Putting the economic indicators of society wellbeing on the agenda
Table of contents
Share
QR
Metrics
Putting the economic indicators of society wellbeing on the agenda
Annotation
PII
S020736760016140-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey Lutsenko 
Occupation: analyst
Affiliation:
Corporate and Project Management Research Institute
Institute for Economic Strategies
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
62-74
Abstract

The author considers three indicators which characterize the development of national economies: energy intensity of GDP, labor productivity and the index of human development (an indicator of quality of life of the population). Some other indicators are discussed characterizing a macroeconomic imbalance and estimating sustainable development of the economy and wellbeing of society. The indicator of human wellbeing is connected with desires (preferences) of people or satisfaction with life. 

Keywords
energy intensity of GDP, labor productivity, index of human development, wellbeing of society, macroeconomic imbalance, counter-cyclical capital buffer
Received
08.09.2021
Date of publication
09.09.2021
Number of purchasers
14
Views
1303
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1 Как отмечается в Решении Высшего Евразийского экономического совета [15], формирование нового технологического уклада создает условия для перехода к опережающему развитию за счет структурной перестройки экономики. Ключевыми направлениями развития должны стать высокотехнологичные сферы, опирающиеся в первую очередь на информационные технологии и искусственный интеллект, нано- и биотехнологии, цифровую трансформацию. Очевидна необходимость уделять больше внимания тем макроэкономическим показателям, которые фокусируют актуальные проблемы жизни общества. Так, распространение коронавирусной инфекции на все сектора и отрасли экономики обусловило критическую важность развития сферы здравоохранения, медицинских и биоинженерных технологий. Представляется приоритетным поощрение инвестиций в эту сферу.
2 Развитие здравоохранения стало ведущим фактором, влияющим на комплексный показатель качества жизни населения – индекс человеческого развития. Современное общество возводит здоровьесбережение в ранг международных и государственных приоритетов, в значительной степени влияющих на состояние национальной безопасности и перспективы развития общества.
3 В международных рейтингах Россия пока занимает довольно низкие позиции: 151-е место из 245 по ожидаемой продолжительности жизни (ВОЗ, 2015); 141-е из 183 по количеству лет, утерянных по нетрудоспособности или преждевременной смерти (ВОЗ, 2016), 55-е (последнее) место в рейтинге эффективности систем здравоохранения [8]. Видимо, прежде всего, вследствие низкого уровня развития сектора здравоохранения по рейтингу качества жизни Numbeo в 2017 году Россия заняла 61-е место из 67, уступая не только развитым, но и многим развивающимся странам.
4 Ключевую проблему здравоохранения необходимо рассматривать в свете ее зависимости от устойчивости и эффективности функционирования экономики страны. А для этого важно рассмотреть, прежде всего, следующие показатели: энергоемкость ВВП, производительность труда и индекс человеческого развития. Эти показатели не только отражают состояние экономики, но и позволяют оценить благосостояние общества.
5 Энергоемкость ВВП. ООН была предложена система индикаторов «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ) (Millennium Development Goals) для оценки эффективности действий по решению социальных проблем и развитию человеческого потенциала в разных странах [3]. Одним из важнейших индикаторов является показатель энергоемкости ВВП или энергопотребление на 1 доллар ВВП в формулировке ЦРТ ООН.
6 Показатель энергоемкости ВВП позволяет учитывать следующие обстоятельства:
7 – роль энергетического сектора в экономике, в формировании ВВП, налогов, доходов бюджета, занятости, доходов от экспорта;
8 – вклад энергетического сектора в загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и деградацию огромных девственных территорий.
9 Энергетический сектор – крупнейший загрязнитель, выбрасывающий более 50% всех вредных веществ в атмосферу страны, около 20% загрязненных сточных вод, свыше 30% твердых отходов производства и до 70% общего объема парниковых газов [1].
10 Кроме того, показатель энергоемкости является представительным индикатором устойчивого развития, отражающим как экономические, так и экологические аспекты.
11 Поскольку на перспективу роль энергетического сектора в экономике сохраняется при планах увеличения добычи энергоресурсов (что будет, вероятно, связано с увеличением антропогенного влияния на окружающую среду), то возникает необходимость сокращения энергоемкости экономики при реализации программ энергосбережения.
12 В подтверждение слов о важности аспекта энергоемкости экономики при реализации национальных программ, приведем пример Республики Казахстан [7].
13 В программе «Энергосбережение – 2020», энергоемкость ВВП является главным показателем энергоэффективности страны. Данный показатель рассчитывается как отношение первичного энергопотребления (угля, нефти, газа) к значению реального ВВП Республики Казахстан в ценах доллара США.
14 На самом деле, показатель энергоемкости ВВП определяется в сопоставимых ценах отношением объемов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к объему ВВП и является индикатором эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в государстве.
15 Применительно к РФ измеряется в тоннах условного топлива (т у.т.) на 1000 рублей ВВП.
16 Производительность труда. На самом деле, показатель производительность труда является ключевым индикатором экономического развития и конкурентоспособности страны, а также детерминантом уровня жизни населения.
17 Производительность труда отражает меру добавленной стоимости, приходящуюся на одного сотрудника предприятия. В целях применения настоящей Методики производительность труда в общем виде по предприятию измеряется в млн. рублей на человека и рассчитывается как отношение добавленной стоимости к численности сотрудников согласно «Руководству ОЭСР по измерению роста производительности труда на уровне отрасли и агрегированном уровне» [16].
18 В рамках национального проекта производительность труда рассматривается как добавленная стоимость на занятого [5].
19 Данный подход соответствует международной практике и согласуется с рекомендациями Системы Национальных Счетов 2008. Источником данных для расчета является бухгалтерская и налоговая отчетность компаний, применяются подходы для анализа больших массивов первичных данных.
20 Показатель роста производительности труда является ключевым для оценки результатов реализации национального проекта, а также применяется как целевой индикатор для принятия решений в рамках задач стимулирования роста производительности труда, как на уровне отдельных компаний, так и государственном уровне.
21 Индекс человеческого развития. В мировой практике комплексным показателем качества жизни населения является «индекс человеческого развития».
22 Тем не менее, качество жизни населения в разной мере характеризуют такие компоненты социального развития как здоровье, занятость населения и уровень образования.
23 Человеческий капитал – накопленный уровень знаний, уровень образования и опыт работы (навыки, квалификация, профессиональный опыт), воплощенные в индивидах и использующиеся в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. «Человеческий» – потому что воплощен в личности человека, «капитал» – потому, что является источником будущих доходов или удовлетворения будущих потребностей, или того и другого вместе.
24 Человеческий потенциал – интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны/региона/города, отражающая уровень и возможности развития граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях. Измеряется при помощи индекса человеческого развития (ИЧР), который состоит из трех равнозначных компонентов [4]:
25 – дохода, определяемого показателем подушевого валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (USD);
26 – образования, определяемого показателями грамотности (с удельным весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с удельным весом в 1/3);
27 – долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
28 Человеческий потенциал служит основой для формирования человеческого капитала. Условия, в которых осуществляется образовательная и производственная деятельность человека, могут способствовать или препятствовать этой трансформации.
29 В мировой экономике сложилась очевидная тенденция прямого влияния темпов роста производительности труда на уровень жизни населения (включая составляющие образования и средней продолжительности жизни).
30 Это результирующий показатель, включающий три компонента: долголетие, образованность и уровень доходов населения (через оценку ВВП).
31 Максимальное значение ИЧР, равное 1, соответствует современным международным стандартам человеческого развития.
32 Приведем пример.
33 В Республике Казахстан ключевыми общенациональными показателями развития страны являются основные макроэкономические показатели, которые характеризуют в целом уровень развития страны [17]. В частности, ВВП и показатель качества жизни населения.
34 Уровень развития экономики можно выразить с помощью трех вышеприведенных показателей: энергоемкость ВВП, производительность труда и индекс человеческого развития.
35 Индикаторы, оценивающие макроэкономический дисбаланс. Как отмечается в Рекомендациях ПАСЕ «Чрезмерная задолженность государств: угроза для демократии и прав человека» [14], чрезмерный акцент на безостановочное развитие сектора финансовых услуг в ущерб другим отраслям экономики привел к возникновению макроэкономического дисбаланса и надуванию «финансовых пузырей». Хотя некоторые решения по рекапитализации банков были оправданы с точки зрения сохранения стабильности экономики, в целом перекладывание убытков частного сектора на государство, а в итоге – на всех налогоплательщиков – нельзя признать справедливым. Такое искажение действия рыночных механизмов и принципов управления следует исправить, чтобы не допускать подобных кризисов в будущем.
36 Другими словами, речь идет о негативном влиянии финансового сектора на другие сектора экономики (в частности, реальный сектор) и создание макроэкономического дисбаланса.
37 В своем Послании Президент РФ В. Путин [11] отмечает, что действия уполномоченных органов (Правительства и Банка России) должны быть нацелены на задачи экономического роста, при этом любые изменения не должны вести к проявлению макроэкономических дисбалансов и надуванию так называемых «пузырей» в экономике.
38 Как отмечается в отчете Национальной академии наук Беларуси «Разработка и формирование эффективных региональных институтов и механизмов сотрудничества в экономической сфере: международный опыт, выводы и рекомендации для ЕАЭС», одной из важнейших проблем современного экономического развития подавляющего большинства стран выступает несбалансированность национальной экономики. В условиях интенсивной реализации процессов интеграции мировой экономики данная проблема трансформировалась в проблему региональных и глобальных дисбалансов [9].
39 На современном этапе развития экономики макроэкономическая политика государств направлена на выявление, предотвращение и устранение потенциально опасных макроэкономических дисбалансов, которые могут негативно повлиять на финансовую стабильность как конкретной страны, так и регионального объединения в целом.
40 Под дисбалансом понимается неравновесное состояние системы, нарушение определенных соотношений индикаторов, которые появляются в результате каких-то процессов изменения объекта.
41 В свою очередь, макроэкономические дисбалансы проявляются через отклонения агрегированных показателей от установленных целевых ориентиров.
42 Например, дефицит бюджета, дефицит торгового и платежного балансов, дефицит ликвидности и др. При этом дисбалансы могут иметь как эндогенную, так и экзогенную природу.
43 Экономические дисбалансы могут возникать вследствие бегства капитала из страны. В условиях либерализации потоков капитала высокая зависимость страны от его крупномасштабных притоков может сделать экономику весьма уязвимой.
44 Авторы отчета Национальной академии наук Беларуси «Разработка и формирование эффективных региональных институтов и механизмов сотрудничества в экономической сфере: международный опыт, выводы и рекомендации для ЕАЭС» выделяют следующие типы дисбалансов: чрезмерный внутренний спрос и высокая инфляция, дефицит платежного баланса; спад производства (внутренняя рецессия), дефицит платежного баланса; чрезмерный внутренний спрос и высокая инфляция, профицит платежного баланса; наконец, спад производства (внутренняя рецессия), профицит платежного баланса.
45 В открытой экономике усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими показателями, характеризующими внутреннее состояние экономики, поскольку они опосредуются внешними процессами.
46 Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующей учета возрастающего числа факторов.
47 Процедура коррекции макроэкономического дисбаланса является частью координации экономической политики Европейского союза.
48 Процедура выявления, надзора и коррекции макроэкономических дисбалансов в ЕС (MIP) реализуется с помощью 14 основных индикаторов, позволяющих оценить макроэкономический дисбаланс в ЕС [9].
49 Эти 14 индикаторов используются для выявления и мониторинга внешних и внутренних макроэкономических дисбалансов, а также социальных изменений и занятости для того, чтобы получить более широкое представление о социальных последствиях макроэкономического дисбаланса. Основные показатели включают индикаторы запаса и индикаторы потока, которые могут фиксировать как краткосрочные быстрые ухудшения, так и долгосрочное постепенное накопление дисбалансов. Для расчетов используются статистические данные из различных областей, включая национальные счета, статистику платежного баланса, статистику цен, статистику чрезмерного дефицита и статистику рынка труда.
50 Индикаторы табло MIP охватывают: внешние дисбалансы и конкурентоспособность, которые могут возникать вследствие изменений текущего счета и чистых инвестиционных позиций государств-членов, реальных эффективных обменных курсов, доли мирового экспорта и стоимости номинальной единицы рабочей силы.
51 Внутренние дисбалансы это диспропорции, которые возникают в результате накопления государственного и частного долга; а также на финансовом и имущественных рынках.
52 Для комплексной оценки рисков и рекомендаций по корректировке экономической политики в ЕС используются 28 вспомогательных показателей (индикаторов).
53 Международный валютный фонд (МВФ) разработал «Руководство по составлению показателей финансовой устойчивости», характеризующих текущее финансовое состояние и устойчивость сектора депозитных учреждений во взаимосвязи с другими секторами экономики [10].
54 В документе дана методология расчета 39 индикаторов: базовый набор (12 индикаторов), отражающий состояние и устойчивость банковского сектора, и рекомендуемый набор (27 индикаторов), включающий показатели финансового и нефинансового секторов, сектора домашних хозяйств, финансового рынка и рынка недвижимости.
55 Основной перечень включает только показатели по сектору депозитных учреждений в силу их ключевой роли в функционировании финансовой системы. Данный перечень включает: уровень капитализации, качество и структура активов (рентабельность и структура доходов и расходов, ликвидность и чувствительность к рыночным рискам). Рекомендуемый перечень содержит дополнительные показатели по сектору депозитных учреждений (13 индикаторов). Кроме того, перечень включает два показателя по другим финансовым организациям, отражающие их относительную значимость для экономики: соотношения активов других финансовых организаций с совокупными активами финансовой системы и с ВВП.
56 В отношении нефинансовых учреждений фокус смещен на источники средств и способность выполнять финансовые обязательства. Для оценки сектора домашних хозяйств рассчитываются соотношение общего уровня задолженности (потребительские кредиты и ипотека) с ВВП и оценивается способность домашних хозяйств производить выплаты по долгу. Состояние финансовых рынков анализируется на основе показателей по процентным ставкам (спрэд процентных ставок по кредитам и депозитам и спрэд межбанковских ставок) и показателей ликвидности рынка ценных бумаг (прежде всего, рынок государственных ценных бумаг). Для макропруденциального анализа в перечень также включены индексы цен на недвижимость. Подверженность депозитных учреждений рискам на рынках недвижимости оценивается с помощью показателей, характеризующих кредиты на различные виды недвижимости.
57 Европейским центральным банком разработан собственный перечень макропруденциальных показателей, который включает большее число показателей, позволяет комплексно анализировать финансовую уязвимость региона и значительно скорректирован после кризиса 2008 г. и последующей рецессии [20].
58 Кроме того, активно используются агрегированные показатели банковской системы и макроэкономических индикаторов, на основе которых рассчитываются различные агрегированные индексы финансовой стабильности (aggregate financial stability index – AFSI или financial stability index – FSI), которые включают частные индексы с различным весом. Эти индексы позволяют давать комплексную оценку состояния финансовой системы страны или региона. При более глубоком анализе они используются как независимые переменные для выявления факторов, обусловливающих финансовые риски [19].
59 На основании построенной эконометрической модели создаются различные стрессовые ситуации (сценарии) и проверяется устойчивость системы к шокам (вероятность финансового кризиса) при тех или иных ситуациях. При этом измеряется вклад различных переменных (показателей и/или институциональных единиц) в вероятность наступления системного кризиса в экономике. Определяется возможный вклад, особенно крупных финансовых единиц (конкретных банков, фондов и т.п.), поскольку их крушение с высокой вероятностью приводит к каскадному эффекту кризиса финансовой системы. На основании расчетов строится система опережающих индикаторов, позволяющих принимать решения о возможных мерах экономической политики.
60 Макроэкономические дисбалансы могут свидетельствовать о наличии финансового стресса и вероятности финансового кризиса, как для отдельных стран, так и для регионов и мировой экономики в целом. Для выявления дисбалансов разрабатываются соответствующие индикаторы, а для определения чрезмерных или «вредных» дисбалансов устанавливаются пороговые значения этих индикаторов, превышение которых указывает на возможные риски.
61 Индикаторы, оценивающие устойчивое развитие экономики и благополучия общества. Как отмечается в «Рекомендациях европейских статистиков для измерения устойчивого развития», устойчивое развитие есть развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности (Рекомендации европейских статистиков для измерения устойчивого развития [13]).
62 В настоящее время существует широкое понимание того факта, что обществу необходим более совершенный статистический «компас», чтобы сместить акцент с измерения экономических явлений к измерению устойчивого развития. Концепция устойчивого развития включает осуществление выбора между использованием ресурсов для максимизации текущего благополучия людей и сохранением ресурсов для будущего использования или между максимизацией благополучия одной страны за счет других. В дополнение к широко используемым макроэкономическим показателям, таким как валовой внутренний продукт (ВВП), показатели устойчивого развития обращают должное внимание на текущее благополучие, включая его распределение между странами и внутри стран, а также на межпоколенческие аспекты человеческого благополучия. Концепция устойчивого развития уделяет особое внимание, помимо прочего, таким вопросам, как истощение природных ресурсов, изменение климата и другим факторам, оказывающим влияние на развитие общества в долгосрочной перспективе.
63 В «Рекомендациях европейских статистиков для измерения устойчивого развития» предлагаются три набора показателей устойчивого развития: большой набор на основе концептуальной классификации (60 показателей), большой набор на основе тематической классификации (90 показателей) и малый набор на основе тематической классификации (24 показателя) [13].
64 В качестве некоторых из показателей устойчивого развития могут быть предложены следующие:
65 По теме «Потребление и доход» – расходы на конечное потребление; по теме «Труд» – уровень занятости; по теме «Физическая безопасность» – процент смертности в результате насилия/убийства; по теме «Качество воздуха» – загрязнение воздуха городов твердыми частицами; по теме «Образование» – расходы на образование; по теме «Здоровье» – ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении; по теме «Жилье» – доступность жилья; по теме «Институты» – доверие к институтам; по теме «Капитал в виде знаний» – расходы на НИР; по теме «Финансовый капитал» – текущий дефицит / профицит бюджета.
66 На самом деле, ключевым показателем устойчивого развития является субъективное благополучие или «удовлетворенность жизнью».
67 Основные факторы, влияющие на субъективное благополучие – семейные отношения, финансовая ситуация, работа, сообщества и друзья, здоровье, личная свобода (в понимании демократического общества) и личные ценности (взгляды людей на жизнь). Хотя этот список и не исчерпывающий, эмпирические исследования показывают, что удовлетворенность жизнью зависит в основном от этих факторов.
68 Интересным представляется опыт Республики Казахстан при выборе индикаторов, связанных с устойчивым развитием экономики [12].
69 Речь идет о реализации методики, связанной с описанием алгоритма построения сводного опережающего индикатора, который применяется исключительно для получения информации о направлении изменения циклов деловой активности экономики и оценки вероятной траектории устойчивого развития экономики с опережением на несколько периодов (годы, кварталы, месяцы).
70 В частности, в Методике описываются этапы построения сводного опережающего индикатора, который, наряду с другими методами прогнозирования, позволяет осуществлять мониторинг и анализ циклов деловой активности экономики (устойчивого развития экономики), определять вероятное будущее направление экономического развития, предвещать возможное изменение деловой активности экономики, проводить краткосрочный прогноз и получать информацию, важную для принятия решений по сглаживанию неблагоприятных экономических циклов. Снижение уровня опережающего индикатора является ранним сигналом остановки роста или снижения уровня экономики.
71 Сводный опережающий индикатор формируется из показателей, которые в совокупности создают опережающие сигналы.
72 Построение сводного опережающего индикатора начинается с выбора индикаторов, схожих по определенным качественным и статистическим характеристикам относительно эталонного индикатора.
73 В качестве эталонного индикатора служит динамика валового внутреннего продукта.
74 Кроме того, хотелось бы остановиться на одном из аспектов устойчивого развития – на укреплении стабильности финансового сектора.
75 Прежде всего, речь идет о применении макропруденциальных мер со стороны государства. Их целью является снижение вероятности возникновения и распространения системных рисков (в том числе, в связи с распространением пандемии) в рамках финансовой системы.
76 Макропруденциальные инструменты – это инструменты, способные снизить уязвимость и повысить стабильность финансовой системы за счет создания резервов капитала и ликвидности, сгладить процикличность в работе финансовой системы и предвидеть системные риски, источником которых может стать отдельная финансовая (кредитная) организация [18].
77 Одним из макропруденциальных инструментов, который был введен Базельским комитетом по банковскому надзору в соглашении «Базель III», является контрциклический буфер, который направлен на снижение негативных рисков.
78 Контрциклический буфер (countercyclical buffer) капитала должен гарантировать наличие у банков дополнительного объема базового капитала первого уровня в «хорошие» времена (при устойчивом росте кредитования), чтобы этим буфером можно было воспользоваться для обеспечения бесперебойной выдачи средств реальной экономике в момент смены экономического цикла и снижения и даже сокращения экономической активности (Основные требования Совета Европы к банковскому сектору).
79 Требование к созданию контрциклического буфера капитала устанавливается в целях дополнительной защиты банковского сектора в период, когда заметно возрастают проблемы в масштабах финансовой системы в целом, способные вызвать экономический спад в реальном секторе экономики. Эти убытки могут стать особенно значительными, если экономическому спаду предшествовал период чрезмерного роста кредитования. Контрциклический буфер может устанавливаться надзорным органом в случае роста активов, который по его оценке является избыточным и ведет к возникновению системного риска.
80 Такой инструмент как контрциклический буфер капитала направлен на укрепление финансовой системы государства, улучшение ее способности выдерживать шоки (в том числе, в условиях пандемии коронавируса), а также шоки, возникающие вследствие финансовых и экономических стрессов независимо от источника их происхождения, а также на усиление банковского регулирования и надзора.
81 Контрциклический буфер капитала предназначен для сдерживания чрезмерной кредитной активности банков в период экономического подъема и ее стимулирования в период спада. Контрциклический буфер применяется в случае выявления национальным банком чрезмерного роста совокупного кредитования, увеличивающего риск в масштабе всего банковского сектора, с целью обеспечения дополнительного запаса капитала для защиты от возможных убытков в будущем [18].
82 Основным индикатором установления значения контрциклического буфера капитала банка является величина кредитного разрыва. Положительное значение кредитного разрыва свидетельствует о чрезмерном кредитовании банками экономики. Чем больше положительное значение кредитного разрыва, тем сильнее риски в масштабе всего банковского сектора.
83 При расчете контрциклического буфера капитала национальный банк должен главным образом учитывать кредитный цикл и рост уровня займов, предоставляемых в государстве; изменения в соотношениях кредитов к ВВП; особенности национальной экономики.
84 Процесс установления значения контрциклического буфера капитала помимо анализа кредитного разрыва, как было указано выше, включает изучение динамики иных значимых финансово-экономических (макроэкономических) индикаторов, а также экспертные суждения, основанные на комплексном изучении текущего состояния макроэкономической и финансовой среды.
85 Таким образом, в целях противодействия влиянию внешних негативных факторов регулятором – национальным банком – принимается ряд мер по контрциклическому регулированию, предусматривающих отмену повышенных требований к покрытию капиталом отдельных категорий активов, а также к формированию в повышенном размере специальных резервов на покрытие кредитного риска по потребительским кредитам. Высвобождаемые в результате отмены повышенных требований капитал и прибыль банков направляются на покрытие возникших в предыдущих периодах повышенных рисков.
86 Национальный банк при установлении контрциклического (антициклического) буфера (надбавки) руководствуется эконометрической прогнозной моделью. Данная модель может включать такие важные макроэкономические индикаторы как рост ВВП, производительность труда, реальные располагаемые доходы населения, отношение объема инвестиций в основной капитал к объему ВВП.
87 Устойчивое развитие экономики связано не только с оценкой макроэкономических показателей. Речь также идет и об оценке человеческого благополучия через следующие аспекты: субъективное благополучие, потребление и доход, питание, здоровье, труд, образование, жилье, досуг, физическая безопасность, земля и экосистемы, вода, качество воздуха, доверие и институты.

References

1. Bobylev S.N. «Tseli razvitiya tysyacheletiya OON i obespechenie ehkologicheskoj ustoj-chivosti Rossii» // Ehkologicheskoe pravo. 2006. № 1. S. 40-46.

2. Dogovor o Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) // Do-stup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

3. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossijskoj Federatsii 2010 // URL: https://mgimo.ru/files2/p29/173529/d5c2136c6ed70335648cbcafce101379.pdf (data obrascheniya: 11.05.2021).

4. Zakon Respubliki Tatarstan ot 17.06.2015 № 40-ZRT «Ob utverzhdenii Strategii so-tsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda» // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

5. «Pasport natsional'nogo proekta (programmy) «Proizvoditel'nost' truda i podderzh-ka zanyatosti» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvi-tiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) // Dostup iz SPS «Kon-sul'tant Plyus».

6. Postanovlenie Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstva – uchastnikov SNG № 41-10 «O model'nom zakone «O strategicheskom prognozirovanii i planirovanii sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya» (prinyato v g. Sankt-Peterburge 28.11.2014) // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

7. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 29.08.2013 № 904 «Ob utver-zhdenii Programmy «Ehnergosberezhenie – 2020» // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

8. Zdravookhranenie: neobkhodimye otvety na vyzovy vremeni. Pod red. S.V. Shishkina // M. 2018. 56 s. (https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/216183555.pdf).

9. Otchet Natsional'noj akademii nauk Belarusi «Razrabotka i formirovanie ehffektiv-nykh regional'nykh institutov i mekhanizmov sotrudnichestva v ehkonomicheskoj sfere: mezhdunarodnyj opyt, vyvody i rekomendatsii dlya EAEhS» // URL: https://clck.ru/SeayZ (data obrascheniya: 11.05.2021).

10. Pokazateli ustojchivosti // Rukovodstvo po sostavleniyu // MVF // URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fsi/guide/2006/pdf/rus/guide.pdf (data obrascheniya: 11.05.2021).

11. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 «Poslanie Prezi-denta Rossijskoj Federatsii Federal'nomu Sobraniyu» // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

12. Prikaz Ministerstva natsional'noj ehkonomiki Respubliki Kazakhstan ot 27.12.2016 № 326 «Ob utverzhdenii Metodiki postroeniya svodnogo operezhayuschego indikatora» // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

13. Rekomendatsii evropejskikh statistikov dlya izmereniya ustojchivogo razvitiya (Podgo-tovleno sovmestno OEhSR i statisticheskoj sluzhboj Evrostat, 2014) // URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/2015/ECE_CES_31_Rus.pdf (data obrasche-niya: 11.05.2021).

14. Rekomendatsii PASE 1961 (2011) «Chrezmernaya zadolzhennost' gosudarstv: ugroza dlya demokratii i prav cheloveka» // URL: https://clck.ru/SeYtG (data obrascheniya: 11.05.2021).

15. Reshenie Vysshego Evrazijskogo ehkonomicheskogo soveta ot 19.05.2020 № 6 «Ob os-novnykh orientirakh makroehkonomicheskoj politiki gosudarstv - chlenov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza na 2020 - 2021 gody» // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

16. Rukovodstvo OEhSR po izmereniyu rosta proizvoditel'nosti truda na urovne otrasli i agregirovannom urovne» (OEhSR, Parizh, mart 2001 g.) // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Prez010719.pdf (data obrascheniya: 11.05.2021).

17. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 04.03.2010 № 931 «O nekotorykh voprosakh dal'nejshego funktsionirovaniya sistemy gosudarstvennogo planirovaniya v Respublike Kazakhstan» // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus».

18. Frail J., Komarkova Z. Financni stabilita, systemove riziko a makroobezfetnostni politika // CNB. Zprava o financnistabilite 2010/2011. Pp. 96-110.

19. Gadanecz B., Jayaram K. Measures of financial stability – a review // IFC Bulletin. 2009. Vol. 31. Pp. 365-380 // URL: https://www.bis.org/ifc/publ/ifcb31ab.pdf (data obrascheniya 11.05.2021).

20. Statistics and indicators for financial stability analysis and policy / J.M. Israel // European Central Bank // 2013. № 145 // https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpops/ecbocp145.pdf (data obrascheniya: 11.05.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate