Creative economy and creative entrepreneurship: the academic dimension
Table of contents
Share
QR
Metrics
Creative economy and creative entrepreneurship: the academic dimension
Annotation
PII
S020736760012597-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
S. Volkov 
Affiliation: Volgograd State Technology University
Address: Russian Federation, Volgograd
Edition
Pages
21-30
Abstract
The article gives the author's definition of the concept of "creative entrepreneurship", which is defined as a type of activity aimed at making a profit through the implementation of the creative competencies of an individual or a small group of individuals who are able to turn ideas into creative products or services. The author highlights the main features of the creative industries.

Keywords
creative sectors of the economy, creative class, spatial development
Acknowledgment
The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00072.
Received
27.11.2020
Date of publication
04.12.2020
Number of purchasers
16
Views
1518
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2020
1 В последние десять лет наблюдается повышенный интерес к проблеме формирования и развития креативной экономики в рамках национальных стратегий диверсификации экономики и усилий по стимулированию экономического роста и повышения уровня благосостояния населения. Интерес проявляется как со стороны академического сообщества, так и со стороны правительственных организаций различного уровня1, делающих ставку на развитие креативных отраслей экономики как на потенциальные точки роста своих территорий.
1.
2 Стремительный рост научного интереса к проблематике креативной экономики начинается с 2008 года, когда мировая экономическая система столкнулась с глобальным структурным кризисом и перед правительствами большинства стран (как развитых, так и развивающихся) встал вопрос о поиске эффективной модели пространственного развития для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения. По данным Конференции ООН2 по торговле и развитию, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, креативные отрасли в период 2002-2015 гг. продолжали расти в среднем на 7%, а объем мирового рынка креативных товаров и услуг за тот же период увеличился более чем в два раза − с 208 млрд долларов до 509 млрд долларов.
2. Creative economy outlook and country profiles: Trends in international trade in creative industries
3 Начиная с 2000-х годов, многочисленные исследования, посвященные природе и значению креативной деятельности и ее вкладу в экономический рост и благосостояние населения, заложили основу научному направлению – креативная экономика. На сегодняшний день сформировалось и функционирует несколько признанных научных школ креативной экономики. Лидирующую позицию в этом списке занимает Квинслендский технологический университет (Австралия). Остальные места распределились между канадскими, австралийскими и европейскими университетами.
4 Большинство исследователей, занимающихся проблемами функционирования креативной экономике, по традиции социогуманитарных наук, принадлежат к англосаксонской научной школе. В последние лет десять, данной проблематикой активно стали заниматься китайские ученые, чья экономика в данном сегменте является наиболее крупной. В 2015 году китайский экспорт креативной продукции в четыре раза превысил объем экспорта США и составил 168,5 млрд долл3.
3. Creative economy outlook and country profiles: Trends in international trade in creative industries 2002–2015 // Geneva: UNCTAD, 2018, p. 9.
5 Одна из лидирующих позиций по изучению креативных отраслей экономики принадлежит России. Российские исследователи активно занимаются изучением данной тематикой. Академический интерес к этой проблематике находится в тренде общемировой исследовательской повестке, рост публикаций начинается с 2009 г. Основными темами исследований являются тенденции развития креативной экономики, интеллектуальная частная собственность в креативной экономике, роль университетов в процессе становления и развития креативной экономики. Все проанализированные статьи отечественных исследователей, индексируемые базой данных Scopus, являются переводными версиями российских журналов. Данное обстоятельство, по мнению автора, может свидетельствовать о том, что фактическая повестка исследований креативной экономики российскими и западными исследователями не совпадает.
6 Недостаточное внимание со стороны отечественных исследователей креативной экономики к вопросам становления и развития, а также форм и моделей креативного предпринимательства является, на наш взгляд, существенным теоретико-методическим упущением и требует дополнительного изучения, с учетом специфики отечественного рынка креативных товаров и услуг.
7 Креативная экономика сквозь призму науки. Прежде чем перейти к исследованию сущности, особенностей и форм предпринимательской деятельности в креативных отраслях экономики, остановимся на понимании сущности академического подхода к пониманию креативной экономики. Несмотря на рост исследований посвященных креативной экономике, до сих пор в академической среде нет единого понимания и трактовки понятия «креативная экономика». Сложность определения сущности креативной экономики связана с проблемой выделения креативных отраслей.
8 В настоящем исследовании мы будем использовать термин «креативные отрасли экономики», а не устоявшийся термин «креативные индустрии» (creative industries) в силу того, что в российской науке термин индустрия ассоциируется с промышленным производством. В то же время мы не исключаем промышленные индустрии из креативных отраслей экономики, мы лишь говорим о том, что необходимо сформулировать и обосновать основные признаки отличия креативных видов деятельности от некреативных.
9 Одним из классических подходов к структуре и сущности креативных отраслей является «круговая модель Тросби» (рис. 1). Согласно концепции Д. Тросби, культурные товары и услуги порождают два вида ценностей: экономическую и культурную. К ядру креативных отраслей относятся те, в которых культурная ценность доминирует над экономической (коммерческой), и по мере того, как круги расширяются, индустрии, находящиеся в них, повышают свою коммерческую ценность и содержание деятельности. В центре модели находятся искусства: литература, музыка, исполнительское искусство и изобразительное искусство. Внешнее кольцо включает в себя смежные отрасли, такие как реклама, архитектура, дизайн и мода [6].
10 Рис. 1. Круговая модель» креативных отраслей экономики Примечание: составлено автором по источнику [6].
11

12 Наиболее распространенный подход к определению креативной экономики заключается в выделении структуры отраслей, которые можно отнести к креативным. Проведенный контент-анализ академических трудов и экспертных документов позволил обобщить практику классификации креативных отраслей экономики (табл. 1).
13 Таблица 1
14 Подходы к определению креативных отраслей экономики4
Источник классификации Креативные отрасли экономики
Р. Флорида (Florida, 2004) [7] Наука, архитектура и инженерия, искусство, дизайн, музыка, развлечение, спорт, медиа, финансовый сектор, юриспруденция, здравоохранение, образование.
Дж. Ховкинс (Howkins, 2001) [8] Наука, издательское дело, программное обеспечение, телевидение и радио, дизайн, музыка, кино, игрушки и игры, реклама, архитектура, исполнительское искусство, ремесла, видеоигры, мода и искусство.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (Geneva: UNCTAD, 2018)5 Креативные товары: художественные промыслы, аудиовизуальные материалы, дизайн, цифровое производство, новые медиа, исполнительские виды искусства, издательская деятельность, изобразительное искусство. Креативные услуги: реклама, исследования рынка и PR; архитектурные, инженерные и другие технические услуги; услуги в области научных исследований и разработок; культурно-рекреационные услуги (туризм); аудиовизуальные и связанные с ними услуги.
Совет творческих индустрий Великобритании (Creative Industries Council)6 Реклама, архитектура, искусство и культура, ремесло, техническое творчество, дизайн, мода, компьютерные игры, музыка, издательская деятельность, телевидение и кино.
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (Cool Japan Strategy)7 Реклама, архитектура, создание предметов искусства и изделий ручной работы, дизайн, мода, создание фильмов и видео, компьютерные программы, контент радио- и телепередач, японская кухня, туризм, разработка дизайна и производство мебели, скатертей, ювелирных изделий, канцелярских принадлежностей, пищевая индустрия.
Министерство экономики и технологий ФРГ (Federal Ministry of Economics and Technology)8 Музыка, издательская деятельность, искусство, индустрия кино, радио, исполнительские виды искусства, дизайн, архитектура, пресса, реклама, программное обеспечение и игры.
4. Составлено автором.

5. Creative economy outlook and country profiles: Trends in international trade in creative industries 2002–2015. // Geneva: UNCTAD, 2018, p. 9.

6. Creative Industries Council [Электронный ресурс]. – [2020]. – >>>> industries (дата обращения 23.03.2020)

7. Cool Japan Strategy [Электронный ресурс]. – [2020]. – >>>> service/creative_industries/pdf/120116_01a.pdf (дата обращения 23.03.2020)

8. Cultural and Creative Industries Monitoring Report 2018 [Электронный ресурс]. – [2020]. – >>>> (дата обращения 23.03.2020)
15 Выделение креативных отраслей экономики представляет не только академический интерес, но и имеет важное прикладное значение – возможность достоверно оценить и измерить экономический вклад креативных отраслей в валовой внутренний продукт страны; долю лиц, занятых в этих сферах; количество предприятий и их оборот и пр.
16 Альтернативным подходом к определению сущности креативной экономики является «профессия-ориентированный» подход, который смещает фокус с отдельных отраслей на конкретные профессии, которые характеризуются как креативные. Данный подход фокусируется в первую очередь на креативных профессиях, что позволяет исследовать рабочие места, использующие креативные (творческие) навыки и дающие креативные (творческие) результаты во всех отраслях промышленности. В рамках «профессия-ориентированного» подхода, креативная (творческая) деятельность определяется как роли «в рамках креативного процесса, который приносит когнитивные навыки для обеспечения дифференциации с целью получения либо новых, либо значительно усовершенствованных продуктов, окончательная форма которых не полностью определена заранее» [9, p. 24]. Креативные индустрии определяются как отрасли, доля творческих профессий в которых превышает определенный порог. Данный подход является методологически более простым и доступным для конкретного измерения доли лиц, занятых в креативных отраслях экономики.
17 Креативная экономика − более сложная и комплексная система, чем просто набор отраслей экономики и отдельный список креативных профессий. Как отмечает Дж. Ховкинс [8, p. 34], «креативная экономика – это экономические системы, где ценность основывается на творческих качествах, а не на традиционных ресурсах, таких как земля, труд и капитал. По сравнению с креативными индустриями, которые ограничены конкретными секторами, этот термин используется для описания творчества в рамках всей экономики». Таким образом, креативная направленность деятельности экономических агентов определяется как сквозная и направлена на повышение добавленной стоимости продукта во всех отраслях экономики, без привязки к конкретной.
18 Бесспорно, наиболее авторитетным и самым обсуждаемым подходом к проблеме формирования и функционирования креативной экономики является концепция профессора Ричарда Флориды о «креативном классе» [10-11]. Согласно этой концепции развитие городов и агломераций происходит посредством привлечения и удержания определенных профессий (представители «креативного класса»), которые в свою очередь формируют креативные кластеры.
19 На основе контент-анализа научно-экспертной литературы, сравнительного и дескриптивного анализа, автором предпринята попытка выделить основные признаки креативных отраслей экономики: - высокий уровень человеческого творчества в процессе создания конечного продукта и его добавленной стоимости; - неочевидность экономической ценности конечного продукта (зачастую действует эффект Сноба); - неустойчивый (непостоянный) спрос на креативные продукты (от полного признания до категоричного отторжения); - индивидуальный (или ограниченный по численности) характер труда; - эксклюзивный, а не массовый характер конечного продукта; - короткий жизненный цикл продукта.
20 Креативные отрасли, по мнению многих исследователей [12, pр. 959-983; 7; 13, pр. 81-97; 14, pр. 11-27], привлекает в экономику, основанную на знаниях, творческих людей, которые затем через предпринимательство создают новые идеи и новые продукты (креативные товары и услуги). Предпринимательство (особенно микро и малое) в условиях креативной экономики становится ключевым элементом развития.
21 Креативное предпринимательство как новое направление исследований. Академический интерес к проблематике креативного предпринимательства коррелирует с публикационным трендом по теме креативной экономики и может рассматриваться нами как важная составляющая общей исследовательской повестки.
22 Фокус современных исследований в сфере креативного предпринимательства весьма разнообразен и затрагивает такие темы как креативное предпринимательство в секторе высоких технологий [ 15, pp.749-777] , креативное предпринимательство в сельских территориях [16, pp. 545-563], типология креативных предпринимателей [17, pp. 632-656] анализ причин неудач креативных предпринимателей [18, pp. 1-15] взаимосвязи между человеческим капиталом, социальным капиталом и успехами в карьере креативного предпринимателя [19, pp. 313-331]), взаимосвязь между различными стилями управления и успехом в креативном предпринимательстве [20, pp. 906-910] и пр. Широкое место в проблеме креативного предпринимательства отводится роли городов, в которых они развиваются и условиям, которые формируются в этих городах для занятия предпринимательской деятельностью (культурные, институциональные, социально-экономические, инфраструктурные и пр.). Чарльз Лэндри [21] впервые вводит термин "креативный город" как подход к решению множества социально-экономических проблем, стоящих перед городами, в том числе к проблеме развития предпринимательства. Позже, эта идея получила развитие в работах, уже упоминавшегося выше, Ричарда Флориды, о том, что творческих (креативных) людей привлекают города, способствующие развитию их творческого потенциала.
23 В силу того, что креативное предпринимательство в большинстве случаев ориентировано не на массовое производство, а на создание единичного (или лимитированного) продукта, то в данном секторе предпринимательства работают в основном малые или микро предприятия. В этой связи, многие исследователи говорят о тесной связи между креативными предпринимателями и местными сообществами, что способствует налаживанию более эффективных взаимовыгодных партнерств и предпринимательских сетей [22, pp. 134-145; 23, pp. 369-378].
24 Креативное предпринимательство по аналогии с креативной экономикой – это не просто перечень специальностей или отраслей для ведения деятельности, это набор принципов и ценностных установок, присущих предпринимателям. Наряду с классическими качествами предпринимателя (способность рисковать и брать ответственность, навыки коммуникации, способность генерировать новые идеи и т.д.), креативным предпринимателям характерны такие качества как специализация творческой деятельности, высокий уровень компетенций в конкретной сфере, доминирование желания самореализоваться над экономическими мотивами, стремление работать одному (стремление к независимости).
25 Креативное предпринимательство можно определить как вид деятельности направленной на извлечение прибыли посредством реализации творческих компетенций отдельного человека или малой группой лиц, способных превратить идеи в творческие продукты или услуги.
26 Позиции российских исследователей по тематике «креативное предпринимательство» можно охарактеризовать как весьма скромные (рис. 2). По количеству статей, зарегистрированных в международных академических журналах, российские ученые более чем в 10 раз уступают американским коллегам. По состоянию на конец 2019 года, в международной наукометрической базе Scopus, было зарегистрировано всего 32 статей отечественных исследователей.
27

28 Рис. 2. Национальная принадлежность авторов статей по проблемам креативного предпринимательства, 1936-2019 гг.
29 В силу того, что креативная экономика и креативное предпринимательство – взаимосвязанные и взаимодополняемые. Перспективным направлением дальнейших академических исследований можно считать разработку организационно-экономических и маркетинговых механизмов трансформации экономического потенциала креативного предпринимательства в устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
30 Потенциал креативного предпринимательства, по мнению автора, базируется на активном использовании в качестве ключевого экономического ресурса талантов и компетенций людей, что создает дополнительные возможности для развития малых территориальных образований и, в первую очередь, сельских поселений. Одним из методов развития креативного предпринимательства на сельских территориях может выступить механизм формирования креативных центров. В условиях колоссальных демографических диспропорций российского регионального развития разработка организационно-экономического механизма формирования креативных центров в сельских территориях будет способствовать не только повышению качества жизни населения сельских территорий, но и сохранению территориальной целостности страны.

References

1. Abankina T.V. Kreativnaya ehkonomika: perekhod k kapitalizatsii kul'turnogo naslediya // Voprosy ehkonomiki. 2017. № 4.

2. Buzgalin A.V. Kreativnaya ehkonomika: chastnaya intellektual'naya sobstvennost' ili sobstvennost' kazhdogo na vse? // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 7.

3. Buzgalin A.V. Kreativnaya ehkonomika: pochemu i kak mozhet byt' ogranichena chastnaya intellektual'naya sobstvennost' // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017. № 8.

4. Karpov A.O. Universitety v obschestve znanij: teoriya tvorcheskikh prostranstv // Voprosy filosofii. 2018. № 1.

5. Mirskikh I.Yu., Mingaleva Zh.A. Pravovoe regulirovanie prav na rezul'taty intellektual'noj deyatel'nosti v Rossii i za rubezhom // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2015. № 3.

6. Throsby D. Modelling the cultural industries // International Journal of Cultural Policy. 2008. № 14 (3), pp. 217-232.

7. Florida R. Cities and the Creative Class // Routledge: London, 2004.

8. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas // London: Penguin, 2001.

9. Bakhshi H., Freeman A., & Higgs P. A dynamic mapping of the UK’s creative industries // London: National Endowment for Science Technology and the Arts (NESTA), 2013.

10. Florida R. Kreativnyj klass: lyudi, kotorye menyayut buduschee // M.: Izdatel'skij dom «Klassika-XXI», 2011.

11. Florida R. Kto tvoj gorod? Kreativnaya ehkonomika i vybor mesta zhitel'stva // M.: Strelka Press, 2014.

12. Evans G. Measure for measure: evaluating the evidence of culture’s contribution to regeneration // Urban Studies, 2005, № 42, rr. 959-983.

13. Grodach C. Before and after the creative city: the politics of urban cultural policy in Austin // Texas. Journal of Urban Affairs, 2012. № 34, rr. 81-97.

14. Kagan S., & Hahn J. Creative cities and (un)sustainability: from creative class to sustainable creative cities // Culture and Local Governance, 2011. № 3, rr. 11-27.

15. Kourtit K. & Nijkamp P. In search of creative champions in high-tech spaces: A spatial application of strategic performance management // Journal of Regional Science, 2013. № 53(5), rr. 749-777.

16. Gülümser A.A. & Baycan-Levent, T. & Nijkamp, P. Measuring regional creative capacity: A literature review for rural-specific approaches // European Planning Studies, 2010. № 18(4), rr. 45-563.

17. Chen M.-H. & Chang, Y.-Y. & Pan J.-Y. Typology of creative entrepreneurs and entrepreneurial success // Journal of Enterprising Communities, 2018. № 12(5), rr. 632-656.

18. Chen M.-H. & Chang Y.-Y. & Wang H.-Y. Understanding Creative Entrepreneurs' Intention to Quit: The Role of Entrepreneurial Motivation, Creativity, and Opportunity // Entrepreneurship Research Journal, 2017. № 7(3), rr. 1-15.

19. Chen M.-H. & Chang Y.-Y. & Chiang M.-T. Human capital and career success of creative entrepreneurs: is guanxi network a missing link? // Journal of Small Business and Entrepreneurship, 2017. № 29(4), rr. 313-331.

20. Chen M.-H. & Chang Y.-Y. & Lo Y.-H. Creativity cognitive style, conflict, and career success for creative entrepreneurs //Journal of Business Research, 2015. № 68(4), rr. 906-910.

21. Landry C. The Creative City // London: Earthscan Publications, 2000.

22. Jones, P. & Comfort, D. & Eastwood I. & Hillier D. Creative industries: economic contributions, management challenges and support initiatives // Management Research News, 2004. № 27(11/12), rr. 134-145.

23. Küttim M. & Arvola K. & Venesaar U. Development of Creative Entrepreneurship: Opinion of Managers from Estonia, Latvia, Finland and Sweden //Business: Theory and Practice, 2011. № 12 (4), rr. 369-378.

Comments

No posts found

Write a review
Translate