The Impact Of The Digital Economy On The Management Of State Property: Problems And Prospects For Implementation In The Regions
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Impact Of The Digital Economy On The Management Of State Property: Problems And Prospects For Implementation In The Regions
Annotation
PII
S020736760023990-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatyana Ladyzhenskaya 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Yugra State University
Address: Russian Federation, Khanty-Mansiysk
Olga Kostina
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Yugra State University
Address: Russian Federation, Khanty-Mansiysk
Edition
Pages
80-97
Abstract

The article is devoted to the use of information technologies for the public sector of the economy. According to the author, the lack of a single public platform and a plan for digitalization of state property management hinders the improvement of the quality of public services and requires the enhancement of departmental interaction using modern approaches. The results of the research: – the software products used for state property management in the Autonomous Okrug have been evaluated; it has been revealed that at present the Department uses 8 poorly integrated software systems; based on the research, it is proposed to develop a single platform for managing state property using cross-functional links; – an analysis of the current legislation was carried out, which made it possible to establish the nature of the problems and the main causes associated with them; the study showed that with the total amount of funding for the digital development of the region reaching 103334175.3 thousand rubles, the program is inefficient in the digitalization of management. The results of this study can be used for the development of governmental programs aimed at improving the efficiency of property management by means of digital transformation.

Keywords
software systems, information systems, digitalization, public sector, authorities, state property, efficiency of use, property, digital economy, duplication of information
Received
25.01.2023
Date of publication
26.01.2023
Number of purchasers
15
Views
339
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 В настоящее время государственная политика ориентирована на развитие цифровой экономики, которая, в свою очередь, направлена на реализацию приоритетных направлений в развитии страны. Процесс становления цифровой экономики в России затруднен, так как для полного внедрения цифровых технологий необходима благоприятная среда, которая в настоящее время сама проходит стадию формирования. Можно предположить, что ускорению развития благоприятной среды будет способствовать обеспечение взаимосвязи цифровой экономики с реальной экономикой.
2 В мире становится очевидным факт роста влияния государства на процесс цифровизации. Данного мнения придерживается большинство современных экономистов, поскольку в настоящее время невозможно осуществление деятельности предприятий и организаций, а также эффективная работа в органах власти, без использования современных средств обработки информации. При этом необходимо учитывать, что государство реализует свои права на объекты собственности посредством функционирования системы управления государственной собственностью, в которую включены органы власти различного уровня.
3 У цифровой экономики много преимуществ. Она сокращает срок оказания услуг, снижает стоимость трансакций и открывает новые источники дохода. В режиме «онлайн» стоимость услуг ниже, чем в традиционной экономике (прежде всего, за счет снижения затрат на обработку информации и продвижение), а сами услуги, как государственные, так и коммерческие – доступнее. Кроме того, товары и услуги в цифровом мире могут быстро выйти на глобальный рынок, стать доступными людям в любой точке страны и мира в целом.
4 В современном мире информационные технологии вплетены во все аспекты жизни, в том числе – в деятельность организаций. Для того, чтобы на достойном уровне конкурировать на рынке предоставляемых услуг, организации необходимо быстро подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. Такую гибкость может дать достаточная и своевременная цифровизация сферы государственной деятельности. Из чего можно предположить, что цифровизация – это процесс перехода из текущего состояния в более «гибкое».
5 В отечественной и зарубежной теории и практике недостаточно изучены и используются возможности цифровых технологий, в том числе и в сфере управления государственным имуществом [1; 2. С. 297; 3. С. 46; 4. С. 1169].
6 Исследования за рубежом также подтверждают, что вопрос вовлечения людей, вносящих свой вклад в инновационный процесс, особенно полезен на начальном этапе управления идеями, когда речь заходит о сборе максимально широкого разнообразия идей [5. С. 19; 6. С. 32]. В основном, соревнования идей проводятся через интернет на определенных платформах [7. С. 80].
7 Сейчас осуществляется поиск решения проблем управления с помощью краудсорсинга – как внутреннего, в первую очередь, так и внешнего, при котором используются выделенные платформы [8. С. 369].
8 Л.М. Борщ, С.В. Герасимова, А.С. Тюлин, А.Р. Жарова в своих трудах указывают, что процесс развития современных технологий способствует модернизации производств и росту национальной экономики [9. С. 2141; 10. С. 717].
9 По мнению В.А. Гордеева, С.В. Шкиотова, М.И. Маркина, в настоящее время происходит модернизация технологий и взглядов в экономической теории с целью обеспечения конкурентоспособности экономики [11. С. 69; 12. С. 74].
10 Я.П. Силин, О.Г. Анимица, Н.В. Новикова, О.С. Сухарев констатируют в своих работах, что под действием новой индустриализации происходит экономический рост [13. С. 5; 14. С. 359].
11 Как пишет М.И. Воейков, в эпоху цифровизации государство начинает активно вмешиваться в повседневную жизнь граждан, минимизируя социальные риски и содействуя экономическому прогрессу. Государство становится активным и основным экономическим агентом [15. С. 163; 16. С. 49].
12 Опираясь на взгляды современных отечественных учёных-экономистов, можно предположить, что использование передовых технологий оказывает непосредственное влияние на экономический рост, который проявляется, прежде всего, в росте ВВП.
13 На данном этапе управления имуществом используются федеральные, региональные, муниципальные информационные системы. Реестр информационных технологий и средств коммуникации, в том числе – в сфере государственного управления имуществом, размещен на портале «Открытые данные России». Однако, следует отметить их разрозненность, в ряде случаев дублирование информации, и при этом – узкий охват разработанных платформенных решений по сферам, а также слабую нацеленность на эффективность управления [17. С. 42].
14 При написании статьи были использованы общедоступные официальные источники: законодательные и нормативные правовые акты в сфере цифровой экономики, труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные данным проблемам.
15 Исследование включает логические методы анализа и синтеза практических знаний в области управления имуществом, в том числе – методы статистического анализа, графического моделирования и стратегирования.
16 В своих выводах авторы исходили из методов теоретического и эмпирического познания, ориентированных на правовое обеспечение цифровизации учреждений органов власти, сравнительно-правовой метод в изучении федерального и регионального законодательства, а также методы научного наблюдения: группировку, обобщение, выборку.
17 Цифровая экономика, основанная на научных знаниях, подталкивает многих отечественных экономистов к проведению исследований в данном направлении.
18 В этой связи актуальной и полезной может быть оценка используемых и потенциальных возможностей цифровых технологий для управления государственным имуществом.
19 Задачами теории цифровой экономики является поиск и реализация дополнительных возможностей ее использования на практике, разработка условий и алгоритмов их реализации, в том числе, используя региональные ресурсы. Одним из острых вопросов развития государственного сектора экономики является эффективность использования государственного имущества. Однако, решение данной задачи возможно только в результате консолидации усилий региональных и федеральных властей. С учетом масштаба проблемы, количества государственного имущества и трудозатратности его учета, возникает объективная необходимость использования современных технологий для решения указанных задач. Инструментом для этого выступает цифровая экономика с ее универсальными возможностями.
20 С целью ускорения процесса внедрения цифровизации, на государственном уровне принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В настоящее время основные мероприятия по цифровизации государственного управления сформулированы в рамках разработанного федерального проекта «Цифровое государственное управление», включенного в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
21 В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ, ХМАО – Югра) принята государственная программа «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утверждена Стратегия цифровой трансформации автономного округа.
22 Вопросами реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сферах управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений в автономном округе занимается Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент), который является исполнительным органом государственной власти автономного округа и осуществляет соответствующие функции .
23 Для обеспечения деятельности по управлению имуществом используется ряд информационных систем, которые можно сгруппировать следующим образом:
24 – информационные ресурсы, обеспечивающие осуществление специальной деятельности, направленной на реализацию полномочий Департамента, автоматизирующие процессы предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;
25 – информационные ресурсы, обеспечивающие осуществление основной и вспомогательной деятельности, непосредственно не связанной с реализацией полномочий Департамента;
26 – служебные и инфраструктурные системы и сегменты (табл. 1).
27

Таблица 1 Информационные системы, используемые при управление имуществом (составлено авторами по данным >>>> )

Используемое программное обеспечение Структурное подразделение Департамента БУ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр имущественных отношений»
Управление распоряжения государственным имуществом Управление корпоративной политики Управление земельных отношений Управление учета и бюджетирования Управление экспертных и судебных процедур Административное управление
Информационные ресурсы, обеспечивающие осуществление основной и вспомогательной деятельности СЭД «Дело» СЭД «Дело» СЭД «Дело» СЭД «Дело» СЭД «Дело» СЭД «Дело» СЭД «Дело»
      1С Бухгалтерия: Предприятие 8     1С Бухгалтерия: Предприятие 8
1С Учет казны: Предприятие 8     1С Учет казны: Предприятие 8 1С Учет казны: Предприятие 8    
      Учет труда и расчет заработной платы АМБа – 3.8     Учет труда и расчет заработной платы АМБа – 3.8
Информационные ресурсы, обеспечивающие осуществление специальной деятельности ПК «БАРС-имущество» ПК «БАРС-имущество» ПК «БАРС-имущество» ПК «БАРС-имущество» ПК «БАРС-имущество» ПК «БАРС-имущество» ПК «БАРС-имущество»
    Полигон: Кадастровая оценка; Изменения кадастра       Управляющий программный комплекс «Пилот» для сети станций высокоточного спутникового позиционирования ХМАО – Югры»
  Программный продукт «ИНЕК Холдинг»          
Служебные и инфраструктурные системы и сегменты Официальный интернет-портал государственных услуг Официальный интернет-портал государственных услуг Официальный интернет-портал государственных услуг Официальный интернет-портал государственных услуг Официальный интернет-портал государственных услуг Официальный интернет-портал государственных услуг Официальный интернет-портал государственных услуг
ЕИС в сфере закупок ЕИС в сфере закупок ЕИС в сфере закупок ЕИС в сфере закупок ЕИС в сфере закупок ЕИС в сфере закупок ЕИС в сфере закупок
Электронные торговые площадки в сети Интернет Электронные торговые площадки в сети Интернет Электронные торговые площадки в сети Интернет Электронные торговые площадки в сети Интернет     Электронные торговые площадки в сети Интернет
      Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)      
      ГАИС "Управление" >>>>     Официальный сайт >>>>
Портал открытых данных ХМАО –Югры Портал открытых данных ХМАО –Югры Портал открытых данных ХМАО – Югры Портал открытых данных ХМАО – Югры Портал открытых данных ХМАО –Югры Портал открытых данных ХМАО –Югры  
      ТИС-Югры   ТИС-Югры  
      «Исполнение бюджета» информационно аналитическая система     «Исполнение бюджета» информационно аналитическая система
      Региональная информационная система в сфере закупок ХМАО – Югры ГИС «Государственный заказ»     Региональная информационная система в сфере закупок ХМАО – Югры ГИС «Государственный заказ»
официальный сайт >>>> официальный сайт >>>> официальный сайт >>>> официальный сайт >>>> официальный сайт >>>> официальный сайт >>>> официальный сайт >>>>
28 Анализ табл. 1 позволяет сделать вывод о том, что для осуществления деятельности Департамента и подведомственного ему учреждения используется большое количество программных продуктов (8 программных комплексов). Принимая во внимание численность персонала, по нашему мнению, это весомое количество. Кроме того, работа сотрудников существенно усложняется необходимостью размещать информацию на различных сайтах, порталах и информационных системах.
29 Количество информационных систем и программ обращает на себя внимание, из чего можно сделать вывод, что до настоящего времени нет полной картины по управлению имуществом. Так, например, программный продукт «ИНЕК Холдинг» не интегрирован с «БАРС-имущество», в котором также предусмотрена возможность финансового анализа организаций, но только в усеченном виде; нет полной интеграции между 1С Бухгалтерия: Предприятие 8, с 1С Учет казны и «БАРС-имущество». В связи с этим, с учетом объёма поступающей информации возможен многократный ввод одних и тех же данных в ручном режиме и повышения риска ошибок ввода. Интеграция региональных информационных систем отстает от консолидации федеральных систем. В автономном округе примером является работа государственной информационной системы «Государственный заказ» и Единой Информационной Системы в сфере закупок.
30 Нами проведен углубленный анализ используемого специфического программного обеспечения. Так, программный комплекс «БАРС-имущество» предназначен для формирования актуальной и достоверной информации об объектах имущества. Посредством использования данного программного продукта может решаться ряд задач:
31 учет сведений об объектах, включая денежные средства, управление и распоряжение которыми осуществляют государственные и муниципальные органы;
32 учет правоотношений и документов, возникающих при управлении государственным имуществом;
33 выполнение задач по аналитической обработке информации, ведению учета и составлению отчетности, включая бюджетную отчетность;
34 составление единого информационного ресурса для управления объектами, включая государственное и муниципальное имущество, денежные средства и т.п.;
35 внедрение информационной системы для предоставления государственных услуг;
36 администрирование неналоговых доходов бюджетов;
37 мониторинг, контроль и анализ результатов управления объектами;
38 взаимодействие между участниками информационной системы, а также участников информационной системы с внешними участниками информационной системы на основе электронного документооборота.
39 Программой предусмотрена возможность получения из реестра всей необходимой информации, касающейся государственного имущества, которое закреплено за определенным контрагентом (субъектом или организацией), включая поступления денежных средств по заключенным договорам аренды и купли-продажи.
40 Кроме этого, посредством данного программного комплекса Департаментом осуществляется взаимодействие с различными организациями (Рис. 1).
41

Рис. 1. Схема взаимодействия посредством Программного комплекса «БАРС-имущество» Источник: составлено авторами.

42 Основное взаимодействие производится по следующему алгоритму:
43 контрагенты отправляют через личный кабинет документы по имуществу, подписанные ЭЦП со своей стороны, а также обновляют информацию;
44 операционист рассматривает поступивший документ.
45 В случае недостаточной или некорректной информации – связывается с контрагентом. Корректные данные, подписанные ЭЦП всеми участниками процесса, вводятся в реестр госсобственности.
46 Программный комплекс «ИНЭК-Холдинг» направлен на оперативное выполнение финансово-экономического анализа, планирования и контроля результатов деятельности предприятий всех отраслей, оценки риска банкротства и стоимости чистых активов хозяйствующего субъекта (Рис. 2).
47 1 – предоставление отчетности Унитарными предприятиями ХМАО-Югры, Акционерными обществами и Обществами с ограниченной ответственностью ХМАО-Югры. 2 – результаты анализ финансово-хозяйственной деятельности.
48

Рис. 2. Схема взаимодействия Департамента посредством Программного комплекса «ИНЭК-Холдинг»

49 Источник: составлено авторами.
50 Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью с участием автономного округа ежеквартально направляют бухгалтерскую отчетность в адрес Департамента, поскольку информация об эффективности их финансово-хозяйственной деятельности необходима для принятия соответствующих управленческих решений, в том числе, в целях реализации государственной программы «Управление государственным имуществом». Вместе с тем, информация о стоимости чистых активов, стоимости бизнеса необходима для определения целевой функции имущества при принятии эффективных решений об инвестициях, реструктуризации или принятии решения о продаже организаций путем приватизации.
51 В ходе реализации договоров аренды государственного имущества в ряде случаев возникают ситуации, при которых арендаторы не имеют возможности погасить арендную плату. Качественный анализ бухгалтерской отчетности контрагента с применением программного комплекс «ИНЭК-Холдинг» позволяет принять своевременные решения по взысканию возникшего долга в судебном или добровольном порядке.
52 Вместе с тем, с целью заключения контрактов на аренду государственного имущества, потенциальные арендаторы могут представлять отчетность в составе пакета документов для участия в торгах. Данные отчётности также анализируются с использование программного комплекса «ИНЭК-Холдинг».
53 Программа «Полигон: Изменения кадастра» (Рис. 3) предназначена для внесения изменений характеристик земельных участков и объектов недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) органами государственной власти и местного самоуправления посредством подготовки электронных XML-документов (картографических). Она обеспечивает:
54 ввод, сохранение, редактирование передаваемых сведений об изменениях характеристик земельных участков и объектов недвижимости;
55 проверку введенных данных на соответствие XML-схеме, соответствие логическим взаимосвязям, предупреждает о наличии ошибок;
56 настройку шаблонов документов до распечатки, редактирование и сохранение файлов в программе Word (Writer);
57 сохранение постоянных данных, например, о заявителе (также имеются справочные классификаторы, в том числе, адресные);
58 добавление электронно-цифровой подписи и ее проверку;
59 представление документа в электронном формате.
60 1 – данные о кадастровой стоимости объектов передаются в Департамент; 2 – полученные данные обрабатываются посредством программных комплексов; 3, 4 – результаты обработки в виде картографических материалов передаются в подведомственное учреждение и Росреестр.
61

Рис. 3. Схема взаимодействия посредством Программных комплексов Полигон: Изменения кадастра и Кадастровая оценка Источник: составлено авторами.

62 В 2021 году подведомственное учреждение Департамента БУ «Центр имущественных отношений» запустило в промышленную эксплуатацию геодезическую сеть специального назначения «Сеть высокочастотного спутникового позиционирования ХМАО-Югры» на базе 20 базовых («референцных») станций и управляющего программного комплекса «Пилот». Основными задачами создания и эксплуатации данной системы является автоматизация процессов сбора, обработки, анализа и предоставления данных об объектах, находящихся на территории автономного округа. Результатом решения поставленных задач являются достоинства данного комплекса:
63 высокая точность измерений параметров для геодезистов и кадастровых инженеров;
64 упрощение геодезических работ на объектах;
65 высокая скорость обработки полученных данных.
66 Данный программный комплекс может использоваться как специалистами Департамента и работниками подведомственного учреждения, так и другими заинтересованными пользователями за плату в рамках внебюджетной деятельности о предоставлении доступа к данным геодезической сети специального назначения.
67 Вместе с тем, сеть базовых («референцных») станций автономного округа может дополнительно использоваться в целях проведения мониторинга деформаций зданий и стратегически важных сооружений, а также опасных геодинамических процессов, цифровизации и создании 3D моделей городской инфраструктуры, паспортизации дорожной и городской инфраструктуры, создании цифровых двойников дорог и контроля качества дорожного покрытия (например, в рамках программы «Безопасные дороги»), автопилотирования транспорта и контроля за соблюдением ПДД.
68 Результаты проведенного нами исследования не только не опровергают, но и подтверждают выводы Е.А. Горбашко и Н.Р. Камыниной о том, что сосредоточение данных о земельных участках (вместе с данными о находящихся на них объектах) позволяет пользователям цифровых сервисов земельных информационных систем более рационально и экономно осуществлять процедуры передачи прав собственности на недвижимое имущество, а субъектам госуправления недвижимым имуществом организаций – эффективнее управлять процессами в секторе недвижимого имущества страны [18. С. 28].
69 Вместе с тем, задачи экономической науки, в том числе теоретические, заключаются в том, чтобы вскрывать дополнительные возможности развития, в том числе и цифрового [19. С. 25; 20. С. 28], и одновременно показывать механизмы и условия реализации, в том числе, используя региональные компоненты и их плюсы [21. С. 39; 22. С. 38]. В стране существует масса острых вопросов, одним из которых является эффективность использования собственности [23. С. 2036;], поскольку эффективное управление в принципе возможно только в условиях сотрудничества федеральных и региональных властей [24. С. 7; 25. С. 22]. Принимая во внимание актуальность проблемы эффективного управления имуществом, его объёмы в РФ, учитывая новые вызовы и угрозы и их влияние на экономику, необходимо оперативно и с наименьшими затратами использовать инструменты цифровой экономики для создания новой универсальной системы учета и управления имуществом не только в автономном округе, но и во всей сфере в целом [11. С. 42].
70 Кроме использования специфических программных комплексов, Департамент использует в своей деятельности и общераспространённые информационные ресурсы. В частности, для учета расчетов с персоналом по оплате труда применяются «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» и «Учет труда и заработной платы – АМБа», для обеспечения электронного документооборота – СЭД «Дело».
71

Рис. 4. Схема взаимодействия Департамента при использовании информационно аналитической системы ХМАО-Югры «Исполнение бюджета» Источник: составлено авторами.

72 Программа «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» предназначена для автоматизации бухгалтерского учета, в том числе государственных учреждений, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. Программа учитывает требования, предъявляемые законодательством к бюджетному учету, и позволяет составлять не только бухгалтерскую отчётность, но и формировать отчеты в государственные внебюджетные фонды и составлять налоговую отчетность (Рис. 4).
73 Вместе с тем, Департаментом используется подсистема программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8», в которой учитывается наличие и движение имущества казны.
74 Кроме того, для учета расчетов с сотрудниками используется программа «Учет труда и заработной платы – АМБа». Программа позволяет осуществлять начисление заработной платы и удержания из нее, формировать лицевые счета, списки перечислений в банк заработной платы, расчетные листки для выдачи работникам и другие документы. Данные этой программы ежемесячно выгружаются в программу «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8».
75 Для осуществления электронного взаимодействия между органами власти и муниципальными образованиями Департаментом используется система электронного документооборота «ДЕЛО», которая представляет собой программное обеспечение для работы с электронными документами на всех стадиях их жизненного цикла: создание, редактирование, хранение. Система поддерживает возможности маршрутизации документов и такие базовые функции, как поиск, классификация и т.п. Доступ в «Дело» происходит через веб-клиент с возможностью подписания и шифрования документов.
76 Анализ расходов по государственной программе «Управление государственным имуществом» выявил отсутствие средств на цифровизацию, программой также не предусмотрены мероприятия в данном направлении. Вместе с тем, в государственной программе «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», срок реализации которой рассчитан на период до 2030 г., сформулирована следующая цель: формирование информационного пространства на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий для повышения качества жизни граждан, улучшения условий деятельности организаций автономного округа и обеспечение условий реализации эффективной системы управления в органах государственной власти автономного округа. Инструментом для достижения данной цели являются подпрограммы: «Цифровой регион» и «Создание устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры». Совокупный объем финансирования – 10334175,3 тыс. рублей. Наиболее значимыми результатами реализации должны стать:
77
  • увеличение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предоставляемых с использованием Единого портала государственных услуг, от общего количества таких услуг, предоставляемых в электронном виде, с 0% до 95%;
  • увеличение доли расходов на закупки и/или аренду отечественного программного обеспечения и платформ от общих расходов на закупку или аренду программного обеспечения с 0% до 80%;
  • рост цифровой зрелости исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающей использование ими отечественных информационно-технологических решений с 4% до 39%.
78 При этом, конкретные мероприятия, направленные на сферу управления имуществом, не предусматриваются.
79 Кроме того, стоит отметить Стратегию цифрового развития на период до 2024 г. (далее – Стратегия), принятую Росимуществом в 2019 г., разработанную в целях обеспечения полноты, достоверности и актуальности данных о федеральном имуществе; увеличения доходов федерального бюджета от распоряжения федеральным имуществом; повышения качества оказываемых государственных услуг и функций. Стратегия уже сегодня позволила Росимуществу продвинуться в вопросах цифровизации дальше других, поскольку создана и эксплуатируется Федеральная государственная информационно-аналитическая система «Единая система управления государственным имуществом». Система обеспечивает процесс управления государственным имуществом с применением современных компьютерных возможностей и позволяет составлять и представлять отчетность о состоянии и движении имущества, принадлежащего РФ.
80 Однако, доступа в данную систему Департамент, как и органы по управлению имуществом других субъектов РФ и муниципальных образований, не имеет. С нашей точки зрения, значительным упущением Стратегии является то, что в ней отсутствуют подходы для охвата всей сферы управления государственным имуществом и, тем более, сферы управления муниципальным имуществом [26. С. 225].
81 Одним из решений данного вопроса является разработка единого платформенного решения в целях управления государственным (муниципальным) имуществом и повышения эффективности его использования, что также позволит уменьшить бюджетные расходы за счет единообразия алгоритмов, в том числе, учета и стандартизации подходов, поскольку в настоящее время не все субъекты и муниципалитеты могут позволить себе тратить необходимые бюджетные средства на данные разработки [17. С. 22].
82

* * *

83 Проведенный нами анализ практики использования программных продуктов для целей управления государственным имуществом показывает, что необходимы оптимизация расходов и повышение эффективности вложений в информационные технологии. В настоящее время Департамент использует избыточное число мало интегрированных между собой информационных систем, преимущественно направленных на решение каждой из поставленных задач по отдельности. Разработка мероприятий по оптимизации расходов на закупку и обновление используемых программ не представляется возможной в рамках данной статьи за отсутствием данных о фактических транзакционных издержках на указанные услуги ввиду того, что эти расходы заложены в бюджет Департамента информационных технологий автономного округа. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос совершенствования подходов к управлению государственным имуществом, основанных на кросс-отраслевом сетевом взаимодействии структур в цифровой экономике, базирующемся на кросс-функциональных связях. В данном случае, речь идет о взаимодействии между различными департаментами. Например, между Департаментом по управлению государственным имуществом и Департаментом информационных технологий в части приобретения, обновления программных продуктов и оборудования.
84 В процессе цифровой трансформации необходимо нарабатывать устойчивую нормативную базу развития цифровой экономики в регионах, анализировать объем финансирования мероприятий по информатизации за счет средств субъектов РФ. Вместе с тем, интеграция программ между собой позволит сократить время обработки информации за счет устранения дублирования при формировании баз данных и размещения данных в различных информационных системах и комплексах.
85 Учитывая все вызовы и угрозы, их влияние на экономику страны, необходимо при разработке и использовании инструментов цифровой экономики изначально продумывать возможность их использования и проводить анализ предложений всех заинтересованных пользователей для создания универсальной системы учета и управления имуществом не только в автономном округе, но и в России в целом. Для этого подходит краудсорсинг с использованием выделенной платформы, в котором поиск решения проблемы происходит с помощью специалистов из различных органов и уровней власти, представителей общественности и бизнеса, вносящих свой вклад, поскольку они могут быть экспертами, потенциальными клиентами или заинтересованными пользователями.

References

1. Parida V., Sjödin D., Reim W. Reviewing literature on digitalization, business model innovation, and sustainable industry: past achievements and future promises // Sustainability. 2019. № (391). URL: https://doi.org/10.3390/su11020391/ (data obrascheniya: 06.11.2021).

2. Klostermeier, R., Haag, S., Benlian, A. Digitale Zwillinge – Eine explorative Fallstudie zur Untersuchung von Geschäftsmodellen // HMD Praxis der Wirtschaftsinformatik. 2018. № 55. Rp. 297 – 311.

3. Szabo, Roland, and Reka Csontos. "Efficient Organisational Renewal: The Role of Technological and Management Innovation." International Journal of Business Management & Research (IJBMR) ISSN (P) (2016): 2249-6920; ISSN (E): 2249-8036 Volume 6, Issue 3, June 2016, 35-50, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2838810/ (data obrascheniya: 06.11.2021).

4. Grosheva T.A., Kostina O.V., Ladyzhenskaya T.P., Ptitsyna D.D. Economic efficiency assessment of state property management activities (case study of the Khanty-Mansi autonomous okrug–Yugra, Russia). Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. T. 12. № 5 Special Issue. S. 1167-1175. URL: https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP5/20201871 (data obrascheniya 06.11.2021).

5. Knöchel, M., North, K. Kundeneinbindung im Innovationsprozess – Methoden // Wiesbaden: Springer Gabler. 2018. R.19.

6. Brening A., Hofbauer G. Open Innovation Toolkatalog // Berlin: uni-edition, 2017. Rp. 1 – 84.

7. Piller F. Interaktive Wertschöpfung kompakt: Open Innovation, Individualisierung und neue Formen der Arbeitsteilung // Wiesbaden: Springer Gabler. 2017. Rp. 1 – 90.

8. Hofbauer G., Sangl A. Professionelles Produktmanagement: Der prozessorientierte Ansatz. Rahmenbedingungen und Strategien. 3rd Ed // Erlangen: Publicis, 2018. Rp. 369-371.

9. Borsch L.M., Zharova A.R. Metodologiya razvitiya chelovecheskogo kapitala s pozitsij tsifrovoj ehkonomiki // Kreativnaya ehkonomika. 2019. № 11. S. 2141-2158. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.18334/ce.13.11.41351 (data obrascheniya 06.11.2021).

10. Borsch L.M., Gerasimova S.V., Tyulin A.S. O voprosakh transformatsii ehkonomiki i modernizatsii tekhnologicheskikh protsessov v Rossii // Kreativnaya ehkonomika. 2018. № 6. S. 717-732. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.18334/ce.12.6.39206 (data obrascheniya 06.11.2021).

11. Gordeev V.A., Majorova M.A., Shkiotov S.V., Markin M.I. Tsifrovaya ehkonomika v zerkale teoreticheskoj ehkonomiki // Teoreticheskaya ehkonomiya. № 6. 2018. S. 66-69. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (data obrascheniya 06.11.2021).

12. Shkiotov S.V., Markin M.I. Razvitie tsifrovoj ehkonomiki v Rossii kak faktor rosta natsional'noj konkurentosposobnosti // Teoreticheskaya ehkonomiya. № 3. 2019. S. 74-79. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (data obrascheniya 06.11.2021).

13. Silin Ya.P., Animitsa E.G., Novikova N.V. Teorii ehkonomicheskogo rosta i ehkonomicheskogo tsikla v issledovanii regional'nykh protsessov novoj industrializatsii // Journal of New Economy. 2019. № 2. S. 5–29. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.29141/2073-1019-2019-20-2-1 (data obrascheniya 06.11.2021).

14. Sukharev O.S. Ehkonomicheskij rost bystro izmenyayuschejsya ehkonomiki: teoreticheskaya postanovka // Ehkonomika regiona. 2016. № 2. S. 359-370. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.17059/2016–2–3 (data obrascheniya 06.11.2021).

15. Voejkov M.I. Ehvolyutsiya ehkonomicheskikh funktsij gosudarstva v usloviyakh noonomiki. Genezis noonomiki: NTP, diffuziya sobstvennosti, sotsializatsiya obschestva, solidarizm. Tom 1 // Sbornik plenarnykh dokladov Ob'edinennogo mezhdunarodnogo kongressa SPEhK-PNO-2020 / Pod obsch. red. S.D. Bodrunova // M.: INIR. 2021. 296 s.

16. Voejkov M.I. Gosudarstvo v ehpokhu tsifrovoj ehkonomiki // Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal «Teoreticheskaya ehkonomika». 2019. № 1. S. 47-50. [Ehlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa k zhurn. svobodnyj: http://theoreticaleconomy. ru (data obrascheniya 06.11.2021).

17. Ladyzhenskaya T.P. Tsifrovizatsiya v upravlenii gosudarstvennoj (munitsipal'noj) sobstvennost'yu, problemy i perspektivy vnedreniya v upravlenii gosudarstvennym (munitsipal'nym) imuschestvom na primere Khanty – Mansijskogo avtonomnogo okruga // Yugry zhurnal «Teoreticheskaya ehkonomika». 2021. № 74 (2). S. 42-53.

18. Gorbashko E.A. i Kamynina N.R. 2019 Tsifrovizatsiya v gosudarstvennom upravlenii nedvizhimym imuschestvom organizatsii // Ehkonomicheskie nauki. 2019. № 2. S. 28-34. https://doi.org/10.14451/1.17128/ (data obrascheniya 06.11.2021).

19. Panyushkina E.V. Teoreticheskie aspekty novoj ehkonomicheskoj sistemy: ehkonomicheskie interesy i «tsifrovye» bar'ery» // Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal «Teoreticheskaya ehkonomika». 2019. № 5(59). S. 35-38. [Ehlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa k zhurn. svobodnyj: http://theoreticaleconomy.ru.

20. Khashieva A.M. Analiz ehvolyutsii podkhodov k opredeleniyu ponyatiya i suschnosti tsifrovoj ehkonomiki // Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal «Teoreticheskaya ehkonomika». 2020. №7. S. 22-31. [Ehlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa k zhurn. svobodnyj: http://theoreticaleconomy.ru.

21. Yudina T.N. «Podglyadyvayuschij kapitalizm» kak «tsifrovaya ehkonomika» i / ili «tsifrovoe obschestvo». 2018. № 4(46). S. 13-17. [Ehlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa k zhurn. svobodnyj: http://theoreticaleconomy.ru.

22. Yudina T.N. Gosudarstvo kak gospodarstvo, psevdogosudarstvo kak korporatsiya i / ili kak tsifrovaya platforma (pereformatirovanie ehkonomicheskoj domostroitel'noj roli gosudarstva i vlasti)// Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal «Teoreticheskaya ehkonomika». 2020. № 7. S.32-41. [Ehlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa k zhurn. svobodnyj: http://theoreticaleconomy.ru.

23. Pivovarova O.V. Analiz suschestvuyuschikh podkhodov k otsenke ehffektivnosti upravleniya gosudarstvennym imuschestvom: preimuschestva, nedostatki, napravleniya sovershenstvovaniya // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2017. T. 18. № 13. S. 2035-2048.

24. Radygin A.D. Ehffektivnoe upravlenie gosudarstvennoj sobstvennost'yu v 2018-2024 gg. i do 2035 g.Analiticheskij doklad [Ehlektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/Doklad_effektivnoe_upravlenie_gossobstvennostyu_Web.pdf (data obrascheniya 06.11.2021).

25. Romanovskaya N.Yu. Modeli upravleniya gosudarstvennym sektorom ehkonomiki // Sovremennye tekhnologii upravleniya. ISSN 2226-9339. № 5 (29). Nomer stat'i: 2902. S. 17-22. Data publikatsii: 2013-05-08. Rezhim dostupa: https://sovman.ru/article/2902/ (data obrascheniya 06.11.2021).

26. Ladyzhenskaya T.P., Kostina O.V. Problemy otsenki ehkonomicheskoj ehffektivnosti v sisteme upravleniya gosudarstvennym imuschestvom i perspektivy vnedreniya ehlementov tsifrovizatsii. // Sbornik soderzhit stat'i uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Voprosy razvitiya sovremennoj nauki i tekhniki», sostoyavshejsya 9 noyabrya 2021 g. v g. Mel'burn, Avstraliya. S. 222-231.

Comments

No posts found

Write a review
Translate