Тhe role of the Сentral Вank of the Russian Federation in the light of the emerging needs of national economy
Table of contents
Share
QR
Metrics
Тhe role of the Сentral Вank of the Russian Federation in the light of the emerging needs of national economy
Annotation
PII
S020736760007588-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey Lutsenko 
Occupation: analyst
Affiliation: Institute for Economic Strategies of the Social Sciences Division of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
I. Kuznetsova
Affiliation:
Address: Russian Federation
G. Babkov
Affiliation:
Address: Russian Federation
Edition
Pages
43-56
Abstract

The article considers the current role of the Central Bank of the Russian Federation. The author attaches particular importance to the improvement of the supervising mechanisms and the instruction of the population in financial literacy, with the use of international experience. The article is focused on the enhancement of the role of the Central Bank of the Russian Federation in the legal system by toughening the bank law and delegating to the Central Bank the functions of monitoring the condition and changes of economic processes in the real sector of the economy for the purpose of estimations formation.

Keywords
The Central Bank of the Russian Federation, supervision, monitoring, capital outflow, financial literacy
Received
21.11.2019
Date of publication
05.12.2019
Number of purchasers
44
Views
940
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Роль Центрального банка РФ как субъекта защиты государственного суверенитета определена в п. 109 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [10]: «деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов».
2 Разумная денежно-кредитная политики Банка России выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Речь идет о пруденциальном регулировании, результатом которого является обеспечение стабильности и надежности банков, а также превентивности, связанной с минимизацией рисковой деятельности банков. Кроме того, разумная денежно-кредитная политика должна быть связана с контролем роста кредитования экономики, обеспечением экономического роста и ответственностью за него, предотвращением развития системных рисков в финансовой системе.
3 Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом [9]. Статус Банка России установлен статьей 75 Конституции Российской Федерации [2].
4 Банк России является публичным юридическим лицом, а полномочия Банка, предусмотренные положениями статьи 75 Конституции Российской Федерации, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Кроме того, контроль за соблюдением принятых законных обязательств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке как части потребительского рынка, возложен на Банк России, выступающим мегарегулятором на финансовом рынке.
5 Основными целями деятельности Банка России являются: исключительное право на осуществлении денежной эмиссии; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности; развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
6 Необходимо отметить, что Центральный банк РФ кроме обеспечения ценовой стабильности призван обеспечивать функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы. Данные цели и контроль за инфляцией являются равнозначными и в долгосрочной перспективе взаимодополняющими. Стабильная работа финансовой системы рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной экономической, в том числе денежно-кредитной политики. Полномочия Банка России как мегарегулятора позволяют ему сочетать меры денежно-кредитной политики с мерами в области банковского регулирования и регулирования финансового рынка и более эффективно добиваться своих целей.
7 Руководствуясь правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации [3], Банк России является федеральным органом государственной власти Российской Федерации. Его конституционные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти и предполагают применение мер государственного принуждения.
8 В ч. 2 ст. 75 Конституции закреплено, что свою основную функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Прилагательное «других» в данном случае означает, что он сам наряду с другими органами государственной власти является органом государства. Кроме того, нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
9 Одной из важных конституционных функций Банка России выступает защита национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Это предполагает усиление его регулятивных функций (в том числе при осуществлении валютных операций, связанных с движением капитала, и упорядочении правового регулирования отношений, касающихся текущих валютных операций). Такой подход обусловлен обязанностью государства принимать меры по охране сбережений и защите собственности граждан, приобретенной законным путем.
10 В противном случае экономическое благополучие граждан подрывается бездействием со стороны финансового мегарегулятора (Банка России). От устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности, зависит не только благосостояние граждан, но и приоритет государственного суверенитета, как отмечается в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
11 Как показывает практика других стран, ответственность за экономический рост (защита национальной валюты) напрямую законодательно закреплена за центробанками. За экономический рост отвечают центробанки как развитых, так и развивающихся стран - Великобритании, Австралии, Канады, Китая, Израиля, Норвегии, а также Европейский центральный банк и многие другие. Центральные банки участвуют в реализации промышленной политики и поддерживали отдельные отрасли экономики. Одновременно с этим существуют государства, законодательство которых напрямую не закрепляет указанные обязательства за Центральным банком, но фактически Центральный банк их осуществляет.
12 В соответствии с законодательством Народный банк Китая в своей деятельности обязан уделять особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР. Цель деятельности Банка Англии - поддержание стабильных цен и стимулирование экономического роста в Великобритании.
13 В практике многих стран вектор развития центральных банков направлен в сторону расширения полномочий, целей, задач и зоны ответственности центральных банков. Они становятся ответственными не только исключительно за выработку денежно-кредитной политики, но и за экономический рост, а также за вопросы занятости в той или иной стране. Таким образом, происходит процесс, противоположный тому, что реализовывался на протяжении всего двадцатого века, и сегодня центральные банки наделяются все большими полномочиями и ответственностью.
14 Зачастую центральные банки вовлечены в реализацию промышленной политики и поддерживали отдельные отрасли экономики. Кроме того, сегодня для них главным вызовом является не уровень инфляции, а нестабильность финансовой сферы и ситуация на рынке труда, в частности, уровень безработицы. Такая политика центральных банков многих развитых стран именуется отдельными экспертами как политика «двойного мандата» и отвечающая как за ценовую стабильность, так и за содействие экономическому росту. Хотя существуют государства, законодательство которых напрямую не закрепляет указанные обязательства за Центральным банком, но фактически Центральный банк их выполняет. Так, Соединенные Штаты Америки. В законодательстве США нет указаний на то, что Федеральная резервная система (ФРС) должна содействовать экономическому росту, однако, в ее задачи входит поддержание занятости, что является фактором экономического роста и по сути равнозначно содействию экономическому росту. В 2008 году, чтобы насытить экономику деньгами и поддержать экономический рост, ФРС снизила ставку почти до нуля. Более того, было принято решение об огромных вливаниях ликвидности в экономику. Главы ФРС при этом последовательно поддерживают мягкую монетарную политику.
15 Одновременно с этим анализ деятельности центральных банков в мире показывает, что постулат о таргетировании инфляции как одной из главных задач Центрального банка появился не так давно и в основном в развитых странах. Ранее такие страны использовали иную модель функционирования центральных банков, вменяя им обязанность развитие экономики и устойчивость национальной валюты.
16 Центральные банки и в развивающихся странах не сводили свою роль исключительно к таргетированию инфляции. Напротив, они были своеобразными банками развития, которые действовали в кооперации с правительствами и поддерживали доступность кредитов, осуществляя в частности валютное регулирование исключительно в интересах производителей той или иной страны, основываясь на протекционисткой денежно-кредитной полтике, что сыграло важнейшую роль в экономическом росте отдельных стран.
17 Для России актуально ужесточение банковского законодательства (пересмотр правил бухгалтерского учета в кредитных учреждениях) и недопущение ситуаций свободного вывода капитала кредитными учреждениями.
18 Отдельно обратим внимание на правовую терминологию (толкование права с учетом позиции правоприменителя), которая используется в статье. Слово «закон» охватывает не только статуты, но и неписаное право, так как игнорирование прецедентного права (судебной практики) подрывало бы основы правовой системы государства. Действенность закона заключается в истолковании закона компетентными судебными органами в свете новых обстоятельств, и если бы суд не принимал во внимание судебную практику, он подорвал бы правовую систему континентальных государств (Постановления ЕСПЧ от 25.11.1996 по делу «Уингроу против Соединенного Королевства», от 24.04.1990 по делу «Крюслен против Франции», от 26.04.1979 по делу «Санди Таймс против Соединенного Королевства»). Применение права должно идти в ногу с меняющимися обстоятельствами, причем излагается в выражениях, которые в большей или меньшей степени неопределенны. Степень определенности определяется прецедентной практикой, что помогает избежать «окаменелости» национального законодательства.
19 В последние годы политика Банка России (финансового мегарегулятора) основана исключительно на правилах установления целевого значения инфляции – инфляционного таргетирования, что уменьшает влияние человеческого фактора. Данная позиция предполагает, что рынки сами смогут позаботиться о себе, и поэтому государство (правительство) не должно вмешиваться в деятельность рынков. Более того, государство должно сосредоточить свое внимание исключительно на защите мелких инвесторов, при этом участник (инвестор) рынка активнее должен следовать принципу «caveat emptor» (самостоятельно проявлять бдительность). Отсюда возникают различные негативные тенденции.
20 Результатом такой деятельности стало формирование кредитными учреждениями своих правил игры. Особенностью такой игры является искусственное создание некоего множества поведенческих ситуаций, которые формально не поддаются описанию и не позволяют государству следовать за изменяющимися обстоятельствами. В таких условиях кредитное учреждение утрачивает концентрацию нам функциях мегарегулятора, получая экономическую ренту.
21 Кроме того, действующее законодательство позволяет принимать управленческие решения на основании профессионального суждения, например, относить те или иные категории ссуд в разряд безнадежных, используя управленческую дискрецию.
22 Созрела необходимость внедрения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях, предусматривающего переоценку активов в соответствии с их текущими рыночными ценами. Данная концепция представляет собой систему, при которой банки должны показывать стоимость своих активов, таких как ценные бумаги, на ежедневной основе, что ведет к прозрачности их балансов.
23 Сложившаяся ситуация позволяет говорить о том, что необходимо ужесточать законодательство в отношении банков (в частности, требования к собственному капиталу, переоценке активов в соответствии с их текущими рыночными ценами). Наконец, определять спекулятивные сделки (без фактического движения активов) как алеаторные, которые могут совершаться кредитным учреждением только с использованием собственного капитала [4].
24 Pаключая алеаторные сделки, стороны принимают на себя риски неблагоприятного для той или другой стороны изменения валютного курса, отношения сторон связаны с участием в биржевой игре, которая основана на взаимном риске и результат которой зависит от наступления или ненаступления случайных обстоятельств. Биржевые игры, как разновидность игр и пари, относятся по гражданскому законодательству к рисковым (алеаторным) сделкам, осуществляемым участниками игр и пари на свой страх и риск, а деятельность по привлечению денежных средств для осуществления таких операций не регулируются российским гражданским законодательством, которое не содержит критериев, позволяющих однозначно квалифицировать рисковую сделку, не содержит указаний на предоставление подобным сделкам судебной защиты.
25 Классическим примером алеаторной сделки является процентный СВОП, представляющий собой соглашение сторон, по которому одна сторона обязуется уплатить другой стороне на некую дату или на периодической основе сумму, рассчитываемую по фиксируемой ставке процента от некой базы, а вторая сторона обязуется выплатить первой стороне сумму процентов, рассчитываемую от той же самой базы за тот же срок, но по ставке, определяемой на конкретную дату или (за период) по определенному индикатору процентных ставок (например, «ЛИБОР»). В результате, на дату расчета участниками сделки перечисляется разница. Причем перечисление возможно как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от характера изменения «плавающей» ставки относительно «фиксированной» на определенные даты расчетов.
26 Такие сделки могут носить как исключительно алеаторный характер, так и алеаторный для одной из сторон и обеспечительный («хеджевый») характер для другой, когда сторона, принимающая на себя обязательство перед другой стороной по выплате, рассчитываемой исходя из фиксированной ставки, имеет обязательство перед кредитором, проценты по которому носят изменяющийся характер и определяются соответствующим индикатором (ЛИБОР) по конкретному периоду (3 месяца, 6 месяцев и т.п.).
27 Данные алеаторные сделки изначально носят беспоставочный характер по базисному активу (процент от расчетной базы), так как стороны рассчитываются по разнице в ставках, однако в момент заключения сделки стороны принимают на себя вполне конкретные обязательства с безусловным определением обязанной стороны в определенный момент времени, отстоящий от момента заключения данной сделки.
28 Назрела потребность в отношении вменения Банку России функции мониторинга предприятий реального сектора. Целью функции мониторинга является: улучшение оценок состояния и ожидаемых изменений экономических процессов в реальном секторе экономики на основе повышения репрезентативности выборки предприятий; разработка обобщающих индикаторов в качестве непосредственных ориентиров для текущего осуществления денежно-кредитной политики.
29 В отношении сбалансированности денежно-кредитной политики и повышения ее эффективности необходимо следование единой долгосрочной цели или ориентиру.
30 Сегодня в стране отсутствует внятная стратегия финансовой политики, ориентированная на модернизацию и диверсификацию экономики, формирование инновационной экономики, модернизацию систем здравоохранения, образования и т.п.
31 Ряд крупных банков создали систему аналитических и консалтинговых подразделений и тесно работают со своего рода подведомственными предприятиями, выступая их инвесторами и играя важную роль в выработке стратегии и принятии ими тактических управленческих решений. Они имеют собственную стратегию наращивания своего капитала, в отличие от других, не имеющих такой стратегии, что приводит к уменьшению депозитных ставок и снижению привлекательности банков.
32 Анализ тенденций, складывающихся в финансовом поведении населения на рынке ценных бумаг, а также направлений использования своих сбережений, иллюстрирует крайне низкую финансовую грамотность населения. Сегодня 80% работающих граждан доверили свои пенсионные сбережения государственным компаниям. Традиционно сбережения населения хранятся в ПАО «Сбербанк России».
33 Более того, для населения стало привычным, когда инфляция обесценивает сбережения, так как наиболее распространенные формы депозитов предлагают доходность, которая ниже уровня инфляции.
34 Чрезмерная либеральная политика Банка России приводит к различным ухищрениям со стороны кредитных учреждений и выводу капитала.
35 Приведем пример такого рода ухищрений со стороны банков в отношении ликвидности – достаточности капитала. Риск недостатка ликвидности заключается в потенциальной неспособности банка выполнить свои обязательства по выплатам держателям долговых ценных бумаг – облигаций при наступлении сроков их исполнения. Банк инвестирует в кредитный портфель, не получивший рейтинг, что впоследствии может вызвать больший риск ликвидности, чем соответствует рейтингу активов или классу инвестиций. Помимо этого, залоги обычно не котируются на организованных биржевых площадках, однако ими торгуют банки и другие институциональные инвесторы; кредиты ликвидности по залогам будут зависеть от ликвидности на таких торговых площадках. В результате вероятно возникновение несоответствия между выплатой основной суммы активов Банка и основной суммы, которую Банк обязуется выплатить держателям долговых бумаг [6].
36 Другими словами, речь идет о снижении рейтинга кредитного учреждения вплоть до дефолтного уровня со стороны рейтинговых агентств в связи с серьезными проблемами с ликвидностью. Поскольку кредитное учреждение неспособно своевременно расплатиться по обязательствам перед Банком России.
37 Поэтому существует необходимость внедрения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях, предусматривающего переоценку активов в соответствии с их текущими рыночными ценами. Данная концепция представляет собой систему, при которой банки должны показывать стоимость своих активов, таких как ценные бумаги, на ежедневной основе, что приведет к прозрачности их балансов. Активы должны переоцениваться по цене, по которой они могут быть проданы на открытом рынке в этот день, и, если их цена падает, банки должны увеличить капитал, чтобы покрыть дефицит, даже если в их планы не входит продажа данных активов в ближайшее время. Данная ситуация будет дисциплинировать кредитные учреждения.
38 Еще одной особенностью нивелирования финансовых аппетитов кредитных учреждений является введение федеральным законодателем ограничений на вложения.
39 Кредитные учреждения совершают сделки, направленные на получение экономической выгоды с использованием производных ценных бумаг и аффилированных компаний.
40 Банк получает экономическую выгоду (за счет конвертации всех обязательств по субординированным кредитам по выгодному курсу) по заключенным высокорискованным сделкам с производными финансовыми инструментами (рублевые выплаты процентов и основного долга трансформируются в долларовые выплаты) с аффилированной компанией (взаимозависимым лицом), которая, как правило, находится в юрисдикции со льготным налогообложением (например, Кипр), с одним сотрудником, с номинальным уставным капиталом и уплачивающая налоги только с зарплаты руководителя.
41 Суть для кредитного учреждения заключается в переводе своей нереализованной прибыли на взаимозависимое лицо в юрисдикцию со льготным налогообложением, а не заключение хеджирующих сделок в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования.
42 Подобные сделки не направлены на осуществление реальной экономической деятельности и не обусловлены разумными экономическими причинами, а связаны с получением налоговой выгоды за счет уменьшения внереализационных доходов и завышением расходов по налогу на прибыль организаций.
43 Расходы (убытки) по хеджирующим или спекулятивным сделкам с аффилированной компанией, сопряженные с формальной имитацией поставки по счетам бухгалтерского учета банка, не соответствуют требованиям экономической оправданности и сопряжены с получением необоснованной налоговой выгоды.
44 Последующее поведение сторон является юридически значимым обстоятельством и показывает направленность воли сторон на получение выгоды вследствие колебания курса валют на валютном рынке, а не реальную продажу (покупку) базисного актива по декларируемой форвардной купле-продаже. При заключении, а впоследствии совершении указанных операций фактически не происходит поставка по сделке (базисного актива), т.е. фактически сымитирована поставка предмета сделки.
45 Возьмем другой пример валютных спекуляций со стороны кредитного учреждения, связанный с получением необоснованной выгоды. Банк, заключая межбанковские валютные сделки, добровольно принимал на себя риски понуждения к полному исполнению каждой сделки в натуре. Очевидно также, что для банка валюта как актив может представлять только спекулятивный (состязательный или арбитражный) либо хеджевый (обеспечительный) интерес, если только валютная сделка не направлена на физическое приобретение валюты по заявке клиента (для цели обслуживания интересов клиентов) либо регулирование/формирование собственной валютной позиции по котируемой валюте.
46 Исходя из практики делового оборота, банк, приобретая/продавая необходимое количество валюты, однозначно изначально согласует поставочный характер операции еще на уровне первичного заключения сделки дилерами, в противном случае при наличии установления в качестве приоритетного порядка закрытия встречных позиций зачетом банк рискует не получить от сделки с контрагентом желаемый балансовый результат по линии соответствующего валютного актива.
47 Зачастую изначальное согласование поставочного характера по подобным сделкам отсутствует. Банк не может гарантированно реализовать по рассмотренным сделкам прекращение их исполнения. При таких обстоятельствах нельзя заявлять об изначально поставочном характере рассмотренных сделок, а, как следствие, изначально рассматриваемые сделки могли быть направлены только на реализацию спекулятивного интереса.
48 Фактически, с точки зрения экономики, соглашения, устанавливавшие в качестве приоритетного беспоставочный характер закрытия встречных позиций по межбанковским валютным сделкам, позиционированным налогоплательщиком как сделки с отсрочкой исполнения, устанавливали, в свою очередь, отличный от стандартной купли-продажи/мены одного валютного актива на другой характер последствий, выражающихся в формировании по итогам проведения операций дохода (либо расхода) не по конкретной операции с одним и тем же контрагентом, а по совокупности операций с выплатой нетто-разницы.
49 Кроме того, сотрудники банка, управляя валютной позицией кредитной организации (по размеру и соответствующим срокам), при заключении встречных к спорным сделок, не могли не знать о наличии обязательств по спорным сделкам и именно благодаря заключению встречных сделок реализовывали договоренность о неттинге (взаиморасчете по нетто позициям), т.к. заключая встречную сделку (сделку противоположной направленности к ранее заключенной), дилеры кредитного учреждения понимают, что поставка невозможна по обеим из них (при заключении обеих согласован неттинг), а взаиморасчет будет осуществлен по нетто (чистым) позициям, т.е. при заключении встречной сделки цели поставки не было (цель - закрытие финансового результата по имеющейся сделке).
50 Другими словами, подобные спекулятивные сделки не обусловлены целями делового характера, а направлены лишь на получение необоснованной выгоды, в том числе, в виде уменьшения размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
51 Риск, вытекающий из сделок с высокорисковыми ценными бумагами (производными финансовыми инструментами), не должен превышать нетто-стоимости активов кредитного учреждения.
52 Общий риск исчисляется банком, по меньшей мере, один раз в день. Размер рисковых сделок с производными финансовыми инструментами не должен превышать, к примеру, 10 процентов от активов банка (опыт других стран).
53 Ограничение в отношении совершения сделок с деривативами банка необходимо закрепить на законодательном уровне. Запретить банкам, в том числе инвестиционным, заниматься любыми торговыми операциями за собственный счет. Им нельзя разрешать действовать как хеджевые фонды и фонды прямых инвестиций. Они должны ограничиться выполнением своей исторической миссии: привлечением капитала и андеррайтингом ценных бумаг.
54 Отдельную категорию должны составлять страховые компании. Им также не следует разрешать расширение набора финансовых услуг за пределы, установленние для данной категории. Страховые компании не могут проводить собственные торговые операции, а коммерческий, инвестиционный банк или хеджевый фонд не может заниматься страхованием. Это позволило бы устранить опасные партнерские связи между банковскими холдингами, а также устранить конфликты интересов, возникающие в тех случаях, когда различные подразделения одной компании преследуют часто противоположные цели [13].
55 Наконец, доступом к страхованию депозитов и правительственной помощью могут воспользоваться только коммерческие банки. Все остальные категории могли бы надеяться только на собственные силы.
56 В Методологии основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору [1] был сформулирован Принцип 21 (дополнительных критериев), согласно которому органы банковского надзора должны быть убеждены, что каждый банк ведет адекватную учетно-отчетную документацию, составленную в соответствии с последовательной учетной политикой и практикой, которые позволяют надзорному органу получать достоверное и справедливое представление о финансовом положении банка и рентабельности его деятельности, и что банк регулярно публикует финансовые отчеты, объективно отражающие его состояние. Одним из дополнительных критериев является нормативное обеспечение надзорным органом охвата аудитом таких направлений деятельности банка, как операции с производными финансовыми инструментами.
57 Конечной целью пруденциального надзора Банка России применительно к кредитным учреждениям является недопущение реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков [7].
58 Меры финансового мегарегулятора применительно к банкам должны быть направлены на качественную организацию системы их внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, своевременное выявление операций, в отношении которых возникают подозрения, снижение рисков вовлечения кредитной организации в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
59 Особое значение имеет установление бенефициарных владельцев участников финансовой операции при заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций. В особенности выявлению в числе участников финансовых операций политически значимых лиц иностранных государств и международных организаций (высшие государственные должностные лица иностранных государств, руководители международных организаций и их постоянных представительств в Российской Федерации), а также организаций, бенефициарными владельцами которых они являются. Участникам финансовой операции могут отказать в ее осуществлении в случае непредставления документов (сведений), необходимых для идентификации данных лиц и (или) регистрации финансовой операции, подлежащей контролю.
60 В противном случае кредитные учреждения могут проводить «сомнительные» операции клиентов по выводу денежных средств за рубеж, в том числе по сделкам с ценными бумагами. Кроме того, такое кредитное учреждение будет ориентировано на обслуживание клиентов, проводящих по своим счетам «сомнительные» транзитные операции, нарушая права и законные интересы граждан, общества и государства [5].
61 Необходимо также обратить внимание на роль Банка России в решении проблемы финансовой грамотности населения.
62 Финансовая грамотность − это знания и навыки управления финансовыми инструментами, способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
63 Проблема недостаточной финансовой грамотности населения в последние годы стала актуальной как в России, так и в целом ряде развитых и развивающихся стран. Особенной остроты она достигла в условиях глобального финансового кризиса с повышением долговой нагрузки домохозяйств, при недостаточности сбережений и неумения населения предпринимать рациональные шаги по защите своих сбережений и улучшению своего финансового положения.
64 При этом для России характерно быстрое построение сложной финансовой системы, которая приводит к появлению на рынке разнообразных и не всегда простых для понимания финансовых продуктов и услуг. Это ставит перед населением задачи, к решению которых оно в большинстве своем недостаточно готово.
65 В случае, если проблема недостаточного уровня финансовой грамотности населения решаться не будет, будет наблюдаться отставание роста благосостояния населения и сравнительное замедление роста экономики, недостаточное развитие финансового сектора и нарастание финансовых потерь населения в связи с нерациональными решениями при управлении личными бюджетами.
66 Развитие финансовой инфраструктуры и расширение спектра финансовых услуг с учетом потребностей населения невозможны без повышения финансовой грамотности.
67 В международной практике финансовая грамотность определяется как способность физических лиц понимать финансовые риски и принимать эффективные решения с целью улучшить собственное финансовое благосостояние и обеспечить защиту своих интересов. Финансовая грамотность тесно связана с уровнем финансового образования.
68 Наряду с профессиональными стандартами и этикой финансовых институтов, контролем со стороны регуляторов финансового рынка, доступностью финансовых услуг и обеспечением защиты прав потребителей финансовое просвещение граждан является неотъемлемой частью устойчивого и справедливого финансового рынка. Финансовая грамотность особенно важна в условиях глобальных финансово-экономических кризисов, когда в связи активизацией недобросовестных участников финансового рынка существенно возрастают риски для потребителей финансовых услуг.
69 В октябре 2011 года Комиссия Комитета по финансовым рынкам ОЭСР при содействии других международных организаций разработала Принципы высокого уровня по защите прав потребителей финансовых услуг.
70 Принципы высокого уровня по защите прав потребителей финансовых услуг включают: правовую, регулирующую и надзорную системы [12]; роль надзорных органов; принцип равного и справедливого отношения к потребителю; принцип открытости и прозрачности; финансовое образование и просвещение; ответственное деловое поведение поставщиков финансовых услуг и уполномоченных агентов; защиту потребительских активов от мошенничества и неправомерного использования; защиту конфиденциальности данных и информации о потребителе; рассмотрение жалоб и возмещение вреда; конкуренцию.
71 ОЭСР также создала первый глобальный информационный портал в области финансового образования, обеспечивающий возможность поиска, изучения, сравнения и обмена достоверными данными, навыками и практическими примерами о финансовом образовании между представителями власти и заинтересованными лицами. Здесь размещены стандарты, принципы и рекомендации международных организаций, методические материалы и публикации относительно финансового образования в разных странах мира.
72 В соответствии со «Стратегией повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 - 2020 годов» [11] и ключевым положениям, связанным с повышением финансовой грамотности населения, относится повышение качества программ по финансовой грамотности. Банк России планирует продолжать работу по совершенствованию системы подготовки тьюторов по финансовой грамотности, повышению квалификации учителей всех уровней образования и разработку стандартов образовательных программ в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации; расширение целевой аудитории программ по финансовой грамотности. Планируется разработать программы по финансовой грамотности, учитывающие потребности каждой из этих целевых групп (пожилых людей, малоимущих, сельских жителей, субъектов малого и среднего бизнеса) на основании исследований по выявлению потребностей данных групп; развитие финансовых навыков населения. Банком России будет проведено исследование с целью определения мотивационных факторов, стимулов и барьеров, способных позитивно или негативно повлиять на стремление населения повышать собственный уровень финансовой грамотности; наконец, использование широкого набора каналов продвижения основ финансовой грамотности, включая цифровые каналы. Банк России при реализации мер по повышению финансовой грамотности населения предполагает расширить возможности получения информации потребителями за счет использования цифровых каналов, таких как СМИ и онлайн-ресурсы, а также оказать содействие в предоставлении информации гражданам через работодателей.
73 В заключение необходимо отметить, что миссия Банка России в современных реалиях состоит в ужесточении банковского законодательства в отношении деятельности кредитных учреждений, а также защите национальной валюты. В условиях экономической нестабильности необходим особый контроль за деятельностью коммерческих банков, в том числе в рамках совместного сотрудничества финансового мегарегулятора и Росфинмониторинга, который в свою очередь в рамках своей компетенции может оперативно реагировать и передавать информацию (о возможных нарушениях со стороны кредитных учреждений) правоохранительным органам для дальнейшего проведения превентивных мероприятий и недопущению нарушения национального законодательства и вывода капитала.
74 К сожалению, приоритетной целью монетарной политики ЦБ последнего периода стало поддержание стабильно низких темпов роста цен, то есть сдерживание инфляции. Основным инструментом для этого стало сдерживание потребительского спроса. Контроль над инфляцией достигался также с помощью ряда мер, направленных на изменение возможностей банков в кредитовании населения и предприятий.
75 В развитых странах именно мягкая денежно-кредитная политика стала одним из факторов восстановления экономической активности. ФРС США и Банк Англии сохранили ставку на низком уровне. Банк еврозоны ЕЦБ дважды снижал ставку рефинанисрования до 0,05% годовых. Тем самым достигался рост ВВП в этих странах. Этому служило увеличение потребительских расходов, снижение цен на энергоносители, рост экспорта и улучшение инвестиционного климата.
76 Сегодня значительные средства находятся на счетах в Центральном банке и в коммерческих банках в качестве не используемых остатков. На эти деньги можно было бы в разы нарастить финансирование национальной экономики. Но они расходуются не только крайне неэффективно, но нарастающими темпами выводятся из финансовой системы страны.
77 Наконец, для реализации более эффективной политики экономического роста в России представляется целесообразным расширить круг целей Банка России, установив его ответственность за отдельные показатели, характеризующие экономический рост, защиту национальной валюты. В частности, в федеральном законодательстве следовало бы дополнить цели деятельности Банка России следующими целями: обеспечение темпов роста валового внутреннего продукта, реальной заработной платы работников организаций, реальных располагаемых денежных доходов населения, номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций выше среднемировых показателей; снижение уровня безработицы.

References

1. Методология основных принципов эффективного банковского надзора, октябрь 1999 г. на английском языке «Core Principles Methodology» // URL: https://www.bis.org/publ/bcbs61.pdf.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс».

3. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О // СПС «Консультант Плюс».

4. «С. Луценко прокомментировал деятельность российских кредитных учреждений» // URL: http://www.inesnet.ru/2016/04/s-lucenko-prokommentiroval-deyatelnost-rossijskix-kreditnyx-uchrezhdenij/).

5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2016 № Ф05-3894/2016 по делу № А40-131902/15 // СПС «Консультант Плюс».

6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 № 09АП-53771/2014 по делу № А40-100177/13 // СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 № 09АП-21670/2016 по делу № А40-231534/15 // СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2005, 03.08.2005 № КГ-А40/7048-05 //

9. Консультант Плюс. URL: СПС «Консультант Плюс».

10. Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2002 № ГКПИ02-860 // СПС «Консультант Плюс».

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Гарант. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201512310038.pdf.

12. Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 - 2020 годов (одобрено Советом директоров Банка России 26.03.2018) // URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/37470/str_30032018.pdf.

13. G20 High – Level Principles of Financial Consumer Protection // http://www.oecd.org/daf/fin/financial-markets/48892010.pdf.

14. Таранова И.В., Подколзина И.М.Система обеспечения финансовой безопасности в сфере страхования // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2015. № 3 (35). С. 13

Comments

No posts found

Write a review
Translate