Engineering infrastructure of rural areas (the case of Siberian regions)
Table of contents
Share
Metrics
Engineering infrastructure of rural areas (the case of Siberian regions)
Annotation
PII
S020736760014261-6-1
DOI
10.31857/S020736760014261-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
G. Gritcenko 
Affiliation: Siberian Federal scientific center of agrobiotechnology of the Russian Acad-emy of Sciences (RAS CPNCA)
Address: Russian Federation, Barnaul
Edition
Pages
78-92
Abstract

The article describes the services provided by engineering infrastructure facilities to the population of rural areas, notably the Siberian Federal District. On the basis of a comparative analysis, the author shows how the volume of services provided is influenced by such factors as income and effective demand of the population, and the financial results of the local agricultural organizations' activities. The role of public-private partnership in the development of engineering infrastructure facili-ties in rural areas is also revealed.

Keywords
housing and communal services, electricity, heat supply, water supply and sewer-age, gasification, natural resource endowment, population income, rural area, bal-anced financial result, agricultural organizations, territory of advanced socio-economic development
Received
24.03.2021
Date of publication
25.03.2021
Number of purchasers
0
Views
18
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
730 RUB / 14.0 SU
All issues for 2021
5768 RUB / 135.0 SU
1 Оценка объему услуг, предоставляемых объектами инженерной инфраструктуры осложняется тем, что в базах данных Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) в последние 9 лет отсутствует информация по рассматриваемому вопросу, поэтому использовались выборочные показатели из разных источников, преимущественно за 2018 год и II квартал 2019 года.
2 Используя данные за II квартал 2019 года, размещенные ФСГС в 2020 году, мы сравнили показатели затрат домашних хозяйств на оплату электроэнергии и жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по Сибири по России в целом, с одной стороны, и регионов Сибири между собой, с другой. При расчете рейтинга в качестве лучшего показателя (1 место) принят минимальный (таблица 1).
3 Анализ данных показал, что расходы населения на оплату услуг инженерной инфраструктуры по Сибирскому федеральному округу ниже, чем по Российской Федерации в целом, кроме Красноярского края, где они более чем на 20% превышают среднероссийский уровень. Самый низкий уровень расходов демонстрировали Республика Алтай, Республика Тыва и Новосибирская область.
4 Таблица 1
5

6 * Составлено по: Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств во 2 квартале 2020 года (по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) / Федеральная служба государственной статистики // М.: 2020 г.
7 Расходы на оплату ЖКУ относительно всех расходов на услуги инженерной инфраструктуры по Сибири выше, чем по стране в целом на 0,2%, что связано с природно-климатическими условиями. При этом только в Красноярском крае разница со страной в целом отсутствует. В Иркутской и Томской областях население за ЖКУ платит больше, чем по стране в целом, на 0,1%, в Кемеровской области – на 0,2%, в Республике Алтай, Республике Хакасия, Алтайском крае и Омской области – на 0,4%, в Республике Тыва – на 0,6%, в Новосибирской области – на 0,7%. Однако в среднем на 1 домашнее хозяйство затраты на услуги ЖКУ ниже всего по Сибирскому федеральному округу в Новосибирской области, а выше всего – в Красноярском крае. Больше всего домашних хозяйств, имеющих трудности с оплатой ЖКУ и электроэнергии, выявлено в Республике Тыва, Иркутской области и Республике Алтай, меньше всего – в Республике Хакасия.
8 Конечно, уровень услуг ЖКУ, предоставляемых населению городских и сельских территорий, значительно отличается. Наглядно это видно на примере состояния объектов теплоснабжения и водоотведения (таблица 2).
9 Таблица 2
10 Теплоснабжение и водоотведение в населенных пунктах
11 городской и сельской местности Российской Федерации в 2018 г.
12

13 Составлено по: Жилищное хозяйство в России. 2019: Стат. сб./ Росстат // 2019. С. 20. 78 с.
14 Суммарная мощность источников теплоснабжения в сельской местности составляет 12% от общего объема, а установленная пропускная способность очистных сооружений – 5,9%. При этом доля сельского населения по регионам Сибирского федерального округа составляет в среднем 32,4% (от 14% в Кемеровской области до 70,8% в Республике Алтай). Об изношенности систем теплоснабжения свидетельствует уровень потерь тепла в сетях, который в сельской местности выше, чем в городской на 2 порядка.
15 Качество водоснабжения населения Сибири значительно ниже, чем по стране в целом (таблица 3).
16 Таблица 3
17 Доля домохозяйств (в том числе домохозяйств с детьми до 18 лет,
18 проживающих в домохозяйствах), имеющих доступ к источникам воды
19 более высокого качества, к улучшенным санитарно-техническим
20 средствам (%)
21
Имеющие постоянный доступ к источникам воды более высокого качества Имеющие доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам
Все домохозяйства Домохозяйства с детьми в возрасте до 18 лет Все домохозяйства Домохозяйства с детьми в возрасте до 18 лет
Российская Федерация 92,3 92,7 70,7 70,4
Сибирский федеральный округ 85,4 88,6 56,6 56,2
Сибирский федеральный округ в сравнении с Российская Федерацией, ±% -6,9 -4,1 -14,1 -14,2
Составлено по: Доля домохозяйств (в том числе домохозяйств с детьми до 18 лет, проживающих в домохозяйствах), имеющих доступ к источникам воды более высокого качества, к улучшенным санитарно-техническим средствам, испытывающих значительную стесненность при проживании в своем жилом помещении (по итогам Комплексного наблюдения условий жизни населения). [Электронный ресурс] – URL: >>>> (дата обращения: 11.10.2020).
22 Даже в городах где организована очистка питьевой воды, доля домохозяйств (в том числе домохозяйств с детьми до 18 лет, проживающих в домохозяйствах), имеющих доступ к источникам воды более высокого качества ниже почти на 7%, а имеющих доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам – на 14,1%. Не говоря уже о селах, где система очистки воды практически отсутствует.
23 Сведения о газификации домашних хозяйств, в том числе в сельской местности и тем более в разрезе регионов, в базе данных ФСГС за последние 8 лет отсутствует. Поэтому основным источником информации послужили данные ПАО «Газпром»1. Согласно им, газификация сельской местности не превышает 10% от необходимых объемов. Программа газификации регионов ПАО «Газпром» до 2025 года сформирована на основе тесного взаимодействия с администрациями территорий, региональными газовыми компаниями и газораспределительными организациями Группы «Газпром межрегионгаз» (рисунок 1). Правовой основой её реализации являются Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 10.09.2016 г. № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций». В целом организационный механизм реализации программы основан на софинансировании из бюджетов всех уровней, бюджета ПАО «Газпром» и населения при субсидировании определенным его категориям 20% затрат за счет бюджетных средств.
1. Газификация регионов России / ПАО «Газпром». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: >>>>
24 Основываясь на данных за 2018 год, для оценки объема услуг, предоставляемых объектами инженерной инфраструктуры, использованы расчетные показатели: рассчитана доля сельских муниципальных районов в общем числе муниципальных образований региона; на полученный процент пересчитаны такие показатели, как обеспечение территорий электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (хотя данный показатель мог бы быть снижен как минимум на 5% в силу того, что в сельской местности кондиционирование, как таковое, практически не используется); водоснабжение и водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; запасы угля топочного и запасы мазута топочного в расчете на одно сельское муниципальное образование.
25 Для оценки влияния внешних факторов на уровень данных показателей использовались показатели в неизменном виде: уровень безработицы сельского населения, среднедушевые денежные доходы населения и сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по виду деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство». По каждому из указанных показателей составлен рейтинг регионов Сибири. На основе этого анализа сделаны следующие выводы.
26 Рис. 1. Организационный механизм взаимодействия основных участников Программы газификации регионов
27

28 Составлено по:. Газификация регионов России/ ПАО «Газпром». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: >>>>
29 Вяземская В. Закон о газификации в РФ. [Электронный ресурс]. – URL: >>>> (дата обращения: 11.10.2020).
30 1. Уровень обеспеченности ресурсами, предоставляемыми объектами инженерной инфраструктуры – электроэнергией, водой, газом, паром, мазутом топочным и углем топочным, имеет прямое влияние на занятость и доходы сельского населения, о чем свидетельствуют показатели Красноярского края, сельские муниципальные районы которого больше других регионов обеспечены указанными ресурсами, а среди сельского населения наименьший процент безработицы и наивысший уровень доходов, и Республики Алтай, где уровень обеспеченности – минимальный, уровень доходов сельского населения – минимальный, занятости сельского населения – минимальный (таблица 4).
31 2. Уровень безработицы и, как следствие, среднедушевые доходы населения сельских территорий напрямую влияют на его покупательную способность (таблица 5). Поэтому даже при равных возможностях регионов в обеспечении тем или иным видом услуг инженерной инфраструктуры уровень их потребления всегда ниже там, где ниже показатели доходов населения. Хотя на корреляцию показателей в данном случае влияют в т.ч. и условия доставки ресурсов в регион и, как следствие, цена на предоставляемые объектами инженерной инфраструктуры услуги.
32 3. Несмотря на то, что, согласно современному законодательству2, сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от необходимости оказывать поддержку муниципальным органам управления в содержании объектов инженерной инфраструктуры, и региональные и муниципальные органы управления активно пропагандируют политику внешней социальной ответственности бизнеса. Бизнес малых территориально удаленных от городов и районных центров поселений и без пропаганды понимает, что без его поддержки эти объекты просто не будут существовать. Поэтому наблюдается устойчивая корреляция между показателями сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по виду деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство Таблица 4
2. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СПС Консультант-плюс / [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 10.11.2020).
33 Показатели, характеризующие уровень услуг объектов инженерной инфраструктуры и уровня безработицы и доходов населения сельских территорий в регионах
34 Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. // М., 2019. 1204 с.
35 Таблица 5
36 Показатели, характеризующие взаимное влияние доходов населения сельских территорий и уровня услуг,
37

предоставляемых объектами инженерной инфраструктуры в регионах Сибири Сибири 

38

Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат // М., 2019. 1204 с.

39 и рыбоводство», с одной стороны, и уровнем оказания услуг объектами инженерной инфраструктуры, с другой (таблица 6).
40 При этом не всегда по ряду причин уровень корреляции пропорционален. Во-первых, на сельских территориях подавляющее большинство предприятий из указанного перечня являются сельскохозяйственными, тем не менее, перечень отраслей, включенных в данный показатель, оказывает влияние на результаты. Во-вторых, не все сельскохозяйственные организации, и прежде всего, холдинги, зарегистрированы на территориях фактического размещения и в силу этого не проявляют внешней социальной ответственности.
41 Отдельным важнейшим элементом инфраструктуры является дорожно-транспортный потенциал территории. Дорожная инфраструктура является основой товародвижения, а, значит, развития производства и, как следствие, занятости населения. Красноярский край, располагающий наибольшим удельным весом дорог с твердым покрытием, больше всего осуществляет перевозок автомобильным транспортом, лидирует по числу логистических компаний, т.е. организаций, занимающихся транспортировкой и хранением продукции, однако наиболее прибыльными такие организации являются в Новосибирской и Иркутской областях (таблица 7). С показателем безработицы данная ситуация имеет достаточно устойчивую корреляцию: Красноярский край, занимающий 1 места по доле дорог с твердым покрытием и работе транспортных компаний, держит лидерство и по минимальному уровню безработицы, и наоборот, в Республиках Алтай и Тыва, где дорожно-транспортный ресурс минимален, безработица сельского населения максимальна. Конечно, на корреляцию данных показателей, влияют и иные факторы, но тенденция прослеживается.
42 Для дальнейшего развития инженерной инфраструктуры сельских территорий предлагается активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства, и прежде всего, территории опережающего социально-экономического развития.
43 Территории опережающего социально-экономического развития в сельской местности (ТОСЭР СМ) должны формироваться на основе развития высокотехнологичного сельскохозяйственного (аграрного) производства, которое будет создавать полюса роста, требующие соответствующей инфраструктуры. В результате на территории нескольких сельских муниципальных образований будет формироваться единое экономическое пространство с целью комплексного и более интенсивного развития. -
44 Таблица 6
45 Показатели, характеризующие взаимное влияние сальдированных финансовых результатов (прибыль минус убыток) деятельности организаций по виду деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
46

и рыбоводство» и предоставляемых объектами инженерной инфраструктуры в регионах 

47

Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат // М., 2019. 1204 с.

48 Таблица 7
49 Влияние дорожно-транспортной инфраструктуры на уровень безработицы на сельских территориях
50

регионов Сибири

51

Составлено по Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат // М., 2019. 1204 с.

52 Взаимодействие участников ТОСЭР СМ позволит максимально быстро и эффективно консолидировать организационные, информационные, кадровые и финансовые ресурсы, задействовать научно-прикладные разработки для реализации намеченных планов и программ развития региона.
53 Применение проектного управления как набора конкретных управленческих механизмов нематериального стимулирования, позволит максимально эффективно создавать условия, выгодные для привлечения на территорию инвестиций. Это обеспечит:
54
  • оперативное подключение к электросетям;
55
  • упрощение процедур по выдаче разрешений на строительство;
56
  • ускорение процессов регистрации прав собственников на недвижимое имущество, кадастрового учёта и кадастровой оценки;
57
  • привлечение субъектов малого и среднего бизнеса к участию в государственных и муниципальных контрактах;
58
  • совершенствование деятельности МФЦ по предоставлению услуг субъектам малого предпринимательства и многие другие направления.
59 Глубоко проработанные для создания ТОСЭР СМ инвестиционные проекты с описанием наличия инженерной инфраструктуры, сроками подключения к ним, объёмами государственной поддержки в рамках действующего законодательства будут способствовать привлечению средств, как частного инвестора, так и средств институтов развития РФ.
60 Это повысит эффективность использования бюджетных средств на создание и содержание инженерной инфраструктуры (объекты дорожной инфраструктуры, коммунальной инфраструктуры, энергетики).
61 При вхождении ТОСЭР СМ в федеральный реестр появится возможность получение преференций из федерального бюджета и налоговых льгот (таблица 8). Помимо указанных льгот, при создании ТОСЭР СМ должна субсидироваться разработка проектной документации инвестиционного проекта резидентов.
62 Таблица 8
63 Базовые льготы региона для резидентов ТОСЭР СМ
64
Показатели Преференции
Налог на имущество организаций (в части имущества, используемого для реализации проекта) 2,2%
Налог на прибыль 18%
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам 2/3 ставки ключевой ЦБ РФ ставки
Субсидирование части лизинговых платежей 25%
Субсидирование части затрат на выполнение работ, связанных с реализацией социальных объектов 25% затрат
Субсидирование части затрат на выполнение работ по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения 50% для социальных объектов
Субсидирование части затрат на участие в межрегиональных и международных мероприятиях по вопросам осуществления инвестиционной деятельности совместно с Правительством региона 75% затрат, но не более 1,5 млн руб.
Гарантии региональной администрации 100% (3 года)
65 Налоговые льготы, установленные налоговым кодексом РФ для резидентов ТОСЭР 3, 4, 5:
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС Консультант-Плюс / [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 11.10.2020).

4. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС Консультант- / [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 11.10.2020).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС Консультант- / [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 11.10.2020).
66 1) освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет со дня получения статуса резидента ТОСЭР;
67 2) установление нулевой ставки НДС в отношении товаров, ввозимых на ТОР для использования резидентами ТОСЭР;
68 3) понижение ставки по налогу на прибыль организаций – 0% на период 10 лет;
69 4) применение пониженных тарифов страховых взносов (7,6% вместо 34% применяемых сегодня);
70 5) использование ускоренной амортизации по принадлежащим им объектам амортизируемого имущества (с коэффициентом 2);
71 6) применение пониженных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых (ставка указывается в % соотношении от ставок, установленных Налоговым кодексом РФ): 0 % − на первые 2 года; 0,2% − на 3-4 год; 0,4% − на 5-6 год; 0,6% − на 7-8 год; 0,8% − на 9-10 год.
72 Льготы, установленные 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»:
73 1) льготные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества;
74 2) таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
75 3) подключение к объектам инфраструктуры, созданной за счёт средств федерального бюджета.
76 Таким образом, развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях напрямую зависит от:
77 – уровня занятости населения и, как следствие, его доходов, что обеспечивает уровень платежеспособного проса на услуги её объектов;
78 – финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, имеющих юридическую регистрацию на территориях сельских муниципальных образований, которые активно проводят внешнюю социальную политику, помогая поддерживать в рабочем состоянии объекты инженерной инфраструктуры;
79 – эффективности использования механизмов государственно-частного партнерства, и прежде всего, ТОСЭР СМ, который позволяет вовлечь в развитие объектов инженерной инфраструктуры средства в т.ч. и аграрного бизнеса, не имеющего юридической регистрации на территориях своего фактического размещения, и бизнеса других отраслей экономики и видов деятельности, работающих на этих территориях.