The present-day industrial policy of Belarus
Table of contents
Share
Metrics
The present-day industrial policy of Belarus
Annotation
PII
S020736760008637-9-1
DOI
10.31857/S020736760008637-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Edition
Pages
87-100
Abstract

The article is devoted to the analysis of the industrial policy of Belarus in terms of achieving the goals of sustainable development, structural transformation and the realization of export potential. The strategic directions of further development of the industrial complex in the context of Eurasian integration are outlined. 

Keywords
industry, industrial policy, high-tech production, labor productivity, export, industrial integration
Received
23.03.2020
Date of publication
23.03.2020
Number of characters
30117
Number of purchasers
15
Views
169
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
640 RUB / 14.0 SU
All issues for 2020
6758 RUB / 135.0 SU
1 Промышленный комплекс является неотъемлемой частью экономической системы современного государства, от эффективности функционирования промышленный предприятий во многом зависит экономический рост и благосостояние граждан. Для достижения устойчивого роста промышленности во многих экономически развитых странах осуществляется разработка стратегии развития промышленного комплекса, формирование и реализация промышленной политики.
2 Промышленная политика – понятие широкое и сложное, экономическая литература предлагает множество вариантов ее определения. Под промышленной политикой понимают согласованный комплекс мер органов государственной власти, направленных на регулирование промышленной деятельности: экономической, юридической, информационной, организационно-распорядительной. Объектами промышленной политики выступают производственные процессы хозяйственного механизма функционирования. Субъектами промышленной политики являются органы законодательной и исполнительной власти, отраслевые органы управления промышленностью и т.д.
3 Следует отметить, что в мире не существует единой практики установившихся правил форм и методов функционирования системы государственного регулирования промышленного комплекса. Также не наблюдается таких существенных особенностей регламентации деятельности по управлению промышленностью, которые могли бы быть предметно соотнесены со спецификой социально-экономической системы страны, типом ее государственного устройства (федеративным или унитарным). В то же время промышленная политика разных стран различается по целям и составу используемых инструментов.
4 В мировой практике различают две модели промышленной политики: «жесткую» и «мягкую».
5 «Жесткая» промышленная политика нацелена на формирование и развитие отдельных видов деятельности посредством сочетания государственных субсидий и кредитов в приоритетных отраслях промышленности, государственное регулирование валютного курса и цен на сырье, энергию, применение протекционизма во внешней торговле (создание в той или иной мере «тепличных» условий для национальных производителей). Такой вид промышленной политики применяется в постсоветских странах с переходной экономикой.
6 «Мягкая» промышленная политика ориентирована на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний, привлечение иностранных инвестиций с целью повышения эффективности производства при отсутствии жесткого контроля со стороны государства. «Мягкая» промышленная политика получила распространение в странах с развитой экономикой, преимущественно в Западной Европе.
7 Опыт Евросоюза свидетельствует в пользу интеграции промышленной политики с другими направлениями экономической и социальной политики, включая ее региональные аспекты. Достижение целей устойчивого развития экономических стран-лидеров в состав ключевых факторов наращивания конкурентоспособности выводит на высокий уровень развития человеческого и интеллектуального капитала, инвестиции в нематериальные активы, затрат на исследования и разработки.
8 В Республике Беларусь целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости до не менее чем 50 процентов от европейского уровня, увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала [1].
9 В течение длительного времени промышленность республики выступала драйвером экономического роста, определяя динамику ВВП. В десятку самых значимых белорусских товаров, на долю которых в мировом производстве приходится от 0,6 до 30 %, входят: грузовые автомобили; дорожная и строительная техника; тракторы и сельскохозяйственная техника; холодильники и бытовая техника; мебель; удобрения; топливо; льноволокно; химические волокна и нити; мясные продукты; молочные продукты.
10 Среди стран СНГ Беларусь удерживает стабильно лидирующие позиции в области химии и нефтехимии, сельскохозяйственном и автомобильном машиностроении, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, по отдельным направлениям развития информационно-коммуникационных технологий. Имеются значительные наработки в сфере высоких технологий, в частности в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления.
11 За 1995–2018 гг. в республике проведено техническое перевооружение многих крупных промышленных предприятий, существенно увеличился выпуск многих видов промышленной продукции (табл.1).
12 Таблица 1
13 Производство в Республике Беларусь отдельных видов промышленной продукции в натуральном выражении
14
Продукция 1995 2018 2018 к 1995, раз
Бензин автомобильный, тыс. т 1848,5 3502,6 1,89
Дизельное топливо (включая биодизельное), тыс. т 3465,3 6600,6 1,90
Минеральные удобрения (в пересчете на 100 % питательных веществ), тыс. т 3349 8427 2,52
Шины, тыс. штук 1292 3932 3,04
Тракторы для сельского и лесного хозяйства, тыс. штук 29,3 40,8 1,39
Стиральные машины бытовые, тыс. штук 36,9 185,6 5,03
Автобусы, штук 62 1373 22,15
Цемент, кроме клинкеров цементных, тыс. т 1235 4519 3,66
Чулочно-носочные изделия, млн пар 55 156 2,84
Мясо и пищевые субпродукты, тыс. т 375,4 977 2,60
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 801 1996 2,49
Сыры, тыс. т 24,7 202 8,18
Растительные масла, тыс. т 6,7 290,8 43,40
15 Источник: Промышленность Республики Беларусь в 2018 году: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Минск, 2019.
16 На начало 2019 г. в Беларуси насчитывалось 11 958 промышленных предприятий (в 2005 г. – 8 484), на которых было занято 879,3 тыс. человек, или 23,7% от общей численности занятых в экономике. Удельный вес валовой добавленной стоимости промышленности в ВВП за прошлый год составил 26,1%, вклад промышленности в республиканский экспорт достиг 94 %.
17 Несмотря на неоспоримый прогресс промышленного развития, в среднесрочной ретроспективе промышленное производство Беларуси характеризуется неустойчивой динамикой (табл. 2). Следует отметить, что в 2018 г. отмечалось замедление промышленного развития в большинстве стран СНГ. При этом по темпам роста объемов промышленного производства Беларусь входит в тройку стран с наиболее высокими показателями. Таблица 2
18 Индекс промышленного производства (в сопоставимых ценах 2010 г.; в процентах к предыдущему году)
19
Страна 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Беларусь 109,1 105,9 95,1 101,9 93,4 99,6 106,1 105,7
СНГ                
Азербайджан 95,0 97,7 101,8 99,3 102,4 99,5 96,6 101,5
Армения 113,9 108,8 106,8 102,7 105,0 106,9 112,6 104,3
Казахстан 103,8 100,7 102,3 100,3 98,4 98,9 107,1 104,1
Кыргызстан 111,9 79,8 128,6 98,4 95,6 104,9 111,5 105,4
Молдова 109,5 98,1 106,8 107,3 100,6 100,9 103,4 103,7
Россия 105,0 103,4 100,4 101,7 99,2 101,3 101,0 102,9
Таджикистан 105,7 110,4 103,8 105,0 111,3 116,0 121,3 111,8
Узбекистан 106,3 107,7 109,6 108,3 107,9 106,2 107,0 114,4
Украина 107,6 99,5 95,7 89,9 87,0 102,8 100,4 101,1
Восточная Европа                
Венгрия 105,6 98,2 101,0 107,6 107,4 100,9 104,9 103,9
Польша 106,7 101,3 102,3 103,5 104,8 102,8 106,6 105,7
Румыния 107,5 102,4 107,9 106,0 102,8 103,1 107,9 104,3
Словакия 103,5 108,0 102,1 103,0 106,0 103,8 102,9 104,3
Чехия 105,9 99,2 99,9 105,0 104,3 103,4 106,6 103,1
Другие страны                
Германия 107,2 99,2 100,1 101,3 100,9 100,2 103,3 101,0
Литва 106,6 103,7 103,0 100,1 104,5 102,9 106,9 105,1
Великобритания 99,4 97,3 99,3 101,5 101,2 100,8 101,7 100,9
Финляндия 101,7 97,8 96,9 98,2 99,1 104,2 103,8 103,4
Франция 102,6 97,6 98,9 99,0 101,8 100,5 102,1 100,3
Швеция 102,6 97,9 95,2 98,3 103,6 101,8 104,3 102,8
Китай 114,2 110,7 110,4 109,3 107,0 106,7 107,2 106,2
20 Источники: данные за 2011-2017 гг. – из статистического сборника «Беларусь и страны мира», 2018 г.; данные за 2018 г. по странам Европейского союза – Евростат; данные за 2018 г. по странам СНГ – Статкомитет СНГ; данные по Китаю за 2018 г. - Национальное бюро статистики Китая.
21 Сложившаяся структура отечественной промышленности требует большого количества импортного сырья и материалов, что обусловливает значительное влияние внешнего фактора. Согласно целям устойчивого развития Беларуси снижение зависимости промышленного сектора от внешнего фактора должно осуществляться посредством изменения отраслевой структуры, развития высокотехнологичных производства [2. С. 41].
22 Отраслевая структура промышленного производства за 2010–2018 гг. не претерпела коренных изменений: на доминирующие 10 направлений, как и ранее, приходится более 90% валового выпуска продукции (рис. 1). Структурный остов белорусской промышленности составляют металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, пищевая, легкая и деревообрабатывающая.
23 Источник: Промышленность Республики Беларусь в 2018 году: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Минск, 2019.
24

25 Рис. 1. Отраслевая структура промышленного производства (в % к итогу)
26 К положительным аспектам развития отечественного промышленного сектора следует отнести то, что на протяжении последних лет в Беларуси наблюдается рост высокотехнологичных производств в структуре объема промышленного производства: в 2018 году он составил 2,8% (в 2011 г. – 1,7%). В структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности доля высокотехнологичных производств составила 5,4% в 2018 г. (в 2011 г. – 3,5%) (рис. 2).
27 Источник: Промышленность Республики Беларусь в 2018 году: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Минск, 2019 ; Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; редкол.: И. В. Медведева [и др.] // Минск, 2019.
28

29 Рис. 4. Динамика развития высокотехнологичных производств
30 Однако, несмотря на положительную динамику в среднесрочной ретроспективе, следует отметить, что высокие темпы развития высокотехнологичного сектора промышленности не повлияли существенным образом на изменение технологической структуры промышленного сектора Беларуси (рис. 3).
31 Недостаточно интенсивная технологическая реструктуризация промышленного сектора не позволяет повысить конкурентоспособность промышленной продукции на внешних рынках (рис. 3) и приблизиться к европейской производительности труда (табл.3).
32 Источник: Промышленность Республики Беларусь в 2018 году: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Минск, 2019.
33

34 Рис. 3. Структура объема обрабатывающей промышленности по уровню технологичности (в % к итогу)
35 Таблица 3
36 Добавленная стоимость на одного занятого в промышленности 2018 г. (евро)
37
Страна Промышленность Обрабатывающая промышленность
Финляндия 113 316 103 578
Дания 148 816 133 294
Германия 92 073 88 333
Франция 97 093 88 557
Австрия 106 725 99 417
Чехия 35 915 33 196
Италия 72 801 67 367
Венгрия 27 955 27 675
Литва 34 581 33 951
Польша 27 410 24 041
Россия 28 656 17 937
Беларусь 12 805 12 334
38 Источник: Eurostat. URL: >>>> Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия // Москва: 2019. C. 363. 438 с. URL: >>>> integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Stat_Yearbook_2019.pdf
39 Относительно низкая производительность труда в промышленном секторе Беларуси обусловливает сложности в обеспечении конкурентоспособности продукции на внешних рынках. Несмотря на то, что в 2018 г. объем экспорта промышленных товаров достиг 31,9 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с 2017 г. на 14,6%, по сравнению с 2011 г., существенных качественных изменений не произошло (рис.3).
см.
40

41 Рис. 3. Экспорт промышленного сектора Беларуси
42 Данная динамика также обусловлена недостаточным уровнем товарной и географической диверсификацией экспорта.
43 Топ-6 товаров промышленности (нефтепродукты, калийные удобрения, грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, молоко и молочные продукты, черные металлы) занимают почти половину всего объема белорусского экспорта (их доля в 2014 г. составляла 48,9% и в 2018 г. – 45,2%), что указывает на его уязвимость от конъюнктуры мировых рынков указанных продуктов.
44 В 2018 г. около 60% всей экспортной продукции поставлялось на рынки трех стран: России (38,2%), Украины (12,0%), Великобритании (9,1%), что обуславливает существенную зависимость промышленного экспорта от состояния экономик стран-основных покупателей белорусской продукции. Кроме того, необходимо учитывать, что два ключевых на сегодня импортера белорусских промышленных товаров – Россия и Украина – обладают во многом схожим технологическим базисом, что изначально формирует высокий уровень конкуренции на их рынках для отечественных компаний.
45 Таким образом, сложившаяся динамика количественных и качественных показателей развития промышленности не позволяет говорить о достижении целей промышленной политики.
46 Сегодня очевидно, что без структурной трансформации национальной экономики и ее переориентации на инновационную модель развития Беларусь, равно как и другие государства СНГ, не в состоянии решить задачи, связанные с преодолением технологического отставания и существенного повышения конкурентоспособности экономики. Именно инновационная политика предоставляет инструменты, обеспечивающие рост экономики, ее структурную перестройку и технологическую модернизацию, ведущие к повышению конкурентоспособности и экспортной активности производства.
47 Тем не менее, переход к подобной модели в странах-участницах интеграционных объединений на постсоветском пространстве осуществляется крайне медленно. Во многом ситуация тормозится незавершенностью институциональных преобразований, ориентированных на инновационное рыночное ведение хозяйства. Многие стимулирующие инновационную деятельность элементы еще не сформированы или развиты слабо, в том числе бюджетно-налоговые и кредитно-финансовые инструменты, фондовые рынки; медленно идет процесс создания крупных высокотехнологичных компаний и малых инновационных фирм. Это затрудняет практическую реализацию постиндустриальной модели социально-экономического развития.
48 Задачи Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года не решаются по ряду причин, одной из которых является методология ее формирования и реализации. Содержание и наполнение Программы свидетельствуют о доминировании принципа «от достигнутого» и простого суммирования предложений, проектов и мер, поступивших от заинтересованных министерств, ведомств, организаций.
49 При этом в стране отсутствует орган госуправления, прерогативой которого было бы формирование и реализация промышленной политики. Министерство промышленности, в соответствии с уставными функциями, распространяет свои полномочия лишь на подведомственные организации (порядка 130), в то время как число организаций, у которых в качестве основного вида деятельности заявлено производство промышленной продукции (включая малые и микроорганизации), приближается к 14-ти тысячам.
50 Белорусский промышленный комплекс функционируется как конгломерат, но не как интегрированная система высокоспециализированных предприятий. Большинство крупных предприятий не имеет прямых отечественных конкурентов, что создает возможности для использования их монопольного положения.
51 На данном этапе первостепенное значение приобретают выработка единой промышленной политики, учитывающей стратегические задачи развития Беларуси, и трансформация на этой основе программных и прогнозных документов, регламентирующих развитие реального сектора экономики.
52 Определенным вызовом для Беларуси, несмотря на упоминание о нормах ВТО и обязательствах перед партнёрами по формирующемуся Евразийскому экономическому союзу, является проводимая Россией политика импортозамещения, в том числе в области радиоэлектронного и энергетического оборудования, продукции машиностроения и текстильной промышленности, продовольствия.
53 Поэтому задача Беларуси – включиться в процессы модернизации российской промышленности именно по вектору обеспечения ее нематериальными активами, объектами интеллектуальной собственности, результатами исследований и разработок. Наиболее реально осуществимый путь – расширение сложившихся векторов сотрудничества в рамках Союзного государства, особенно в части научно-технических программ.
54 Важнейшей функцией национальной промышленной политики как целенаправленной деятельности государства по трансформации и оптимизации отраслевой структуры экономики на основе приоритетных направлений социально-экономического развития страны и учета мировых тенденций, на стартовом этапе модернизации должно стать определение и последовательная реализация приоритетов индустриального развития на краткосрочный (трансформация существующей структуры), среднесрочный (создание новой индустриальной структуры) и стратегический период (равноправное включение в мирохозяйственные связи).
55 Основной целью промышленной политики должно быть определено стимулирование перехода экономики страны на инновационный путь развития, позволяющий науке и высокотехнологичным секторам промышленности стать локомотивом экономического роста, обеспечить адекватные условия для развития производственного сектора экономики, где создается реальное богатство, нормативной правовой базы для предпринимательства, особенно малого и среднего, содействовать качественным инвестициям. Необходима целевая, сфокусированная на области наших ключевых компетенций, специализация по отдельным товарам, производимым с использованием нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий.
56 Промышленная политика Беларуси как равноправного, активно интегрирующегося участника мирохозяйственных связей должна формироваться на основе отработанного ЕС проактивного подхода, предполагающего четыре основных элемента:
57 1. Создание стимулирующих рамочных условий для роста инвестиций, ускорения внедрения новых технологий и повышения ресурсоэффективности, включая технические регламенты и правила регулирования внутреннего рынка, а также сопутствующие меры, такие как формирование инфраструктуры и реализация исследований и разработок, инновационных проектов.
58 Приоритетные области деятельности включают:
  • рынки передовых производственных технологий для экологически чистого производства;
  • рынки ключевых технологий (микро- и наноэлектроника, современные материалы, промышленная биотехнология, фотоника, нанотехнологии и передовые производственные системы);
  • рынки товаров на биологической основе;
  • обеспечение стабильности промышленной политики, направленность на снижение затрат, повышение эффективности использования энергии и ресурсов и сокращение отходов;
  • создание экологически чистых транспортных средств (автомобили с альтернативными силовыми установками и/или с использованием альтернативных видов топлива являются ключевым звеном в обеспечении устойчивой мобильности);
  • интеллектуальные сети (smart grids) (адекватная инфраструктура сетей, эффективность решений по хранению и балансировке мощностей, интеграция возобновляемых и альтернативных источников энергии в систему электроснабжения).
2. Необходима активизация внутреннего рынка и выход на международные рынки, прежде всего, создаваемые быстрорастущими новыми экономиками мира, что открывает новые экспортные возможности для белорусских компаний, особенно для малых и средних предприятий. 3. Инвестиции и инновации невозможны без адекватного доступа к финансовым ресурсам, рынкам капитала, которые являются важными факторами повышения конкурентоспособности. 4. Сопутствующие меры по увеличению инвестиций в человеческий капитал и рост квалификации кадров являются ключом к успеху промышленной политики. Меры, направленные на создание рабочих мест и инструментов для прогнозирования необходимых компетенций, важны для подготовки рабочей силы в контексте промышленных преобразований.
59 Разработка и реализация новой промышленной политики Беларуси должна предполагать два вектора: внутренний и внешний. Внутренний вектор предполагает нацеленность на решение основополагающих задач национальной безопасности и поставку товаров для обеспечения стабильности базовых отраслей национальной экономики.
60 Представляется целесообразным осуществить системные макроэкономические меры, нацеленные на оптимизацию промышленной политики Беларуси, основанные на сочетании инновационных, инвестиционных и интеграционных факторов:
61
  • комплексный научный и практический анализ хода реализации действующей Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь и, на основе его результатов, актуализация целей, задач и приоритетов применительно к императивам современного развития;
  • создание простых, «прозрачных» и весомых стимулов для инвестиций в крупные высокотехнологичные производства, предусматривающие системную интеграцию в кластеры (по тем направлениям и рынкам ключевых технологий, где Беларусь обладает высокой научной и производственной компетенцией: микро- и наноэлектроника, фотоника, промышленные нано- и биотехнологии и продукция на их основе, передовые производственные системы), ускорение внедрения новейших технологий энерго- и ресурсоэффективности мирового уровня;
  • ранжирование и приоритетное стимулирование отраслей (подотраслей, предприятий) белорусской экономики, исходя из жестких требований, включая высокий уровень рентабельности и добавленной стоимости, импортозамещение с сопутствующим наращиванием экспорта, инновационность технологий и выпускаемой продукции, экологическую чистоту производства; формирование перечня перспективных в долгосрочном плане отраслей, относящихся к пятому и шестому технологическим укладам;
  • отказ от расширенного воспроизводства и государственного льготирования материалоемких предприятий, в первую очередь энергоемких;
  • стимулирование производств, ориентированных на использование местных ресурсов (древесина, керамика, стекло, отечественные строительные материалы, кожевенное сырье, текстиль, удобрения);
  • создание механизма финансирования и/или кредитования наукоемкого бизнеса на «посевных» и «стартовых» фазах его становления;
  • наращивание инвестиций в человеческий капитал (знания, умения, навыки), формирование (воспитание) новых работников, креативных, мобильных и постоянно повышающих уровень квалификации; создание слоя менеджеров, сочетающих академическую широту знаний с производственным опытом и мастерством управления;
  • внедрение на предприятиях современной системы маркетинга и логистики в соответствии с международными требованиями;
  • оптимизация структуры органов государственного управления, ответственных за разработку и реализацию промышленной политики, с целью обеспечения четкого разделения полномочий и функций территориальных и ведомственных органов государственного управления (создание Министерства промышленной политики).
62 Внешнеэкономический вектор должен стать основой роста конкурентоспособности промышленной продукции.
63 Существует несколько вариантов преодоления товарно-отраслевой и географической «моноструктурности» экспорта. Одним их них является региональная диверсификация поставок и расширение рынков сбыта за счет стран «дальней дуги» (Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка). Однако, если вести речь о традиционных статьях белорусского промышленного экспорта, внешнеторговая деятельность на многих из указанных рынков требует детальной проработки и прогнозирования всех видов рисков – от снижения платежеспособности до возможности коллапса под влиянием внешних и внутренних факторов (попадание в «зону интересов» более крупных игроков, смена политического устройства и т.п.).
64 Следует заметить, что правительством проводится значительная работа по расширению географии поставок промышленных товаров, которая создает определенный задел для развития белорусского экспорта на перспективу.
65 В настоящее время имеется ряд дополнительных возможностей для развития экспорта в Китай с использованием инициативы «Экономического пояса шелкового пути» (ЭПШП) для модернизации промышленных предприятий и расширения транспортно-логистической системы. Существуют перспективы для наращивания экспорта на рынок Китая мясной и молочной продукции (до конца 2019 г. запланировано открытие около 100 профильных магазинов на территории Китая). Реализация потенциала Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» как элемента ЭПШП также поспособствует созданию новых экспортоориентированных товаров.
66 Стимулированию экспорта в Китай будет способствовать подписание пятилетнего меморандума между Sinochem Fertilizer Macao Commercial Offshore Limited Corporation и ОАО «Белорусская калийная компания» о поставках нового вида калийных удобрений — калия хлористого белого гранулированного галлургического с добавлением серы и цинка. В соответствии с меморандумом этот продукт будет поставляться на рынок КНР с 2019-го по 2023 год с правом заключения ежегодных контрактов, основываясь на актуальной рыночной ситуации. Общий объем поставок за пять лет в соответствии с текстом документа составит 700 тысяч тонн.
67 Потенциал роста экспорта во Вьетнам связан с реализацией соглашения о зоне свободной торговли, прежде всего, в части совместных кооперационных проектов в автомобилестроении, а также с поставками белорусской автомобильной техники, молочных продуктов и лекарственных препаратов.
68 Существуют возможности для роста экспорта товаров белорусской промышленности в Иран в рамках реализации Дорожной карты по развитию двустороннего сотрудничества на 2018–2020 гг., а также соглашений о поставках грузовиков и автобусов «МАЗ», подшипников, сборке электробусов в Иране.
69 Еще одним направлением, расширяющим экспортное присутствие страны за рубежом, является постепенное развитие специализированных высокотехнологических производств, ориентированных на выпуск продукции для специфических высокодоходных рыночных ниш. Можно привести несколько удачных примеров, из последних пример компании «Адани».
70 При реализации многовекторной внешней политики следует учитывать и то, что традиционный экспорт готовой продукции не всегда эффективен, особенно в условиях применения протекционистских мер со стороны стран-импортеров. Тенденция замедления экономического роста в мире, а также проводимая Российской Федерацией политика протекционизма в отношении отечественных производителей значительно осложняют задачу по сохранению и наращиванию достигнутых позиций для белорусских экспортеров промышленной продукции.
71 Так, в настоящее время в Российской Федерации на развитие промышленности направлен целый ряд государственных программ, в числе которых «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие оборонно-промышленного комплекса»; «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы»; «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы»; «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы»; «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы»; «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».
72 Одной из технологий удержания и расширения экспортных возможностей на сужающихся рынках является создание сборочных производств за рубежом. Сборочные производства отечественных крупных машиностроительных предприятий действуют в России, Казахстане, Китае, Алжире, Венесуэле и других странах, что, в целом, позволяет поддерживать экспорт комплектующих и регулярное предоставление услуг по обеспечению технического обслуживания на долгосрочную перспективу. В то же время необходимо учитывать, что все крупные сегменты на рынках уже заняты мировыми игроками. Белорусским производителям все больше и больше приходится бороться за небольшие рыночные ниши и выстраивать работу предприятий «под заказ», адаптируя продукцию к требованиям конкретного заказчика.
73 Реализация инвестиционного потенциала промышленных предприятий. Белорусское машиностроение занимает одно из первых мест среди отраслей экономики, привлекательных для иностранных инвестиций. Основной формой привлечения иностранных инвесторов в отрасль является создание совместных с транснациональными корпорациями предприятий либо создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта. Наибольшую ценность при этом представляют инвестиции в форме технологий и освоенных рынков, когда инвестор готов инвестировать не только и не столько финансовые ресурсы, сколько готовые технологические решения и маркетинговые «ноу-хау». Примечательны в этом плане также инвестиции, направленные на создание новых отраслей и производственных цепочек в стране («Штадлер», «Джили», новые производства в индустриальном парке «Великий камень»). Чтобы не иметь ограничений на общем рынке ЕАЭС эти инвесторы стремятся локализировать свое производство в Беларуси. Поэтому отечественным промышленным организациям необходимо активно включаться в кооперацию с ними, предлагать себя в качестве потенциальных субподрядчиков, осваивать производство необходимых комплектующих.
74 Еще одним вариантом экспортной экспансии является производственно-технологическая кооперация с государствами-членами ЕАЭС посредством формирования в машиностроении, химическом производстве, металлообработке региональных цепочек создания стоимости в форме холдинговых структур и трансграничных кластеров в приграничных областях, формирование совместных с ними маркетинговых альянсов на рынках третьих стран [3].
75 Основным критерием продуктивного взаимовыгодного сотрудничества является экономическая безопасность и финансовая состоятельность промышленного комплекса каждого из участников интеграционного объединения. По этой причине наиболее эффективным представляется применение инструмента расширения рынка путем совместной реализации кооперационных проектов, направленных на создание товаров в сегментах, традиционно импортируемых на рынок ЕАЭС из третьих стран. Прежде всего, это лекарственные средства, медицинская техника, товары легкой промышленности, технологическое оборудование, химическая продукция.

References

1. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 04.04.2013 № 256 (в ред. от 30.12.2015 N 1112).

2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] – URL: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf (дата обращения: 30.01.2010).

3. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/SiteAssets/брошюра%20рус%20OK%20NEW.pdf (дата обращения: 23.12.2019).