Ограничения по трансграничным потокам капитала в условиях внешних санкций и ответных мер России
Ограничения по трансграничным потокам капитала в условиях внешних санкций и ответных мер России
Аннотация
Код статьи
S020736760021096-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Квашнина Ирина  
Должность: ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
Аффилиация: Институт экономики РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
52-62
Аннотация

В статье рассматриваются внешние санкции и ответные меры, введенные Россией, в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины. Предметом исследования являются обоюдные меры по ограничению движения капитала. Подчеркивается, что из уже введенных недружественными странами санкций наиболее болезненным и мгновенным внешним шоком стало замораживание активов Банка России. Анализируются первоначальные ответные меры российского Правительства и Банка по ограничению движения капитала и их корректировка по мере адаптации экономики. Отмечается, что в стратегическом плане наиболее негативные последствия лежат в плоскости сворачивания прямых иностранных инвестиций и возможного ухода иностранного бизнеса из РФ.

Ключевые слова
санкции, иностранные инвестиции, ограничения движения капитала
Классификатор
Дата публикации
30.08.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
273
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 Признание Российской Федерацией независимости ДНР и ЛНР и начатая 24 февраля 2022 г. специальная военная операция на территории Украины повлекли за собой принятие комплекса санкций со стороны западного (в широком смысле слова) сообщества. Ограничительные меры, которые носят беспрецедентный и нарастающий характер, стали сильнейшим внешним шоком для социально-экономического развития страны. В рамках данной работы рассматриваются экономические санкции, связанные с движением капитальных потоков, а также ответные меры российской исполнительной и законодательной власти, Банка России. Следует также отметить, что текущая геополитическая ситуация самым непосредственным образом оказывает влияние и на деятельность многочисленных компаний с иностранным участием в Российской Федерации.
2 Ограничения по перемещению капитала. Целью западных санкций, связанных с финансовым сектором, является ограничение доступа российского государства и бизнеса к их зарубежным активам, а также минимизация возможностей получения капитала и инвестиций на основных финансовых рынках. Введение недружественными странами1 санкций осуществляется поэтапно, оценить их окончательный размер и масштаб пока не представляется возможным. Тем не менее, очевидно, что наиболее болезненные меры, связанные с перемещением капитала, были приняты сразу же после начала спецоперации и вошли в первые пакеты (табл.1).
1. Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, Европейский Союз, Исландия, Канада, Лихтенштейн,
3 Таблица 1
4 Финансовые санкции
Объект санкций Краткое описание Государство или
    организация
     
Государственные Приняты ограничительные меры против Банка США, ЕС, Япония,
резервы России по использованию его международ- Великобритания,
  ных резервов (заморозка значительной части, Швейцария,
  в том числе любые операции с золотом ЦБ по- Канада,
  падают под санкции США и Великобритании). Норвегия,
    Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия.
     
Государственный долг Запрет на операции с новым суверенным США, Япония
  долгом РФ или санкции против Минфина РФ и Великобритания,
  Российского фонда национального благососто- Канада, Австралия
  яния.  
     
Депозиты в зарубежных банках Европейским банкам запрещено принимать ЕС, Норвегия,
депозиты от любых российских граждан и Швейцария
  юридических лиц свыше 100 тыс. евро. (100 тыс. франков)
     
  Банки Великобритании ограничили депозиты Великобритания
  российским гражданам в 50 тыс. фунтов.  
     
Российские банки Заблокированы активы и счета: ВЭБ и ПСБ (в США
  том числе их дочерних организаций), ВТБ,  
  "Открытие", Совкомбанк, Новикомбанк,  
  "Сбер","Альфа-Банк".  
  ВЭБ, ПСБ, банк "Россия", ВТБ, Новикомбанк, ЕС
  Совкомбанк, "Открытие"  
  "Сбер", Московский кредитный банк, "Альфа- Великобритания
  Банк", Газпромбанк, Россельхозбанк, Уральс-  
  ский банк реконструкции и развития, СМП-  
  банк ВТБ, "Россия", ПСБ, Индустриальный сбербанк, "Черноморский банк развития",  
  "Генбанк".  
     
Система быстрых Отключена у находящихся под санкциями США, ЕС, Норвегия,
платежей SWIFT банков: Великобритания,
  ВТБ, "Россия", "Открытие", Новикомбанк, Канада, Япония,
  ПСБ, Совкомбанк, ВЭБ РФ. Южная Корея,
    Австралия
     
Платежные системы Visa и MasterCard перестают работать за гра-  
  ницей и в иностранных онлайн-магазинах,  
  JSB, American Express – остановка всех  
  операций, Google Pay и Apple Pay  
  заблокированы в банках под санкциями,  
  Samsung Pay обслуживает только платежи по картам "Мир".  
     
Инвестиции в РФ Запрет на новые инвестиции в сфере энерге- ЕС
  тики, в т ч. передачу технологий и  
  финансовые услуги, связанные с разведкой и  
  добычей энергоресурсов. Исключение –  
  мирный атом и транспортировка энергии.  
     
  Запрет на новые инвестиции в любой сектор США
  российской экономики.  
     
  Запрещено государственное финансирование Норвегия
  инвестиций в России.  
     
  Австралийские пенсионные фонды обязали пересмотреть свои портфели и избавиться Австралия
  от любых вложений в российские активы.  
   
     
  Самый крупный ближневосточный фонд по Объединенные
  объему инвестиций в РФ Mubadala приоста- Арабские
  навливает деятельность в РФ. Эмираты
     
  Запрет на инвестирование, участие или содей- США, ЕС, Южная
  ствие проектам Российского фонда прямых Корея, Великобри-
  инвестиций (РФПИ). тания, Норвегия,
    Австралия, Канада, Новая Зеландия
     
  Прекращение финансового сотрудничества ЕБРР, Всемирный
  и предоставление технической помощи. банк
     
Инвестиции из РФ Прекращена сертификация " Северного Германия
  потока-2", введены санкции против оператора  
  газопровода Nord Stream 2 AG.  
     
Ценные бумаги Запрещена продажа и покупка в интересах ЕС
  российских клиентов финансовых инстру-  
  ментов, номинированных в евро. Европейским  
  депозитариям запрещено оказывать любые  
  услуги российским гражданам и организациям  
  по продаже ценных бумаг, выпущенных после  
  12.04.2022. На европейских биржах запрещен листинг акций любых российских компаний, в которых государству принадлежит больше 50%. Введены санкции против центрального  
  депозитария России – Национального расчетного депозитария (НРД).  
   
     
Наличная валюта Запрещается продажа, поставка или экспорт США, ЕС,
  банкнот в долларах, евро и швейцарских фра- Швейцария
  нках. Исключение предусмотрено для физи-  
  ческих лиц, направляющихся в РФ и для обслуживания деятельности дипломатических представительств в РФ.  
   
     
Источник: Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.) . Система Гарант. URL: https://base.garant.ru/57750632/
5 Сильнейшим и неожиданным внешним шоком стали меры, введенные против Банка России, а именно – заморозка значительной части резервных активов (около 300 млрд долл.). Примерно месяц спустя 24 марта 2022 США объявили, что любые операции с золотом или другими драгоценными металлами, связанные с Центральным банком РФ, также подпадают под существующие санкции и являются нарушением правил Американского управления по контролю за иностранными активами (OFAC) [1. С. 10]. На начало 2022 г., по данным Банка России, на золото приходилось 131,5 млрд долл., то есть, в общей сложности под санкциями находятся около 432 млрд из 613 млрд долл. золотовалютных резервов [2. С. 121]. В составе замороженных средств оказалась и большая часть Фонда национального благосостояния, размещенная в американских и европейских ценных бумагах. Запрет на покупку новых суверенных долговых бумаг и санкции против Министерства финансов делают невозможными государственные заимствования на рынках недружественных стран.
6 Существенный удар был нанесен и по российской банковской системе. Частичная или полная блокировка счетов затронула практически все крупные российские банки, а семь из них были отключены от системы быстрых платежей SWIFT. Были также остановлены внешние операции платежных систем Visa, Master Card и др., запрещена поставка на российский рынок наличной иностранной валюты. Давление на банковскую систему продолжается: расширяется круг стран, вводящих ограничения, увеличивается число банковских организаций, попадающих под них, относительно мягкие санкции сменяются на самые строгие меры (например, перевод Сбербанка и Альфа-Банка под американские блокирующие (SDN) санкции).
7 Отложенные во времени, но крайне негативные последствия следует ожидать и от запрета на новые инвестиции в РФ. Такого рода меры были приняты в отношении проектов с участием Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и поддержаны не только всеми недружественными странами, но и крупнейшим институциональным инвестором из ОАЭ (табл.1). Европейский Союз в рамках четвертого пакета санкций запретил новые инвестиции в российский энергетический сектор и новые кредиты для российских компаний из этого сектора. Мораторий распространяется на добычу нефти и газа, сжижение газа, регазификацию, нефтепереработку, распределение внутри РФ нефтепродуктов и газа, строительство электростанций. Исключение из санкций сделано для гражданской атомной энергетики и транспортировки энергоносителей. В отличие от ЕС, США наложили запрет на новые инвестиции во все сектора российской экономики.
8 Представляется, что спектр финансовых санкций в целом уже исчерпан и акцент вероятнее всего будет смещен в сторону контроля над их исполнением, в том числе и за счет введения вторичных санкций против нарушителей. Расширяется и диапазон точечных мер – продолжает пополняться список компаний, чья деятельность попадает под разного рода ограничения, а также бизнесменов, в отношении который применены индивидуальные санкции. Персональные санкции против крупных акционеров осложняют работу принадлежащих им компаний, при том, что сама компания может и не быть объектом санкций.
9 На фоне военной спецоперации на Украине и введения западных санкций более тысячи иностранных компаний, работающих в РФ, заявили о приостановке своей деятельности или об уходе, примерно треть из них расположена в Москве [3, 4]. Всего же в РФ в 2021 г. насчитывалось около 28,4 тыс. компаний с иностранным участием. Причины остановки работы международных корпораций не связаны с формальными требованиями принятых санкционных пакетов. Они лежат в плоскости репутационных издержек и стремлении сохранить имидж в глазах западных потребителей их продукции. Не менее важным фактором, выталкивающим западный бизнес с отечественного рынка, является общая неопределенность экономической ситуации в России: сужение рынка и кредитные ограничения, инфляция и волатильность валютного курса, проблемы с расчетами и поставками комплектующих из-за санкций, разрывы цепочек поставок и сложности с логистикой, перспектива новых ограничительных мер и др.
10 В разных секторах экономики ситуация складывается по-разному. Иностранные ритейлеры и ресторанные сети, в большинстве своем, пока объявили о временной приостановке деятельности, сохраняя персонал и помещения; автоконцерны ставят на паузу экспорт комплектующих и сворачивают сборку на заводах в России, а зарубежные IT-компании преимущественно полностью покидают рынок (вывозят за рубеж своих сотрудников, прекращают обслуживание российских клиентов и запрещают использование своего лицензионного ПО в стране).
11 Часть компаний достигла соглашения или же ведет переговоры о продаже (или бесплатной передаче) активов российским юридическим лицам. По этому пути пошли британская табачные компании Imperial Brands и British American Tobacco, французский автомобильный концерн Renault, финские производители продуктов Valio, Fazer, Paulig, германская торговая сеть OBI, французская финансовая группа Societe Generale и др. Пакеты западных владельцев крупных стратегических активов, уходящих из РФ (британской ВР – 20% в «Роснефти», голландско-британской Royal Dutch Shell (27,5%) в проекте добычи СПГ «Сахалин-2») могут быть проданы с дисконтом другим иностранным инвесторам, например, крупным азиатским компаниям.
12 Рассматриваются и варианты продажи доли по условной цене российскому партнеру или менеджменту с заключением опциона на обратный выкуп, который может быть реализован по мере стабилизации ситуации. Некоторые компании объявили, что разрывают отношения с материнской и остаются на российском рынке, как самостоятельные компании. В рамках такой стратегии российские подразделения международных аудиторов PwC, KPMG, Deloitte и Ernst&Young будут выведены из состава сетей и продолжат оказывать услуги как независимые юридические лица. Большая часть иностранных корпораций пока заняла выжидательную позицию, временно приостановила продажи и текущую деятельность, но не объявила о полном уходе с рынка.
13 Ответные действия Российской Федерации. Ответные меры экономической политики носили экстренный и молниеносный характер. Они позволили стабилизировать финансовую ситуацию, не допустить обвала рубля, обесценения активов, вывода капитала и кризиса банковской системы. На первом этапе Банк России поднял ключевую ставку до запретительного уровня в 20%, ввел ограничения на движение капитала, валютное регулирование и деконвертировал рубль.
14 Заморозка части резервных активов лишила регулятора возможности проведения интервенций на валютном рынке для поддержания курса рубля. В этой ситуации экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки на внутреннем рынке, была также предпринята попытка перевести часть расчетов с недружественными странами в рубли, хотя такая опция не была предусмотрена действующими контрактами. В частности, были приняты указы, предусматривающие:
15 – переход на расчеты в рублях при поставке трубопроводного газа в недружественные страны2, что фактически равняется 100% продаже валютной выручки [6];
2. Польша и Болгария отказались от такой формы расчетов, в их адрес поставка газа со стороны Газпрома остановлена.
16 – временное осуществление лизинговых и иных платежей по авиационной технике из недружественных стран в рублях [7];
17 – временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, дающий право государству, компаниям, регионам, муниципалитетам, российским гражданам расплачиваться в рублях с зарубежными кредиторами из недружественных стран [8].
18 Кроме перечисленных мер, были введены ограничения для российских компаний и граждан на зачисление валюты на свои счета и вклады за рубежом (кроме корреспондентских счетов по внешней торговле и счетов для финансирования деятельности российских филиалов и представительств) и на предоставление нерезидентам займов в валюте. Юридическим лицам-нерезидентам из недружественных стран было запрещено покупать валюту на внутреннем рынке, а физические лица могли приобретать ее только с комиссией, а снимать со своих счетов и вывозить за границу в ограниченном размере. Дополнительными, но не менее важными ответными шагами стали: заморозка активов нерезидентов РФ, в том числе в виде долговых и долевых ценных бумаг, введение запрета на участие всех нерезидентов в торговле российскими ценными бумагами и выплаты по ним за рубеж, а также принятие закона о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок и конвертации их в российские ценные бумаги [9].
19 Эффективность предпринятых действий дала возможность Банку России и правительству смягчить жесткие регуляторные ограничения. В целях оживления экономики (на фоне снижения оттока средств из банковской системы) ключевая ставка была в течение месяца поэтапно снижена сначала до 17, а затем до 14%. В мае – июне регулятор также дважды снижал ставку в общей сложности на 450 базисных пунктов до 9,5%, при том, что изначально текущий прогнозный диапазон для средней ключевой ставки на этот год установлен ЦБ в 12,5–14%, на следующий – 9–11% и на 2024 год – 6–8% [10. С. 4].
20 Под воздействием целой группы факторов наблюдается укрепление курса рубля. Мировые цены на сырьевые товары в настоящее время настолько высоки, что даже при продаже продукции с дисконтом, поступления от российского экспорта достигают рекордных величин, в противоположность импорту, который резко снижается вследствие всякого рода ограничений (санкционных, логистических, производственных и проч.). Одновременно с валютного рынка ушел ряд крупных игроков, который действовал прежде. Так, Банк России перестал покупать валюту в рамках бюджетного правила, проводить валютное репо и валютные свопы, прямые интервенции. Нерезиденты лишены возможности продавать рубли, приобретать валюту и выводить ее за рубеж. В отношении населения действуют административные ограничения на использование депозитов в валюте и ограничения на вывоз наличной и безналичной (в том числе с помощью кредитных карт) валюты за рубеж. Осложнен и сам выезд российских граждан за границу.
21 Стабилизация курса рубля и последующее его укрепление до докризисного уровня повлекли за собой череду послаблений в отношении валютного контроля и движения капитала. Обязательная продажи 80% валютной выручки для экспортеров была снижена до 50%, а затем отменена. Теперь компании должны будут продавать валюту в размере, который определит правительственная комиссия по иностранным инвестициям. Отменены и сроки продажи валюты (изначально они составляли 3 дня, потом 60, потом 120 дней), в настоящее время их уполномочен устанавливать Банк России. С июня Министерство финансов разрешило экспортерам зачислять валютную выручку на свои счета за рубежом, а Банк России повысил порог для зарубежных переводов для россиян и нерезидентов из дружественных стран со своих счетов втрое – с 50 000 долл. до 150 000 долл. в месяц. Отменена 12% комиссия на покупку валюты у брокера, а банкам предоставлено право продажи валюты (из новых поступлений) населению.
22 Определенные корректировки были внесены и в порядок выплаты долговых обязательств перед зарубежными кредиторами. Изначально позиция РФ состояла в том, что обслуживание российского суверенного долга должно осуществляться или в валюте – за счет замороженных российских активов, – или в рублях по курсу со счетов типа «С» в российских банках3. В марте российское правительство выплатило проценты по долларовым облигациям из замороженных резервов. Когда в апреле пришла очередь очередного транша, американский Минфин объявил, что Россия не сможет больше использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу; а источником погашения должна быть или поступающая в страну экспортная выручка или оставшиеся на территории РФ долларовые резервы. Попытка Минфина РФ осуществить платеж в рублях со счета «С» создала угрозу дефолта с последующими кросс-дефолтами на миллиардные суммы. В итоге выплата купонных доходов и погашение номинальной стоимости по облигациям "Россия-2022» и «Россия-2042» были проведены в валюте выпуска из текущих доходов [11]. Многие крупные российские компании во избежание конфликтных ситуаций предпочитают обслуживать свои долговые обязательства на прежних условиях и получать разрешение специальной комиссии Минфина на выплаты по еврооблигациям в валюте4.
3. Счет «С» (конверсионный) предназначен для осуществления сделок по покупке и продаже нерезидентом иностранной валюты за валюту Российской Федерации. Зачисленные на него рубли получатель может потратить на покупку новых российских бумаг, выплату налогов, др. расчеты. Конвертировать с него средства в валюту можно с разрешения российских властей и при условии восстановления доступа РФ к валютным счетам.

4. В их числе «Норильский никель», «Роснефть», «Газпром», «Северсталь», НЛМК и РЖД.
23 Приостановка деятельности иностранных компаний в РФ поставила под угрозу функционирование целого ряда значимых и стратегически важных производств, создала риски безработицы, нарушения кооперационных связей и др. Ответной мерой стала разработка законопроекта «О внешней администрации по управлению организацией», который позволяет вводить по решению суда внешнее управление в организациях. Для того, чтобы стать объектом внешнего управления, доля иностранного лица из «недружественного государства» должна составлять не менее 25% и одновременно компания должна иметь «существенное значение» для обеспечения стабильности экономики РФ5. В проекте предусматривается простая возможность собственникам вернуть себе управление, а ускоренное банкротство и передача активов другому владельцу возможны, как крайний вариант. Между тем, ряд положений законопроекта подвергается критике – в частности, РСПП выступил за сокращение оснований для введения внешней администрации, а также за сужение ее полномочий [12]. При этом надо понимать, что новые администраторы и владельцы далеко не всегда смогут управлять компаниями так, как это делали иностранные собственники. Дело не только в накопленных и наработанных годами компетенциях, но и в том, что современное предприятие – это сложная система, которая связана с зарубежным сырьем, настроена на определенную логистику и технологии.
5. Производить товары первой необходимости, иметь крупную долю на локальном рынке, быть градообразующим предприятием, единственным поставщиком (в реестре госзакупок), быть включенным в цепочку поставок значимых для РФ производств.
24 ***
25 Для того, чтобы оценить воздействие на экономику России уже введенных санкций и принятых ответных мер, нужно больше времени, к тому же, события разворачиваются стремительно, и ситуация меняется. Тем не менее, представляется возможным обозначить некоторые последствия и риски, вызванные обоюдными ограничениями на трансграничные потоки капитала.
26 Активное участие национальных и зарубежных финансовых институтов на валютном рынке позволяло сглаживать колебания курса. В экономике с ограничениями на движение капитала влияние финансового счета на курс валюты существенно снижается, а основным фактором, определяющим динамику курса, становится торговый баланс, вследствие чего повышается волатильность курса национальной валюты.
27 Сужение внешних возможностей государственного заимствования, сокращение долгового и долевого финансирования российских компаний вызывает необходимость, с одной стороны, расширения внутреннего финансового рынка и создания на нем новых инструментов, а с другой, поиска кредитных ресурсов в странах, не связанных с санкциями и освоения российскими эмитентами ценных бумаг новых фондовых площадок.
28 По всей вероятности, следует ожидать временного усиления чистого оттока капитала за рубеж, в том числе – за счет «зависания» средств в зарубежных банках, серых схем вывода капитала, переноса бизнеса в юрисдикции нейтральных стран. По итогам первого квартала 2022 г. чистый вывоз капитала частным сектором уже достиг 64,2 млрд долл. Скорее всего в условиях обоюдных ограничений во 2-4 кварталах отток замедлится, но очевидно, что его годовые значения превысят прошлогодние годовые показатели в 72,6 млрд долл. [13].
29 Затруднение расчетов по внешнеторговым операциям с недружественными странами и угроза вторичных санкций становятся дополнительным фактором, толкающим к сворачиванию внешнеэкономических связей с западными странами до минимума. А отрыв российских биржевых площадок от европейских и американских, фактически означает исключение РФ из основных мировых потоков портфельных инвестиций.
30 Самые большие риски связаны со сворачиванием прямых инвестиций и возможным массовым уходом иностранного бизнеса с российского рынка. По оценкам Банка России, не менее 50% предполагаемого падения экономики в 2022 г. можно отнести на ожидания снижения уровня потенциального выпуска [10. С. 6]. На «недружественные» страны приходится 75% накопленных прямых инвестиций. Запрет на новые инвестиции, остановка или прекращение деятельности иностранных компаний в РФ приведут к прекращению отдельных видов производств, сокращению или остановке выпуска товаров, оказания услуг, нарушению технологических и кооперационных цепочек, перекрытию доступа к современным технологиям и компетенциям.

Библиография

1. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.) URL: https://base.garant.ru/57750632/

2. Банк России. Годовой отчет за 2021 год. URL: http://cbr.ru /collection/collection/file/40915/ar_2021.pdf

3. Бутрин Д., Галиева Д. Администрация нерезидента.URL: https://www.kommersant.ru/doc/5304847

4. Около 300 зарубежных компаний приостановили работу в Москве. URL: https://www.interfax.ru/moscow/829987

5. Количество компаний в России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php

6. Указ Президента России от 31.03.2022 N 172

7. Указ Президента России от 01.04.2022 N 179

8. Указ Президента России от 05.03.2022 N 95

9. Федеральный закон от 16.04.2022 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

10. Доклад о денежно-кредитной политике. № 2 (38) · май 2022 URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/40972/2022_02_ddcp.pdf

11. Минфин осуществил выплаты по евробондам Россия-2022 и Россия-2042 в долларах. URL: https://www.interfax.ru/business/838726

12. Виноградова Е. Бизнес увидел риски злоупотреблений в законопроекте о внешнем управлении. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/05/2022/628213de9a7947f78df77836

13. Банк России. Статистика внешнего сектора. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести