Цифровая трансформация налогово-бюджетных процессов страны
Цифровая трансформация налогово-бюджетных процессов страны
Аннотация
Код статьи
S020736760012141-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сергеев Леонид Иванович 
Должность: Профессор, зав. кафедрой Калининградского государственного технического университета
Аффилиация: Калининградский государственный технический университет
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Выпуск
Страницы
37-55
Аннотация

В статье обобщены характеристики используемых в эксплуатации органов власти цифровых серверов бюджетно-налогового регулирования, взаимодействия бюджетных и бухгалтерских подсистем "Электронный бюджет". Рассматриваются задачи бюджетно-налогового государственного (муниципального) управлении с помощью развития соответствующих цифровых платформ, создания единой сетевой платформы цифрового государственного (муниципального) бюджета.

Ключевые слова
цифровая платформа, налоги, бюджет, цифровизация экономики, сайт, задачи цифровизации
Классификатор
Получено
30.11.2020
Дата публикации
30.11.2020
Всего подписок
15
Всего просмотров
1919
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 По своему качественному состоянию и воздействию на производство и социальную сферу цифровую экономику можно сравнить с содержанием и значением системы производственных отношений общества [1,2,3]. Производственные отношения при наличии частной собственности на средства производства позволяют добиваться лучших социально-экономических результатов, чем при отсутствии частной собственности на средства производства. Также в условиях аналоговой экономики результаты социально-экономического развития общества ниже, чем в условиях цифровой экономики. Поэтому изучение феномена цифровой экономики необходимо обобщать для определения путей роста эффективного развития общества.
2 По оценкам специалистов, потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1-8,9 трлн рублей (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП страны. В 2018 году, по предварительной оценке Росстата, общий объем ВВП в России составил 103 626,6 млрд рублей в текущих ценах [4].
3 Бюджетно-налоговые системы государств имеют важное значение для успешного социально-экономического развития. Поступательное движение экономики, решение социальных задач зависит от степени рациональности систем налогообложения и бюджетного устройства с учетом заинтересованности органов власти в формировании и грамотном использовании бюджетных ресурсов. Традиционные формы изъятия налогов и бюджетного финансирования наполняются новыми технологическими особенностями формирования и движения денежных ресурсов. Эти особенности требуют как теоретического исследования, так и практического использования с целью существенного повышения эффективности всех процессов бюджетно-налогового регулирования в стране.
4 Новые экономические формы и организационные инновации развития бюджетных систем и налоговых процессов государств стремительно изменяются благодаря использованию и развитию цифровых технологических платформ, обеспечивающих движение всеобщего эквивалента стоимости – денежных ресурсов. Экономические отношения в воспроизводственных процессах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта получают новую содержательную основу взаимодействия, которая значительно превосходит товарно-обменные и производственные формы деятельности на базе традиционных форм функционирования аналоговой экономики. Товарно-обменные операции получают новое качественное содержание [5,6,7,8,20]. Деньги как всеобщий эквивалент стоимости постепенно теряют свою качественную сравнительную конкретную и абстрактную форму в условиях становления и развития цифровой экономики.
5 Государственная бюджетная система становится цифровой интегрированной платформой, в которой в консолидированной форме представлен огромнейший массив данных по движению денежных средств. Эта платформа помимо традиционных форм и методов регулирования социально-экономической жизни общества приобретает новые формы управления процессами перераспределения создаваемой стоимости общественного продукта. К новым формам, на наш взгляд, следует отнести прежде всего повышение оперативности как процессов формирования доходов, так и процессов финансирования расходов всей бюджетной системы страны.
6 Но пока еще не все процессы жизнедеятельности страны оцифрованы. Важное место в цифровизации процессов формирования доходов и исполнения бюджетов бюджетной системы страны занимает государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Единый портал бюджетной системы Российской Федерации». Формирование и размещение информации на едином портале бюджетной системы РФ определяются положениями, утвержденными Федеральным казначейством. Участниками системы по работе с подсистемой (компонентом, модулем) системы «Электронный бюджет» по формированию и размещению информации на едином портале бюджетной системы РФ являются все государственные и муниципальные финансовые органы страны.
7 Цифровая платформа в целом представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных сетевых технологий, технических и программных средств, а также персонала и организационных мероприятий, направленных на обеспечение функционирования информационной системы управления общественными финансами страны. Платформа предусматривает наличие двух контуров – конфиденциального и открытого. Конфиденциальный контур и контур подготовки данных ˗ это модуль администрирования и подготовки к размещению информации единого портала бюджетной системы, доступ к которому из сети Интернет осуществляется исполнителями (специалистами) по соответствующему адресу1. Открытый контур – это модуль незакрытой (открытой) части единого портала, предназначенный для предоставления доступа пользователей единого портала к информации, размещенной на едином портале. Любой гражданин может ознакомиться в сети интернет с интересующей его информацией (включая соответствующие витрины данных) по формированию и использованию ресурсов бюджетной системы страны.
1. >>>>
8 Пользователи единого портала – это пользователи сети «Интернет», которым обеспечен доступ к контенту, опубликованному на едином портале, и сервисам, предоставляемым единым порталом, без ограничений, по адресу >>>> Участники системы «Электронный бюджет» ˗ это зарегистрированные в системе «Электронный бюджет» сотрудники организаций сектора государственного управления (пользователи системы «Электронный бюджет»), которым предоставлены полномочия на выполнение определенных функций по размещению, обработке и публикации информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с их ролью в бизнес-процессе, а также функций по администрированию и мониторингу функционирования единого портала.
9 За последние годы в системе государственного бюджетного менеджмента наблюдается постепенный переход от электронного бюджетирования многочисленных финансовых документов к цифровому технологическому взаимодействию участников бюджетного процесса по представлению и обработке соответствующей бюджетной и иной информации [9,10,11]. По данным Казначейства России2, из общего количества документов за январь-октябрь 2019 года (3 325,4 тыс.) на цифровой формат документооборота пришлось 72 %, а на документы на бумажном носителе – 28 %. Цифровые носители информации – это кассовые поступления средств (36%), расчет заработной платы бюджетников (7%), заявки на кассовый расход бюджетных средств (5%), сведения о бюджетных и денежных обязательствах (3%), кассовые выбытия денежных средств (3%), кадровые документы казенных федеральных учреждений (2%) и иные документы (16%).
2. >>>>
10 Документы на бумажных носителях включали кадровую информацию из единой информационной системы управления кадров (9%), управленческую отчетность (5%), сведения об исполнении контрактов (4%), авансовые отчеты (1%) и прочие документы на бумажном носителе (9%). Как показывают анализируемые данные, количество цифровых документов более чем в 2,5 раза превышает объем бумажных информационных материалов. При этом объем цифровых носителей постоянно из года в год увеличивается.
11 Участники и неучастники бюджетного процесса в системе электронного бюджета на 01.05.2020 года насчитывали на федеральном уровне 12 681, на региональном уровне 38 187, на муниципальном уровне 159 240 структур. Количество заключенных соглашениях на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на 30.04.2020 г. составило 21 476 единиц на общую сумму на 2020 год 3 825 402 млн руб. (исполнено на 30.04.2020 г. соглашений на общую сумму 1 368 723 млн руб.).
12 Важнейшим направлением бюджетной цифровизации является развитие централизованной системы ведения в России бюджетного учёта [12]. Ранее в стране находили широкое применение централизованные бухгалтерии в городах и районах в системе здравоохранения, образования и других социальных сферах. Сейчас речь идет о централизации бюджетного учета в масштабах всей страны в отдельных органах власти. Периметры централизации – это субъекты и объекты бюджетного учета органов управления и подведомственных учреждениях. За январь-октябрь 2019 года единая централизованная система бюджетного учета осуществлялась в 13 федеральных органах исполнительной власти, в 162 их территориальных органах и в 45 казенных федеральных учреждениях. Централизовано было обеспечено 3 325 тыс. сформированных цифровых документов, утвержденные ассигнования составили 2 800 млрд руб. Процедура коснулась 23,1 тыс. сотрудников федеральных органов государственной власти. Централизовано было начислено 29,1 млрд руб. заработной платы федеральным бюджетникам (включая территориальные подразделения). Постепенно расширяется спектр органов власти и организаций, включаемых в централизованную систему бюджетного начисления и учета государственных расходов.
13 Определенные категории бюджетников в системе «Электронный бюджет» обязаны работать в государственной интегрированной информационной системе (ГИИС). К таким бюджетникам-пользователям сетевой платформы относятся:
14 ˗ органы власти на государственном и муниципальном уровнях (главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств); ˗ получатели бюджетных средств (ПБС); ˗ государственные внебюджетные фонды; ˗ все участники бюджетного процесса ˗ юридические и физические лица; ˗ учреждения, осуществляющие заказы по федеральному закону о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ).
15 Взаимодействие бюджетных бухгалтерских подсистем «Электронный бюджет» с внешними информационными системами (ведение бюджетного учета, формирования отчетности на основании первичных документов, начисление и перечисление оплаты труда) обеспечивается следующими цифровыми модулями: ˗ модуль ведения нормативно-справочной информации (справочники, реестры, классификаторы, нормативы бюджетных расходов); ˗ модуль формирования бюджетной бухгалтерской отчетности (свод, консолидация, представление регламентированной отчетности, бухгалтерские балансы); ˗ модуль формирования начислений и квитирования оплаты (формирование начислений и передача начислений по администрируемым доходам в государственную информационную систему государственных и муниципальных платежей); ˗ модуль цифрового взаимодействия с внебюджетными фондами (Фондом социального страхования (ФСС), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Пенсионным фондом (ПФ)), с Федеральной налоговой службой (ФНС), с Росстатом (направление отчетности в отмеченные контролирующие органы); ˗ цифровой блок взаимодействия с кредитными организациями (направление реестров на перечисление заработной платы бюджетникам в коммерческие банки); ˗ ведомственные информационные системы организаций (информация, формируемая в процессе ведения бюджетного бухгалтерского учета); ˗ единая информационная система управления кадровым составом организаций (кадровая информация); ˗ подсистема информационно-аналитического обеспечения (информация для формирования информационно-аналитической (управленческой) отчетности (ведение Главной книги ˗ основного сводного регистра бухгалтерского учета организации); ˗ подсистема управления расходами (доведение бюджетных данных, учет сведений об обязательствах, осуществление операций по лицевому счету).
16 Федеральное казначейство России является одним из наиболее продвинутых органов государственной власти в области цифровизации технологических процессов управления движения государственных (муниципальных) денежных потоков. Телекоммуникационные и портальные системы Федерального казначейства кроме ГИИС «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ) включают следующие цифровые платформы и вычислительные комплексы:
17 ˗ ведомственная транспортная сеть (ВТС); ˗ системы видеоконференцсвязи организаций (ВКС); ˗ Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС); ˗ ГИС "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях" (ГИС ГМУ); ˗ ГИС о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП); ˗ системы обеспечения сбора, анализа и визуализации данных для центрального аппарата Федерального казначейства (КПЭ); - ГАС «Управление» (ГАСУ).
18 Данные платформы обеспечивают оперативную цифровую технологическую связь и организацию управления соответствующими процессами в различных направлениях бюджетно-налоговой деятельности. Технологические платформы способствуют качественному решению многообразных задач не только в сфере казначейской, но и в других направлениях деятельности государственных и муниципальных органов власти и организаций. Портал электронного бюджета расширяет функционал и повышает эффективность управления бюджетными денежными средствами. Электронный бюджет в целом необходим для повышения качественного уровня финансового менеджмента, для совершенствования государственного управления в области бюджета, а также для взаимосвязи различных бюджетных сфер и процессов ˗ планирования, организации движения денежных средств (финансовые операции), исполнения ресурсов бюджета, государственных закупок, кадрового учета, ведения нормативной базы и прочего информационного обеспечения для реализации процессов государственной и муниципальной управленческой деятельности.
19 Платформа дает информацию о ежедневных данных по исполнению федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по: доходам, поступившим на счета, открытые в органах Федерального казначейства; расходам, осуществленным со счетов органов Федерального казначейства; по поступлениям и выбытиям источников финансирования дефицита как федерального бюджета, так и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ со счетов органов Федерального казначейства; по остаткам средств на счетах по учету средств бюджетов, открытых органами Федерального казначейства.
20 Анализ государственного бюджетного регулирования показывает, что технологические системы планирования, организации и исполнения бюджетов бюджетной системы страны требуют дальнейшего развития как в теоретическом обосновании новых путей технологического развития, так и в практическом совершенствовании механизмов цифровизации соответствующих процессов. Развитие данных процессов носит междисциплинарный научно-прикладной характер, который опирается на теоретические положения как информатики, экономической кибернетики, так и финансов, как соответствующих экономико-математических категорий (понятий). Чем глубже и детальнее математический инструментарий проникает в технологические процессы формирования и движения государственных (муниципальных) фондов денежных средств, тем совершеннее и результативнее могут обеспечиваться всевозможные процедуры управления процессами бюджетирования.
21 Данные технологические процессы требуют постоянного внимания к появлению и необходимости внедрения новых возможностей информационно-коммуникационного взаимодействия органов власти и общества (производство, социальная сфера) в условиях формирования и перераспределения общественного продукта. Технологические цепочки процессов налогообложения, формирования государственных (муниципальных) бюджетов, бюджетного финансирования и государственного финансового менеджмента требуют новой детальной цифровой формализации, повышения оперативности и оценки результативности использования государственных ресурсов.
22 Единая бюджетная классификация всех доходов и расходов около 22 тысяч самостоятельных государственных и муниципальных бюджетов Российской Федерации являлась ранее, а тем более сейчас прообразом начавшихся ранее и продолжающихся сейчас процессов цифровизации всей бюджетно-налоговой системы страны. Двадцатизначный регистр всего многообразия всех видов и форм классификации бюджетных доходов и расходов всей бюджетной системы страны позволяет сводить это многообразие к единому консолидированному знаменателю всех государственных бюджетных ресурсов, что способствует единообразному сравнительному анализу эффективного использования бюджетных расходов в различных органах власти. Этот процесс цифровизации способствует также единой консолидации в целом по стране различных по содержанию ресурсов по одним и тем же правилам планирования и бухгалтерского бюджетного учета. Консолидированный бюджет составляется по единым административным правилам для всех многочисленных самостоятельных бюджетов страны, что позволяет в итоге иметь весь свод и единый консолидированный бюджет РФ.
23 Цифровизация в буквальном смысле содержания данного слова давно присутствовала как в теории, так и в фактической деятельности и имела значительное практическое значение для всей бюджетно-налоговой системы страны. В настоящий момент данное понятие в связи с бурным развитием ИКТ получает новое качественное содержание и продвижение в возможном использовании соответствующих цифровых платформ и сервисов в сети интернета. Глубина и широта охвата составных элементов бюджетно-налоговой системы (электронный документооборот, цифровые данные в различных формах представления, инструктивно-нормативный материал, справочники, витрины данных, аналитика, мониторинг и другие) позволяют анализировать систему в различных аспектах ее исследования с учетом всевозможных целей изучения бюджетно-налоговой системы.
24 Единый портал бюджетной системы РФ государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» представляет одну из многочисленных сетевых платформенных систем цифрового государственного управления. Этот портал обеспечивает сетевое взаимодействие (электронный документооборот) с информационными системами органов власти как федерального, так и регионального уровней. Сюда включаются технологические сетевые взаимосвязи со следующими информационными платформами:
25 ˗ федеральные сетевые ресурсы и программные комплексы субъектов РФ, а также муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами (осуществление нормативных бюджетных правоотношений, ведение единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ реестров, справочников и классификаторов); ˗ единая информационная система в сфере закупок в части обеспечения обмена информацией в рамках реализации федерального законодательства в сфере контрактной закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также ведения единой нормативной справочной информации, каталогов товаров, работ и услуг; ˗ информационная база данных обеспечения наглядности деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), которая дает анализ объемов расходов федерального бюджета, обеспечивающих финансирование государственных программ РФ, показателей кассового исполнения расходов, а также текстовых частях государственных программ РФ, основных мероприятиях и мероприятиях государственных программ РФ, плановых и фактических показателях их реализации; ˗ федеральные государственные информационные системы, в которых представляется формирование и ведение информации о федеральной адресной инвестиционной программы ˗ ФАИП (финансирование расходов на федеральную адресную инвестиционную программу, формирование и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, составление и представление отчетности об исполнении федерального бюджета в части ФАИП); ˗ государственная автоматизированная информационная система "Управление" ˗ в части предоставления сведений, предусмотренных соответствующим Положением о государственной автоматизированной информационной системе "Управление"; ˗ федеральная государственная информационная система "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", где предоставляются сведения, предусмотренные соответствующим положением, а также единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ в части получения данных о кадровом составе работников, иных сведений для ведения бухгалтерского и бюджетного учета и для реализации соответствующих полномочий субъектов системы "Электронный бюджет"; ˗ информационная система управления ведомственной и региональной информатизацией Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (передача сведений об объемах расходов федерального бюджета по планам информатизации федеральных государственных органов, получение данных о плановых и фактических показателях реализации планов информатизации федеральных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами; ˗ государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (размещение информации, требуемой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами, получения данных об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными и региональными законами); ˗ официальный сайт РФ для размещения информации о государственных и муниципальных организациях в сети "Интернет" в части предоставления сведений, предусмотренных порядком ведения информации государственным и муниципальным учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет"; ˗ иные ИКТ, использующие информацию, создаваемую в системе "Электронный бюджет", а также формирующие базу данных для реализации бюджетных полномочий субъектов системы "Электронный бюджет" или осуществления ими бухгалтерского и бюджетного учета; ˗ инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации" (предоставления сведений, предусмотренных положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации)".
26 Кроме того, в России находится в эксплуатации АИС «Финансы». Задачи ее включают автоматизацию функций и полномочий, возложенных на Министерство финансов РФ. Она применяется в центральном аппарате Министерства финансов, федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) ˗ главных распорядителях средств федерального бюджета, финансовых органах субъектов РФ, закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), наукоградов. В ее задачи входит: утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; регулирование международных и межбюджетных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; ведение административно-хозяйственной деятельности министерства; организация процесса составления и исполнения федерального бюджета.
27 В Федеральной налоговой службе России находится в эксплуатации АИС «Налог-3», которая направлена на решение следующих основных задач: обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид; создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации; гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации; снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы; совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления; обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов; другие задачи. Кроме того в арсенале ФНС имеется еще ряд других цифровых платформ для решения задач федеральной службы.
28 Такое многообразие взаимодействия системы электронного бюджета с различными цифровыми платформами говорит о важности сетевой площадки бюджетного планирования, анализа и государственного управления. Дальнейшее развитие цифровой экономики требует совершенствования имеющихся сетевых программных продуктов бюджетно-налогового регулирования. На наш взгляд, требуются дальнейшее обобщение проблем форм и методов организации, а также управления бюджетными системами, выработка предложений по развитию налогового администрирования на базе цифровых платформ, разработка методических положений формирования цифровых платформ для управления процессов формирования и исполнения государственных (муниципальных) бюджетов на базе новых средств связи 5G, разработка предложений и механизмов развития бюджетных систем страны, регионов на основе использования передовых научно обоснованных цифровых платформ и ИКТ.
29 При этом методология, предлагаемая нами для достижения поставленных целей, должна зиждиться на развитии теоретических положений финансов как экономической категории и поиска, а также обоснования путей прикладного применения новых положений и знаний для развития технологических процессов управления налогово-бюджетного государственного устройства [16,17,18,19]. При этом следует ориентироваться на разработку и обоснование таких методических положений построения и использования цифровых платформ регулирования бюджетно-налоговой сферы, которые существенно повышают эффективность формирования и использования государственных (муниципальных) бюджетных ресурсов.
30 Новые технологические решения должны быть ориентированы на постепенное развитие положений системы электронного бюджета на системные платформы создания и функционирования цифрового бюджета страны. Здесь уместно говорить о новом качественном развитии цифровизации процессов налогово-бюджетного регулирования в стране. Вся бюджетная система сетевых платформ на базе единых телекоммуникационных спутниковых средств связи должна быть интегрирована и подключена к единому цифровому серверу консолидированного бюджета РФ. Для создания такой единой бюджетной цифровой системы есть все предпосылки, которые должны реализовываться специалистами ИТ сферы и государственных финансов.
31 Решение всего комплекса таких задач сопряжено с определенными сложностями, которые вызываются наличием отличия часовых поясов различных территорий страны, имеющимися проблемами единой спутниковой связи всех территорий, отсутствием высокоскоростного интернета в некоторых регионах страны и другими проблемами. Требуется дальнейшая разработка программных продуктов для цифровых платформ цифрового единого консолидированного бюджета страны.
32 Нынешние проблемы государственного налогово-бюджетного управления: сравнительно высокая задолженность по налогам и сборам перед бюджетной системой, недостаточная месячная равномерность в течении года бюджетного финансирования, кассовый разрыв между доходами и расходами при оперативном исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, рассогласование целевых индикаторов и показателей объема финансирования программного бюджета и другие недостатки. Кроме того, имеются ряд других проблем, которые не способствуют необходимому высокому качеству государственного финансового менеджмента ˗ значительное количество поправок, которые вносятся в бюджетную систему в процессе исполнения бюджетов, низкая эффективность использования содержания трехлетнего бюджета в процессе исполнения бюджетов (акцент только на годовой бюджет любого уровня), недостаточная прозрачность и оперативность процессов исполнения бюджетов, низкая степень внешнего оперативного контроля за исполнением бюджетов и другие.
33 Новые фискальные формы и бюджетные процессы в стране на базе технологических платформ требуют, на наш взгляд, проведения соответствующих научно-прикладных исследований развития процессов цифровизации на основе больших данных и различных прогрессивных систем разработки и использования более совершенных технологических программных продуктов с соответствующими приложениями. В области государственных финансов успешными разработчиками таких цифровых программных продуктов являются «Ростелеком» при участии ГК «Росатома», ОАО "ОТЭК" (ГК "Росатом"), «Защитаинфотранс», Фонд «Сколково», «Ростех», РВК, Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минобрнауки и другие государственные и бизнес-структуры.
34 Немаловажное значение имеет необходимость дальнейшего развития цифровых форм и методов организации независимого внешнего государственного аудита в сфере формирования и использования общественных государственных (муниципальных) ресурсов. Формы и методы организации независимого государственного аудита и контроля требуют развития и совершенствования в соответствии с решениями международной организацией ИНТОСАИ, которую в настоящий момент возглавляет Россия. Большое значение при этом отводится цифровизации учетно-контрольной и независимой внешней государственной аудиторской деятельности на базе ИКТ.
35 Определенный интерес вызывает информационный портал, который недавно предложен и введен в эксплуатацию Счетной палатой Российской Федерации − портал-агрегатор «spending.gov.ru» проект "Госрасходы". Этот технологический проект, основанный на открытых данных, получаемых из сети интернета. Он ориентирован на использование инструментов общественного контроля и обеспечение максимальной доступности первичных, обработанных и аналитических баз данных для всех граждан и структур управления РФ. Цифровой инструмент является порталом-агрегатором информации о государственных финансах, в том числе о доходах и расходах государства, средствах, поступающих от компаний нефтегазового сектора, средствах, закладываемых на исполнение законов, контрактах, субсидиях, государственных заданиях и многих других обстоятельств использования государственных ресурсов и аспектах государственного управления в русле анализа затратоемкости соответствующих процессов.
36 Применение цифровых платформ способствует усилению режима экономии, повышению прозрачности, оперативности использования бюджетных ресурсов, сокращению бюджетных затрат при закупках товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд. Разработка методических положений цифровизации и применения новых технологических программных продуктов значительно упрощает и ускоряет процессы мобилизации налоговых поступлений в бюджетные государственные фонды. Рост конкурентоспособности и добавленной стоимости, полученной в результате цифровизации процессов государственного налогово-бюджетного регулирования, должен быть обеспечен конвергенцией как научных знаний, так и передовых практических форм применения ИКТ в бюджетно-налоговой деятельности различных государств.
37 Предыстория рассматриваемой цифровой проблемы характеризуется многочисленными предыдущими исследованиями ученых-экономистов в области исследования и развития бюджетного устройства [8,9] . Новизна исследований должна заключатся, на наш взгляд, в целевом комплексном обобщении всех проблем государственного бюджетирования, которые сдерживают прогрессивные технологические изменения, не позволяют в необходимой мере повышать оперативность и результативность государственной бюджетно-налоговой деятельности. Эта новизна должна включать как развитие теоретических положений финансов (как экономической категории), так и критические результаты анализа организации фактической прикладной практической деятельности бюджетно-налоговых органов государственного (муниципального) управления с использованием платформ ИКТ.
38 Основными целевыми показателями создания и развития системы "Электронный бюджет" к 2020 году были3:
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1275 /р - Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
39 ˗ достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах ˗ не менее 70 баллов; ˗ доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления ˗ не менее чем 70 процентов; ˗ сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов; ˗ сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза; ˗ доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы РФ (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов; - обеспечение возможности доступа к работе в системе "Электронный бюджет" всем субъектам РФ и не менее 50 процентам муниципальных образований РФ;
40 Предварительный анализ показывает в целом удовлетворительное выполнение намеченных целевых показателей развития системы "Электронный бюджет" в РФ. Вместе с тем, в нынешних условиях необходима разработка методических положений формирования, развитии и применении цифровых сетевых платформ на все этапах и во всех технологических процессах государственной бюджетно-налоговой деятельности на прогрессивных системах связи 5G и быстродействующих модемах. Основные технологические этапы цифровой трансформации, базирующиеся на соответствующих платформах, должны включать, на наш взгляд, развитие таких механизмов бюджетно-налогового регулирования как:
41 ˗ развитие теоретических составляющих содержания процессов формирования доходов и расходов бюджетной системы государства (муниципалитета) с учетом оптимизации пропорций перераспределения через бюджетную систему страны совокупного продукта общества; ˗ дальнейшая цифровизация различных процессов налогообложения по видам налогов и сборов, по категориям налогоплательщиков (физические лица, юридические лица, отечественные или иностранные участники) и по другим факторам налоговой классификации доходов и других поступлений в бюджеты; ˗ построение системы сетевых платформ формирования государственных (муниципальных) бюджетов в соответствии с установленными процедурами бюджетной классификации расходов и доходов с учетом новых технологий связи 5G; ˗ ИКТ исполнения государственного (муниципального) бюджета на базе технологий пятого поколения: составление бюджетной росписи; доведение бюджетных лимитов; финансирование лимитов бюджетных обязательств путем кассового казначейского исполнения бюджета; ˗ системы комплексной сетевой автоматизации процессов бюджетного учета и ведения бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) расходов и внутреннего аудита; ˗ автоматизация на сетевых цифровых платформах процессов реализации межбюджетного выравнивания в системе межбюджетных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях с учетом реализации требований развития бюджетного федерализма; ˗ цифровизация процессов внешнего государственного (муниципального) аудита формирования и использования бюджетных ресурсов (как доходов, так и расходов) на всех уровнях государственного (муниципального) управления; ˗ трансформация сетевых цифровых платформ в единой сквозной комплексной системе управления общественных финансов государства (муниципалитета) – построение государственной сквозной комплексной платформы цифрового бюджета РФ.
42 Цели исследования должны быть направлены на достижение значительного прогресса в области современного развития и расширения имеющихся знаний по усилению режима экономии бюджетных расходов, повышению уровня государственного финансового менеджмента [14,20]. Кроме того, цифровизация бюджетно-налоговых процессов и государственного аудита должна снизить риски нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, сократить возможности хищения государственных (муниципальных) бюджетных ресурсов [13].
43 В обобщающем виде исследование в целом должно быть направлено на создание единой платформы цифрового государственного (муниципального) бюджета, составляющие которого в отдельных частях присутствуют в действующей бюджетно-налоговой практике. Это – программный комплекс «Бюджет», ГИИС «Электронный бюджет», цифровые платформы закупок для государственных (муниципальных) нужд, системы казначейского исполнения бюджетов, АИС «Финансы», ГИС управления и другие. Весь многообразный программный комплекс налогово-бюджетного государственного (муниципального) регулирования требует цифровой трансформации на следующем, более высоком уровне развития ИКТ [13,15].
44 Важные пробелы, которые необходимо заполнить в нынешних знаниях об организации бюджетно-налогового государственного (муниципального) управлении с помощью соответствующих цифровых платформ, заключаются, на наш взгляд, в следующих основных положениях: ˗ необходимо предложить такой механизм цифровых платформ перераспределения валового продукта РФ, который будет способствовать оптимизации пропорций формирования ресурсов по уровням власти государства в соответствии с установленными полномочиями; ˗ следует разработать такой механизм цифровых платформ формирования доходов бюджетов и бюджетного финансирования, который обеспечивает минимизацию кассового разрыва между доходами и расходами бюджетной системы РФ; ˗ необходимо иметь такую технологическую последовательность администрирования налогов и сборов, которая будет обеспечивать минимизацию задолженности налогоплательщиков по налогам и сборам в бюджетную систему государства (муниципалитета); ˗ требуется разработка таких технологических цифровых инструментов финансирования, которые способствуют обеспечению ежемесячной равномерности формирования и использования бюджетных ресурсов в течение года по всем уровням бюджетной системы; ˗ следует иметь такой цифровой технологический механизм мониторинга, который обеспечивает получение оперативной ежедневной реальной текущей информации о состоянии показателей налогово-бюджетной системы государства по уровням власти (федеральный, субъекты РФ, муниципалитеты); ˗ необходимо иметь возможность автоматизации расчетов оптимальных межбюджетных отношений в системе государственного и муниципального устройства с учетом постоянной модернизации вертикальной балансировки полномочий (а, следовательно, и бюджетного финансирования) по государственной и муниципальной уровням власти; ˗ целесообразно разработать и использовать цифровую платформу с соответствующим программным обеспечением осуществления государственного (муниципального) независимого аудита (как текущего, так и стратегического) за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов; ˗ необходимо иметь такой механизм казначейского исполнения государственного (муниципального) бюджета, который на платформах ИКТ будет обеспечивать повышение качества управление ликвидностью путем создания единого казначейского счета всех бюджетов бюджетной системы РФ; ˗ требуется иметь механизм казначейского сопровождения на платформах ИКТ (с соответствующим внешним и внутренним государственным аудитом) государственных и муниципальных контрактов, договоров и соглашений при финансировании их обязательств за счет средств государственного (муниципального) бюджета; ˗ следует иметь механизм оперативного согласования целевых индикаторов и показателей объема финансирования программного бюджета, национальных проектов в случае принятия различных изменений как в целевых показателях проектов, так и в возможных отклонениях в процессе предоставления бюджетных ресурсов в сравнении с соответствующими целевыми показателями развития.
45 Национальной программой «Цифровая экономика»4 предусмотрено создание отечественных цифровых платформ в самых разных областях, например, в государственном управлении для предоставления государственных услуг, для реализации исследований и разработок, отраслевых цифровых платформ в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, медицине и в других отраслях производственной и социальной жизни. Одним из целевых показателей программы является «успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики» к 2024 году.
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (Дата обращения: 15.04.2020).
46 Ожидаемое влияние результатов научно-исследовательских прикладных работ с точки зрения научных положений будет заключаться в дальнейшем развитии теоретических основ финансов как экономической категории и бюджетно-налоговых отношений государства. Эти отношения раскрываются по-новому в соответствии с необходимостью дальнейшего углубления технологических позиций управления процессов движения государственных (муниципальных) финансовых ресурсов. Перераспределение валового продукта в условиях цифровизации экономики открывает новые черты как рыночных форм регулирования экономики, так и государственных методов управления бюджетно-налоговых отношений.
47 Макроэконометрическое моделирование воспроизводственных процессов должно обеспечиваться агрегированием (укрупнением) результатов расчетов стоимостных параметров социально-экономического развития на базе обобщения данных цифровых платформ органов власти. Эти расчеты следует осуществлять на чрезвычайно большой базе цифровых данных, которая способствует повышению качества и достоверности получаемых результатов показателей воспроизводственной деятельности в стране. Эконометрическое моделирование получает новое платформенное цифровое содержание, которое во много раз превышает действующие возможности построения и использования макроэкономических воспроизводственных моделей.
48 Цифровые платформы управления позволяют основные положения анализа, мониторинга и актуализации параметров, а также возможностей хозяйственной деятельности рассматривать на принципиально новых платформенных условиях работы предприятий и их взаимоотношения с государственным (муниципальным) бюджетом. Окружающая сетевая платформенная внешняя и внутренняя среда создает многие особенности и возрастающие возможности нахождения оптимальных вариантов хозяйственного развития в быстро меняющихся условиях получения и обработки информации и баз данных. Поиск оптимальных путей хозяйственной деятельности строится уже на базе громадного объема цифровой информации и возможностей сетевых платформ и сетевых моделей оперативного и стратегического взаимодействия.
49 При решении традиционных задач экономического анализа бюджетно-налоговых процессов использование цифровых платформ позволяет существенно сокращать затраты времени при проведении необходимой аналитической работы. Значительно улучшается качество и увеличивается глубина анализируемых факторов и обстоятельств, что говорит о многогранности и широких возможностях инструментального цифрового подхода к аналитической и управленческой деятельности [5, 8,10] .
50 При экономическом анализе и управлении бюджетно-налоговыми процессами на базе цифровых платформ и сетевых моделей достигается сквозное цифровое проникновение на всех последовательных технологических этапах управления: планирования, оперативного регулирования, мониторинга соответствующих процессов, согласования результатов деятельности с планируемыми показателями, установлении отклонений.
51 Новые знания, полученные в рамках исследования с применением цифровых платформ, и другие результаты анализа будут применяться при условии включения разработанных методических положений цифровизации в нормативно-правовые документы управления бюджетно-налоговых процессов государства (муниципалитета). Эти модернизированные процессы принесут определенный экономический и социальный эффект. Экономический эффект заключается в основном в увеличении оперативности осуществления, ускорении и использовании оптимальных параметров и механизмов бюджетно-налогового государственного регулирования. Сетевые платформы цифровизации бюджетно-налогового регулирования государства (муниципалитета) многократно увеличивают технологические возможности повышения результативности всех процессов движения общественных денежных ресурсов.
52 Результаты дальнейшей налогово-бюджетной цифровизации будут иметь также социальные последствия для страны, так как бюджетные ресурсы в значительной мере используются для решения социальных вопросов (финансирование социальной сферы, поддержки малоимущих, здравоохранения, образования и других государственных обязательств). Дальнейшее развитие цифровизации процессов налогообложения физических лиц, финансирования социального блока государственного сектора (муниципалитета) будет способствовать оперативности и повышению качества решения социальных вопросов, стоящих перед государством (муниципалитетом). Платформы ИКТ значительно повышают точность расчетов и учета социальных обязательств, численность малообеспеченных, структуру населения и других параметров, используемых для финансирования социальной сферы государства (муниципалитета).
53 Адресность бюджетного финансирования предполагает наличие широкой сетевой информационной платформы, которая позволит точнее выделить бедных, определить причины бедности той или иной социальной группы и отдельного домохозяйства, выработать эффективные способы ее преодоления. Реальным шагом в этом направлении будет дальнейшее развитие Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), единой системы пенсионного обеспечения населения, системы обязательного медицинского страхования населения (включая обязательное медицинское страхование), что реализуется сейчас в России.

Библиография

1. Рудычева Н. Создание цифровых платформ: баланс усилий бизнеса и государства. Журнал об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации (https://mcs.mail.ru/blog/kakova-rol-gosudarstva-v-sozdanii-mirovyh-cifrovyh-platform дата обрашения 10.05. 2020)

2. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 481-494. doi: 10.18 3 34 / eo.9.2. 406

3. Курницкая К.Ю. Четвертая промышленная революция и инновационные тенденции в мировой и отечественной экономике / Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.) // Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 16-19. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14072/ (дата обращения: 10.05.2020).

4. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики цифровая трансформация // Центр стратегических разработок. Москва, апрель 2018. 53 с.

5. Акаткин Ю.М., Ясиновская Е.Д. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность / Препринт // М.: ДПК Пресс. 2018. 48 с.

6. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник ИЭ РАН. №5. 2018. С. 22-36.

7. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Ефремов А. А., Клочкова Е. Н., Талапина Э. В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Научные доклады: государственное управление // М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 114 с.

8. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность / Двинских Д.Ю., Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б .и др. докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества. Москва, 9-12 апр. 2019 г. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» // М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 43 с.

9. Молчанова Н.П. Развитие общественных финансов в условиях становления цифровой экономики. Финансовая экономика. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Том 9. Выпуск 3. (https://scires.elpub.ru/jour/article/view/68# дата обращения 11. 05. 2020).

10. Всемирный банк. 2016. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России. –URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (дата обращения: 9.04.2020).

11. Скобликов Е.А. Казначейский блокчейн или цифровая экономика (fi-eas.ru/articles/казначейский-блокчейн или цифровая экономика (дата обращения 06. 04.2020)

12. Бойко А. Глава Казначейства: у нас будет самый широкий набор инструментов управления активами (https://tass.ru/interviews/7567251, дата обращения 13.05.2020)

13. Бурякова А.О., Варнавский А.В. Цифровизация деятельности Счетной палаты Российской Федерации //М.: Управленческие науки. 2019. № 9(4). С. 98-114.

14. Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды». doi: 10.1596/978-1-4648-0671-1.А. https://openknowledge.worldbank.org/ (дата обращения 10.03.2020)

15. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 2. С. 143–172 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2018-02-07. (дата обращения 07.02.2020)

16. Хохлова М.Н. Новая архитектура цифровой экономики. Часть 1 // «Академия Тринитаризма» // М., Эл № 77-6567, публ. 24965, 24.11.2018. http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0023/001a/00231084.htm (дата обращения 07.03.2020)

17. Сергеев Л.И. Экономические особенности функционирования информационно коммуникационных технологий // Вестник СГЭУ. № 8 (178). 2019. С. 43-56.

18. Сергеев Л.И. Экономическая природа содержательных положений цифровых платформ // Общество и экономика. 2020. № 3. С. 45-63.

19. Сергеев Л.И. Сущность экономического содержания природы цифровизации общественного развития // Балтийский экономический журнал. 2019. №1(25) март. С. 71-82.

20. Бегтин И., Бертяков А., Комин М., Пархимович О., Цыганков М. Оценка открытости государственных информационных систем в России / Аналитический доклад. ЦПУР // Информационная культура. 126 с.

21. Гудов М.М., Ермакова Э.Р. Структурные преобразования российской экономики в условиях форсированной цифровизации производственных отношений // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. № 2. С. 1-8. DOI: 10.25136/2409-8647.2020.2.32625

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести