Understanding value orientations in sociology
Table of contents
Share
Metrics
Understanding value orientations in sociology
Annotation
PII
S020736760007839-1-1
DOI
10.31857/S020736760007839-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Aleksandr S. Gonashvili 
Occupation: Master student of Department of Sociology
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
97-102
Abstract

As sociological research develops, attention of sociologists to the analysis of the sphere of values, value attitudes, and value orientations is growing. From a sociological perspective, the role of value orientations in human life is one of the important factors determining people's behavior. In the study of value orientations of a personality, emphasis is placed on the influence of social attitudes of society on the internal motives of individual's behavior.

Keywords
value orientations, values, motive of life, social attitudes, domestic approach
Received
16.12.2019
Date of publication
18.12.2019
Number of characters
13285
Number of purchasers
18
Views
250
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
640 RUB / 14.0 SU
All issues for 2019
6758 RUB / 15.0 SU
1 Ценностное отношение есть одна из сторон человеческой жизнедеятельности наряду с познавательными и практическими отношениями. Это отношение существует объективно в том смысле, что оно содержится в человеческой природе независимо от того, хотим мы этого или нет. Но оно субъективно в том смысле, что средством осуществления этого отношения является человеческое сознание (точнее, его способность к оценке). Однако оценка не тождественна ценности. Оценка ˗ это умственный акт оценочного отношения, зависимого от свойства предмета. Ценность же в отличие от оценки всегда является положительной, отрицательной ценности как таковой в природе не существует. Однако существуют разные культуры, разные мировоззрения. Ценность предполагает особое отношение к объекту, отличное от познавательного, ценность есть предмет оценки, однако в результате оценки предмет может быть отнесен либо к ценности, либо не к ценности.
2 Появление ценностей является продуктом общественной жизнедеятельности. Формирование ценностей личности напрямую связанно с устройством общества, в котором проживает данная личность. Ценности, в первую очередь, являются продуктом общественных отношений, продуктом взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Именно общество формирует набор ценностей, которыми руководствуется тот или иной индивид. Мышление человека таково (и в ценностно-оценочной части), что все его формы социально опосредованы. Мышление не возникает без контакта с другими людьми, хотя как способность мышление является врожденным качеством. Однако пользуются мышлением люди индивидуально, т.е. на основе опыта конкретной личности. Это касается всех функций и сторон мышления, в том числе и способности ценностного отношения к миру. Поэтому, ценности представляются как внешние (общественные) конструкции, которые осваиваются индивидами (по-разному).
3 Определения ценностей тесно связано с категорией «ценностные ориентации» [3. С. 13-17; 2. С. 54-57]. Ценностные ориентации используются для анализа личности. Также ценностные ориентации являются мировоззренческими комплексами, они (ценностные ориентации) более устойчивы, чем отдельные ценности и играют более значимую роль в жизнедеятельности человека. Стоит подчеркнуть, что ценностные ориентации имеют эвристические преимущества, ввиду их большей определенности и верифицируемости. В социологии понятие «ценность», как правило, используется для изучения личности в контексте анализа социальных отношений и институтов [1. С. 648-652; 4. С. 43-47]. А. Максименко в статье «Социологическая интерпретация понятия «ценность»» отмечает, что система социальных отношений базируется на конвенциональных (договоренных) и легитимных (одобренных) социальных ценностях, которые служат для обеспечения интеграции и адаптации индивида или социальной группы, тем самым способствуя поддержанию социального порядка. А. Максименко отмечает: «Ценности выступают как основа связей между социальной системой и системой личности, они влияют на формирование мотивации социального действия, имеют нормативную и регулятивную функцию» [6. С. 287]. Социальные ценности с позиции социологии отражают социализирующую функцию, так как они передаются в культурных образцах в социальной системе того или иного общества.
4 Культурные образцы, через которые передаются ценности, являются исторически устоявшимися и социально легитимными. В них отражены одобренные ценности той или иной группы людей. Одобрение или легитимация ценностей рассматривается в виде одного из ключевых механизмов воспроизводства социальной системы и ее упорядочивания. Так, например, «Институционализация ценностных ориентаций, по мнению Т. Парсонса, является наиболее оптимальным средством социальных изменений и, в частности, социального реформирования» [6. С. 287]. Рассматривая функции ценностей в обществе, следует отметить, что ценности являются предпосылкой выбора действия из эталонных переменных, благодаря чему формируется модель поведения. Другими словами, поведение детерминировано ценностями, хотя в обществе существует большое количество различных ценностных образцов. Индивид в процессе выбора модели своего поведения одновременно может придерживаться ценностей разного рода. Другими словами, при принятии конкретного решения в сознании и поведении индивида сталкиваются различного рода ценности, например, общественные и личностные. Деятельность того или иного индивида есть результат выбора культурного образца, состоящего из типичных переменных.
5 Т. Парсонс выделяет пять типичных переменных: «1. Аффективность – аффективная нейтральность. 2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив. 3.Универсализм – партикуляризм. 4. Специфичность – диффузность». «Первая переменная – применяется чтобы определить, имеет ли место оценивание в данной ситуации. Вторая – преобладают ли моральные эталоны в процессе оценивания. Третья – преобладают ли познавательные или катексические эталоны. Четвертая – подходит ли к объектам как комплексам качеств или деятельностей. Пятая – степень значимости объекта» [8. С. 498]. Здесь, типовые образцы или эталоны выступают в качестве ценностных ориентаций, которые характеризуют действие индивида в ситуации выбора.
6 Т. Парсонсом выделяется три вида ценностных ориентаций: «а) когнитивная (познавательная) ориентация опирается на нормы, усвоенные индивидом в процессе социализации; б) эмоциональная ориентация предполагает эмоциональную оценку значимости того или иного объекта для удовлетворения потребности на основе оценочных стандартов; в) моральная ориентация осуществляет синтез ранее вынесенных суждений о способе действия. Она, по Парсонсу, является своего рода «высшим апелляционным судом», выносящим вердикт о направленности действия в контексте сложившихся моральных стандартов» [9. С. 533].
7 Помимо личностного уровня Т. Парсонс рассматривает также ценности на общественном уровне теоретико-методологического осмысления. Он выделяет два вектора ориентаций социальных систем: 1. Внешний или внутренний; 2. Потребительский (консуматорный) или инструментальный. В процессе интерференции данных векторов Т. Парсонс отмечает четыре функциональных предварительных условия (пререквизита), а именно необходимые функции для воспроизводства социальной системы. У Т. Парсонса данная схема именуется: «AGIL» (адаптация, целеполагание, интеграция, латентный образ), «категория адаптации и целедостижения во внешней ориентации системы и интеграции и поддержания латентных образцов во внутренней» [6. С. 288].
8 Т. Парсонс сочетает типовые ценностные ориентации и функциональные предварительные условия, что дает в итоге следующие характеристики: 1. В условиях специфичности и диффузности устанавливают потребность приспособления к системе; 2. В условиях аффективности аффективная нейтральность характеризуется телеологией (целедостижением) системы; 3. В условиях диффузности разобщенность связана с законами интеграции; 4. В результативности проявляется связь с функциональным предварительным условием латентности, включающим в себя две обязательные необходимости: «1) поддержания стандартов – сохранение форм организации посредством поддержания культурных образцов; 2) управления напряжением, то есть, снятие напряжения разрядки» [6. С. 288].
9 В рамках методологии структурно-функционального подхода акцент делается на изучении детерминированности социального действия ценностно-нормативной системой общества. Сознание индивида и его поведение основывается на различных уровнях усвоения ценностей и норм, структурно ранжированных от макро- к мезо- и микроуровню социальной действительности. Ценности проходят отбор через процессы принятия или отвержения ценностей и норм предлагаемых окружающими структурами, а их верификация происходит посредством изучения ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации выступают результатом оценки индивидом того или иного объекта через призму общественно легитимных норм, также эмоционального окраса оценки личности для удовлетворения своих потребностей и моральной оценки личности, складывающейся через синтез легитимных норм и эмоционального составляющего индивида. Другими словами, общество предлагает индивидам определенные шаблоны поведения, включающие в себя различные нормы. Индивиду остается лишь выбрать из предлагаемых шаблонов подходящий к его жизнедеятельности образец.
10 Отечественные социологи советского периода внесли значительный вклад в изучение ценностных ориентаций личности на основе эмпирических исследований. Важнейшую роль в их теоретическом обосновании сыграли труды В. Ядова, А. Здравомыслова, Г. Андреевой, В. Тугаринова, О. Дробницкого и других. Для них было характерно связывать изучение ценностных ориентаций с «исследованием потребностей личности, их типологизацией и изменением во времени, а также в среде разных социальных групп и общностей» [5. С. 199].
11 В работах отечественных авторов именно ценностные ориентации личности ставятся во главу угла при изучении общественной жизнедеятельности. «Под ценностными ориентациями В. Ядов и А. Здравомыслов понимали установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества… Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [11. С. 95]. По их мнению, ценностные ориентации личности должны быть вписаны в теоретико-методологические принципы изучения мотивационной структуры, в которой исходные мотивы деятельности выстраиваются в иерархическую последовательность: потребности – интересы – ценности. В процессе преобразования интересов в ценности происходит изменение предмета самих отношений. «В этом случае главным является преставление о назначении человека, то есть то поведение, в котором происходит самоутверждение, самореализация личности» [10. С. 154-167].
12 В. Ядов в процессе изучения ценностных ориентаций создал диспозиционную концепцию регуляции поведения личности. Главный тезис данной концепции состоит в том, что в личности содержится структура различных диспозиционных образований, регулирующих деятельность данной личности. «Диспозиции представляют собой различные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих деятельности» [11. С. 95]. Данная диспозиция в процессе взаимодействия мотивов личности в условиях определенной внешней среды выступает формой социального регулирования поведения людей. В социологическом ракурсе особый интерес представляет изучение поведения личности и ее установок в качестве предпосылки к деятельности. Последнее характеризуется ценностными ориентациями, а общая направленность ценностных ориентаций, следуя логике В. Ядова, «образуют «целостную подструктуру» диспозиционной системы личности; а «баланс» направленности интересов на труд и досуг выполняет роль внутреннего ядра ценностно-ориентированной системы личности и в этом качестве служит ведущей характеристикой ее общей жизненной позиции» [10. С. 154-167]. С позиции В. Ядова, социальные установки вплотную связаны с ценностными ориентациями, однако установки отличаются от ценностных ориентаций тем, что количество установок в разы больше чем ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются наиболее универсальными, в отличие от установок. Они выступают внутренним содержанием действий развивающейся личности, в которой, помимо ценностных ориентаций, содержатся также интересы, намерения, склонности, идеалы, мировоззрение и т.п. Ценностные ориентации выступают определяющими для социальных установок личности.
13 Подводя итог, следует отметить, что под ценностными ориентациями в отечественной социологии, как парило, понимается «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью» [7. С. 289]. Ценностные ориентации выступают как социальная система норм и мотивов поведения той или иной личности. Система ценностных ориентаций содержит в себе различные группы ценностей, которые, в свою очередь образуют внутреннее ядро культуры.
14 Ценностные ориентации занимают промежуточное положение между социальной нормой и личностной установкой, так как они исходят из значимости того или иного объекта или явления для личности. Вместе с тем ценностные ориентации являются общими и в тоже время конкретными социальными конструктами, которые могут быть четко сформулированы и исследованы посредством методов социологии. Ядро сложной структуры личности содержит в себе общественные нормы и личностные установки, которые определяют действия индивида в конкретных социальных ситуациях жизнедеятельности.

References

1. Брагина М.Л. Понятие "ценностные ориентации" в социологии // 2018. Синергия наук № 26. С. 648-652.

2. Власова И.Р. Характеристика подходов к ценностным ориентациям // 2018. Академическая публицистика № 9. С. 54-57.

3. Гегер А. Э., Гегер С. А. Изучение ценностных ориентаций: специфика разных подходов // 2015. Вестн. Том. гос. ун-та. № 399. С. 13-17.

4. Гонашвили А.С. Ценности профессионального спорта в представлениях жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области // 2015. Общество: социология, психология, педагогика. С. 43-47.

5. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / в кн.: Социология в СССР // М.: Мысль Т. 2. 1965. С. 189-208.

6. Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия «Ценность» // 2011. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 2. С. 284-291.

7. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // 2011. Новые технологии. №4. С. 286-289.

8. Парсонс Т. О структуре социального действия // М.: Академический проект, 2002. 880 с.

9. Кравченко С. А. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения / учебник для академического бакалавриата // М. : Издательство Юрайт. 2014.

10. Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме // 1991. Психолог. Журн. № 6. С. 154-167.

11. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // 1975. Методологические проблемы социальной психологии. Т. 9, М. С. 89-105.