System phenomenon as a way of development of Russian civilization
Table of contents
Share
Metrics
System phenomenon as a way of development of Russian civilization
Annotation
PII
S020736760010585-2-1
DOI
10.31857/S020736760010585-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pol Savchenko 
Affiliation: Institute of Economics, RAS
Address: Russian Federation
Edition
Pages
5-15
Abstract

The article reveals the concept of the System as a type and a method of development of Russian civilization. The problems of balancing the whole and the parts at the macro-, meso- and micro-levels are considered. Of key importance is the analysis of the role of individual as a factor of production and a reservoir of human capital.

Keywords
system, civilization, types of systems, model of the system, human capital, convergence, sustainable and dynamic development of Russia
Received
04.06.2020
Date of publication
14.08.2020
Number of characters
29134
Number of purchasers
3
Views
48
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
704 RUB / 14.0 SU
All issues for 2020
6758 RUB / 135.0 SU
1 Феномен Системы позволяет исследовать взаимодействие целого и частей, вертикальных и горизонтальных структур, развитие социально-экономических связей между людьми, социальными группами и хозяйственными субъектами российской цивилизации в постиндустриальный период. «Россия – это не просто страна, − отметил Президент РФ В. Путин – это отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий»1.
1. Выступление Президента РФ В. Путина на телеканале «Россия 1» 17.05.2020. www.iz.ru
2 Система как способ развития цивилизации, с одной стороны, раскрывает воздействие развития одного звена на многообразное целое, а с другой стороны, развитие целого создает условия для развития его частей. Система как целое объединяет вертикальные и горизонтальные отношения на макро-, мезо- и микроуровне – формальные и неформальные, экономические, социальные, административные, корпоративные, культурные и т.д. В Системе есть механизмы и институты, обеспечивающие ее целостность, – единый рынок, государство, институты гражданского общества и т.д.
3 Система интегрирует экономическую, социальную, политическую, нравственно-духовную и семейно-бытовую подсистемы, поэтому они действуют как части единого целого. Каждая из них имеет свой коридор, свои институты, систему управления, субъекты и объекты2. Фундаментальной основой Системы является экономическая подсистема.
2. Система страны является сложной, открытой и нелинейной. Как сложная система, она состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимозависящих объектов и субъектов. Как открытая система она взаимодействует с глобальным миром. Как у нелинейной системы у нее могут быть устойчивые и неустойчивые состояния. (См.: Садовский В.Н. Людвиг фон Берталанфи и развитие системных исследований в ХХ веке / Системный подход в современной науке // М.: Прогресс-Традиция. 2004. С. 10-11.)
4 В Системе особое место занимает человек, его интеллект и творческий потенциал. Функции человека в Системе развиваются по мере того, как он перестает быть придатком машины и становится главным фактором нового качества экономического роста. Функции человека как субъекта социально-экономических отношений в Системе становятся многообразными по мере усложнения механизма функционирования социально-экономических отношений и возрастания социальных факторов экономического роста в Системе.
5 Система как способ развития цивилизации прошла путь от формального к реальному этапу развития. Эмбриональный, формальный этап начался в доиндустриальном обществе, получил развитие при переходе к индустриальному этапу, когда в экономике сложился комплекс, охватывающий корпорации и государство, и появилась новая система управления. Реальный этап развития Системы сформировался при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу развития общественного характера процесса производства, когда происходят качественные и количественные изменения целого и его частей − в экономическом росте, технологическом укладе и социальном тренде развития общества. Усложняются институциональные отношения, состав и содержание форм собственности, социальная структура общества, происходит интеграция рыночных и нерыночных начал, государства и гражданских форм политической деятельности и т.д.3
3. См.: Смешанное общество. Российский вариант / под ред. Л. Никифорова // М.: Наука, 1999. С. 71-73.
6 Реальная, сформированная Система становится фактором роста, дает большой мультипликативный эффект. Интеллект и творческий потенциал человека становятся главными факторами экономического роста.
7 В условиях турбулентности и преодоления последствий пандемии коронавируса в исследовании феномена Системы особое место занимает проблема ее устойчивости.
8 Устойчивость развития становится требованием не только количественного роста, но и отражением адекватности этому росту сложившейся многослойной структуры Системы. Если структура устарела или находится в состоянии неопределенности, то устойчивого развития не получится. Отсюда вытекает необходимость сбалансированного экономического роста.
9 Системе нужна устойчивость действующей конструкции, но, в то же время, необходимо совершенствовать механизмы развития. Иногда они противоречат друг другу (например, свобода и справедливость, план и рынок, монополия и конкуренция, прибыль и вознаграждение за труд и т.д.), но нужно их сбалансировать. В этом сложность поиска институциональных норм регулирования, адекватных решению этих задач развития Системы.
10 Устойчивость развития Системы всегда относительна, ее условием является сбалансированность вертикальных и горизонтальных отношений во всех подсистемах. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 15.01.2020 отмечается: «Мы должны создать систему прочную, надежную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества»4.
4. >>>>
11 В исследовании Системы как способа развития цивилизации особое место занимает человек, который, с одной стороны, выступает как главная производительная сила, а с другой стороны, − как субъект социально-экономических отношений, как фактор производства и человеческий капитал, как субъект экономики и общества, как эгоист и альтруист.
12 Человек − это своего рода микросистема, в которой, как в зародыше, представлены все сегменты, все аспекты развития Системы5. Человек, находясь на пересечении сил взаимодействия между подсистемами и Системой в целом, выступает как ядро Системы. Известно, что в ядре всякой системы концентрируется энергия ее развития, осуществляются функции обобщения, интеграции и управления. Все подсистемы в Системе рассматриваются как сферы деятельности человека как субъекта экономических, социальных, политических, нравственно-духовных и семейно-бытовых отношений 6.
5. Проблемы человека рассматриваются в работах: Автономов В.С. Модели человека в экономической науке // СПб.: Эконом. школа, 1998; Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Индивидуум & государство: экономическая дилемма // М.: Изд-во «Весь мир», 2013; Капелюшников Р.И. Экономические очерки: методология, институты, человеческий капитал // М.: Изд. дом ВШЭ, 2016; Ольсевич Ю.Я. Психологические основы экономического поведения // М.: ИНФРА-М, 2009; Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / Под ред. Горшкова М.К., Петухова В.В. // М: Изд-во «Весь Мир», 2017; Савченко П.В. Очерки о социально-экономической Системе России: человек как вектор развития // М.: ИНФРА-М, 2016; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме / работы разных лет // М.: Политиздат, 1989 и др.

6. Существуют различные трактовки человека. В неолиберальной трактовке интересы человека – это D-T-D́. В этих условиях человек рассматривается как «изобретательный, испытывающий ограничения, имеющий ожидания, оценивающий, максимизирующий человек». (См.: Автономов В.С. Модели человека в экономической науке // СПб.: Эконом. школа, 1998. С. 42.) В соответствии с либеральной трактовкой человек в рыночной экономике рассматривается как человеческий капитал. «Страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, - отмечает В. Мау, - получит мощное преимущество в современном мире». (См.: Мау В.А. Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности // М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. С. 372.)
13 Исследование человека как ядра Системы раскрывает перспективы развития цивилизации на этапе перехода от потребительского общества к гуманитарному обществу, где культура и интеллект становятся основой развития потребностей человека7. Потребности человека будут все время возрастать по мере того, как его интеллект, знания и творческий потенциал станут главными факторами развития общества. Система как способ развития цивилизации, в известной мере, дает ответ на вопрос о будущем развитии общества.
7. См.: Бодрунов С.Д. К вопросу о ноономике // Экономическое возрождение России, 2019, № 1. С. 7-8.
14 Система как способ развития цивилизации раскрывает развитие социально-экономических отношений в постиндустриальный период в условиях формирования нового технологического уклада, связанного с инновационной и цифровой экономикой, роботизацией и искусственным интеллектом.
15 Теоретические аспекты исследования феномена Системы неразрывно связаны с методологией исследования особенностей российской цивилизации. Методология исследования дает возможность разграничить общие и идентичные особенности российской Системы 8, позволяет сделать вывод, что тип Системы устойчив. Тип Системы определяет ее внутреннюю структуру с разной степенью зависимости ее элементов от центра и многообразием связей между элементами, с разной степенью их автономности.
8. Методология исследования феномена Системы использовалась при подготовке учебника «Национальная экономика» (под ред. П.В. Савченко. 5-е изд-е, перераб. и доп. // М.: ИНФРА-М, 2018.)
16 Исторически сложились два типа Системы в развитии цивилизации – с превалированием вертикальных или горизонтальных методов управления. Особенностью первого типа Систем является преобладание централизованных, административных методов управления, а второго типа – преобладание рыночных, демократических методов управления. В Системах первого типа превалируют вертикальные отношения, а в Системах второго типа – горизонтальные отношения. Объединение целого и частей в Системах первого типа осуществляет, преимущественно, государство, а в Системах второго типа – преимущественно, свободный рынок. В каждой суверенной стране складывается модель Системы с учетом ее идентичных особенностей. Формы и системы управления модели Системы могут изменяться с течением времени.
17 Российская Система исторически сложилась как модель первого типа Системы, с превалированием вертикальных отношений, с авторитарными методами управления, что связано с историей российской цивилизации, самодержавия и особенностями развития капитализма после отмены крепостного права. Авторитарная Система сохранялась на протяжении длительного исторического периода.
18 После свержения самодержавия в феврале 1917 г. появилась возможность замены вертикального типа Системы на горизонтальный, демократический тип. Легитимно решить вопрос об изменении формы правления могло Учредительное собрание, избранное на основе демократических принципов (многопартийной системы, всеобщих, прямых и равных выборов). Но после свержения Временного правительства в октябре 1917 г. Учредительное собрание было разогнано. В результате предоставленный историей для России шанс изменения типа Системы не был реализован. Вертикальная, авторитарная Система сохранилась в иной форме: вместо самодержавия – диктатура пролетариата, советская власть. Она существовала до периода развала Советского Союза, ликвидации советской социалистической модели развития Системы.
19 После развала Советского Союза и советской социалистической модели Системы в результате рыночных реформ и социально-экономической политики, проведенных по либеральным лекалам, в России появилось смешанное общество. Оно возникло не путем естественного развития – обобществления производства, концентрации и централизации капитала, а вследствие «шоковой терапии», передела общенародной собственности на основе ваучерной приватизации и залоговых аукционов, появления новой элиты в обществе – олигархов и элиты государственного управления. В результате в России сложился государственно-олигархический капитализм. Возможно, это дает ответ на вопросы, почему в России существует противоречие между интересами финансовой олигархии и развитием реального сектора экономики, почему в системе управления не адаптируются стратегическое планирование и равная оплата за равный труд.
20 Все это оказало влияние на особенности развития смешанного общества в России, на интеграцию рыночных форм экономических укладов и институциональных норм их развития и оставшихся укладов и институциональных норм советского периода. Варианты этой интеграции во многом будут связаны с тенденцией развития Системы, ее вертикальных и горизонтальных структур. Существуют два варианта изменения структуры Системы – на основе усиления вертикальных или горизонтальных отношений. Неолиберальный вариант связывает его с усилением горизонтальных отношений Системы9. Альтернативный вариант предполагает усиление вертикальных отношений. Для России с учетом исторических идентичных особенностей ее цивилизации адекватно сохранение и укрепление вертикальных отношений Системы.
9. В современном обществе, как отмечает Дж. Стиглиц, важную роль играет укрепление горизонтальных отношений. В противном случае возможны социальные потрясения. (См.: Российская газета, 27.11.2019.)
21 В этой связи сложились две противоположных точки зрения. Одна из них состоит в том, что действующая Система, и прежде всего политическая подсистема, изжила себя, поэтому требуются радикальные, революционные изменения. Так, Г. Явлинский считает, что необходимо ликвидировать сложившуюся Систему, поскольку она исчерпала свои возможности и поставила Россию на край пропасти. По его мнению, «нынешняя система нереформируема», поскольку «у нее нет по-настоящему законных процедур»10. Согласно другой точке зрения совершенствование Системы надо осуществлять эволюционно, с помощью реформ, создания новых институтов, модернизации экономической и социальной политики. На наш взгляд, наиболее оправданно стремление к эволюционному развитию путем укрепления гражданского общества.
10. Выступление Г. Явлинского на радио «Свобода» 06.04.2011.
22 Эволюционное развитие возможно в смешанном обществе в России, поскольку оно не исключает конвергенцию позитивных сторон социализма и капитализма, свободы и справедливости11, функций человека как фактора производства и человеческого капитала. Создается интегрированная система управления, включающая государственное и рыночное регулирование.
11. См.: Гринберг Р.С. Свобода и справедливость: российские соблазны ложного выбора // М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012.
23 Дж. К. Гэлбрейт выделял общее в системе управления государства в СССР и США в постиндустриальный период: «Экономическая система, под какой бы формальной идеологической вывеской она ни скрывалась, в существенной своей части представляет собой плановую экономику». Он связывал с конвергенцией будущее развитие экономики – формирование «крупного комплекса, охватывающего корпорации и государство»12.
12. См.: Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество / в кн. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. Том IV.// М.: Мысль, 2004. С. 376-377, 381.
24 В России, как отмечал Е. Примаков, «формируется основа конвергентной модели общественного развития, объединяющей ценности социализма и либерализма. В центре этой модели – государство, которое своей деятельностью придает социальную ориентацию рыночной экономике»13. Эти идеи легли в основу успешной деятельности Е. Примакова на посту Председателя Правительства РФ по выводу страны из кризиса в 1998 г. Конвергенция не подрывает интересы национальной экономики России и ее суверенитет.
13. См.: Примаков Е.М. Мысли вслух // М.: Российская газета, 2011. С. 45.
25 В российской Системе доминирующее место занимает государство.
26 Известно, что существуют различные оценки доли государства в российской экономике. Например, по данным МВФ, вклад государства и госкомпаний в ВВП РФ достигает 70%14. По данным Министерства экономического развития РФ доля государства в ВВП приближается к 50%15. По различным экспертным оценкам, доля государства в ВВП России находится в диапазоне 26-41%16.
14. См.: >>>> .

15. См.: https:\\ rueconomics.ru; www.economy.gov.ru.

16. См.: Хубиев К. О роли государства в экономическом развитии // Экономист, 2017, № 2. С. 26.
27 Роль государства в Системе необходимо исследовать не только с количественной, но и с качественной стороны. Государство выполняет централизованные, авторитарные, властные функции в экономической, социальной и политической подсистемах. Государство как субъект рынка и субъект социальных отношений является организатором экономического, правового и социально-политического пространства для рыночных структур17.
17. См.: Смешанное общество. Российский вариант / под ред. Л.В. Никифорова // М.: Наука, 1999. С. 85.
28 В российской Системе государство выступает как субъект экономики, как партнер бизнеса. Государство гарантирует соблюдение институциональных норм хозяйственной деятельности, зафиксированных в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, законах и подзаконных актах. Они создают общие правовые предпосылки для взаимодействия государства и бизнес-сообщества в достижении общих целей.
29 Взаимодействие государства и бизнес-сообщества во многом зависит от модели, формы сотрудничества. При разработке этой модели в России можно использовать позитивный опыт КНР в осуществлении стратегического планирования. Например, контрактная система в КНР – это интегрированная форма стратегического планирования, которое осуществляет государство, и рыночного регулирования. Контрактная система обеспечивает баланс интересов и доверие субъектов государства и бизнеса при сохранении функций государства как гаранта устойчивого развития. В контрактной системе в КНР институты государства работают как гарант правовых, юридических норм функционирования частной собственности, эффективной деятельности бизнеса на внутреннем и внешнем рынках (получения прибыли), осуществления инвестиционных проектов, развития приоритетных секторов экономики, привлечения иностранных инвестиций.
30 Контрактная система сочетает позитивные стороны стратегического планирования и рыночного регулирования деятельности бизнес-сообщества. Это гибрид государственных и рыночных институтов, который создает комфортные условия для бизнеса на рынке и для функций государства в успешном развитии национальной экономики (банки развития, инвестиционные дотации, специальные фонды, налоговые и таможенные льготы).
31 Стратегическое планирование – важное условие устойчивого и динамичного развития экономики России. Но для этого нужно, чтобы оно заняло достойное место в системе государственного управления и были созданы институты его функционирования. Первые шаги в этом направлении предпринимаются, о чем свидетельствуют Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ» от 28.06.2014 № 172-ФЗ, национальные проекты, поддержка системообразующих предприятий, малого и среднего бизнеса, Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» № 69-ФЗ от 01.04.2020.
32 В соответствии с Федеральным законом «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» № 69-ФЗ от 01.04.2020 государство выступает гарантом шестилетнего моратория на изменение ставок налогов и регуляторных условий для инвестпроектов до 5 млрд руб., пятнадцатилетнего – для инвестпроектов от 5 до 10 млрд руб., двадцатилетнего – для инвестпроектов свыше 10 млрд руб. Для инвестпроектов свыше 10 млрд руб. предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, в которых, кроме налогового моратория, гарантируется также установление специальных тарифов на услуги естественных монополий, вывозных пошлин на срок от шести до 20 лет, квот на различные ресурсы, возмещение потерь инвесторам из госбюджета в случае изменения регулирования18. Предполагается, что механизм этого закона увеличит объем инвестиций до 30 трлн руб. преимущественно за счет средств бизнеса, находящихся на депозитах в банках19. Реализация этого закона будет во многом зависеть от преодоления противоречия между интересами финансовой олигархии и реального сектора экономики. В этом аспекте следует также рассматривать снижение ключевой ставки ЦБ, которое приводит к снижению ставок по кредитам для бизнес-сообщества.
18. www.kremlin.ru

19. Как отмечал на Московском финансовом форуме министр финансов РФ А. Силуанов, российский бизнес хранит на депозитах около 28 трлн руб. (Российская газета. 2019. 13 сент. С. 3.)
33 Система как способ развития цивилизации раскрывает место и роль социальных функций государства. Эти функции зафиксированы в Конституции РФ20. Исследование показывает, что социальные функции государства играют важную роль в развитии социального тренда.
20. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума, обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
34 Социальный тренд Системы выступает непременным условием нового качества экономического роста. Социальные аспекты не только поглощают плоды экономического развития, но и сами являются факторами экономического роста.
35 Развитие социального тренда в Системе непосредственно связано со сбалансированностью закона возмещения затрат на рабочую силу и закона распределения по труду, в соответствии с количеством и качеством труда человека. Сбалансированность этих законов, в конечном счете, влияет на повышение роли заработной платы как формы вознаграждения за труд и цены рабочей силы, обеспечение равной оплаты за равный труд, преодоление стагнации реальных располагаемых доходов населения, чрезмерной дифференциации доходов населения21, бедности.
21. По данным аналитиков банка Suiss, владельцами более ⅓ богатства всех российских домохозяйств являются 110 человек (См.: Российская газета, 11.10.2013.) В результате сложилось вопиющее неравенство в доходах населения. В России на долю 20% наименее обеспеченных в 2018 г. приходилось 5,3% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных − 46,9%. (Россия в цифрах. 2019 / Стат. сб.// М.: Росстат, 2019. С. 115, 126.)
36 Система как способ развития цивилизации имеет особое значение для исследования регионов России как частей целого, принимая во внимание огромную территорию, многонациональный и многоконфессиональный состав населения России и сложившийся разрыв в социально-экономическом развитии регионов.
37 85 российских регионов различаются по валовому региональному продукту на душу населения в 16,5 раз, а по фактическому конечному потреблению домашних хозяйств на душу населения – в 4,3 раза22.
22. Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019 / Стат. сб. // М.: Росстат, 2019. С. 476-479, 494-495.
38 Межрегиональная дифференциация среднедушевых денежных доходов по субъектам РФ достигает почти 5,3 раза, среднемесячной начисленной заработной платы − 3,9 раза, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума − более 5 раз23.
23. Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2017. // М.: Росстат, 2017. С. 141−142.
39 В России сложилась значительная межрегиональная дифференциация в обеспечении населения социальными благами. Из 85 регионов 72 − дотационные. Уровень бюджетного обеспечения госуслуг в десяти самых богатых регионах в 2017 г. был в 6,9 раза выше, чем в десяти самых бедных. Дотации из федерального бюджета частично сокращают этот разрыв, но он все равно остается значительным – в 3,1 раза24.
24. URL: www.gks.ru
40 Все это свидетельствует, что не работают механизмы, призванные обеспечивать развитие регионов как частей целого. Без этого нельзя решить проблемы равной оплаты за равный труд, обеспечения равнодоступности образования и здравоохранения для всего населения России, независимо от того, в каком регионе живет человек.
41 Состояние многих объектов здравоохранения, как отметил директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Л. Рошаль, «ниже плинтуса». Каждая седьмая детская поликлиника находится в аварийном состоянии, у 50% отсутствует горячее водоснабжение, у 40% − отопление, у 35% − канализация25.
25. См.: Независимая газета, 28.02.2020. С.4.
42 Это же отметил Председатель Правительства РФ М. Мишустин при посещении областной больницы скорой помощи 25.02.2020 г. в Кургане. Осмотрев это медицинское учреждение, он сказал, что ему стало стыдно за то, в каком состоянии находится больница26.
26. См.: https:\\www.rbk.ru
43 Эта ситуация проявилась особенно остро, когда страна оказалась перед лицом борьбы с пандемией коронавируса.
44 Аналогичные проблемы имеются в системе образования. Так, по данным обследования материально-технического состояния школ в 72-х регионах, проведенного в 2018 г. активистами ОНФ, только в 22% школ нет существенных проблем. Более чем в половине школ внутренние помещения находятся в плачевном состоянии (протечки, грибок, грязь и т.д.), в ⅓ школ не соблюдаются требования безопасности, нет спортзалов, спортивных площадок и стадионов, в 25% школ в туалетах неисправная сантехника, текут трубы, нет водоснабжения, а в 5000 школ, по данным Министерства образования, туалеты на улице. Многие здания требуют капитального ремонта27.
27. См.: https:\\www.ucheba.ru
45 В развитии региона как части целого особое место занимает принцип равной оплаты за равный труд. В образовании и здравоохранении этот принцип длительное время отсутствовал, что, в конечном счете, привело к снижению качества работы государственных организаций образования и здравоохранения, текучести и дефициту кадров, усилило дифференциацию в развитии социальной сферы в регионах. Решение проблемы равнодоступности образования и здравоохранения непосредственно связано с восстановлением принципа равной оплаты за равный труд учителей и врачей.
46 В исследовании Системы как способа развития цивилизации особое место занимают проблемы экономической и социальной безопасности, связанные с теневой экономикой и коррупцией.
47 Основы коррупции связаны с бюрократизмом и монополией рабочего места в вертикали структуры государственного и муниципального управления28, где иерархия и цена рабочих мест может быть источником нелегитимных рентных доходов, взяток в зависимости от решения вопросов распределения бюджетных средств, госзаказов, земельных участков, осуществления контрольных функций и т.д.29. В числе коррупционеров – министры, губернаторы, ответственные работники правоохранительных органов, ректоры вузов и рядовые чиновники. Коррупция не только наносит экономический ущерб, но и разрушает нравственно-духовные основы Системы, подрывает доверие человека к Системе. Коррупция, как ржа, разъедает Систему.
28. См.: Шубкин В. Бюрократия. Точка зрения социолога // «Знамя», 1987, № 4; Попов Г.Х. О коррупции в постиндустриальном обществе // «Наука и жизнь», 2010, № 3.

29. См.: Савченко П.В., Федорова М.Н. Монополия рабочего места в Системе социально-экономических отношений // М.: ИЭ РАН, 2012.
48

Коррупция остается сложной нерешенной проблемой. Индекс восприятия коррупции (ИВК)30 в России вырос с 27 в конце 1980-х гг. до 137 в 2019 г., в то время как в КНР он составляет 80, а в Сингапуре - 431.

30. Расчет этого показателя для 180 стран осуществляет неправительственная международная организация Transparency International.

31. См.: Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность // М.: Экономика, 2011. С. 114−115. URL: >>> ; >>>
49

В России принят Национальный план противодействия коррупции32, но пока он работает недостаточно эффективно. По оценке председателя Счетной палаты РФ А. Кудрина ежегодно расхищается 2-3 млрд руб. из федерального бюджета33.

32. См. Указ Президента РФ «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг.» № 378 от 28.06.2018 г.

33. См.: www.rbk.ru; >>>
50 Коррупция будет уменьшаться по мере повышения качества и совершенствования структуры государственного управления, повышения гражданской ответственности на каждом рабочем месте, усиления правовых и нравственных мер борьбы с коррупцией, о чем свидетельствует опыт успешной борьбы с ней в КНР, Сингапуре и др. странах.
51 Итак, феномен Системы как способ развития российской цивилизации раскрывает взаимодействие Системы в целом и ее частей − экономических, социальных, политических, нравственно-духовных и семейно-бытовых отношений на макро-, мезо- и микроуровне в постиндустриальный период в пространстве России как суверенной страны, обладающей идентичными особенностями. Актуальной проблемой является разработка программы развития России после преодоления пандемии коронавируса. Огромный ущерб от пандемии уже очевиден. Это сложная проблема. Важное значение в ее решении будет иметь системный подход.