Export of agricultural products of Belarus to China
Table of contents
Share
Metrics
Export of agricultural products of Belarus to China
Annotation
PII
S020736760007151-5-1
DOI
10.31857/S020736760007151-5
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yurij Enin 
Occupation: Professor of the Belarusian State Economic University
Affiliation: Belarusian State Economic University
Address: Minsk, Belarus
P. Kokhno
Occupation: director of the Fuzzy Systems Institute
Affiliation: Fuzzy Systems Institute
Address: Russian Federation
Qi Peiyu
Affiliation:
Address: Belarus
Edition
Pages
75-81
Abstract

The export of Belarusian agricultural products to China is a priority for Belarus. The most cost-effective form of cooperation is the creation in the Republic of Belarus of vertically integrated agricultural and other holdings with foreign direct investments from China. As a result of trade cooperation with China, Belarus receives investments and technologies needed to modernize the economy and organize international joint ventures for manufacturing high-tech products.

 

Keywords
agricultural sector of Belarus, Belarusian-Chinese trade and economic cooperation, Belarusian exports, Chinese import tariffs, system of stimulation and support for Belarusian exports
Received
10.10.2019
Date of publication
30.10.2019
Number of purchasers
45
Views
898
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Экспорт продовольствия из Республики Беларусь имеет существенное значение для агропромышленного комплекса и экономики в целом. Несмотря на то, что Республика Беларусь в последние годы достигла значительных результатов во внешней торговле продукцией АПК и продолжает интенсивно осуществлять освоение внешних продовольственных рынков, существуют проблемы, которые связаны с недостаточной конкурентоспособностью белорусской продукции, необходимостью диверсификации экспорта как по странам, так и по продуктам и др. Кроме того, на современном этапе происходит формирование многоуровневой системы регулирования в области международной торговли на национальном, региональном, транснациональном и глобальном уровнях.
2 Интенсивно формируется международная законодательная база в рамках системы многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей между странами-участницами внешнеэкономической деятельности. Поэтому актуальна задача развития экспорта продукции АПК Беларуси на основе повышения его конкурентоспособности, продуктовой и географической оптимизации.
3 В современных условиях экспортная направленность производства продукции АПК Республики Беларусь вызывает необходимость разработки новых стратегических решений, ориентированных на повышение конкурентоспособности белорусской сельскохозяйственной продукции на внешних рынках.
4 Приоритет сотрудничества с Китайской Народной Республикой определен важнейшими программами среднесрочного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь расширение торгово-экономического сотрудничества с Китаем рассматривается как одно из условий диверсификации экспорта товаров и услуг [1]. Увеличение экспорта в Китай к 2020 г. до 1,5 млрд. долл. США за счет расширения сотрудничества с китайскими регионами в рамках проекта ЭПШП (Экономический пояс шелкового пути) рассматривается в качестве важной задачи, закрепленной в Национальной программе поддержки и развития экспорта Республики Беларусь [2].
5 Китай является одним из наиболее важных торгово-экономических партнеров Республики Беларусь. О положительной динамике развития белорусско-китайской торговли можно судить по тому факту, что взаимный товарооборот в период 2005-2016 гг. вырос более чем в 3,6 раза [3. С. 9]. Однако в 2016 г. товарооборот Беларуси и Китая снизился до 81,8 % к уровню 2015 г., объем белорусского экспорта – до 60,5 %, импорта – до 88,7 % по отношению к уровню 2015 г. сальдо сложилось отрицательным и составило (–) 1656,8 млн. долл. США.
6 В 2017 г. взаимный товарооборот Беларуси и Китая составил 3106,8 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с 2016 г. на 19,4 %, в том числе экспорт – 361,5 млн. долл. США (снижение на 23,6 %), импорт – 2745,3 млн. долл. США (рост – 28,9 %). По отчётным данным за 2018 г. взаимный товарооборот Беларуси и Китая вырос до 3305,9 млн. долл. США (рост по отношению к аналогичному периоду 2017 г. составил 17,8 %), в том числе экспорт вырос до 437,9 млн. долл. США (рост – 37,8 %), импорт – до 2 868,05 млн. долл. США (рост – 15,2 %).
7 На протяжении всего периода внешнеторговое сальдо остается отрицательным: в 2017 г. оно составило -2383,8 млн. долл. США, за 10 месяцев 2018 г. – -2430,1 млн. долл. США (табл. 1).
8 Таблица 1
9 Динамика торговли товарами Беларуси с Китаем в 2005-2018 гг. (млн. долл. США)
10
Год Оборот Экспорт Импорт Сальдо
2005 715,0 430,9 284,1 146,8
2006 952,3 398,7 553,6 –154,9
2007 1300,3 484,5 815,8 –331,3
2008 2 028,2 613,4 1414,8 –801,4
2009 1 254,1 174,0 1080,1 –906,1
2010 2 159,9 475,8 1684,1 –1208,3
2011 2 830,5 636,6 2193,9 –1557,3
2012 2 806,1 432,6 2373,5 –1940,9
2013 3 290,1 460,7 2829,4 –2368,7
2014 3 013,5 640,3 2373,2 –1732,9
2015 3 182,2 781,0 2401,2 –1620,2
2016 2 602,2 472,7 2129,5 –1656,8
2017 3 106,8 361,5 2745,3 –2383,8
2018 янв.-нояб. 3 305,9 437,9 2868,0 –2430,1
11 Источник: составлено на основе: Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : >>>> . Дата доступа: 13.02.2019.
12 С точки зрения торговых приоритетов Беларусь не является для Китая значимым импортером: доля белорусской продукции в импортных закупках Китая в 2017 г. составляла всего 0,07 % (Рис. 1).
13 Рис. 1. Доля Республики Беларусь и Китая в экспорте в 2009-2017 гг. (%)
14

15 Примечание: составлено на основе: Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : >>>> – Дата доступа : 13.02.2019. Министерство Коммерции Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: >>>> statistic.shtm. Дата доступа : 12.02.2019.
16 Доля Китая в общем товарообороте Республики Беларусь составляет 4,9-5,0 % и имеет тенденцию к росту, доля Республики Беларусь в общем товарообороте Китая на протяжении 2009-2017 гг. значительно ниже и сохраняется на одном уровне (0,07-0,08 %).
17 Структура экспорта Беларуси в Китай недиверсифирована. При этом экспортируемые товары не являются уникальными и имеют аналоги в других странах, что предполагает постоянный анализ позиций конкурентов и осторожность действий в области внешнеторгового ценообразования.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬
18 Белорусский экспорт в КНР преимущественно сырьевой. На протяжении длительного периода важнейшей статьей экспорта остаются калийные удобрения, которые составляют более половины всего товарного экспорта в Китай. Вместе с тем в 2018 г. по данной товарной группе произошло существенное падение стоимостных объемов экспорта, вызванное снижением как экспортных цен (в 1,44 раза), так и физических объемов (в 1,63 раза). В 2018 г. экспорт сократился в 2,5 раза и составил 787,5 тыс. долл. США. Также наблюдается значительное снижение экспорта обработанного льна: с 14 173,7 тыс. долл. США в 2015 г. до 5 124,5 тыс. долл. США в 2018 г. (снижение в 2,5 раза). Существенно снизились поставки машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур.
19 Вместе с тем, в 2018 г. отмечается рост экспорта таких товаров, как молочная сыворотка (рост в 11,6 раз), шины (рост в 3,2 раза), носители информации (рост в 7,0 раз) и др. Таким образом, в торговом сотрудничестве c Китаем отмечается положительная динамика, связанная с изменением структуры белорусского экспорта: расширяется товарная номенклатура, снижается зависимость от экспорта сырьевых товаров и продуктов нефтехимии.
20 Товарной диверсификации белорусского экспорта способствует заключение крупных контрактов по сборочным производствам белорусской техники в Китае при финансовой поддержке ее покупателей. Главные барьеры для несырьевого экспорта в Китай – высокая ценовая и иногда наблюдаемое технологическое отставание.
21 Республика Беларусь традиционно является поставщиком молочной продукции в Китай. Так, в 2018 г. на рынок Китая ее было экспортировано на сумму 2965,4 тыс. долл. США, молоко и сливки несгущенные – 1137,5 тыс. долл. США.
22 Кроме того, Беларусь поставляет в Китай шоколад, корма для животных, безалкогольные и алкогольные напитки. Всего за 2018 г. было экспортировано продовольственных продуктов на сумму 17,2 млн. долл. США, что выше уровня 2017 г. на 37,6 %.
23 Одним из итогов белорусских усилий по наращиванию экспорта в Китай за 2017-2018 гг. стал рост числа сертифицированных предприятий-поставщиков. В начале 2018 г. к 32 предприятиям-экспортерам мясомолочной продукции прибавилось 7 экспортеров птицы. В целом, с китайскими партнерами заключено контрактов на 2018 г. на сумму 114 млн. долл. США, что позволило увеличить экспорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров в Китай с 17,2 млн. долл. США в 2017 г. до 100 млн. долл. США в 2018 г. В марте 2018 г. Беларусь посетили представители китайской компании «Guangzhou Xinjinlai Import and Export Trade», которая предложила контракты на покупку белорусской продукции. В апреле 2018 г. в Шанхае была создана совместная компания «Belarus Food and Agriculture (Shanghai) Co. Ltd.», которая будет заниматься продвижением и реализацией белорусской мясомолочной продукции в Китае.
24 Развитие транспортно-логистической инфраструктуры тесно связано с перспективой реализации соответствующих проектов в индустриальном парке «Великий камень» с привлечением средств Фонда Шелкового пути в рамках проекта ЭПШП.
25 Вместе с тем отметим, что экспортный потенциал продовольственной отрасли на рынок Китая реализован далеко не полностью.
26 Зависимость Китая от мирового рынка продовольствия необратима и будет только расти. Рост импорта будет обусловлен реструктуризацией внутреннего спроса в последние десятилетия в пользу высокопитательных продуктов повышенного качества на фоне сокращения возможностей для роста сельскохозяйственного производства внутри Китая. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к 2022 г. Китай удвоит закупки импортного кормового зерна и мяса говядины и свинины, а импорт соевых бобов возрастет на 40 %. Потребности Китая в зерновых достигнут 700 млн. т. к 2020 г., 100 млн. т. из которых будет импортироваться [4. С. 19]. Все эти группы продуктов с высокой добавленной стоимостью Китай импортирует преимущественно из США [5, с. 41].
27 Очевидно, что разгорающаяся в последнее время торговая война между США и КНР приведет к тому, что Китай будет интенсифицировать поиски других, более предсказуемых поставщиков на свой рынок. На этом фоне высокие шансы заполнить нишу китайского рынка, которую из–за торговой войны могут покинуть американские производители сельскохозяйственной продукции, появляются для произведенной в Республике Беларусь молочной и мясной продукции. Это означает наличие значительных возможностей для белорусских производителей по диверсификации своих поставок за счет открывающихся ниш на китайском рынке [6].
28 Продукты из Беларуси воспринимаются в Китае как безопасные и чистые, и именно на эти качества необходимо делать ставку при продвижении продовольствия на китайский рынок. Перспективным является создание совместных сельскохозяйственных парков для развития сотрудничества по производству зерновых и других сельскохозяйственных культур (соевых бобов, масличных, овощей и фруктов), по развитию животноводства мясного и молочного направлений с упором на производство экологически чистой продукции с учетом потребностей китайского рынка.
29 В соответствии с оценкой ФАО, к 2030 г. в китайских городах будет проживать более 1 млрд. человек. В связи с ростом населения и повышением его покупательной способности Китаю понадобится больше качественных продуктов питания и питьевой воды. Однако, наращивание продовольственного сектора будет затруднено в связи с невозможностью расширения посевных площадей из-за природных особенностей страны и ограниченного количества водных источников.
30 Наиболее экономически выгодная форма реализации сотрудничества –
31 Пекин всё больше открывает свой рынок другим странам. Это касается преимущественно продукции агропромышленного комплекса. Ожидается, что в ближайшее время КНР снизит импортные тарифы в среднем на 55,9%, в частности для продуктов питания и напитков.
32 В таблице 2 приведены агрегированные показатели, характеризующие уровень импортных пошлин на основные виды сельскохозяйственной продукции в Китае в сравнение со странами ЕАЭС.
33 Таблица 2
34

35 Импортные пошлины Китая и ЕАЭС на отдельные виды сельскохозяйственных товаров и продовольствия (по данным ВТО)
36 Источник: составлено авторами на основе данных Министерства Коммерции Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: >>>> statistic.shtml. Дата доступа : 12.02.2019.
37 Китайский импортный тариф состоит из преференциальных ставок, непреференциальных ставок и ставок по тарифным квотам. Для всех этих ставок (помимо общих тарифных ставок) Комиссия Государственного Совета КНР по таможенному тарифу может установить «временные» тарифные ставки, которые применяются в отношении конкретных товаров в определенный период времени. В случае одновременной применимости к товару нескольких ставок (особой преференциальной ставки, ставки в рамках регионального соглашения и ставки РНБ или временной преференциальной ставки) приоритет имеет самая низкая из них.
38 Импорт сельскохозяйственной продукции находится под влиянием государственной системы торговли, которая стремится обеспечить стабильность предложения и цен на основные товары. Большинство сельскохозяйственной продукции, импортируемой по квотам, контролируется государственными торговыми предприятиями, имеющими значительные доли в общем объеме квот.
39 Система стимулирования и поддержки экспорта в Беларуси постоянно совершенствуется, создаются условия для введения новых эффективных инструментов. В настоящее время принята Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016 – 2020 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2016 №604). Программа имеет своей главной целью совершенствование системы государственной поддержки экспорта как важного элемента развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь, направленных на снижение до минимума внешнеэкономических угроз, на основе эффективного участия в международном разделении труда, использования конкурентных преимуществ страны, применения механизмов международных интеграционных объединений и снижение зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков за счет диверсификации товарной номенклатуры [7].
40 В настоящее время республиканские органы государственного управления проводят целенаправленную работу по формированию и развитию товаропроводящей сети подведомственных организаций за рубежом, а также повышению ее эффективности. Анализ системы мер поддержки экспорта аграрной продукции в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в последнее время осуществляется целенаправленная работа по совершенствованию его стимулирования.

References

1. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы : Указ Президента Респ. Беларусь. 15 дек. 2016 г. № 466 // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / 000 «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

2. О поддержке и развитии экспорта Республики Беларусь в 2016-2020 годах : постановление Совета Министров Респ. Беларусь. 1 авг. 2016 г. № 604 (ред. от 25 сент. 2017 г. // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / 000 «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2017.

3. Данилюк, Е.С. Основные направления сотрудничества Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой / Е. С. Данилюк, С. Г. Заливако // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2018. № 5. С. 9–17.

4. Ерохин В.Л. Торговля сельскохозяйственной продукцией между Китаем и странами ЕАЭС и вопросы обеспечения продовольственной безопасности / В. Л. Ерохин // Маркетинг и логистика. 2018. № 4. С. 14–32.

5. Краснова В., Мамедьяров З., Матвеева А. Накормить Китай с наскоку не получится // Эксперт. 2018. № 36. С. 40–43.

6. Енин Ю.И., Кохно П.А. Современное состояние и перспективы развития белорусско-китайского торгово-экономического сотрудничества // Общество и экономика. 2019. №5. С. 87-102.

7. Кохно П.А., Кохно А.П., Енин Ю.И., Карпов С.А. Евразийская индустриально-инфраструктурная интеграция: монография / Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно // М.: Граница, 2019.

Comments

No posts found

Write a review
Translate