The Specific Features Of The Formation Of Development Institutions By Socially Oriented Non-Profit Organizations In Old Industrial Regions (Exemplified In The Case Of The Volgograd Region)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Specific Features Of The Formation Of Development Institutions By Socially Oriented Non-Profit Organizations In Old Industrial Regions (Exemplified In The Case Of The Volgograd Region)
Annotation
PII
S020736760023993-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Daniil Frolov 
Occupation: Professor
Affiliation: Volgograd State Technical University
Address: Russian Federation, Volgograd
Аleksey Dmitriev
Occupation: Junior researcher
Affiliation: Volgograd State Technical University
Address: Russian Federation, Volgograd
S. Volkov
Affiliation: Volgograd State Technical University
Address: Russian Federation, Volgograd
O. Akimova
Affiliation: Volgograd State Technical University
Address: Russian Federation, Volgograd
Edition
Pages
110-119
Abstract

The article discusses the role of socially oriented non-profit organizations (SONPOs) in the process of the formation of institutions for the development of an old industrial region (the case of the Volgograd region). To assess the compliance of the regional situation with the all-Russian one, a cross-section of statistical data concerning the state of the SONKO sector is considered. The work uses statistical data analysis tools. Based on the results of the study, a conclusion is drawn about strengthening the financial position of the actors in the non-profit sector of the Volgograd region and increasing the involvement of the population in their activities.

Keywords
non-profit organizations, sustainable development, civil society, financing, institutions, old industrial region
Received
25.01.2023
Date of publication
26.01.2023
Number of purchasers
15
Views
236
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 Общественная жизнь региона представляет собой комплексное явление, включающее в себя экономику, социальную и политическую сферы, культуру и многое другое. Изменения в одной из компонент общественной жизни неизбежно сказываются на других ее составных частях, поскольку система в конечном итоге стремится к балансу. При этом состояние социальной среды фактически представляет собой отражение уровня эффективности функционирования иных институтов, поскольку ключевой задачей управления является обеспечение комфорта и удобства жизни в регионе.
2 В наиболее эффективных моделях регулирования отношений, возникающих в социальной среде, роль проводников созидательных и социально полезных норм играет не только государство, но и образования, чья деятельность направлена на формирование самоуправляемой общественной среды, т.е. гражданского общества. Подобная деятельность является прерогативой разного рода некоммерческих и неправительственных организаций. В свою очередь, в отечественной практике автономность социальной сферы повышается за счет работы социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
3 Исследования в области деятельности СОНКО, направлений повышения ее эффективности и поиска основных проблем развития подобных организаций составляют обширный пласт российской научной периодики. Одни труды – как статьи А.В. Иванова [4. С. 47] и А.И. Андриенко [1. С. 66], посвящены классификации некоммерческих организаций (что может быть полезным, например, при проведении конкурсов на соискание грантов), а также иным теоретическим аспектам их функционирования. Другие исследователи, к числу которых можно отнести О.Ю. Рудакову [7. С. 87], М.Б. Полякова [6. С. 249] и М.Ю. Милованову [5. С. 80] сосредоточиваются на изучении особенностей практической реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных организаций. Реже встречаются работы, посвященные изучению опыта регионов и муниципальных образований в вопросах обеспечения деятельности СОНКО [2. С. 550].
4 Вместе с тем, следует отметить недостаточный уровень теоретического обоснования полезности деятельности социально ориентированных организаций в разрезе субъектов России, подкрепленного статистическими данными. Практически не уделяется внимания СОНКО, выступающим в качестве проводников институтов развития экономики и социальной сферы регионов. Данная статья призвана частично заполнить пробелы в этой сфере, рассмотрев роль некоммерческих организаций в процессе обеспечения развития Волгоградской области.
5 Краткая характеристика общероссийской ситуации. Внимание государственных структур к положению социально ориентированных организаций, состоящее в выработке мер поддержки, разработке стратегических документов, направленных на развитие данного сектора и обилие проводимых конкурсов на соискание финансовой поддержки свидетельствует о заинтересованности властных структур в развитии СОНКО. Подобная ситуация обусловливается как необходимостью развития социальной сферы, повышения ее автономности и возможности передачи части государственных полномочий в области социальной поддержки СОНКО, так и факторами политической выгоды от взаимодействия с организациями, имеющими влияние в обществе. В любом случае, поддержка некоммерческого сектора экономики полезна как для государства, так и для СОНКО и, собственно, общества.
6 О росте потребности общества и государства в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций свидетельствует, в числе прочего, существенное возрастание объемов финансирования СОНКО по итогам 2021 года по сравнению с предыдущими периодами. Так, в целом по Российской Федерации прирост составил 38,1%. Позитивные изменения коснулись также численности работников СОНКО (+1,7%) и добровольцев (+13,1%), чья численность приблизилась к допандемийному уровню. В структуре доходов СОНКО в 2021 году существенно возросли объемы пожертвований от российских коммерческих организаций (относительный прирост величины составил 47,1% к уровню 2020 года, тогда как сама статья доходов составила 22,3% от общего объема), ресурсов из бюджетов субъектов Российской Федерации (возросли на 97,8% и составили 9,7% доходов) и поступлений из федерального бюджета (таковые выросли на 77,0%, составив 10,2% общего объема доходов СОНКО) [8].
7 Общий объем расходов социально ориентированных организаций увеличился на 32,0% относительно уровня 2020 года. Показатель расходов на оплату труда сотрудников возрос на 18,3%. При сопоставлении данного показателя с величиной прироста численности работников можно сделать вывод о возрастании среднего объема оплаты труда (включая страховые взносы и иные обязательные платежи). Отношение объема затрат по данной статье к численности работников СОНКО в 2020 и 2021 годах составляет 45062,4 рубля и 52418,0 рублей соответственно (прирост составляет 16,3%). Даже с учетом уровня инфляции, составившей в 2021 году 8,4% (по данным Росстата) подобное изменение указывает на рост привлекательности СОНКО как работодателей.
8 По мнению авторов, улучшению финансового положения СОНКО во многом способствовало создание «Пушкинской карты» – проекта Минкультуры, Министерства цифрового развития и «Почта Банка», целью которого стало вовлечение молодежи в культурную жизнь страны посредством предоставления возможности посещать культурные и образовательные мероприятия за счет государства. Подобную меру можно назвать одной из самых эффективных и оригинальных в последние годы – способствуя культурному просвещению молодого поколения, она вместе с тем стимулирует спрос на услуги, предоставляемые СОНКО в соответствующих сферах деятельности.
9 Положение СОНКО в Волгоградской области. Значительным числом исследователей Волгоградская область признается старопромышленным регионом. В данное понятие включено представление о территории как о некогда промышленно развитой, но к настоящему времени частично утратившей преимущества в этой сфере. В современных условиях ключевую роль в процессе обеспечения развития таких регионов приобретает совершенствование форм интеграции хозяйствующих субъектов. Помимо этого, важным становится создание институтов общественного контроля за деятельностью предприятий и организаций, участвующих в работе подобных объединений. Последнее возможно только при наличии в регионе развитого гражданского общества, проводниками институтов которого выступают социально ориентированные некоммерческие организации.
10 Поскольку развитие старопромышленных регионов требует формирования институтов развития, отличных от таковых на территориях с иной спецификой, вопросы их создания и формализации приобретают особую сложность. Главной целью подобных норм становится увязка существующих институтов в области промышленных производств с новыми институтами интеграции экономических субъектов и обеспечения процесса конвергенции знаний и разработок. Подобные институты выполняют функцию катализаторов инновационного развития экономики и позволяют осуществлять реиндустриализацию предприятий, чья материальная база характеризуется обилием решений прошлых технологических укладов.
11 В этой связи следует говорить о высоком потенциале развития социально ориентированных некоммерческих организаций как проводников институтов устойчивого развития, предполагающих, в числе прочего, формирование новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов, направленных на достижение синергетического эффекта.
12 Численность действующих в регионе социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2021 года снизилась на 4% по сравнению с прошлым периодом. Объем поступлений финансовых ресурсов, напротив, увеличился на 10,2%, что существенно ниже среднего показателя по России. Средний показатель финансирования на одну СОНКО составил 2869,2 тысячи рублей (в 2019 и 2020 годах таковой составлял 2058,1 и 2499,8 тысяч рублей соответственно). На приведенных ниже рисунках 1 и 2 отражена структура доходов и расходов социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области по итогам 2021 года.
13

Рис. 1. Структура доходов СОНКО Волгоградской области по итогам 2021 года (в % к итогу) Источник: составлено авторами по материалам [8].

14 В структуре доходов региональных СОНКО, как и прежде, преобладает выручка от реализации товаров, работ и услуг. По итогам 2021 года ее доля в общем объеме составила 41,5%, тогда как годом ранее достигала отметки 42,0%, а в 2016 году – 34,4%. Следует отметить, что в течение пятилетнего периода выручка волгоградских СОНКО всегда составляла значительную часть общего объема поступлений, но в 2016 году к ее абсолютному значению приблизился показатель поступлений со стороны российских коммерческих организаций, который в последующие годы существенно снизился (величина 2021 года, составляющая 10,4% общего объема доходов, достигла отметки лишь в 36,0% от уровня 2016 года). Помимо тенденции к снижению объемов поступлений со стороны бизнеса, следует отметить и другую – к возрастанию объема поступлений от российских физических лиц. В структуре доходов региональных СОНКО данная группа поступлений составила 22,6% по итогам 2021 года (годом ранее величина достигала 20,0%). Подобная динамика указывает на возрастание уровня доверия населения к социально ориентированным некоммерческим организациям, которое выражается в готовности жертвовать средства на реализацию тех или иных мероприятий. Этому способствовал и умеренный рост реальных располагаемых денежных доходов жителей региона (на 3,1% по итогам 2021 года).
15

Рис. 2. Структура расходов СОНКО Волгоградской области по итогам 2021 года (в % к итогу) Источник: составлено авторами по материалам [8].

16 Структура расходов региональных СОНКО практически не претерпела изменений относительно периода 2019-2020 гг. В ней по-прежнему преобладают расходы на оплату труда и страховые взносы, которые составляют 45,0% от общего объема затрат (в 2020 году данный показатель достигал 46,3%, а в 2019 – 43,1%). Вторую позицию в структуре занимают расходы на содержание и обслуживание организации (28,1%, в 2020 и 2019 годах – 28,5% и 26,9% соответственно). Незначительно выросла доля расходов на предоставление благотворительной помощи, пожертвований и грантов другим СОНКО и физическим лицам – с 6,9% в 2019-2020 гг. до 7,1% по итогам 2021 года. Следует также отметить тенденцию к возрастанию структурной доли расходов на приобретение основных средств, зданий, сооружений и строительство, которая по итогам последнего периода достигла отметки в 5,2% (при 4,3% в 2020 году и 3,5% – в 2019). Данный факт указывает на совершенствование уровня оснащенности социально ориентированных организаций, которое вполне укладывается в существующий курс на развитие и вовлечение в деятельность субъектов данного сектора большего числа граждан и организаций.
17 Численность работников социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области незначительно увеличилась по сравнению с прошлым годом – прирост составил 0,4% (в показатель, помимо штатных сотрудников, включены внешние совместители и лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера). Средний объем оплаты труда, приходящийся на одного работника, составил 35075,8 рублей (включая страховые взносы и иные обязательные платежи), увеличившись на 9,9% по сравнению с уровнем 2020 года. По итогам периода ощутимо сократилось количество добровольцев, задействованных в работе организаций – на 8% относительно 2020 года (сокращение явилось продолжением нисходящей динамики показателя – так, численность волонтеров в 2020 году оказалось ниже таковой в 2019 на 28,9%). Следует отметить, что период 2019-2020 гг. характеризовался также сокращением числа действующих СОНКО, которое достигло отметки в 15,4%.
18 Обсуждение результатов исследования. Имеющиеся сведения свидетельствуют о повышении спроса на услуги социально ориентированных некоммерческих организаций в Волгоградской области. Существенный рост численности граждан, получивших услуги СОНКО, по итогам 2021 года относительно 2020, наблюдается в сферах здравоохранения (+180,7%), спорта (+16,0%), образования (+10,7%) и социальной политики (+7,0%). Совокупный показатель прироста по всем сферам составляет 10,5%.
19 Существенный рост показателя объема оказанных услуг в сфере здравоохранения обусловлен, в первую очередь, коронавирусной пандемией и связанной с этим вакцинацией жителей региона. Вместе с тем, рост индикаторов в других сферах деятельности СОНКО указывает на повышение востребованности их услуг среди граждан. Такая динамика свидетельствует о повышении влияния некоммерческих организаций в социальной среде и степени их вовлеченности в общественную жизнь.
20 Заинтересованность администрации региона в развитии социально ориентированных организаций подтверждается также проведением конкурсов на предоставление СОНКО субсидий для реализации тех или иных мероприятий. Конкурсная процедура и механизм финансирования в целом схожи с таковыми в случае предоставления президентских грантов, однако, понимание их организаторами ключевых проблем экономики и социальной сферы региона позволяет отбирать проекты, способные дать максимальный положительный эффект в случае реализации. Так, по итогам 2021 года, благодаря проведенному конкурсу, 99 проектов региональных социально ориентированных некоммерческих организаций из 208, допущенных к участию, получили субсидии на общую сумму 49,9 млн рублей. В 2022 году к участию в конкурсе был допущен уже 281 проект. Большая часть поданных заявок предполагает реализацию проектов в области сохранения исторической памяти, экологии и образования. В числе последней группы имеется ряд проектов, посвященных популяризации результатов научных исследований и развитию технического творчества.
21 По мнению авторов, расширение возможностей СОНКО (в том числе и финансовых) ведет к образованию новых социально-экономических институтов, которые с каждым разом охватывают все более значительные доли населения Волгоградской области. Принципиально важным является образование волонтерских движений, состав которых включает людей всех возрастов и профессий, взглядов и интересов. Именно такое консолидирующее начало является основой гражданского общества, создание которого является одной из основных целей субъектов некоммерческого сектора.
22 Таким образом, институты развития, формируемые СОНКО, включают не столько нормы в области совершенствования экономической среды, сколько «правила» социального взаимодействия и примеры позитивной деятельности граждан, направленной на развитие социальной сферы региона и формирование гражданского общества. В этом направлении в последние годы мы можем наблюдать значительный рост показателей эффективности деятельности социально ориентированных организаций, которые постепенно улучшают финансовое и имущественное положение и могут позволить себе реализацию новых мероприятий.

References

1. Andrienko A.I. O sootnoshenii ponyatij «obschestvennye ob'edineniya», «nekommercheskie organizatsii» i «sotsial'no orientirovannye nekommercheskie organizatsii» // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 3(29). S. 64-69.

2. Goroditskaya A.R. Problemy i perspektivy sotsial'no-orientirovannykh nekommercheskikh organizatsij (na primere Khanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry) // Ehkonomika i sotsium. 2020. № 6(73). S. 546-560.

3. Grosheva D.N. Sistemy kontrolya kachestva predostavlyaemykh uslug nekommercheskimi organizatsiyami (na primere issledovaniya sotsial'no orientirovannykh organizatsij Altajskogo kraya) // Sotsial'naya integratsiya i razvitie ehtnokul'tur v evrazijskom prostranstve. 2014. № 2. S. 139-141.

4. Ivanov A.V. Nekommercheskie organizatsii – ispolniteli obschestvenno poleznykh uslug kak novyj vid sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsij // Sovremennye innovatsii. 2017. № 8(22). S. 46-48.

5. Milovanova M.Yu. Sotsial'no orientirovannye nekommercheskie organizatsii kak agent sotsial'nykh izmenenij i novogo sotsial'nogo dizajna sovremennoj Rossii // Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2020. № 1(20). S. 74-84.

6. Polyakov M.B. Sovershenstvovanie gosudarstvennoj politiki v sfere podderzhki i razvitiya sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsij // Innovatsii i investitsii. 2021. № 5. S. 247-250.

7. Rudakova O.Yu. Struktura gosudarstvennoj finansovoj podderzhki sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsij v Rossii // Ehkonomika, sotsiologiya i pravo. 2016. № 2. S. 86-89.

8. Finansy: sotsial'no orientirovannye nekommercheskie organizatsii [Rosstat]. Rezhim dostupa: URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/finance (data obrascheniya: 01.08.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate