Integration into global economic relations as an integral part of the economy development strategy of the Republic of Uzbekistan
Table of contents
Share
QR
Metrics
Integration into global economic relations as an integral part of the economy development strategy of the Republic of Uzbekistan
Annotation
PII
S020736760010803-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ulugbek Ziyadullaev 
Affiliation: Tashkent State Economic University
Address: Uzbekistan
Edition
Pages
93-104
Abstract

The article reveals the patterns and features of the integration of the economy of the Republic of Uzbekistan into global economic relations in the context of the implementation of the Action Strategy in five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021. Strategic approaches to deepening cooperation of the Republic of Uzbekistan with global and regional powers, the CIS countries and the EAEU, primarily with the Russian Federation, as well as to diversifying the structure of foreign trade, interaction with foreign companies and banks are substantiated.   

Keywords
integration, economies of developing countries, CIS, EAEU, foreign trade, international financial organizations, Republic of Uzbekistan
Received
03.07.2020
Date of publication
14.09.2020
Number of purchasers
21
Views
1361
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1 На мировой арене Республика Узбекистан, обладающая значительным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным и интеллектуальным потенциалом, позиционирует себя как развивающееся независимое государство с собственной парадигмой развития, своей моделью перехода к рынку. Она является членом ООН, принимает активное участие в ряде интеграционных объединений – Содружестве независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других международных организациях, и выстраивает тщательно выверенную стратегию своего суверенного развития в современных напряженных внешнеполитических и внешнеэкономических условиях в целях обеспечения своей национальной безопасности.
2 С обретением национального государственного суверенитета, начиная с 1991 г. Узбекистан стал членом 120 международных организаций, наладил тесные связи со всеми развитыми государствами, международными финансовыми институтами и мировыми интеграционными объединениями, о чем свидетельствует его многоплановое сотрудничество с крупнейшими внешнеэкономическими партнерами на мировых и региональных финансовых рынках.
3 Республика Узбекистан сегодня переживает новый этап в своем историческом развитии. Впервые за последние 30 лет серьезно меняется политическая система, четко определяются внешнеполитические приоритеты, выстраиваются новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные на прагматизме и максимально гибком использовании современных реалий в национальных интересах Республики. Страна выработала стратегию обеспечения экономической безопасности с учетом собственных национальных приоритетов, активно диверсифицируя свои внешнеэкономические связи.
4 Ранее Узбекистан часто менял векторы своего сотрудничества и держал определенную дистанцию от главных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, делал упор на поддержку внутреннего производителя с опорой на внутренний рынок. Непоследовательной была внешнеэкономическая политика − от ориентации в экономическом сотрудничестве то на Китай или Турцию, то на страны ЕС и США, до полного сосредоточения на внутренних проблемах с введением ограничений для хозяйствующих субъектов в части развития экономических связей с зарубежными странами. Страна то входила в интеграционные объединения различных форматов, то вступала в конфликты с сопредельными странами.
5 Такая модель с умеренным изоляционизмом, меньше зависела от глобальной конъюнктуры, политических настроений торговых партнеров. В то же время такая стратегия объективно имела серьезные ограничители роста. Внутренний рынок Узбекистана хоть и имеет заметную емкость, но все же обладает естественными пределами, которые ограничивают потенциал дальнейшего роста экономики. Очевидно, что без поддержки экспорта и выхода на новые рынки сбыта заметного роста экономики не достичь. Президент Ш. Мирзиёев практически сразу же объявил серьезную перезагрузку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии с целью создания благоприятных условий для экспорта товаров сначала в соседние по региону Центральной Азии страны, а затем на более отдаленные рынки.
6 За последние три-четыре года в Узбекистане произошла масштабная трансформация во всех сферах жизни. Опережающими темпами по сравнению со многими странами мира растёт численность постоянного населения Республики Узбекистан, составившая на начало 2020 г. уже более 34 млн человек1. Узбекистан за короткий срок из отгородившейся от внешнего мира страны превращается в одно из передовых государств на постсоветском пространстве с открытой экономикой, переходя от модели с высоким уровнем административных барьеров и ограничений к модели современной экономики, основанной на оптимальном сочетании государственных и рыночных методов регулирования. Этот тщательно проработанный и взвешенный подход служит гарантией поступательного и динамичного развития страны и создает твердую уверенность в позитивных результатах реализуемого курса преобразований. Разработана и успешно реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, которая определяет долгосрочную стратегию обеспечения экономической безопасности с учетом собственных национальных приоритетов.
1. >>>>
7 У Узбекистана очень велика потребность в свободном и взаимовыгодном взаимодействии с международным сообществом для преодоления годами копившихся экономических и геополитических проблем. В условиях новой экономической политики Узбекистану необходимо расширять сотрудничество с зарубежными государствами, международными и региональными организациями, интеграционными объединениями. При этом важно постепенно устранять имеющиеся препятствия, стоящие на пути интеграции Республики в мировое экономическое сообщество.
8 Начат активный диалог по вступлению страны во Всемирную торговую организацию. Рабочая группа по вступлению Узбекистана в ВТО была создана ещё в 1998 г., однако с середины 2000-х гг. ее встречи с международными экспертами были приостановлены. Вновь процесс вступления Республики в ВТО стартовал в июле 2019 г., когда узбекская сторона передала в ВТО обновленный меморандум о режиме внешней торговли для рассмотрения заявки на вхождение страны в эту организацию2. В марте 2020 г. Узбекистан и США обсудили отмену действия поправки 1974 г. «Джексона-Вэника» к Закону о торговле США, «которая противоречит фундаментальным правилам ВТО по обеспечению «режима наибольшего благоприятствования в торговле»3, а также придание стране статуса развивающейся экономики для получения преференций на переговорах со странами-членами организации.
2. >>>>

3. >>>>
9 В мировой торговле происходят глобальные изменения с трендом на регионализацию торговли и повсеместный протекционизм. Все без исключения страны стараются предоставить максимально благоприятные условия для национальных производителей в их конкуренции с зарубежными компаниями. Но не секрет, что хотя главный инструмент работы ВТО – арбитраж, сегодня эта организации практически не имеет возможности рассматривать торговые споры прежде всего из-за позиции США, которые негласно стараются снижать влияние организации. Даже если представить, что Узбекистан вступит в ВТО в ближайшее время, согласуя торговые договоры со всеми своими экономическими партнерами, это не создаст для узбекской экономики сколько-нибудь значимые возможности для наращивания торговли в мире. Поэтому следует глубоко проанализировать эффективность и возможные последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг, малого и частного бизнеса Узбекистана.
10 Большое значение Узбекистан придает укреплению дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ. На Ашхабадском саммите СНГ 11 октября 2019 г. президент Республики Ш. Мирзиёев озвучил главные приоритеты председательства Узбекистана в Содружестве в 2020 г. Для Узбекистана в соответствии с концепцией внешней политики главным приоритетом является укрепление дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ и прежде всего с ближайшими соседями. Особое внимание в ходе председательства в СНГ Узбекистан планирует уделить обеспечению полноценного функционирования зоны свободной торговли СНГ, углублению производственной кооперации и освоению рынков третьих стран, а также развитию взаимовыгодных форм сотрудничества, инновационных, научно-образовательных программ и транзитных коридоров. Узбекистан предложил ускорить принятие новой Концепции развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ до 2030 г., предусматривающих реализацию согласованных мер по повышению эффективности механизмов сотрудничества в рамках Содружества, а также адаптацию деятельности органов СНГ к современным реалиям4.
4. >>>>
11 Республика Узбекистан будет одновременно председательствовать в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств-участников при уставных и других органах Содружества, Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
12 Приоритетные направления председательства Узбекистана в СНГ5 будут нацелены на осуществление следующих задач:
5. >>>>
13 − дальнейшее укрепление и развитие Содружества как региональной межгосударственной организации, повышение авторитета СНГ на международной арене, а также роли Организации в решении актуальных вопросов многостороннего сотрудничества; − укрепление всестороннего взаимодействия и содействие консолидации усилий государств-участников в Содружестве, подготовку Стратегии экономического развития СНГ и Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества СНГ до 2030 г.; − развитие и полноценное функционирование зоны свободной торговли СНГ, создание благоприятных условий для дальнейшего экономического сотрудничества, развитие производственной кооперации, активизация деятельности по диверсификации структуры товарных потоков и расширение номенклатуры товарооборота, в том числе товаров с высокой добавленной стоимостью и другой востребованной продукции, упрощение таможенных процедур, а также более широкое внедрение «зеленых коридоров» при взаимных поставках сельскохозяйственной продукции; − развитие и дальнейшее совершенствование транспортных коммуникаций, а также эффективное использование транзитного потенциала стран Содружества, реализация согласованной и эффективной тарифной политики, привлечение дополнительных объемов грузоперевозок и создание новых транспортных маршрутов, развитие логистических центров; − дальнейшее укрепление военного и военно-технического сотрудничества, разработка совместных программ и проектов в рамках действующих договоров и соглашений между государствами-участниками СНГ; − развитие научно-технического взаимодействия и внедрение цифровых технологий в рамках СНГ и подготовка Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2030 г.
14 Одной из приоритетных стратегических задач является расширение беспрепятственного доступа узбекских товаров и услуг на рынки государств СНГ, а также стран дальнего зарубежья, прежде всего Европы, Южной Азии и Ближнего Востока. Принимаются беспрецедентные меры для улучшения бизнес-климата и создания благоприятных условий для иностранных инвестиций в Узбекистане, развития экспортно-ориентированной экономики в целях наращивания экспортного потенциала Узбекистана. В результате, если в 2015 г. объемы экспорта составляли 12,5 млрд долл., то в 2019 г. этот показатель достиг 18 млрд долл.
15 Активизировалось взаимодействие с Евразийским экономическим союзом и Шанхайской организацией сотрудничества, на завершающей стадии находятся переговоры по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом (СРПС) в целях создания более благоприятных условий для взаимной торговли и смягчения внешнеторгового режима. При этом внимательно изучаются перспективы других имеющихся форматов международного сотрудничества в сфере торговли, включая соглашения о зоне свободной торговли и др.
16 Анализ международных и внешнеторговых связей Узбекистана, инвестиционных потоков в его экономику позволяет рассмотреть интеграционную и инвестиционную связанность республики с основным внешнеэкономическими партнерами и крупнейшими экономическими объединениями в контексте обеспечения экономической безопасности страны.
17 О динамике объемов стран СНГ и других зарубежных государств во внешнеторговом обороте Республики Узбекистан свидетельствуют следующие данные (рис. 1).
18

19 Рис. 1. Динамика объемов стран СНГ и других зарубежных государств во внешнеторговом обороте Республики Узбекистан (млн долл. США)
20 Источник: Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за январь-декабрь 2018 г. / Доклад УзГоскомстата // УзГоскомстат, Ташкент, 2019. С. 228.
21 Узбекистан осуществляет торговые отношения более чем со 193 странами мира. Внешнеторговые операции резидентов Республики в основном осуществляются со странами Азии (52,3% от общего объема товарооборота), Европы (38,5%) и Америки (1,5%), на долю которых приходятся 92,3% от общего объема товарооборота. В 2019 г. наибольший объем его внешнеторгового оборота среди них зафиксирован с Китаем (19,2%), Российской Федерацией (15,2%), Казахстаном (8,4%), Республикой Корея (6,6%), Турцией (5,9%), Германией (2,4%) и Кыргызстаном (2,0%). Среди других стран – Афганистан, Япония, Латвия, США, Иран, Франция и Италия6. Наиболее крупные страны-партнёры Республики Узбекистан в экономическом взаимодействии представлены в таблице 1.
6. Источник: Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за январь-декабрь 2018 г. / Доклад УзГоскомстата // УзГоскомстат, Ташкент, 2019. С. 227.
22 Таблица 1
23 Динамика участия крупных стран-партнеров во внешнем товарообороте Республики Узбекистан (млн долл.)
24
Страны 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Китай 4520,4 4730,4 4253,6 4754,2 6426,9
Российская Федерация 5858,5 4455,8 4192,7 4728,7 5729,8
Казахстан 3496,4 2697,1 1898,9 2055,7 3022,2
Турция 1505,7 1202,7 1171,7 1552,5 2166,4
Республика Корея 2035,7 1739,6 1070,4 1387,6 2138,6
Германия 692,8 526,7 529,1 620,0 771,7
Япония 190,4 255,7 264,1 166,2 700,4
Афганистан 601,8 445,1 519,7 617,8 601,8
Кыргызстан 225,9 136,0 167,4 253,7 481,0
Украина 608,8 334,8 253,8 290,0 430,3
Латвия 250,1 179,9 299,6 295,0 429,5
Беларусь 177,8 109,1 112,6 182,4 420,0
США 292,7 270,6 463,1 215,0 408,5
Таджикистан 160,2 167,3 197,0 237,9 389,1
Иран 375,4 378,0 408,6 325,3 306,5
Франция 292,0 304,6 269,6 257,2 306,4
Италия 189,1 167,7 195,2 175,8 303,2
Туркменистан 413,1 319,9 209,1 177,9 302,1
Литва 95,4 270,1 282,7 265,7 289,7
Индия 316,7 319,3 366,5 325,0 284,6
25 Источник: Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за январь-декабрь 2018 г. / Доклад УзГоскомстата // УзГоскомстат, Ташкент, 2019. С. 230-233.
26 По итогам 2019 г. объем внешней торговли Республики Узбекистан составил 42,2 млрд долл., что стало рекордом в истории страны. Из этой суммы 17,9 млрд пришлось на экспорт, 24,3 млрд − на импорт. При этом главным торговым партнером остаётся Китай − 7,6 млрд долл. Доля Китая в общем объеме внешней торговли выросла до 18,1%. Только в 2018-2019 гг. Китай вложил средства в 1376 узбекских компаний и намерен довести объемы двусторонней торговли уже в 2020 г. до 10 млрд долл. Китайские компании являются крупными поставщиками технологий и оборудования в Узбекистан. Здесь открыта для китайцев свободная экономическая зона «Джизак» с льготными условиями для производств микроэлектроники, средств связи и ряда других. В свою очередь Узбекистан экспортирует в Китай газ, уран, медь, хлопковое волокно, минеральные удобрения, пластмассовые изделия, продовольственные товары.
27 На втором месте идет Россия – на ее долю приходится 15,7%, или 6,6 млрд долл. − 2,5 млрд экспорта и 4,1 млрд импорта. В последние годы Россия предпринимает усилия, чтобы вернуть лидерство и вновь выйти на первое место в списке торговых партнёров Узбекистана. На третьем Казахстан − 3,3 млрд долл. (1,4 млрд долл. − экспорт, 1,9 млрд долл. − импорт). Возросли внешнеэкономические связи и с другими странами ЕАЭС − Кыргызстаном, Таджикистаном и Арменией. За 2016-2019 гг. общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС благодаря достигнутым двусторонним договоренностям вырос почти на 60% − до 10 млрд долл., что составило около 30% внешнеторгового оборота страны. Это обстоятельство во многом объясняет то внимание, которое приковано к перспективам расширения взаимодействия Республики Узбекистан с Евразийским экономическим союзом. Сейчас специальная узбекско-российская рабочая группа проводит анализ плюсов и минусов вступления страны в ЕАЭС как с точки зрения расширения возможностей, так и возникновения новых вызовов и рисков.
28 В списке других крупных партнеров Узбекистана – Республика Корея (6,5%), Турция (6%), Германия (2,3%)7. В последние годы Турция расширяет торгово-экономическое партнерство с Узбекистаном. С 2018 г. успешно функционирует Узбекско-турецкий Совет стратегического сотрудничества на высшем уровне. В 2017-2019 гг. в Узбекистане было зарегистрировано 750 созданных при участии турецких партнеров предприятий, а их общее число превысило 1200. Если в 2017 г. объемы взаимной торговли составляли 1,5 млрд долл., в 2018 г. этот показатель увеличился до 2,2 млрд долл., то в 2019 г. товарооборот между двумя странами достиг 2,5 млрд долл. В 2020 г. по итогам визита президента Ш. Мирзиёева достигнуты новые договоренности о миллиардных турецких инвестициях в экономику Узбекистана в разных отраслях: в строительстве, текстильной отрасли и в банковской сфере.
7. >>>>
29 Существенно меняется и структура внешнеторгового оборота. Согласно данным Госкомстата Республики Узбекистан, в 2018 г. в структуре ВВП на долю сельского хозяйства приходилось 32,4%, промышленность – 26,3%, сектор услуг – 35,6%, строительство – 5,7%8. При этом в структуре промышленности на долю горнодобывающей и энергетической составляющей приходится около 50% производства валовой добавленной стоимости. Анализ структуры экспорта-импорта может показать первичную картину потребностей узбекской экономики (табл. 2).
8. >>>>
30 Таблица 2
31 Структура внешней торговли республики Узбекистан в 2018 г. (%)
32
Внешнеторговый оборот 100
экспорт 41,9
импорт 58,1
Структура экспорта 100 Структура импорта 100
хлопковое волокно 1,6 продовольственные товары 8,1
продовольственные товары
химическая продукция и изделия из нее 6,5 химическая продукция и изделия из нее 13
энергоносители и нефтепродукты 19,1 энергоносители и нефтепродукты 4,5
черные и цветные металлы 8,4 черные и цветные металлы 9,1
машины и оборудование 1,5 машины и оборудование 43
услуги 21,9 услуги 10,9
прочие 33,2 прочие 11,2
33 Представленная в таблице 2 информации показывает, что в целом отсутствуют проблемы с продовольствием (продовольственная безопасность), что не удивительно, учитывая преимущественно аграрный уклон экономики. Практически нет потребности в энергоносителях. Однако наблюдается структурный перекос в части импорта промышленной продукции. То есть совершенно очевидно, что в долгосрочной перспективе стране необходимо развивать свою собственную индустриальную базу. Однако здесь возникает принципиальный вопрос в части экономической безопасности, что необходимо защищать и какие угрозы для экономики предотвращать. Поддержка отечественной перерабатывающей или высокотехнологичной промышленности за счет защитных экономических механизмов явно нецелесообразна, поскольку такая промышленность пока ещё слабо представлена, что видно из статистики. Вместе с тем логика последующего развития требует постепенного развития отечественной переработки, что, в свою очередь, обуславливает необходимость наличия существенных финансовых ресурсов (как внутренних, так и привлеченных). Кроме этого, вторым важным обстоятельством является отрицательное сальдо платежного баланса (импорт в стоимостном выражении превышает экспорт), что требует постоянного привлечения дополнительных финансовых ресурсов кредитного или инвестиционного характера.
34 Если ранее Узбекистан практически по всем показателям на душу населения был на последнем месте в СНГ, то за последние три года стремительно растёт валовой внутренний продукт (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения. Сейчас он превысил 7 тыс. долл., тогда как ещё недавно он держался на уровне 4-5 тыс. долл. Темпы роста опережают почти все страны СНГ. Только в 2019 г. объем прямых иностранных инвестиций вырос в 3,7 раза и составил 4,2 млрд, доля инвестиций в ВВП достигла 37%. Темпы экономического роста составили 5,6%, на 6,6% выросло промышленное производство, экспорт – на 28%, золотовалютные резервы – на 2,2 млрд долл., составив 28,6 млрд долл.
35 Осуществляемые реформы получили достойную оценку международного сообщества. Один из самых авторитетных в мире журналов − британский «The Economist» признал Узбекистан «страной года», государством, где реформы с 2017 года осуществляются наиболее быстрыми темпами с расширением участия иностранных акторов в модернизации узбекской экономики.
36 Впервые в феврале 2019 г. Узбекистан получил высокий международный кредитный рейтинг и успешно разместил на мировом финансовом рынке облигации на 1 миллиард долларов. За последние годы улучшились позиции Узбекистана в рейтинге кредитного риска Организации экономического сотрудничества и развития. В рейтинге Всемирного банка и Международной корпорации «Ведение бизнеса» Республика поднялась на 7 позиций, заняв 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса и войдя в число лучших стран-реформаторов, что будет стимулировать иностранных инвесторов вкладывать средства в новые проекты развития Узбекистана.
37 При этом следует особо отметить, что в условиях наличия в стране значимых фискальных резервов и обеспечения макроэкономической стабильности получение суверенного кредитного рейтинга Республики Узбекистан и благополучное размещение на мировых финансовых рынках первых суверенных международных облигаций обусловлено не потребностью в дополнительных денежных средствах или необходимостью покрытия дефицита бюджета, а достижением стратегических целей.
38 Установление годовых процентных ставок по пяти- и десятилетним международным облигациям Республики Узбекистан на уровне 4,75% и 5,375% соответственно, указывает на то, что международные инвесторы оценивают риски, связанные с Республикой Узбекистан, как умеренные. До выпуска суверенных международных облигаций, многие иностранные инвесторы оценивали плату за 10-летний суверенный риск Узбекистана на уровне более 6-8%.
39 Благополучное размещение суверенных международных облигаций позволило сформировать рыночный «бенчмарк», что создаёт необходимые предпосылки на мировых финансовых рынках для выпуска собственных облигаций крупных государственных компаний и банков, и их самостоятельного финансирования инвестиционных проектов.
40 Отметим, что все больше эмитентов (страны, корпорации, банки) прибегают к выпуску международных облигаций, в том числе развитые (Финляндия, Швеция, Южная Корея) и развивающиеся страны (Саудовская Аравия, Турция, Россия, Казахстан). При этом, процентные ставки на рынках международных облигаций в силу конкуренции между инвесторами более привлекательны, формируются непосредственно под влиянием рыночных механизмов и наглядно отражают реальную стоимость заимствования для данной страны. В то же время, не возникает риска чрезмерной зависимости от конкретного кредитора или инвестора. Что касается заимствований на внутренних финансовых рынках, то их возможности сильно ограничены, что и обуславливает необходимость заимствования на международных рынках капитала.
41 Успешность размещения международных облигаций широко признается не только внутри СНГ, но и со стороны авторитетных экспертов и изданий мирового уровня. В частности, 22 мая 2019 г. в Лондоне авторитетное издание «Global Capital» с 32-летним опытом успешной деятельности в сфере анализа международных финансовых рынков присвоило Узбекистану почетное второе место среди стран СНГ в рамках «Bond Awards 2019». Вместе с тем, суверенные международные облигации республики также демонстрируют положительную динамику на вторичных финансовых рынках. 10 мая и 14 июня 2019 г. международные рейтинговые агентства «S&PGlobalRatings» и «FitchRatings» подтвердили суверенный кредитный рейтинг Республики Узбекистан на уровне «ВВ-» (прогноз «Стабильный»). Такая котировка суверенных международных облигаций на мировых финансовых рынках служит свидетельством проведения стабильной экономической политики.
42 Более того, в мае 2019 г. Международный валютный фонд в отчете, посвященном анализу устойчивости Республики Узбекистан по долговым обязательствам, оценил риски, связанные с государственным долгом как «низкие», а способность обслуживания долгов как «сильную». При этом отмечается, что соотношение государственного долга Республики Узбекистан к ВВП, по оценкам МВФ, составляет всего 20,6% (при максимально допустимом 70%).
43 Укрепление фундаментальных основ экономического роста, повышение производительности факторов производства, диверсификация отраслей экономики, опора на стратегию вперед смотрящей политики (forward-lookingapproach) являются залогом продолжения успешных системных структурных реформ и эффективной налогово-бюджетной политики в целях обеспечения устойчивого развития экономики.

References

1. Strategiya dejstvij po pyati prioritetnym napravleniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godakh. Prilozhenie № 1 k Ukazu Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 07.02.2017 g. № UP-4947 // Vse zakonodatel'stvo Uzbekistana. URL. https: /nrm.uz/contentf?doc=491928_strategiya_deystviy_po_pyati_prioritetnym_napravleniyam_razvitiya respubliki uzbekistan_in 2017-2021 (prilojenie_n_1_k_ukazu_ prezidenta _ruz_ot_07_02 _2017_g_n_up-4947) (Data obrascheniya: 01.12.2019 g.)

2. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Strategy of actions along five priority directions of the development of Uzbekistan». «Narodnoe Slovo», 2017, February 8.

3. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Urgent measures on liberalization of the exchange rate policy». «Narodnoe Slovo», 2017, September.

4. Vsemirnyj bank. Stranovoj ehkonomicheskij byulleten' leto 2019 g. – Uzbekistan. Navstrechu novoj ehkonomike

5. Glaz'ev S.Yu. Osnova obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti strany − al'ternativnyj reformatsionnyj kurs // Voprosy ehkonomiki. 1997. № 1.

6. Doklad Mezhdunarodnogo valyutnogo fonda Perspektivy razvitiya mirovoj ehkonomiki − Vashington, 2014. URL https://www.imf.org/external/russian/index.htmhttp (Data obrascheniya: 09.07.2019 g.).

7. Ziyadullaev U.S. Imperativy obespecheniya natsional'noj bezopasnosti v usloviyakh integratsii ehkonomiki Uzbekistana v mirovoj rynok kapitala // Vestnik RUDN. Seriya Ehkonomika. 2018. № 1. S.125-139.

8. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. 25 let SNG i evrazijskie integratsionnye proekty: ozhidaniya, razocharovaniya i perspektivy // Ehkonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. 2017. № 2 (77). S. 123-136.

9. Islamov B.A., Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S., Islamov D.B. Liberalization of policies of exchange rates: international experience and lessons for Uzbekistan / Liberalizatsiya politiki obmennogo kursa: mezhdunarodnyj opyt i uroki dlya Uzbekistana // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2018. № 1. S. 87-94.

10. Sotsial'no-ehkonomicheskoe polozhenie Respubliki Uzbekistan za yanvar'-dekabr' 2018 g. / Doklad UzGoskomstata // UzGoskomstat, Tashkent, 2019.

11. Spartak A.N. Sovremennye transformatsionnye protsessy v mezhdunarodnoj torgovle i interesy Rossii. // M. VAVTMEhRRF. 2018. 56 s.

12. Sodruzhestvo nezavisimykh gosudarstv v 2018 g. / Statisticheskij ezhegodnik. MGSK SNG // M. 2019. 612 c.

13. Talipova N.T. Voprosy obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti ustojchivogo razvitiya Respubliki Uzbekistan // Problemy rynochnoj ehkonomiki,. 2018. № 3. S. 43-48.

14. Aizenman J., Chinn M., Ito N. Assessing the Emerging Global Financial Architecture: Measuring the Trillema's Configuration over Time // NBER Working Paper No 14553, 2008.

Comments

No posts found

Write a review
Translate