Государственная поддержка исследований и инноваций в предпринимательском секторе: зарубежный опыт
Государственная поддержка исследований и инноваций в предпринимательском секторе: зарубежный опыт
Аннотация
Код статьи
S020736760021860-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Клавдиенко Виктор  
Должность: ведущий научный сотрудник экономического факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
38-48
Аннотация

В статье исследован комплекс мер государственной поддержки НИОКР и инноваций в частном секторе стран-лидеров инновационного развития. Раскрыто содержание прямых и косвенных методов субсидирования НИОКР и инновационной деятельности, систематизированы инструменты их практической реализации в предпринимательском секторе различных стран. Выявлены характерные долговременные тенденции роста объемов государственной поддержки НИОКР и инноваций в частном секторе и смещения вектора этой поддержки в пользу косвенных мер (в форме налоговых льгот и преференций). Установлено, что, используя схемы и инструментарий кредитно-денежной и фискальной политики, государство выполняет функции финансирования инновационной инфраструктуры, заказчика и покупателя результатов НИОКР и инновационных решений, страховщика, принимающего на себя гарантии по страхованию рискованных инвестиций в разработку новой продукции и технологий, обеспечивая стимулирование и координацию действий субъектов НИОКР и инновационной деятельности, направленной на достижение –общественно значимых результатов.

Ключевые слова
государственное регулирование, финансирование НИОКР, налоговое стимулирование инновационной деятельности, зарубежный опыт
Классификатор
Дата публикации
20.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
435
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 В современных экономических доктринах ключевым фактором поступательного развития экономики, повышения ее конкурентоспособности признаются инновации. Не отрицается и то, что ядром инновационной экономики является предпринимательский сектор. Показательно, что в странах-лидерах инновационного развития он покрывает 60-65% внутренних затрат на НИОКР и инновации, доля государственных расходов на эти цели вдвое меньше [1]. Предпринимательский сектор выступает также основным генератором инновационных решений, подавая в патентные ведомства львиную долю (до 80%) заявок на патенты на изобретения и являясь главным получателем патентов [2].
2 Доминирование предпринимательского сектора в сфере НИОКР и инноваций не означает устранение или пассивность государства в управлении научно-техническим и инновационным процессом, в том числе – в частном секторе. При различиях в подходах и методах воздействия государства на инновационные процессы в частном секторе, общим для всех стран-лидеров инновационного развития1 является то, что государство оказывает постоянную поддержку бизнесу в этой сфере. Государственная поддержка НИОКР и инноваций и механизм ее реализации являются важным составным элементом национальных инновационных систем этих стран. И, хотя в академических трактатах и управленческих структурах многих развитых стран государственная поддержка бизнеса обычно рассматривается как явление нежелательное, противоречащее принципам открытой рыночной экономики и свободной конкуренции, тем не менее, на практике во всех странах применяют различные виды государственной помощи частному бизнесу, признанные допустимыми, не оказывающими существенного отрицательного эффекта на конкуренцию и торговлю.
1. В фокусе внимания находятся страны из группы Топ-30 глобального инновационного индекса, рассчитанного Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Корнельским университетом и Европейским институтом делового администрирования за 2021.
3 Одной из сфер деятельности, допускающих государственную поддержку, являются НИОКР и инновации, выполняемые в предпринимательском секторе. Более того, в последние десятилетия в развитых странах государственная поддержка бизнес-сектора в отношении НИОКР и инновационной деятельности нарастала. Так, во Франции её объем в 2001-2020 гг. увеличился в 1,5 раза, Германии и США – в 2, Великобритании – в 2,9 раза. Во многих странах росла и ее доля в ВВП. В настоящее время наиболее высока доля ВВП, выделяемая из общественных средств на поддержку НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе Великобритании (0,42%), Франции (0,40), Кореи (0,29), Австрии (0,27), США и Канады (0,24%). Наименее щедрыми в поддержке НИОКР и инновационной деятельности в предпринимательском секторе являются государственные структуры в Швейцарии, Финляндии, Германии, Дании, выделяя на эти цели от 0,01 до 0,07% ВВП (см. табл. 1).
4 Таблица 1
5 Государственная поддержка НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе (2019 г.)
6

7 Источник: составлено и рассчитано по [3, 4].
8 Государственная поддержка предпринимательского сектора в сфере НИОКР и инноваций включает как методы прямого финансирования, так и опосредованную помощь в форме налоговых льгот и преференций, ориентированных на создание у предприятий-налогоплательщиков мотивации для занятия НИОКР и инновационной деятельностью. По каналам прямого финансирования значительную государственную поддержку НИОКР и инноваций получает частный бизнес в Корее, Франции, США, Канаде. В этих странах расходы бюджетов всех уровней на НИОКР и инновации для бизнес-сектора составляют от 0,17 до 0,12% ВВП. Наименьшие относительные показатели прямой государственной помощи бизнесу в исследованиях и инновационной деятельности среди рассмотренных стран имеют Швейцария, Япония, Дания (менее 0,05% ВВП). В Швейцарии, например, исследования и инновационные проекты в частном секторе фактически не получают финансирования из федерального бюджета. Это связано с доминированием в швейцарской экономике принципов свободной конкуренции и минимального вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Поддержка НИОКР в частном секторе возможна лишь из средств кантонального бюджета в формате софинансирования исследовательских проектов, выполняемых по грантам университетами с участием исследователей из частных фирм.
9 Прямые методы поддержки ориентированы на определенные предприятия, фирмы, на конкретный инновационный проект. Широкое практические применение они получили в формате целевых субсидий, грантов, льгот и гарантий по кредитам, венчурного и долевого финансирования, государственных закупок НИОКР и инновационных решений (см. табл. 2).
10 Таблица 2
11 Формы прямой государственной поддержки НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе
12 Источник: составлено по [5, 6, 7, 8, 9, 10].
13 Наиболее распространенной формой прямой государственной поддержки НИОКР и инноваций в бизнес-секторе выступают гранты (безвозмездные и безвозвратные субсидии), предоставляемые предприятиям на выполнение НИОКР и инновации организациями (фондами или агентствами), созданными правительствами стран специально для этой цели. Средства таких фондов (агентств) формируются за счет государственных ассигнований и распределяются на основе конкурсного отбора представленных соискателями проектов НИОКР и коммерциализации инновационных решений. Подобные фонды (агентства) созданы во многих странах. Например, в Дании проектное финансирование НИОКР и инноваций обеспечивает Национальный инновационный фонд, во Франции – Национальное научно-исследовательское агентство, в Норвегии – агентство «Инновации Норвегии» (подведомственное министерству торговли и промышленности страны), в Японии поддержку инновационному предпринимательству в формате грантов государство оказывает через два так называемых «независимых административных учреждения»: Агентство науки и технологий (ориентировано на поддержку прорывных технологий и ключевых направлений развития науки и техники, обозначенных в пятилетнем плане страны) и Организацию по развитию новой энергетики и промышленных технологий (предоставляет гранты на выполнение отобранных по конкурсу исследовательских проектов в сфере «зеленой» энергетики, энергосбережения и охраны окружающей среды). В последние годы субсидии в форме грантов в развитых странах обеспечивают до 40% прямой государственной поддержки бизнесу на НИОКР и инновации [11].
14 Другим распространенным инструментом в системе бюджетной поддержки НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе являются схемы государственного кредитования, которые реализуются через специально создаваемые правительствами стран гарантийные фонды (Австрия, Германия, Норвегия и др.). Эти фонды оказывают услуги частному сектору, предоставляя поручительства и гарантии погашения банковского кредита, при условии использования кредита на финансирование инновационных проектов. В ряде стран (Норвегия, Эстония) создается сеть фондов кредитного поручительства, инициаторами которых выступают органы местного самоуправления и объединения предприятий.
15 Широко используется и льготное кредитование инновационных проектов. В Германии, например, предприятия могут под льготные проценты получить долгосрочный кредит (на срок до 10 лет) на разработку и освоение новой технологии, продукции или услуг. В Испании и Италии фирмам предоставляется под низкий процент кредит, покрывающий до 55% затрат на НИОКР и инновации (малым и средним предприятиям – до 65%). Льготный период составляет до двух лет. Льготные кредиты (до 1,5 млн евро) предусмотрены также для предприятий на закупку патентов, лицензий, лабораторного оборудования.
16 Во многих странах получила признание такая форма поддержки НИОКР и инноваций в бизнесе, как софинансирование (совместное бюджетное и частное финансирование). Эта форма частно-государственного партнерства позволяет обеспечить интеграцию интересов заказчиков и исполнителей НИОКР, ограничить расточительство государственных, частных и других привлеченных средств и рационально распределить риск между соинвесторами инновационного проекта. Примером организационно-правовой формы такого партнерства могут служить венчурные фонды, объединяющие ресурсы пула частных инвесторов и государственных организаций для инвестирования в новые или быстро развивающиеся компании. В Финляндии, например, правительство при участии частных фирм венчурного капитала содействует инновационному предпринимательству через Фонд поддержки изобретательства, бюджет которого формируется, в основном, за счет поступлений от Министерства промышленности и торговли. Этот фонд оказывает предприятиям финансовую и консультационную помощь в коммерциализации НИОКР и инновационных решений на национальном и мировом рынке. При этом, если поддержанный проект оказывается успешным, то фонд получает определенную долю прибыли от коммерциализации нововведений. В случае неудачи предоставленная фирме субсидия списывается в убыток.
17 Объектами софинансирования часто становятся технопарки, бизнес-инкубаторы и другие объекты инновационной инфраструктуры. Обычно источником инвестиций при их создании являются бюджеты центральных, региональных или местных органов власти совместно с вложениями частного бизнеса, и схемы их поддержки предполагают доминирование бюджетного финансирования на ранней стадии реализации проекта, когда требуются деньги «для посева» и надежные гарантии для старта. Например, в Германии, Нидерландах, Франции доля государства в общем объеме инвестиций при создании объектов инновационной инфраструктуры составляет порядка 75%. На более поздних фазах эксплуатации объектов ситуация меняется на противоположную – доля частного сектора в софинансировании возрастает.
18 Растет популярность инновационных ваучеров как инструмента государственной поддержки НИОКР и инновационных проектов в бизнес-секторе. Впервые инновационные ваучеры были внедрены в хозяйственную практику в 1997 г. в Нидерландах, сегодня ваучерные схемы поддержки НИОКР и инноваций широко используются в Австрии, Дании, Ирландии, Финляндии, Франции и других странах (см. табл. 2). Инновационный ваучер выдается региональной или национальной организацией (обычно специально созданным правительством, фондом или агентством) – потенциальным производителям инновационных товаров или услуг. Фирма, не имеющая возможности провести соответствующие НИОКР за счет собственных средств, подает заявку в агентство, выпускающее ваучеры и после одобрения заявки получает определенное количество ваучеров. В результате фирма-держатель ваучера имеет право получить от научной или консалтинговой организации поддержку в реализации своего инновационного проекта, рассчитавшись за стоимость выполненной работы (или ее часть) ваучером, который оплачивается выпускающим агентством. Основное предназначение таких ваучеров – стимулирование инновационной деятельности малых и средних предприятий, не имеющих собственного потенциала или средств для выполнения соответствующих НИОКР или реализации инновационных решений.
19 К мерам прямой финансовой поддержки инновационного предпринимательства можно отнести также государственные закупки новой высокотехнологичной продукции, результатов НИОКР и инновационных решений. В системе государственной поддержки НИОКР и инноваций в бизнес-секторе наиболее активно этот инструмент используется во Франции, Австрии, Нидерландах, Швеции. В этих странах разрабатываются планы государственных закупок и действуют национальные агентства, координирующие их выполнение. Государство, заключая контракты на закупку у фирм новых видов продукции или инновационных разработок, формирует будущий спрос и создает климат необходимой уверенности в реализации новых товаров, услуг, результатов НИОКР. При этом государственные закупки инновационных товаров, услуг и результатов НИОКР часто становятся толчком для реализации и диффузии новаторских решений в области не только технологических, но и организационных инноваций. Наиболее широко государственные закупки инновационных товаров, услуг и решений используются в таких сферах, как государственные услуги, управление, финансы, здравоохранение, «чистая» энергетика и транспорт, энергосбережение, оборона и общественный порядок.
20 В последние десятилетия характерной тенденцией во многих странах мира стало смещение вектора государственной поддержки НИОКР и инноваций в бизнес-секторе в сторону налоговых инструментов. Примечательно, например, что из 38 стран – нынешних членов ОЭСР в 2000 г. лишь 20 стран использовали налоговые схемы поддержки НИОКР в бизнес-секторе, в 2021 г. их число возросло до 34. В 2020 г. фискальные инструменты стимулирования исследований и инноваций в частном секторе получили признание в Германии, Финляндии, Швейцарии, где ранее практически не использовалась [5].
21 Налоговое законодательство в рассматриваемых странах предлагает разнообразные налоговые схемы и многообразие инструментов (более 80) поддержки НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе. Наиболее популярными среди этого многообразия являются налоговые преференции в форме: налогового кредита, налоговых вычетов, специального режима амортизации основных фондов, льготных налоговых ставок на доходы от предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности и др. (см. табл. 3).
22 Таблица 3
23 Основные налоговые инструменты поддержки НИОКР и инноваций в предпринимательском секторе (2020-2021 гг.)
24

25

Источник: составлено по [3, 12].

26 Одним из наиболее распространенных налоговых инструментов поддержки НИОКР и инновационной деятельности в предпринимательском секторе рассматриваемых стран является налоговый исследовательский кредит, позволяющий предприятиям исключать из налога на прибыль часть расходов на НИОКР и инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита (в разных странах от 3 до 50%). При этом используются два основных варианта расчета принимаемых к вычету расходов: объемный и приростной. В первом варианте принимается к вычету полный объем затрат на НИОКР и инновационную деятельность в отчетном году, во втором – прирост этих затрат по сравнению с базовым уровнем (как правило, средняя сумма за определенный период). Объемный вариант налогового исследовательского кредита получил более широкое распространение, поскольку практика показала, что эта форма поддержки охватывает фактически все расходы на НИОКР, при этом она менее волатильна и проще в оформлении. Этот вариант кредита используют в Австрии, Ирландии, Франции и др. Приростной вариант налогового исследовательского кредита менее популярен, его практикуют в Испании, Корее (для крупных предприятий), США, Японии.
27 Другой распространенной формой налоговых льгот, предоставляемых предприятиям в целях стимулирования НИОКР и инноваций, выступают вычеты (скидки) текущих расходов на НИОКР и инновационную деятельность из налогооблагаемой базы. Основное отличие этого инструмента от налогового инновационного кредита в том, что он уменьшает налогооблагаемую базу, тогда как налоговый инновационный кредит уменьшает непосредственно сумму налога. Этот инструмент налоговой поддержки (вычеты) получил признание в Великобритании (для МСП), Дании, Китае, Нидерландах и др. В этих странах предприятиям разрешается списывать документально подтвержденные текущие расходы на НИОКР (обычно до 100%), уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль. Такие расходы могут включать: затраты предприятия на заработную плату, премии и пособия персоналу, участвующему в НИОКР и инновационном процессе; оплату труда специалистов, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, привлеченных для выполнения НИОКР; расходы на создание новой или усовершенствование производимой продукции; расходы на топливо, энергию и материалы, потребляемые в процессе выполнения НИОКР.
28 В некоторых странах предприятиям высокотехнологичных производств (биотехнология, информационно-коммуникационные технологии, возобновляемая энергетика и др.), кроме стандартных вычетов, предоставляется дополнительная налоговая скидка по расходам на НИОКР, позволяющая уменьшать свой налогооблагаемый доход на сумму, превышающую полные затраты на НИОКР. Так, в Китае подобным предприятиям предоставлено право освобождать от уплаты налога часть своей прибыли в размере, равном 150% от расходов на НИОКР.
29 Распространенной формой государственной поддержки НИОКР и инновационной деятельности бизнеса во многих странах выступает специальный режим амортизации основных фондов, используемых в инновационном процессе. Этот инструмент призван стимулировать предприятия к обновлению оборудования, приобретению необходимой для выполнения НИОКР современной аппаратуры. В отличие от обычного режима амортизации, предполагающего списание основных фондов в течение всего срока их службы в соответствии с установленными нормативами, специальный режим предоставляет возможность ускоренного списания стоимости основных фондов. В некоторых странах (Великобритания, Ирландия, Канада) предприятиям предоставляется возможность одномоментного списания всех затрат (100%) по основным фондам, связанным с проведением НИОКР. В других странах (Австрия, Дания, Китай, США) налоговое законодательство позволяет предприятиям списывать большие суммы в первые годы нормативных сроков или сокращать установленные нормативом сроки амортизации. При различиях в методах списания стоимости оборудования общей для специального режима амортизации является возможность предприятий заменять используемое оборудование до истечения срока его физического и морального износа и сохранять, таким образом, высокий технический уровень производства.
30 Значительное внимание правительства стран-инновационных лидеров уделяют поддержке трансфера новых технологий и инновационных решений. Для поощрения этого процесса доходы предприятий от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности, облагаются льготной налоговой ставкой, обычно вдвое и более меньшей, чем основная ставка налога на прибыль предприятия. Льготные налоговые ставки на доходы от предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности установлены для предприятий в Бельгии, Великобритании, Испании, Италии, Китае, Нидерландах, Франции.
31 В отличие от прямых форм государственной поддержки, предполагающих адресное финансирование субъектов НИОКР и инновационной деятельности, фискальные инструменты ориентированы не на конкретное предприятие (фирму), а на широкий спектр субъектов НИОКР и инновационной деятельности, охватывая определенные категории предприятий-налогоплательщиков. Эта особенность налоговых инструментов поддержки НИОКР и инноваций в бизнесе позволяет им более адекватно вписаться в конкурентную среду рыночной экономики, что во многом объясняет их растущую популярность в хозяйственной практике многих стран мира.
32 В заключение можно констатировать, что государственная поддержка бизнеса в сфере НИОКР и инноваций является составным элементом НИС стран инновационного авангарда. Практика этих стран дает многообразие схем и инструментов поддержка НИОКР и инноваций в бизнес-секторе, при этом говорить о единой модели с универсальным набором инструментов нет оснований. Правительство каждой страны имеет в распоряжении богатый арсенал инструментов, с помощью которых обеспечивает возможность влиять на направления и интенсивность НИОКР и инновационного процесса в предпринимательском секторе. При этом роль государства не сводится к финансированию и стимулированию НИОКР и инноваций в бизнесе. Используя схемы и инструментарий кредитно-денежной и фискальной политики государство выполняет функции финансирования инновационной инфраструктуры, заказчика и покупателя результатов НИОКР и инновационных решений, страховщика, принимающего на себя гарантии по страхованию рискованных инвестиций в разработку новой продукции и технологий, а также важную функцию координатора действий субъектов НИОКР и инновационной деятельности в направлении достижения общественно значимых результатов.

Библиография

1. OECD (2020). Main Science and Technology Indicators. Paris. 2020. Vol.2

2. Зинов В.Г., Куракова Н.Г., Озорнин А.В. Драйверы экономического развития страны: университетская наука или промышленные компании? // Инновации. № 4. 2015. с.21-26.

3. OECD (2021). Measuring Tax Support for R&D and Innovation. Paris. 2021.

4. OECD (2021). R&D Tax incentives database. 2021 edition // https: //www.oecd.org/sti/rd-tax-stats-database

5. Government`s many roles in fostering innovation. PwC. 2010.

6. Final Report available – Benchmarking of innovation procurements investments and policy frameworks across Europe. European Commission. 16 April 2021.

7. OECD (2020). Compendium of information on R&D incentives 2020 //http://oecd/rdtax

8. OECD (2017). Science, Technology and Industry Scoreboard. Paris. 2017.

9. OECD (2016). Science, Technology and Innovation Outlook. Policy Profile. Paris. 2016.

10. OECD (2021). Science, Technology and Innovation Outlook. Paris. 2021.

11. Богачева О.В., Смородинов О.В. Актуальные вопросы организации государственного финансирования НИОКР в странах ОЭСР. НИФИ. Финансовый журнал. 2019, №2. с. 37-50.

12. OECD. Time-Series Estimates of Government Tax Relief for Business R&D. Paris. April 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести