Tax reform in the Republic of Uzbekistan: the approaches used and their compliance with the criteria developed by leading schools of economic thought
Table of contents
Share
Metrics
Tax reform in the Republic of Uzbekistan: the approaches used and their compliance with the criteria developed by leading schools of economic thought
Annotation
PII
S020736760010591-9-1
DOI
10.31857/S020736760010591-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
А. Rassulev 
Affiliation: Tashkent State Economic University
Address: Uzbekistan, Tashkent
S. Voronin
Affiliation: Institute of Fiscal Studies under the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan
Address: Uzbekistan, Tashkent
Z. Muhitdinov
Occupation: post-graduate at the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Uzbekistan
Affiliation: Academy of Public Administration under the President of the Republic of Uzbekistan
Address: Uzbekistan, Tashkent
Edition
Pages
75-85
Abstract

The article discusses the methodological approaches to taxation used in the process of reforming the tax system of the Republic of Uzbekistan. The approaches have been evaluated in terms of meeting the criteria developed by leading schools of economic thought. A number of proposals have been worked out to improve the classification of taxes and mandatory payments, as well as of some fiscal instruments being applied within the republic.

Keywords
leading schools of economic thought, taxation concepts, tax burden, tax system, tax classification, taxation tools
Received
03.06.2020
Date of publication
14.08.2020
Number of purchasers
21
Views
600
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1 Ключевой задачей реформы налогообложения, проводимой в Республике Узбекистан, является обеспечение экономической стабильности в стране, создание благоприятных условий для предпринимательства и наращивания доходов государственного бюджета.
2

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая 8 января 2020 г. на видеоселекторном совещании, отметил, что главная цель налоговой реформы состоит в том, чтобы обеспечить экономическую стабильность в этом и последующих годах. Для этого необходимо поддерживать предпринимательство и поступательно наращивать доходы бюджета1.

1. Мирзиёев Ш: Наш единственный путь – увеличивать число предпринимателей, реализовать деловой потенциал людей. Источник: >>>
3 Внесенные за последние годы изменения в налоговом законодательстве оказывают существенное влияние как на деятельность юридических и физических лиц, так и на формирования средств Государственного бюджета. Оценить эффективность реализованных мер в полной мере можно будет только через достаточно длительный период времени, не менее 2-3 года. В краткосрочной перспективе целесообразно сопоставить базовые принципы проведенной реформы налогообложения и критерии ведущих научных школ в этой сфере деятельности. Это позволит устранить имеющиеся недостатки в создаваемой новой налоговой системе, произвести «отладку» и «настройку» инструментов налогообложения, нацелить их на решение ключевых задач и достижение установленных приоритетов развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.
4 Опыт развития мировой экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показал, что фискальные механизмы многих стран оказались совершенно непригодными к действию в условиях чрезвычайной ситуации, требующей принятия оперативных и действенных мер реагирования со стороны государства. Правительствам ряда стран приходилось многократно вмешиваться в систему государственного регулирования экономики, вводя налоговые льготы, отменяя или снижая ставки налогов, списывая долги по налогам, страховым взносам и штрафным санкциям хозяйствующих субъектов. Период постепенного снятия вынужденных ограничений и посткоронавирусный этап экономического развития должен сопровождаться созданием гибких, эффективных фискальных стимулов, которые должны нацеливать всех хозяйствующих субъектов на переход к новому типу экономики, характеризующейся ресурсосбережением, высокой конкурентоспособностью, экологичностью, безопасностью для человека, а самое главное – достойной оплатой труда занятых работников.
5 Процесс совершенствования налоговых отношений непрерывен. Успех налоговых преобразований определяется научной обоснованностью системных преобразований. Исторический промежуток времени между различными этапами налоговых преобразований «зависит от степени соответствия экономическому базису используемой системы налогообложения на момент проведения реформы налогообложения».
6 На наш взгляд, методические и практические положения любой налоговой системы должны исходить из установленных научно-методологических основ и принципов налогообложения, а также целей экономической политики страны на соответствующем этапе своего развития. От выбора обоснованных методологических основ налогообложения и соответствующих налоговых механизмов во многом зависит эффективность мер по совершенствованию системы налогообложения в целом.
7 Исследование развития научных основ налогообложения показало, что за последние столетия в этой сфере использовались такие концепции ведущих экономистов, как «теория обмена», «теория обмена эквивалентов», «теория удовлетворения коллективных потребностей», «теория удовлетворения общественных потребностей». Их объединяло одно общее утверждение о том, что налоги – это плата налогоплательщиков за услуги государства (суммарная величина налогов должна быть эквивалентной ценности услуг государства)2.
2. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. // Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1. // М: МП «ЭКОНОВ», 1993; Нитти Ф. Основные начала финансовой науки // М.: 1904; Эрхард Л. Благосостояние для всех // М.: Начала-Пресс: 1991 и др.
8 В то же время, в теории налогообложения сложилось и другое направление, в котором «налоги» и «государственное фискальное регулирование» является «злом», которое должно быть максимально сокращено3. К этому направлению относится современная теория «экономики предложения», инструменты которой использовались в период после ослабления действия кейнсианских подходов.
3. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Избранное. Д. Рикардо; (пер. с англ.; предисл. П.Н. Клюкина) // М.: Эксмо, 2007. (Антология экономической мысли)
9 Перед тем, как сделать обоснованный выбор научной теории и соответствующих механизмов налогообложения, для начала налогоплательщикам и государству (обществу) нужно определиться и найти компромисс по такому важному, стратегическому вопросу: что страна хочет получить в результате реформы налогово-бюджетной политики – страну «тружеников» или преимущественно «иждивенцев»4?
4. Воронин С. Методы сокращения бедности в Узбекистане // М: Общество и экономика. 2020. №4. С.104-105.
10 Если «принимается первый путь, то нужно серьезно работать над созданием наиболее благоприятных условий для работников коммерческого сектора (в особенности – производственных отраслей, транспорта, связи). В этом случае через стимулирующие налоговые и иные механизмы необходимо направить энергию трудоспособных граждан именно в эту сферу экономики. Если выбирается второй путь, то в этом случае идеи обычно нацелены на то, как можно больше взять дохода у коммерческого сектора и перераспределить его в пользу граждан, получающих доходы из бюджета и государственных целевых фондов, нередко забывая об эффективности использования средств».
11 Выбор крайности при осуществлении любого из этих двух направлений может привести к негативным тенденциям в социально-экономическом развитии общества (либо чрезмерное доминирование рыночных отношений во всех сферах жизни, потеря взаимовыгодных отношений между поколениями людей, либо – централизованное распределение дефицитных ресурсов, что было в условиях плановой экономики).
12 Оптимальный путь, на наш взгляд, может заключаться в следующем: создавая максимально благоприятные условия для развития коммерческого сектора экономики не забывать о долге бизнеса перед обществом, выполнение которого заключается в формирование ресурсов, необходимых для выполнения рациональных функций государства, достойной жизни пенсионеров, инвалидов, детей, а также других получателей бюджетных средств. Это сложная, но вполне выполнимая задача. В зависимости от состояния и развития экономики данная задача должна решаться поэтапно в зависимости от установленного компромисса в обществе между различными слоями граждан, между бизнесом и государством.
13 Если мы выбираем оптимальный путь совершенствования налогообложения («стимулирование тружеников коммерческого сектора»), то преимущественно нужно использовать принципы и механизмы, вытекающие из «теории обмена» и ее более поздних направлений («теория эквивалентов» и т.д.). Ключевое утверждение этой теории состоит в том, что сумма всех налогов, оплаченных налогоплательщиками, должна быть эквивалентной суммарной ценностью услуг государства для налогоплательщиков – не вызывает сомнений5. При соблюдении этого принципа подавляющая часть налогоплательщиков будет оплачивать причитающиеся налоги и сборы.
5. Эрхард Л. Благосостояние для всех // М.: Начала-Пресс: 1991.
14 Исследование научных основ налогообложения и их использование при проведении налоговых реформ в Узбекистане позволило обнаружить следующие закономерности.
15 Селигмен Б.6, представитель «теории обмена» в поздних ее вариантах, предлагал в начале развития экономики использовать пропорциональную систему налога на доходы физических лиц, а после этого – внедрять прогрессивную шкалу. В Узбекистане с 1 января 2019 г. осуществлен переход к плоской шкале НДФЛ при ставке 12%, что, на наш взгляд, вполне обоснованно. Преждевременное использование прогрессивной шкалы привело к росту неофициальной деятельности и потере значительных бюджетных средств.
6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли [Текст] : Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья акад. А. М. Румянцева [и др.] // Москва, Прогресс, 1968.
16 Рикардо Д.7, представитель классической школы, отмечал, что налогами должны облагаться в первую очередь предметы роскоши и выдвинул идею необлагаемого минимума. В Узбекистане в ходе реформы налогообложения с 1 октября 2019 г. были отменены льготы по НДС на 9 видов продовольственной продукции первой необходимости. Кроме того, с 1 января 2019 г. отменен необлагаемый минимум при исчислении НДФЛ. Можно предположить, что повышение цен на продовольственные товары первой необходимости, которое имеет место в результате реформы НДС, будет скомпенсировано снижением ставки НДФЛ до 12% и отменой страховых взносов граждан с заработной платы в размере 8%.
7. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Избранное, (пер. с англ.; предисл. П.Н. Клюкина) // М.: Эксмо, 2007. (Антология экономической мысли)
17 На наш взгляд, налоговая система Узбекистана после принятия Концепции совершенствования налоговой политики, введения с 1 января 2019 г. в сфере налогообложения кардинальных мер в этой сфере, а также реализации с 1 января 2020 г. Налогового кодекса в новой редакции находится на этапе трансформации используемых механизмов налогообложения.
18 По мнению специалистов Министерства финансов Республики Узбекистан, проводимая в 2018-2019 гг. в экономике страны налогово-бюджетная политика характеризуется как экспансионистская фискальная политика с нарастающим дефицитом консолидированного бюджета в размере около 1,4% к ВВП - в 2019 г. и 0,5% – в 2018 году, который покрывается внешними заимствованиями и выпуском государственных ценных бумаг (без учета периода развития страны в условиях распространения коронавирусной пандемии)8.
8. Ожидаемые макроэкономические показатели на конец 2019 года. >>>>
19 Методологические подходы, используемые в Узбекистане, постепенно склоняются в сторону либерального направления. В результате реализации данной стратегии по итогам 2019 г. в стране имеет место опережающий рост расходов Госбюджета над его доходами, а также – растет внешний долг. В связи с этим, можно согласиться с мнением, что действующую в настоящее время в республике фискальную политику можно охарактеризовать как экспансионистскую».
20 В то же время, целесообразность проведения экспансионистской фискальной политики в условиях нарастающей инфляции (свыше 10% ежегодно) вызывает большое сомнение. Более обоснованным было бы использовать механизмы рестриктивной (сдерживающей) фискальной политики, предполагающей сокращение государственных расходов и повышение налоговой нагрузки на крупные предприятия, которая за последние годы была чрезмерно сокращена.
21 Современная система налогообложения включает в себя различные положения и элементы различных научных школ (неоклассической, кейнсианской и др.). В то же время, ныне в большей степени стали использоваться налоговые инструменты, которые соответствуют либеральным неоклассическим подходам.
22 На экономику страны негативное влияние оказывает ежегодная индексация ресурсных налогов, рост арендной платы за нежилые помещения для предпринимателей, повышение цен на электроэнергию и другие базовые товары и услуги. Широкое распространение на отрасли экономики и сферы деятельности механизма начисления НДС (от производства сырья до реализации конечной продукции) обернулось ростом цен на товары народного потребления и услуги населению, что сократило платежеспособный спрос на потребительском рынке и стало сдерживающим фактором для расширения производства. Это также усилило диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности, между потребительскими ценами и размером среднемесячной заработной платой. В настоящее время правительство республики поэтапно отменяет государственные закупки на хлопок-сырец и другие виды сельскохозяйственной продукции, осуществляет либерализацию ценообразования на продукцию сельского хозяйства, надеясь достигнуть паритетного, справедливого обмена между городом и селом. На наш взгляд, реализация этой меры не позволит в полной мере достичь ожидаемых результатов.
23 Действие фискальной политики в краткосрочной перспективе должно быть направлено на сдерживание уровня инфляции, сокращение давления на рост потребительских цен, снижение сферы теневой экономики и расширение занятости, расширение доступа занятых работников и лиц, получающих доходы из бюджета, к товарам и услугам, включенным в потребительскую корзину, медицинским и образовательным услугам (увеличиваясь поэтапно по мере роста реальных доходов населения).
24 Для реализации этих целей в среднесрочной и долгосрочной перспективе целесообразно внести определенные корректировки в действующие инструменты налогообложения, вытекающие из научно-методологических положений и практического опыта стран, использующих социально-ориентированную концепцию развития. В частности, отдельные подходы, вытекающие из теории общественных (коллективных) потребностей (теории обмена), можно использовать при совершенствовании классификации налоговых платежей.
25 Необходимо отметить, что в налоговом законодательстве до настоящего времени недостаточное внимание уделяется вопросам улучшения классификации налоговых платежей и их учета при ценообразовании, что искажает расчеты уровня налоговой нагрузки на деятельность предприятий и отраслей экономики. В Налоговом кодексе в новой редакции классификация налогов и сборов представлена слишком в обобщающем виде (представлено всего лишь две группы: налоги и сборы).
26 В целях повышения качества расчетов налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующих субъектов большое значение имеет группировка налогов и обязательных отчислений по признакам «регулярности» выплаты налогов и «делимости» предоставляемых государством общественных услуг. Среди экономистов до настоящего времени пока еще нет единого мнения о том, какие налоги и платежи можно отнести к вышеперечисленным группам.
27 На наш взгляд, в целях изучения уровня налогообложения по отраслям экономики и отдельным предприятиям целесообразно осуществлять группировку налоговых и других обязательных платежей по следующим укрупненным группам: Налоги; Отчисления и взносы; Сборы и государственные пошлины. По каждой из этих групп следует четко определить их экономическую сущность (Табл.2). При этом название налога, отчисления, взноса или сбора должно вытекать из его специфической функции.
28

Таблица 1

Группировка налогов и других платежей по признакам «регулярности» выплаты и «делимости» услуг, предоставляемых государством

группы Наименование Характеристика
1 Налоги - это регулярные обязательные платежи за общественные «неделимые» блага или услуги, предоставляемые государством всем гражданам страны без учета их вклада в создании национального богатства. Граждане на безвозмездной основе пользуются этими услугами либо сразу при рождении, либо по мере наступления определенных обстоятельств, установленных государством. При ценообразовании эти расходы налогоплательщиков предлагается учитывать в валовой прибыли.  
2 Отчисления и взносы - это регулярные платежи за использование в коммерческих и некоммерческих целях человеческих, земельно-водных и других общественных благ. При ценообразовании данные расходы налогоплательщиков предлагается учитывать в себестоимости продукции.
3 Сборы и государственные пошлины - это единовременные платежи за услуги государства индивидуального характера, предоставленные физическим и юридическим лицам, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий со стороны представителей государственных интересов в качестве компенсации за оказание данных услуг (например, платежи при оформлении документов и выдачу разрешений и др.). Расходы предприятий по этим услугам предлагается учитывать в себестоимости продукции.

Источник: подготовлено авторами.

29 Учитывая, что все расходы консолидированного Госбюджета в цивилизованной экономике должны осуществляться ради налогоплательщиков, отдельных категорий иждивенцев, а также в целях реализации утвержденных приоритетов социально-экономического развития страны, то правительству целесообразно определиться: какие расходы юридических и физических лиц должны возмещаться за счет их доходов (прибыль, зарплата, дивиденды), а какие - за счет затрат предприятий, или иных средств. Это позволит создать условия для обоснованного определения уровня налоговой нагрузки на коммерческую деятельность предприятий и отраслей экономики.
30 В зависимости от того, в какой группе находится соответствующий налог или обязательный платеж, должно меняться и его место при ценообразовании. По каждой из этих налоговых групп предлагается устанавливать предельный уровень налоговой нагрузки по виду деятельности или по отрасли экономики. В этом случае, можно будет на практике применить идею известного экономиста А. Лаффера9, представителя «теории экономики предложения», о необходимости установления предельно допустимого уровня налогообложения на предприятие и отрасль. Введение данной меры будет способствовать сокращению сферы теневой экономики.
9. Лаффер А., Сеймур Дж. Экономическая теория уклонения от налогов. 1979.
31 Если обязательный платеж (налог) вносится за предоставление государством «неделимых» услуг, то расходы хозяйствующего субъекта на его уплату должны возмещаться за счет валовой прибыли. Если платеж осуществляется за конкретный предоставленный налогоплательщику общественный ресурс (недра, земельно-водные ресурсы, человеческий потенциал и др.), то эти расходы должны возмещаться за счет себестоимости производимой продукции или оказываемых услуг. Расходы налогоплательщика по оплате финансовых санкций должны осуществляться только за счет его прибыли. Эти положения необходимо включить в правила ценообразования при учете оплаты услуг государства, а также в Налоговый кодекс в новой редакции, действующий с 1 января 2020 года.
32 Нахождение и поддержание баланса в доходах и расходах государственного бюджета, юридических и физических лиц позволит создать благоприятные условия для достижения целей социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе (в том числе – повышение энергоэффективности и сокращение материалоемкости выпускаемой продукции, снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, улучшение климата, стимулирование инновационного развития, расширение экспорта продукции с высокой степенью обработки и др.).
33 В условиях действия предлагаемой классификации появится возможность использовать дифференцированные ставки налогов и обязательных платежей в зависимости от сроков их действия, что позволит повысить эффективность действующих налоговых инструментов.
34 Ставки налогов за предоставление налогоплательщикам неделимых услуг предлагается устанавливать на срок 10-20 лет, а ставки обязательных отчислений и взносов, сборов и государственных пошлин, а также таможенных пошлин – устанавливать ежегодно или на 3 года. При использовании данного подхода у государства появится возможность оперативно влиять на финансовое состояние тех предприятий и отраслей экономики, деятельность которых во многом зависит от динамики мировых цен на экспортируемое сырье, импортируемые материалы и комплектующие изделия (т.е. – от действия внешних и форс-мажорных факторов).
35 Так, данная группировка налогов и обязательных платежей, а также предлагаемый механизм установления ставок, позволит использовать плавающие инструменты налогообложения для компенсации дополнительных расходов крупных налогоплательщиков, что важ в условиях о в условиях распространения коронавирусной пандемии и ее повторных вспышек (например, корректировка ставок отчислений и взносов за использование земельно-водных ресурсов и недр).
36 Предлагаемую группировку налоговых платежей целесообразно использовать при определении пороговых (предельных) показателей налоговой нагрузки в разрезе отраслей экономики (корректировки ставок), разработки мер по повышению эффективности налогово-бюджетной политики и усилению стимулирующей роли налогообложения в структурных преобразованиях, регулировании ценообразования на продукцию субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов, анализе уровня рентабельности на микро- и мезоуровнях.
37 Внедрение предлагаемой группировки налогов, обязательных отчислений, сборов и пошлин вытекает из положений «теории обмена эквивалентов» и направлена на нахождение «компромисса» между налогоплательщиками и государством в условиях рыночной экономики.
38 В краткосрочной перспективе необходимо продолжить работу по сокращению барьеров, имеющихся в налоговом законодательстве и сдерживающих развитие малого, среднего и крупного предпринимательства, в особенности тех предприятий, которые функционируют в сфере материального производства.
39 Ядром коммерческой сферы является реальный сектор, в частности – промышленность и ее базовые отрасли, транспортная сфера, сельское хозяйство. В сфере промышленности наибольшую важность для экономики имеет развитие сырьевых отраслей, энергетики, химической и нефтехимической сферы. Их устойчивое развитие создает предпосылки для развития других отраслей экономики, создающих налоговых потенциал для Государственного бюджета.
40 В целях расширения базы налогообложения, создания новых источников для формирования бюджетных средств, предлагаются следующие меры:
41 1. Для сокращения теневой занятости необходимо создать условия для повышения стимулирующей роли оплаты труды в коммерческом секторе экономики. Это можно сделать при помощи внедрения эффективного механизма обязательного медицинского страхования (ОМС). Правительством уже предусматривается внедрить данный механизм в 2021 году. На начальном этапе источниками средств ОМС могут являться поступления от части акцизного налога, НДФЛ и ЕСП. В дальнейшем с 2022 года следует ввести специальные страховые отчисления от заработной платы занятых работников (по аналогии функционирования принципа солидарности при страховании физических лиц, как это работает в Германии).
42 2. Активизировать учебный процесс, направленный на привитие практических навыков расчета и уплаты НДС как налоговыми инспекторами, так и бухгалтерами, обслуживающими малые и средние предприятия. В особенности это касается хозяйствующих субъектов, занятых в сельскохозяйственном производстве, в сфере услуг, туризма, транспорта и других секторов (при помощи технических средств – интернет, телевидение и другие интерактивные методы обучения).
43 3. Пересмотреть ставки налога на имущество юридических лиц в связи с переходом на налогообложение от кадастровой стоимости на рыночную стоимость имущества.
44 4. В связи с проводимой в настоящее время приватизацией земельных участков пересмотреть механизмы обложения юридических и физических лиц земельным налогом.
45 5. Осуществить гармонизацию ставок акцизного налога на отечественную и импортируемую продукцию в связи с усилением интеграционных процессов.
46 6. Предусмотреть проведение поэтапной отмены таможенных пошлин и льгот по ним в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности.
47 7. Оптимизировать размер годового «порога» предприятий при выборе режима налогообложения с учетом уровня инфляции.
48 8. Предусмотреть разработку мер, обеспечивающих устойчивость формирования бюджетных средств в условиях распространения в мире коронавируса и нестабильности мирового рынка энергоресурсов (поддержка добросовестных налогоплательщиков, выявление надежных источников финансирования мер, направленных на недопущение возникновения эпидемий, возмещения ущерба от стихийных бедствий и др.).
49 Принятие вышеперечисленных мер позволит создать дополнительные возможности для активизации инвестиционной деятельности, расширения занятости в сферах малого, среднего и крупного бизнеса, противодействия внешним шокам и вызовам, и на этой основе, обеспечить устойчивые темпы роста поступлений средств в Государственный бюджет.
50 В среднесрочной перспективе в условиях посткоронавирусного развития целесообразно создавать налоговые условия, способствующие сокращению темпов роста поступлений по прямым налогам, повышению темпов – по ресурсным налогам и налогу на имущество. Перемещение части налоговой нагрузки с производственного сектора на сферу потребления (например, через налог на имущество физических лиц и акцизного налога) будет способствовать сокращению влияния налогов на рост оптово-отпускных цен в промежуточных отраслях, что скажется на сокращении «инфляции затрат». Для этого целесообразно осуществить реформу механизма исчисления ресурсных налогов и налога на имущество, направленную на повышение его справедливости, эффективности и усиления значимости для формирования бюджетных средств.

References

1. Laffer A., Sejmur Dzh. Ehkonomicheskaya teoriya ukloneniya ot nalogov. 1979.

2. Mirziyoev Sh. Nash edinstvennyj put' – uvelichivat' chislo predprinimatelej, realizovat' delovoj potentsial lyudej. Istochnik: https://www.gov.uz/ru/news/view/25840

3. Nitti F. Osnovnye nachala finansovoj nauki // M.: 1904; Ehrkhard L. Blagosostoyanie dlya vsekh // M.: Nachala-Press: 1991 i dr.

4. Rikardo D. Nachala politicheskoj ehkonomii i nalogovogo oblozheniya / Izbrannoe. (per. s angl.; predisl. P.N. Klyukina) // M.: Ehksmo, 2007. (Antologiya ehkonomicheskoj mysli)

5. Smit A. Issledovaniya o prirode i prichinakh bogatstva narodov / Antologiya ehkonomicheskoj klassiki. V 2-kh tomakh. T.1 // M: MP «EhKONOV». 1993.

6. Seligmen B. Osnovnye techeniya sovremennoj ehkonomicheskoj mysli [Tekst] : Per. s angl. / Obsch. red. i vstup. stat'ya akad. A. M. Rumyantseva [i dr.]. // Moskva : Progress, 1968.

7. Ehrkhard L. Blagosostoyanie dlya vsekh // M.: Nachala-Press: 1991.

8. Ozhidaemye makroehkonomicheskie pokazateli na konets 2019 goda. https://www.mf.uz/home/o-ministerstve/press-sluzhba/minfin-news/4699.html.

Comments

No posts found

Write a review
Translate