидно, что в настоящее время создана многоканальная система поддержки данного сектора экономики, в т.ч. и финансовая, но проблемным моментом является эффективность в сфере реализации государственной поддержки предприятий сектора МСП.

12 Приведем лишь несколько фактов:
13
  • в 2014 году председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию МСП Д. Сазонов в ходе слушаний на тему эффективности государственной поддержки МСП, основываясь на итогах исследования, в котором приняли участие 33 губернатора, 700 предпринимателей, 140 экспертов из 47 субъектов РФ, охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Показателей эффективности финансовой поддержки нет, методики оценки эффективности (поддержки) тоже отсутствуют. Только 3,4% МСП существует больше 3 лет. В 2013 году было направленно на поддержку МСП 52 млрд. руб., но поддержку получили всего 3% субъектов МСП» [10];...
14
  • Коллегия СП РФ представила результаты экспертно-аналитического исследования «Анализ эффективности мер поддержки МСП в рамках реализации Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году» [11]. Согласно докладу финансовая поддержка была оказана в 2015 году – 4% от общей численности субъектов МСП, в 2016 году порядка 1%. При этом были выявлены факты предоставления ежегодной финансовой поддержки одним и тем же субъектам МСП. За 2010-2016 гг. количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9% [12];
  • в докладе Б. Титова отмечалось, что, по данным Президента РФ, в 2017 году число рабочих мест сократилось на 6,8 млн или на 10 %;
  • в 2014-2017 гг. в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на развитие МСП направили 120,5 млрд руб. из федерального бюджета. Аудиторы СП ПФ отмечают, что целевые показатели программы на 2017 год были в основном выполнены, но это было достигнуто за счет значительного снижения самих плановых значений по сравнению с 2014 годом. По одному из главных показателей госпрограммы - «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» - целевые ориентиры снизились с 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017 году. Приведем мнение аудитора СП РФ А. Перчяна: «Ежегодное снижение этого показателя свидетельствует о том, что реализация госпрограммы не оказывает существенного влияния на обеспечение занятости в сфере МСП [13].
15 По результатам исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», которое провела Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета совместно с компанией EY и Центром предпринимательства, лишь 3 российским предприятиям МСП из ста удается продержаться на рынке дольше 3 лет [14]. Согласно статистике, порядка 95% стартапов «умирает» еще в 1-й год
16

Таблица 2 Число МСП в разных странах, сумевших просуществовать на рынке более 3,5 лет 

17

Комментарии  

18
Страна Деятельность более 3,5 лет
Россия 3,4 %
Норвегия 6,15 %
Финляндия 6,65 %
Испания 8,39 %
Греция 12,6%
19 Источник: Российская газета. 2014. 22 января.
20 При реализации Нацпроекта МСП акцент также делается на необходимости увеличения средней продолжительность жизни предприятий малого и среднего бизнеса до 6-7 лет в 2024 году.
21 Представим проблемную ситуацию в сфере государственной регистрации хозяйствующих субъектов с 2007 года и «выживших» по состоянию на декабрь 2018 года [15].
22 Таблица 3 Количество КО и ИП, сведения о которых содержатся в единых госреестрах
23

24

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС РФ >>>> и журнала «Вестник государственной регистрации» http://www.vestnik-gosreg.ru/about/.

25 В процессе реализации Нацпроекта МСП важно обеспечить функционирование «предпринимательского лифта», который позволит не только выживать, но и приводить к росту предприятий, т.е. микропредприятия в процессе своего развития должны переходить в разряд малых, а затем средних. На наш взгляд, это ключевой показатель эффективности государственной поддержки данного сектора экономики. Зачем «вливать» деньги, так необходимые на современном этапе для России, в неэффективные предприятия – так называемые фирмы «зомби»?
26 Ключевым показателем состояния сферы МСП является ее доля в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП). В соответствии с поставленными задачами развития МСП в Российской Федерации должно произойти и увеличение доли МСП в ВВП.
27 Таблица 4 Целевые показатели национального проекта МСП к 2024 году
28
2018 год 2021 год 2024 год
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, млн чел. 19,2 млн чел. 21,6 млн чел 25 млн чел
Доля экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательсьтва, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта, % 8,6 % 9,25 % 10 %
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП, % 22,3 % 25,0 % 32,5 %
Источник: Корпорация МСП.
29 По оценкам Минэкономразвития, вклад МСП в российский ВВП составляет порядка 20 %. Однако с 2007 года этот показатель не публикуется в статистических сборниках, размещенных на официальном сайте Росстата 2000-2017 «Малое предпринимательство в России», в них можно ознакомиться с данными о доле МСП в ВВП только с 2003 г. по 2006 г. включительно.
30 В отчете о работе Счетной палаты за 2017 год аудиторы при оценке госпрограммы по развитию малого и среднего предпринимательства сделали следующий вывод «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» органами госстатистики сейчас не наблюдаются, оценка достижения стратегической цели априори невозможна» [17].
31 Еще один проблемный аспект заслуживает особого внимания. В Паспорте национального проекта МСП, утвержденном президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 сентября 2018 г. № 12) численность занятых в секторе МСП (базовый показатель по состоянию на 1.06.2018 г.) составляет 19,2 млн человек, но в реестре МСП на эту же дату приведены данные о 15 936 510 работниках (29.12.2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов МСП к 1 августа 2016 года, реестр ведет ФНС РФ).
32 По мнению А. Кудрина, руководителя СП РФ (см. отчет за 2017 год) система стратегического планирования в России сегодня не работает. В разных документах ставятся разные задачи, которые не соотносятся между собой, показатели не корректируются.
33 Продолжим рассмотрение роли МСП в социально-экономическом развитии экономики России. В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [18] (далее – Стратегия МСП) должно произойти не просто увеличение доли МСП в ВВП: должны произойти существенные качественные изменения и в структуре данного сектора экономики, акцент сделан на становление и развитие высокотехнологичного сектора МСП. В этом документе намечен рост в 2,5 раза оборота в постоянных ценах по отношению к 2014 году, рост производительности труда в секторе в два раза в постоянных ценах по отношению к 2014 году, рост доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП до 20%, рост доли занятых в общей численности занятого населения до 35%.
34 В Стратегии МСП выделены целевые группы (сектора) малых и средних предприятий – это массовый и высокотехнологичный сектора (далее ВТП МСП). Эффективное развитие данных подгрупп сектора МСП способно создать мощный «пласт» быстрорастущих предприятий, а также значительно увеличить занятость, и уменьшить теневой сектор экономики.
35 Можно сделать вывод: если колоссальные бюджетные средства, которые планируется направить в ближайшей перспективе на развитие сектора МСП, будут эффективно освоены, если их не поглотят коррупция, нецелевое и неэффективное использование, то будет произведен существенный прорыв в социально-экономическом развитии России. Но при количественном росте малого бизнеса необходимо изменение его качественных характеристик, что благоприятно скажется на достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года.
36 Недостаточное внимание к специфике деятельности сектора МСП при разработке и реализации нормативно-правовых актов снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу предпринимателей в теневой сектор экономики, значительно снижает положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.
37 Приведем лишь один факт о сложившейся ситуации в сфере создания рабочих мест. Из статистики ФНС РФ, которую проанализировал РБК, видно, что в России много «пустых» компаний – предприятий, где официально не трудоустроен ни один сотрудник.
38 Нет ни одного работника на 381178 предприятиях (15,3 %), 1 работник на 1034443 предприятиях (41,5 %), 2 работника на 248739 предприятиях (10 %), 3 работника на 155357 предприятиях (6,2 %), 4 работника на 106303 предприятиях (4,3 %), 5 работников на 78608 предприятиях (3,2 %), более 5 работников на 489916 предприятиях (19,5 %). Получается, что в более 50 % фирм работают по 1–2 человека. Всего компаний в наборе данных 24945441.
1. Источник: данные ФНС, расчеты РБК, 2018.
39 Проблема компаний без сотрудников имеет фискальные корни, т.к. на фонд оплаты труда ложится нагрузка в виде отчислений в обязательные фонды (пенсионный, социальный, медицинский), и собственники бизнеса не принимают сотрудников в штат с целью экономии по данным выплатам.
40 Важно спрогнозировать и своевременно отреагировать на складывающуюся ситуацию при реализации нацпроектов. Важно предусмотреть все точки возможного роста целевых установок. Председатель Правительства РФ в 2019 году заявил о необходимости работы механизма «регуляторной гильотины», направленной на масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов с целью ликвидации различных точек торможения развития бизнеса в законодательстве.
41 Препятствует достижению целевого показателя реализации Нацпроекта МСП (увеличение численности занятых в секторе МСП до 25 млн человек к 2024 году), тот факт, что до сих пор не созданы инструменты стимулирования перехода микробизнеса в малый, а в дальнейшем в средний. Развитие предприятия – это показатель эффективности работы в целом и в первую очередь это новые рабочие места [19]. Рассмотрим факторы сдерживающие создание рабочих мест или способные повлиять на сокращение уже созданных в изучаемом секторе.
42 Первое. ВТП МСП определены как быстрорастущие предприятия, но ключевым негативным фактором, сдерживающим рост предприятий, является потеря налоговых льгот. Для микро- и малых предприятий имеет важнейшее значение налоговая и административная нагрузка, для снижения которой действуют специальные налоговые режимы, позволяющие уменьшить уплату налогов и отличающиеся более простым порядком ведения отчетности. По данным ФНС РФ, упрощенная система налогообложения (далее – УСН) является самым популярным специальным налоговым режимом. Его применяли в 2014 году 2511308 предпиятий, в 2015 г. 2818063 предприятий, в 2016 г. – 28748172.
2. Источник. Расчеты Минэкономразвития России по данным ФНС России.
43 При применении УСН численность работников не должна превышать 100 человек. Переход в категорию средних (среднесписочная численность работников от 101) исключает возможность применения данного льготного режима, а зачастую исключает возможность получения госфинансирования. В связи с тем, что особую роль сектор МСП играет в моногородах, где основная часть населения занята на одном крупном производстве, особенного велик риск роста социальной напряженности, возникающей в результате безработицы, именно создание и развитие малых предприятий позволит значительно смягчить эту проблему.
44 Правительством РФ определены три категории моногородов в зависимости от складывающейся в них социально-экономической ситуации. Из 319 моногородов 100 с наиболее сложным социально-экономическим положением, где местная экономика находится на грани краха. По социально-экономической ситуации в 48% существует риск ухудшения ситуации, в 30% ситуация сложная, в 22% – стабильная3.
3. Источник. Фонд развития моногородов.
45 На наш взгляд, необходимо разработать и внедрить пилотный проект на териториях монопрофильных образований, направленный на снятие ограничения создании рабочих мест при применению УСН и постоянно осуществлять мониторинг применения этих норм.
46 Предлагается, в частности, пункт 15 статьи 346.12 главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ «Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке , устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек» дополнить: «и 150 человек на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в соответствии с перечнем, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации, с учетом социально-экономического положения в муниципальных образованиях Российской Федерации».
47 При положительной динамике, т.е. увеличении числа рабочих мест, необходимо внедрение этого правила и на других территориях страны.
48 Второе. С целью развития сельских территорий и повышения уровня жизни на селе, необходимо снятие ограничений в сфере деятельности малых форм хозяйствования на селе, т.к. именно малые формы хозяйствования являются важнейшим фактором развития сельскохозяйственных территорий [20]. В Федеральном законе от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, а максимальное количество граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства не должно превышать 5 человек. Чтобы сохранить налоговые льготы, право на субсидии и льготные кредиты руководители КФХ (как и хозяйствующих субъектов, применяющие УСН) зачастую идут на нарушения, в т.ч. законодательства, регулирующего трудовые отношения.
49 Предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» членами фермерского хозяйства могут быть: 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пятнадцати человек.
50 При положительной динамике следует разработать и другие дополнительные стимулы и даже предусмотреть увеличение данного показателя. Изменение доли МСП в общей занятости населения России учитывало бы значимость сектора для социально-экономической ситуации в обществе. Большой потенциал в достижении целевого показателя Нацпроекта МСП (25 млн. человек) скрыт в теневой экономике. При реализации Нацпроекта МСП особое место занимает увеличение занятости населения России за счет снижения доли теневой экономики. Эта проблема заслуживает особого внимания. Так в Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» среди основных вызовов и угроз экономической безопасности отмечалось сохранение значительной доли теневой экономики.
51 Еще в 2013 году вице-премьер РФ О. Голодец отмечала: «Наш рынок труда сегодня фактически нелегитимизирован. Очень небольшая часть рынка труда работает по прозрачным правилам. 48 млн человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем» [21]. В России из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48 млн человек работают в легитимном секторе (платят все необходимые взносы) и непонятно, где работают 38 млн россиян.
52

Прошло более 5 лет, а что же произошло с 38 млн россиян? «По данным ФНС, из 82 миллионов работоспособных граждан официально работают и платят соцвзносы примерно 52 миллиона человек. «Мы видим это через 2-НДФЛ, через уплату страховых взносов» [22]. Такие данные привел глава ФНС РФ М. Мишустин. Получается, за 5 лет положение в данной сфере практически не изменилось, хотя были попытки поднять малый бизнес в т.ч. и за счет колоссальных государственных денег, которые были направлены на поддержку сектора МСП и других мер, например, введения контрольно-надзорных каникул.

53

Важно прогнозировать ситуацию по реализации Нацпроекта МСП, своевременно выявлять проблемные и «узкие» места в данной сфере, нейтрализовать вызовы, способные создать угрозы.

54

Необходимость предвидения в более широком плане отметил Президент РАН А. Сергеев в январе 2019 года на встрече с Президентом России, сделав акцент на создании специального центра, который займется стратегическим планированием и прогнозом развития страны. Основная задача центра – прогнозирование основных направлений научного, научно-технического и социально-экономического развития страны. А. Сергеев отметил, что: «страна вошла в этап стабильного развития, стабильного роста в условиях, в общем-то, не очень больших ресурсов», и сделал вывод: «это значит, что все нужно очень правильно и эффективно рассчитать, и это очень серьезная научная задача». Прогнозирование вызовов и угроз в данной сфере позволит своевременно им противодействовать, в т.ч. и в изучаемой нами сфере.

55 Возможна ситуация, когда собственники предприятий сектора МСП будут увольнять своих сотрудников и оформлять их как самозанятых, получая тем самым льготы по налогу на доходы физических лиц и по страховым взносам с целью сэкономить на налогах и сборах. Возможно, произойдет сокращение рабочих мест, созданных индивидуальными предпринимателями, опять же с целью экономии, возможен уход граждан, зарегистрированных в статусе ИП, в самозанятые, и расширение практики выплаты якобы уволенным работникам зарплаты «в конвертах».
56 Необходим мониторинг реализации закона о специальном налоговом режиме для самозанятых граждан (пока он действует в г. Москве, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан) и своевременное внесение изменений в законодательство в зависимости от складывающейся ситуации.
57 Прогнозирование развития осложняется тем фактом, что государственные программы, направленные на развитие МСП, зачастую «обходят» многие проблемные и «узкие» места в данной сфере, недостаточно нацелены именно на развитие бизнеса, на содействие созданию новых рабочих мест.

References

1. Российская газета. 2017. 15 мая.

2. Российская газета. 2018. 9 мая.

3. Березина Е. На развитие малого и среднего бизнеса выделят 450 миллиардов рублей // Российская газета. 2018. 13 сентября.

4. http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/201825126 (дата обращения 25.12.18).

5. Доклад президенту 2015 «Российский бизнес: портрет в цифрах» http://doklad.

6. ombudsmanbiz.ru/pdf/2015_portret.pdf (дата обращения 11.01.2019).

7. Березина Е. На развитие малого и среднего бизнеса выделят 450 миллиардов рублей // Российская газета. 2018. 13 сентября.

8. http://www.garant.ru/news/579427/ (дата обращения 11.01.2019).

9. Петров В. Глава Счетной палаты обсудила с президентом господдержку малого бизнеса // Российская газета. 2016. 15 июля.

10. За 6 лет количество занятого населения у субъектов МСП сократилось на 3,2 млн рабочих мест, при этом неформальная занятость растет URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/30151. (дата обращения 11.01.2019).

11. http://www.garant.ru/news/579427/ (дата обращения 11.02.2019).

12. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году». URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/9ce/9ce1131934a8e35ab7ea13d56c7a6894.pdf. (дата обращения 11.02.2019).

13. Куда делся миллиард на поддержку бизнеса. URL:http://www.ach.gov.ru/press_center/video/28493#30152. (дата обращения 11.02.2019).

14. http://www.ach.gov.ru/press_center/publications-in-mass-media/34104 (дата обращения 11.01.2019).

15. Голова И. Только 3 % малых предприятий России «живут» более трех лет // Российская газета. 2014. 22 января.

16. http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ul/ (дата обращения 14.01.2019).

17. Чеботарев В.С., Ионов В.А. Малое и среднее предпринимательство как важнейший фактор роста экономики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4 (36). С. 185.

18. http://www.ach.gov.ru/press_center/publications-in-mass-media/34104 (дата обращения 11.02.2019).

19. Собрание законодательства РФ. 2016. № 24, ст. 3549.

20. Чеботарев С., Чеботарев В., Ионов В. Высокотехнологичные малые и средние предприятия – стратегический ресурс оживления российской экономики // Общество и экономика, № 3, 2018. С. 47.

21. Чеботарев В.С., Ионов В.А. Проблемы в развитии малых форм хозяйствования на селе как одного из ключевых факторов прорывного развития современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2 (42). С. 285.

22. https://www.rbc.ru/economics/03/04/2013/570406039a7947fcbd44765f (дата обращения 14.02.2019).

23. Выжутович В. Налог на самозанятых // Российская газета. 2018. 18 октября.

Comments

No posts found

Write a review
Translate