Directions of activation of internal trade in the framework of the EAEU
Table of contents
Share
Metrics
Directions of activation of internal trade in the framework of the EAEU
Annotation
PII
S020736760007590-8-1
DOI
10.31857/S020736760007590-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yurij Enin 
Occupation: Professor of the Belarusian State Economic University
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Belarus
N. Podobed
Affiliation: Belarus state economic university
Address: Belarus
Edition
Pages
70-77
Abstract

The dynamics of domestic trade within the EAEU for 2016–2018 is analyzed, the problems and prospects of its development are highlighted. Structured in the main directions of international cooperation, contributing to the enhancement of domestic trade.

Keywords
domestic trade, integration, Eurasian Economic Union, transport and logistics infrastructure
Received
02.12.2019
Date of publication
05.12.2019
Number of purchasers
43
Views
999
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 В состав ЕАЭС входят Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения. Территория ЕАЭС составляет более 20 млн кв. км, или 14% мировой территории суши. На территории союза проживает 183,4 млн человек. Создание Евразийского союза явилось важным фактором углубления интеграционных процессов этих стран: формирования единого рынка товаров и услуг, общих институтов управления финансово-экономической сферой, единого бюджета ЕАЭС.
2 Развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) блокирует центробежные тенденции на территории СНГ, служит примером интенсификации взаимовыгодного диалога сотрудничества стран, готовых развивать выбор в пользу взаимной экономической интеграции.
3 Внутренняя торговля в рамках ЕАЭС успешно преодолевает негативное влияние внешних факторов, связанных с падением цен на сырье и напряженностью в международных торгово-отношениях.
4 Динамику внутренней торговли в ЕАЭС в 2018 г. определяла положительная тенденция роста взаимного оборота, берущая свое начало в 2016 г. (табл. 1), хотя отмечается и замедление темпов роста этой тенденции. Наибольшую ориентированность на рынок данного Союза демонстрирует Республика Беларусь. Доля взаимной торговли с государствами-членами ЕАЭС во внешней торговле за 2018 год составила 51% (41,1% по экспорту и 59,7% по импорту).
5 Таблица 1
6 Динамика взаимной торговли стран ЕАЭС за 2016-2018 год, млн. долл. США
7

Источник: составлена авторами [8].

8 Доля взаимной торговли в Кыргызстане – 34,9% (36% по экспорту и 34,5% по импорту), в Республике Армения – 29,1% (28,2% по экспорту и 29,5% по импорту), в Казахстане – на рынок ЕАЭС приходится 20,5%. Большая часть закупок традиционно приходится на долю Республики Беларусь (39,2 % от общего объема взаимного импорта) и Российскую Федерацию (32,9%). Республика Казахстан приобретает на общем рынке 22,5% товаров, Кыргызстан – 2,9%; Республика Армения – 2,5%.
9 Во взаимной торговле стран Союза отмечаются следующие тенденции:
  • по сравнению с 2017 годом темпы роста объемов взаимной торговли замедлились, но сохранили положительную динамику. Основными внешними причинами явились замедление глобального мирового экономического роста и высокая напряженность в международных торгово-экономических отношениях;
  • влияние ценового фактора на стоимостные характеристики внутренней торговли уменьшилось. Вместе с тем, сохраняется относительно высокая волатильность национальных валют Республики Казахстан и Российской Федерации;
  • сохраняется высокая товарная диверсификация единого рынка, что отражает взаимную дополняемость и когезионность стран-партнеров.
10 Рассмотрим более подробно основные экономические показатели, характеризующие взаимную торговлю основных партнеров Республики Беларусь по ЕАЭС: Российской Федерации и Республики Казахстан.
11 По итогам 2018 года наилучшие результаты во взаимной торговле Республика Беларусь достигла с Казахстаном (рост составил 142,6%) и Арменией (130,7%). Основная белорусская продукция, экспортируемая в Казахстан – масло сливочное, молоко и сливки, кисломолочные продукты, автомобили грузовые, нефтепродукты, обои. Основный импорт – нефтепродукты, каменный уголь, природный и сжиженный газ, алюминий, прокат плоский из нелегированной стали. Прирост экспорта Беларуси в Армению обеспечили возросшие поставки говядины, молока и сливок, кисломолочных продуктов, масла сливочного, трансформаторов электрических, бумажной продукции, аппаратуры связи. Увеличение импорта предопределили закупки спиртных напитков и лекарственных средств. Сокращение поставок в Кыргызстан (81,6%) связано со снижением по сравнению с 2017 годом продаж грузовых автомобилей, сахара, масла сливочного, молока и сливок, кисломолочных продуктов, машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов, плит древесностружечных и древесноволокнистых.
12 Наблюдается сокращение динамики белорусского экспорта в Россию (100,6% против 117,8% в 2017 году). Основной причиной является существенное снижение стоимостного объема поставок молочной продукции, нефтепродуктов, машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, вагонов железнодорожных, удобрений калийных, сахара. При этом на российский рынок приходится 93% экспорта Беларуси и практически весь импорт (99,4%) во взаимной торговле.
13 Большой объем рынка Российской Федерации обеспечивает сбыт для экспортно-ориентированной белорусской экономики, а также способствует уменьшению затрат на продуктовую дифференциацию для отдельных предприятий. Усилия белорусских предприятий направлены на российский рынок (93% экспорта). У российского потребителя сформирована устойчивая потребительская лояльность относительно белорусской продукции. Опросы показывают, что 79% российских потребителей считают, что белорусская продукция достаточно качественная. При этом схожесть нормативно-правовой базы и культурная идентичность обеспечивают работу белорусских предприятий фактически в условиях единого правового и культурного поля.
14 Однако периодически в экономических отношениях двух стран возникают сложности. Например, эмбарго на импорт белорусских товаров в 2015 году; сложности при формировании цены на газ; разный визовый режим как потенциальный источник конфликтов.
15 В то же время существуют большие возможности углубления экономической интеграции в рамках Союзного государства (Беларуси и России). Примером может служить создание новых интеграционных платформ, способствующих развитию межрегионального сотрудничества. Необходима активизация интеграционных процессов на базе применения таких механизмов как макроэкономические и бюджетно-финансовые, более тесная экономическая интеграция научно-образовательно-производственных структур и др. Целесообразно активное создание совместных предприятий по переработке углеводородов и активизация отношений в рамках развития единой транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения транзита товаров через территорию ЕАЭС в рамках китайской инициативы «Один пояс –один путь».
16 Во внутренней торговле Республики Казахстан в рамках ЕАЭС отмечается значительный рост поставок по всем товарным потокам взаимной торговли, за исключением экспорта в Беларусь (82,9%) и импорта из Кыргызстана (87,2%). Наиболее высокие темпы роста зарегистрированы в торговле с Арменией (142,1%). Прирост экспорта на 41,2% в Армению достигнут в результате возросших поставок крупного рогатого скота, проката плоского из нелегированной стали, табака и его заменителей, табачных экстрактов и эссенций, трансформаторов электрических. Прирост импорта на 43,1% обеспечен увеличением закупок кокса и полукокса, крепких спиртных напитков.
17 Снижение экспорта в Беларусь связано с сокращением поставок нефти, проката плоского и прутков из нелегированной стали, изделий из меди. Сокращены закупки в Кыргызстане руд и концентратов цветных металлов, одежды трикотажной, молочной продукции, отдельных видов овощей.
18 Активизации внутренней торговли для Республики Казахстан служат прежде всего создание совместных предприятий, использование географических особенностей и транспортно-логистических связей («Новый шелковый путь»); доступ к новым рынкам сырья и рынкам сбыта продукции.
19 Разница в налогообложении бизнеса стимулирует российских инвесторов открывать предприятия в Республике Казахстан.
20 Основной проблемой для Республики Казахстан является высокая чувствительность национальной валюты Казахстана к падению курса валюты Российской Федерации из-за введения санкций против России. Также проблемой является асимметричность торговых отношений между Россией и Казахстаном. Относительно низкая конкурентоспособность производимых в Казахстане готовых изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья, ввиду недостаточной инновационности производства.
21 Назрела необходимость в активизации разработки унифицированной нормативно-правовой базы в рамках ЕАЭС, особенно в части налогообложения. Для повышения объемов экспорта с целью «выравнивания» объемов импорта и экспорта между странами-членами целесообразно развитие в Республике Казахстан обрабатывающей промышленности.
22 Большое значение имеет развитие инновационного партнерства на базе строительства транспортно-логистических центров, сухих портов, реконструкции железных и автомобильных дорог в рамках проекта «Новый шелковый путь» («Один пояс-один путь»). Данная инициатива предполагает создание «Экономического пояса шелкового пути», связывающего материковый Китай с Европой посредством железнодорожных и автомобильных магистралей. В совокупности в данный проект вовлечено 60 стран [10. С.4].
23 В целом для развития внутренней торговли в рамках ЕАЭС необходима активизация следующих направлений межгосударственного экономического сотрудничества:
24

1.Целесообразное активное развитие элементов транспортно-логистической инфраструктуры, сети скоростных автодорожных и железнодорожных магистралей. Растущий потенциал Китая создает уникальные условия для привлечения транзитных грузопотоков на территорию Республики Беларусь и других стран ЕАЭС [9. С.107]. В настоящее время для ЕАЭС перспективным направлением является развитие системы глобальных «транспортных колец» как несущей основы транспортной системы ЕАЭС [7. С.355]; формирование глобальных транспортных узлов в направлениях Европа – Азия, Европа – Северная и Южная Америка, Азия – Северная и Южная Америка; внедрение высокоэффективных транспортно-логистических технологий по терминальной системе, мультимодальным и интермодальным перевозкам, создание единой мультимодальной транспортно-логистической компании, осуществляющей экономическую интеграцию транзитных маршрутов за счет альянсов со всеми национальными операторами ЕАЭС; развитие сети многофункциональных придорожных комплексов; объединение объектов придорожного сервиса ЕАЭС в ассоциацию [2. С. 29;3. С. 33], развитие сетей транспортно-логистических центров, способствующих оптимальному распределению грузопотоков через территорию ЕАЭС, создание сухих портов на базе индустриальных парков и иных элементов инновационной инфраструктуры. В рамках развития транспортной инфраструктуры необходимо повышение уровня контейнеризации, пакетирования грузов для оптимизации мультимодальных перевозок различными видами транспорта.

25 2.Цифровизация экономики ЕАЭС. Повышение эффективности таможенных процедур за счет использования инновационно-информационных технологий (блокчейн, геоинформационные системы, элементы интернета вещей, создание центров экспертизы) [6. С.238]. Необходима активная цифровизация всей системы грузоперевозок, включающей развитие инновационных элементов коммуникационной, транспортной и таможенной инфраструктуры. Примером может служить внедряемая в странах ЕС система смарт-тахографов, позволяющих использовать глобальные навигационные спутниковые системы для автоматической записи данных о местоположении транспортного средства с последующей функцией дистанционного контроля для выявления нарушителей режима труда в общем потоке транспортных средств. В настоящий момент, таможенные службы ЕАЭС внедряют систему цифровой (навигационной) пломбировки грузов, позволяющей оптимизировать процессы пересечения границы и таможенной очистки грузов. Внедрение системы цифрового отслеживания грузов в ЕАЭС упростит процесс цифровизации международных транспортных коридоров Европа-Азия. При этом основная цель - создание единой цифровой системы контроля транзитных грузопотоков в рамках стран ЕАЭС.
26 3.Активизация работы в области унификации нормативно-правовой базы для государств-членов ЕАЭС: введение преференциальных таможенных тарифов: беспошлинный экспорт в страны-члены ЕАЭС; комплексная поддержка производителей продукции в ЕАЭС при оформлении документации; предоставление преференций в виде уменьшения частоты проверок грузов; ускорение технологического развития научно-промышленных комплексов стран-участниц; реализация политики импортозамещения; наращивание экспорта инновационной промышленной продукции и др.[1. С.122].
27 4.Активное строительство многофункциональных придорожных комплексов для обеспечения высокого уровня сервиса на автодорогах ЕАЭС, входящих во второй панъевропейский транспортный коридор (с учетом стратегического значения последнего для развития отношений с Китаем). Придорожный сервис – это уникальный элемент транспортно-логистической инфраструктуры, который призван удовлетворять потребности клиента-человека и обслуживания его транспортного средства в дороге. Необходимо отметить, что придорожный сервис интегрирует три важнейших вида хозяйственной деятельности: транспорт, торговлю и туризм [4. С. 391; 5. С. 266; 9. С. 107]. По уровню услуг сервиса на автодорогах определяется потенциал развития стран, их возможность осваивать и эффективно управлять своими территориальными комплексами.
28 5.Создание спросо-ориентированных цепочек поставок на основе интегрированных технологических цепочек, представляющих собой формальное или неформальное объединение предприятий ЕАЭС на основе технологической и коммерческой общности интересов. Целью таких объединений является создание, производство и сбыт технически сложных изделий, требующих серьезного послепродажного обслуживания.
29 6. Развитие логистики в ЕАЭС. Формирование транснациональных мультимодальных интеграторов на базе крупнейших транспортных компаний. Активное использование элементов логистического аутсорсинга (контрактной логистики и услуг 4PL-провайдеров).
30 7.Развитие промышленности и единого энергетического комплекса на инновационной основе и за счет общих технологических и кооперационных связей со странами ЕАЭС (нефтепереработка, АПК, ВПК, пищевая промышленность, машиностроение). В настоящий момент происходит глобальная энергетическая трансформация мировой экономической системы, в частности переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). К 2050 году по прогнозу международного экономического развития от компании «Bloomberg New Energy Finance» на основе солнца и ветра будет вырабатываться около 48% мировой электроэнергии, а объемы ее потребления возрастут на 62%. Подобная тенденция выдвигает новые требования к реализации принципа многофункциональности при строительстве объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Например, строительство системы умных дорог (дорога-электростанция, преобразующая энергию давления в электрическую за счет системы инновационных пьезо-генераторов, вмонтированных в покрытие).
31 8.Рост взаимной торговли между странами-членами за счет снятия барьеров во внешней торговле в ЕАЭС. Для закрепления вышеобозначенных направлений необходимо активно развивать комплексные межгосударственные инновационно-инвестиционные программы и интегрированные платформы в сфере цифровой экономики.
32 Как свидетельствует комплексная оценка основных показателей развития взаимной торговли ЕАЭС, можно говорить о достаточно высокой эффективности интеграционных процессов. Несмотря на рост напряженности в международных торговых отношениях и замедление глобального экономического роста, внутренний рынок Союза сохранил высокую динамику и имеет значительный потенциал для наращивания оборотов внутренней торговли.

References

1. Господарик Е.Г. ЕАЭС-2050: глобальные тренды и евразийская экономическая политика: моногр. / Е.Г. Господарик, М.М. Ковалев // Минск: Изд. Центр БГУ. 2015.

2. Енин Ю.И., Пилютик А.А., Подобед Н.А. Инновационный менеджмент и маркетинг инноваций // Минск: Право и экономика (серия «Высшее образование»).

3. Енин Ю.И., Подобед Н.А. Инновационный менеджмент // Минск: БНТУ. 2015.

4. Подобед Н.А. Кластерное развитие придорожного сервиса в Евразийском экономическом союзе / В сборнике «Проблемы развития национальной экономики на современном этапе». Материалы международной научно-практической конференции. М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» // Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2018. С. 390-400.

5. Подобед Н.А. Место и роль белорусского придорожного сервиса в Едином экономическом пространстве / В сборнике «Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе». Материалы IX Ежегодной международной научно-практической конференции, в 2 ч. Ч. 2. М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» // Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2017. С. 266-275.

6. Подобед Н.А. Транспортно-логистическая инфраструктура Евразийского союза: принципы и факторы эволюционного развития / Н.А. Подобед, Ю. И. Енин // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер.гуманит.навук. 2019. Т.64, №2. С. 235-241.

7. Подобед Н.А. Формирование единой транспортно-логистической инфраструктуры в контексте евразийской интеграции / Н.А. Подобед, Ю.И. Енин // Научные труды БГЭУ. 2019. Минск: БГЭУ. С. 351-359.

8. Статистика ЕАЭС (Доклад “О состоянии взаимной торговли между государствами – членами Евразийского экономического союза в 2018 году») // Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс].—2019.—Режим доступа: www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx. Дата доступа: 21.02.2019.

9. Шелег Н.С., Подобед Н.А. Формирование системы содействия развитию придорожного сервиса // Белорусский экономический журнал. 2009. № 2. С. 107—118.

10. Шимов В.Н. «Экономический пояс Шелкового пути» как транспортный маршрут и глобальный проект развития / В. Н. Шимов, А. А. Быков // Белорусский экономический журнал. 2016. № 2. С. 4-14.

Comments

No posts found

Write a review
Translate