Development institutions as an inherent part of economic process management
Table of contents
Share
QR
Metrics
Development institutions as an inherent part of economic process management
Annotation
PII
S020736760006401-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
L. Ivanova 
Affiliation: Institute of economy RAS
Address: Russian Federation
Edition
Pages
20-31
Abstract

In the paper historical models of economic success and an experience of transforming national development strategies are being examined with a view to determine and evaluate priority tasks for the promotion of economic growth. The correlation between ensuring national economic security and strategic objectives as well as strategic projects is revealed. The course of and the mechanisms for successful implementation of the May (2012 and 2018) Decrees of the President of the Russian Federation are analyzed. For the first time, the “red lines of economic security” are justified, determining vital areas of national economy and management where disruption means threats and risks in terms of fundamental challenges to national security and strategic development.

Keywords
development strategies, national goals, transformation of national economies, Russia's priorities, economic growth, economic security, red lines of economic security, implementation of the May (2012 and 2018) decrees of the President of the Russian Federation
Received
18.09.2019
Date of publication
20.09.2019
Number of purchasers
59
Views
1251
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Современная экономика представляет собой сложный организм, который можно назвать рыночным только с определенной долей условности, поскольку, с одной стороны, экономика продолжает функционировать на принципах рыночной саморегуляции, а с другой стороны, по мере усложнения экономической структуры, обострения конкурентной борьбы как за рынки сбыта, так за и ресурсы регулирующая роль государства и надгосударственных структур становится все более значимой. Расширение этой роли сопряжено в том числе и с использованием институтов развития как одного из способов непрямого воздействия государства и надгосударственных структур на экономику.
2 Но, несмотря на то, что институты развития достаточно давно используются в экономике развитых и развивающихся стран и широко представлены на наднациональном уровне, вокруг них самих и их деятельности существует определенный концептуальный вакуум. Этот вакуум во многом обусловлен тем, что институты развития представляют собой не вполне рыночный институт, и его применение в качестве инструмента воздействия государства на рыночные позиции национальных компаний в научном сообществе по умолчанию трактуется как частный случай, а не как системный элемент управления экономическими процессами.
3 Рыночная трансформация и ее последствия сделали актуальным вопрос о создании российских институтов развития. Первые структуры, которые с полным правом можно отнести к этой категории, появились в нашей стране в начале 90-х, когда были учреждены Российская торгово-промышленная палата и Российский фонд технологического развития (впоследствии преобразованный в Фонд развития промышленности).
4 К настоящему времени в стране действует внушительный набор институтов развития: ВЭБ и его структуры (ВЭБ-лизинг, Фонд развития моногородов, Фонд развития Дальнего Востока и др.), Росельхозбанк, Росагролизинг, Российская венчурная компания, Роснанотех, Роскосмос, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов; Инновационный центр «Сколково» и Фонд «Сколково», Фонд развития промышленности, особые экономические зоны, территории опережающего развития, индустриальные парки и др. С помощью этих структур, функционирующих как институты развития, с тем или иным успехом, на тех или иных этапах наша страна решала и продолжает решать определенный круг стоящих перед ней задач. При этом деятельность российских институтов развития продолжает вызывать множество вопросов1. С одной стороны, эти вопросы обусловлены комплексом причин, в том числе недостаточной транспарентностью деятельности и относительной неэффективностью проектов, реализуемых при их непосредственном участии. Но, с другой стороны, критика в адрес институтов развития зачастую обусловлена неопределенностью их восприятия обществом и экспертным сообществом. Эта неопределенность, в свою очередь, связана с неочевидностью тех задач, которые институты развития призваны решать, а также с неочевидностью критериев, по которым следует оценивать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные общеэкономические и социально-экономические эффекты их деятельности. Точно также как и не вполне очевиден ответ на вопрос, что содержательно представляют собой институты развития и какие структуры можно к ним относить.
1. На институты развития косо посмотрели. [Электронный ресурс]. URL: >>>> ; Счетная палата оценила поддержку институтов развития в 5,1 трлн рублей. – URL: >>>> .
5 В рамках данной статьи предпринимается попытка сформулировать некоторые концептуальные подходы к определению места и роли институтов развития как сложного комплексного инструментария, эффективное использование которого является одним из факторов успешности структурной модернизации российской экономики и предполагает адекватное целеполагание (формулирование адекватных целей, задач и приоритетов экономической политики), выработку концептуальных подходов к созданию новых и использованию существующих институтов развития, а также мониторинг и анализ позитивных и негативных практик их функционирования.
6 Институты развития как экономическое явление. Формально специфические экономические институты, которые принято объединять под общим названием институты развития, представляют собой специальные организации, создаваемые государством, обществом (или отдельными сообществами) в целях преодоления деструктивных свойств рынка и достижения неких стратегических целей, включая цель выживания в агрессивной среде. Содержательно это означает тактическое или стратегическое ограничение действия рыночных сил в некоем экономическом сегменте в целях развития данного сегмента и достижения им требуемых конкурентных позиций. Современное государство широко использует институты развития в качестве инструментов непрямого воздействия на частный сектор и общее состояние экономической среды наряду с инструментами прямого воздействия (субсидии, дотации, прямое финансирование и т.д.). Ключевым элементом воздействия государства на бизнес через институты развития выступает организация облегченного доступа к ресурсам – инфраструктурным и информационным (с помощью льготной платы за их использование), финансовым (путем льготного кредитования, софинансирования и т.д.) – при реализации проектов в инфраструктурных секторах или в секторах, представляющих собой потенциальные точки и драйверы роста. По сути, институты развития выступают как один из способов реализации частно-государственного партнерства, однако не сводятся только к нему, поскольку включают более широкий спектр взаимодействий, чем взаимодействия государства и бизнеса. Пожалуй, здесь можно говорить о различных типах партнерств, которые обеспечивают «выживание» предпринимательских групп, а иногда – целых отраслей и секторов экономики. Частно-государственное партнерство выступает лишь разновидностью подобных партнерств.
7 Институты развития неоднородны, они оперируют разными ресурсами и выстроены по различным организационным принципам и с разными целями2. Но с точки зрения своего функционала все они нацелены на решение четырех основных задач, а именно способствуют преодолению провалов рынка в сфере инноваций; устраняют институциональные провалы, т.е. способствуют необходимых, но по тем или иным причинам отсутствующих сегментов рынка; способствуют развитию экономической и социальной инфраструктуры; устраняют региональные дисбалансы развития3. Традиционно институты развития разделяют на две большие группы: финансовые и нефинансовые4. Такое разделение вполне универсально и отражает разделение экономики на финансовый и реальный сектора. В процессе решения вышеназванных задач финансовые институты развития оперируют финансово-кредитными ресурсами, а нефинансовые – прочими видами ресурсов, в том числе материальными, технологическими, информационными, организационно-управленческими, кадровыми. С точки зрения экономической политики важно также и то, что часть институтов развития создается по инициативе предпринимательского сообщества, а часть – по инициативе и при непосредственном участии самого государства. При таком подходе часть институтов развития выступает как естественные институты развития, т.е. выстроенные «снизу», в противоположность тем институтам, которые были выстроены «сверху», т.е. искусственно сконструированы государством для реализации определенных стратегических целей. Это различие представляется весьма существенным, поскольку искусственное формирование государством значительного числа институтов развития может быть сопряжено с серьезными бюджетными рисками.
2. Хасанов И. Ф. Международный опыт создания и функционирования институтов развития // Транспортное дело России. 2009. №3. – URL: >>>> (дата обращения: 07.08.2019).

3. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю., Волков Р.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Проблемы прогнозирования. 2009. № 2 – С. 4.

4. Волков В.И. Институты развития и их вклад в модернизацию экономики страны [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления // Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года / Под общей ред. М.Г. Ковтунович. Часть 1 // М.: МГППУ, 2013. С.19.
8 Институты развития не являются изобретением ХХ века. Исторически в большинстве случаев инициатором создания тех или иных институтов развития выступали отдельные сообщества, стремящиеся преодолеть некий комплекс проблем, решение которых в рамках действующих институтов не давало необходимого эффекта. В реальности там, где деструктивные свойства рынка давали о себе знать, предпринимательские сообщества (коалиции) формировали те или иные институты, ограничивающие эту деструктивность. Например, средневековые ремесленные цехи и купеческие гильдии вполне допустимо рассматривать в качестве институтов развития в условиях узости рынка. Со временем по мере развития рыночных отношений ряд естественных институтов развития (например – те же цехи и гильдии с их жестким уставами и ограничениями), отошли в прошлое. Другие естественные институты развития – решающие схожие задачи, но при этом более гибкие и поэтому лучше адаптированные к условиям капиталистических отношений и быстрого развития рынков – сохранились и в той или иной степени видоизмененной форме действуют до сих пор. Государство, проводя свою экономическую политику, учитывает наличие подобных структур, законодательно регулирует их деятельность, тесно взаимодействует с ними, опираясь на них, а иногда и делегируя им решение тех или иных задач. К институтам развития, которые изначально были инициированы предпринимательским сообществом и сохранили свое значение до сих пор, следует отнести торгово-промышленные палаты и бизнес-ассоциации (предпринимательские объединения и союзы), кооперацию и индустриальные парки.
9 Отнесение бизнес-ассоциаций к институтам развития может выглядеть спорным, поскольку отраслевые объединения предпринимателей зачастую рассматриваться как основание для картельного сговора5. В деятельности бизнес-ассоциаций действительно присутствует некая амбивалентность, и однозначный подход здесь неправомерен. Бизнес-ассоциации могут лоббировать свои интересы в ущерб иным участникам экономического процесса, но одновременно они являются организациями, защищающими национальный бизнес от внешней конкуренции или от волюнтаристских решений государства, что особенно актуально для стран с переходной и развивающейся экономикой6. Представляется, что поскольку бизнес-ассоциации в современной России способствуют улучшению бизнес-среды и формируют коммуникационные возможности для взаимодействия бизнеса и власти (если не на федеральном, то на региональном и муниципальном уровнях), их вполне правомерно рассматривать как одну из разновидностей естественного института развития и более того – использовать их в этом качестве.
5. Олсон М. Логика коллективных действий // М.: Фонд экономической инициативы, 1995.

6. Казун А.П. Пересматривая роль бизнес-ассоциаций в России и на посткоммунистическом пространстве: от групп интересов к защитным организациям // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 3. С. 163-170.
10 К истории формирования естественных институтов развития. Общественные объединения предпринимателей существовали с древнейших времен: например, информация о первом известном объединении купцов датируется 495 годом, когда в Риме была учреждена коллегия торговцев-меркуриалов. Ярким примером купеческих объединений является Ганзейский союз, накопивший огромный опыт поддержки промышленности и торговли. По мере становления национальных государств, развития путей сообщения, рынков и технологий цехи и купеческие гильдии перестали соответствовать целям развития и были упразднены. На их место пришли другие предпринимательские объединения. Помимо союзов, преследующих исключительно коммерческие цели, возникли некоммерческие объединения двух основных типов: общественные объединения предпринимателей преимущественно отраслевой направленности в виде обществ, союзов и бизнес-ассоциаций, а также торгово-промышленные палаты, которые создавались совместными усилиями бизнеса и власти, направленными прежде всего на социально-экономическое развитие территории7. Появившиеся во Франции в конце XVI века как реакция на экономический кризис вызванный религиозными войнами, торгово-промышленные палаты оказались весьма удачной формой организации прямого диалога власти и бизнеса, которая быстро распространилась сначала во Франции, а затем и по всей Европе, и не утратила своего значения до сих пор8.
7. Федотов Виктор Иванович. Становление института торгово-промышленных палат в России : диссертация на соискание степени кандидата исторических наук : 07.00.02. Саратов, 2002. 193 с.

8. Федотов В. И. Особенности эволюции организационно-правовых моделей торгово-промышленных палат // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. №1. URL: >>>> (дата обращения: 07.08.2019). 
11 Отделение торгово-промышленных палат от бизнес-ассоциаций достаточно условно. Их функции во многом схожи. И те, и другие выполняют задачи, связанные с представительством интересов предпринимателей в государственных структурах и в процессе переговоров с профессиональными союзами. Но торгово-промышленные палаты создаются для представительства интересов бизнеса какого-либо региона вне зависимости от отраслевой принадлежности (причем в некоторых европейских странах членство предпринимателей в торгово-промышленной палате является обязательным), в то время как бизнес-ассоциации (союзы) очень часто объединяют на добровольных началах представителей бизнеса какой-либо отрасли либо сектора экономики, например, малого бизнеса. Если речь идет об отраслевой бизнес-ассоциации, то одной из целей ее создания является регулирование горизонтальной конкуренции среди своих членов и вертикальной конкуренции среди участников сбытовой цепочки. В отличие от бизнес-ассоциаций торгово-промышленные палаты в большей степени сосредоточены на оказании своим членам услуг, связанных с нормальным функционированием и развитием бизнеса9.
9. Зудин А.Ю. Ассоциации - бизнес - государство. "Классические" и современные формы отношений в странах Запада // М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009. С. 36.
12 Важнейшим институтом развития малого и среднего бизнеса традиционно выступает кооперация (кредитная, потребительская). Формирование этого института в XIX веке в Западной Европе, а затем и в России происходило стихийно, и только затем поддержка кооперации превращается в одно из направлений экономической политики государства. Во многих развитых и развивающихся странах на современном этапе кооперация играла и продолжает играть важнейшую роль в формировании экономической и социальной инфраструктуры, содействует аккумулированию разрозненных экономических ресурсов и развитию малого и среднего бизнеса, т.е. играет роль одного из негосударственных институтов развития10.
10. Теплов В.И. Потребительская кооперация: трансформация квазирыночного института в институт развития // Фундаментальные исследования. 2014, № 9. С. 2751-2755; Иванова Т.Б. Кредитные кооперативы Германии: история и современность // Финансы и кредит. 2004, № 3. С. 79-90.
13 Весьма широко применяемым естественным институтом развития реального сектора экономики являются индустриальные парки. Инициатором создания индустриальный парков изначально выступал бизнес и только затем к процессу создания индустриальных парков стали подключаться региональные власти. Первые индустриальные парки в виде специально организованной для размещения новых производств территории, обеспеченной соответствующей производственной, энергетической, транспортной инфраструктурной и административно-правовыми условиями, стали создаваться в Европе на рубеже XIX-ХХ вв., в районах с исторически сложившейся производственной специализацией и соответствующими производственными активами. К середине ХХ в. производственные (инвестиционные) площадки, в основе которых лежала концепция индустриального парка, стали создаваться в большинстве развитых стран мира. В настоящее время индустриальные парки представляют собой разновидность специальным образом организованной и управляемой территории (инвестиционной площадки), находящейся в той или иной степени готовности к приходу инвестора: браунфилд (площадка с производственной инфраструктурой) и гринфилд (площадка без инфраструктуры)11.
11. Индустриальные парки. Специальный доклад // Эксперт. 2016. № 50. С.32-48.
14 К истории формирования искусственных институтов развития. Со временем, осознав очевидную пользу институтов развития, государство начинает опираться на них, а затем и инициировать их создание или конструировать их искусственно. Первым институтом развития, созданным по инициативе государства, являлся финансовый институт – французский Государственный фонд сбережений (современное название – Депозитно-сберегательная касса или СDC), учрежденный с целью поддержки процессов восстановления французской экономики после наполеоновских войн12.
12. Организационная структура и особенности корпоративного управления Депозитно-сберегательной кассы Франции . Материалы ВЭБ РФ. URL: >>>> .
15 В ХХ веке государства активно включились в процессы создания финансовых институтов развития, причем этот процесс шел как на национальном, так и на наднациональном уровне и был сопряжен с необходимостью решения задач послевоенного восстановления, которое требовало долгосрочных финансовых ресурсов. Центральное место в системе финансовых институтов развития занимали и зачастую продолжают занимать банки развития.
16 Банк развития представляет собой симбиоз государственной структуры и коммерческого банка. Эти банки, как правило, не привлекают депозиты, не осуществляют расчетные и платежные операции и не предоставляют краткосрочных ссуд. Источником финансовых средств банков развития являются, главным образом, бюджетные ассигнования, а частично также правительственные кредиты, внешние и внутренние облигационные займы, выпущенные под гарантии правительства, кредиты международных финансовых организаций. Банки развития в своей деятельности исходят из задач социально-экономической политики, и получение прибыли не является целью их деятельности. В то же время банки развития реализуют и коммерческие принципы. Они несут ответственность за прибыли и убытки, стремясь к безубыточности и получению небольшой прибыли (при возникновении убытков их покрытие обычно осуществляется за счет государственного финансирования). Банки развития имеют свои сферы обслуживания и не составляют конкуренции коммерческим банкам. Основными объектами кредитования банков развития являются инфраструктурные проекты или проекты, связанные с развитием базовых отраслей, которые приносят незначительную прибыль, имеют длительный срок окупаемости и высокий риск13.
13. Емельянов Ю.С. Банки развития и государство в современной архитектуре мирового развития // Экономические науки. 2009. № 5 (54). С. 11-18.
17 Основным способом воздействия банков развития на экономику являются долгосрочные займы и кредиты. Большинство современных банков развития было создано по аналогии с кредитными структурами Всемирного банка. Прибыль, получаемая от кредитных операций, как правило, идет на расширение объема инвестиций. Банки развития освобождаются от налогов и пользуются механизмом государственных гарантий при заимствованиях на свободном рынке капиталов. Центробанк финансирует их на основе специального льготного режима и определяет для них пониженные требования к формированию обязательных резервов. Являясь одним из важнейших инструментов реализации экономической политики, банки развития выполняют еще одну весьма важную функцию, а именно – осуществляют мониторинг экономической ситуации, обеспечивая тем самым правительство весьма важным аналитическим материалом. Именно банки развития сыграли ключевую роль в послевоенном восстановлении экономической инфраструктуры и базовых отраслей промышленности в Германии, Италии, Японии. По мере того, как экономика Европы приближалась к завершению послевоенного восстановления и переходила к устойчивому росту, значение банков развития стало снижаться, а их место стали занимать иные форматы искусственных институтов развития (агентства, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки). Банки развития сыграли весьма важную роль в странах Латинской Америки, где за счет инвестиций банков развития были созданы новые отрасли национальных экономик (прежде всего, в добывающей промышленности и машиностроении)14.
14. Ковалев М.М., Румас С.Н. Банки развития: новая роль в XXI веке // Минск.: Изд. Центр БГУ, 2016.
18 В 70-х – начале 90-х годов под влиянием череды неудач в результате неверных управленческих решений в ряде развивающихся стран интерес к банкам развития в мире стал снижаться. Многие банки развития были коммерциализированы. Однако в конце ХХ в. интерес к подобным структурам опять стал расти. В 1994 г. в Китае было создано три банка развития – Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития сельского хозяйства Китая, задачами которых являлось кредитование под низкий процент ключевых объектов инфраструктуры, базовых отраслей и проектов по модернизации государственных предприятий. Все эти банки сыграли и продолжают играть важную роль в развитии китайской экономики. В целом к концу ХХ века в мире насчитывалось около 750 банков развития, включая специализированные: экспортные, банки развития сельского хозяйства, банки поддержки малого бизнеса, при этом 95,8% банков развития являются национальными, а остальные 4,2% представляют собой международные и региональные банки развития. В развивающихся странах из-за слабости финансовых институтов и несовершенства институциональной среды банки развития в настоящее время играют сравнительно более заметную роль, чем развитых странах 15.
15. Там же.
19 Помимо банков развития по инициативе государства создаются институты развития в форме венчурных и инвестиционных фондов, фондов прямых инвестиций, экспортных агентств, особых экономических зон и т.д. Ниже в Таблице 1 представлены основные формы институтов развития, создаваемых по инициативе государства.
20 Таблица 1 Основные виды современных искусственных институтов развития
21
Финансовые Нефинансовые
Банки развития Территории со специальным льготным режимом налогообложения (особые экономические зоны)
Экспортно-импортные банки Технополисы, технопарки
Экспортно-страховые агентства Научно-внедренческие центры
Финансовые корпорации Информационно-образовательные центры
Инвестиционные фонды Экспертно-аналитические центры
Фонды прямых инвестиций Корпорации развития (структуры, основной задачей которых является сопровождение крупных инвестиционных проектов в регионах)
Венчурные фонды, фонды фондов Агентства развития ( структуры, основной задачей которых является сопровождение, консультирование, информирование, а также предоставление услуг преимущественно среднему и малому бизнесу в регионах )
22 Международные институты развития в контексте развития национальных экономик. В ХХ веке в мировой экономике огромную роль начинают играть международные институты развития, создаваемые по инициативе объединений государств. Наиболее стремительно процесс создания международных финансовых институтов развития протекал после второй мировой войны в связи с необходимостью восстановления европейской экономики, что требовало крупных, долгосрочных и относительно дешевых инвестиций16.
16. Емельянов Ю.С. Банки развития и государство в современной архитектуре мирового развития // Экономические науки. 2009. № 5 (54). С. 11-18.
23 В настоящее время роль международных институтов в процессах мирового экономического развития весьма значительна. Эксперты подчеркивают, что в мире сформировалась целая сеть международных институтов, деятельность которых охватывает практически всю мировую хозяйственную систему и диктует собственные «правила игры» национальным экономикам17. Помимо того, что они аккумулируют и перенаправляют в инфраструктурные сектора гигантские потоки инвестиционных ресурсов, они также ведут обширные экономические исследования18. Косвенным эффектом от взаимодействия национальных экономик с международными финансовыми институтами является унификация национальных институциональных систем, присоединение стран к единым нормам и стандартам финансовой отчетности и т.п. В результате происходит сближение национальных институциональных систем, что в известной мере способствует экономическому росту национальных экономик, поскольку открывает новые возможности для стран и национальных компаний в сфере кредитования, участия в международных проектах, для привлечения инвесторов, выхода на новые рынки и т.д.19
17. Е.Бренделева. >>>> // Мировое и национальное хозяйство. 2015 № 4(35) >>>> .

18. Ковалев М.М., Румас С.Н. Банки развития: новая роль в XXI век // Минск.: Изд. Центр БГУ, 2016.

19. Е.Бренделева. >>>> // Мировое и национальное хозяйство. 2015 № 4(35) >>>> .
24 В качестве международных институтов развития, прежде всего, выступают международные банки развития – некоммерческие структуры, деятельность которых направлена на решение социально-экономических проблем стран-бенефициаров. К наиболее крупным международным финансовым структурам подобного рода относятся Международный валютный фонд (основан в 1944 году), Международный банк реконструкции и развития и Всемирный банк (основаны в 1945 году, с 1947 года можно говорить о формировании сети структур, образующих группу Всемирного банка), Европейский инвестиционный банк (основан в 1958 году), Межамериканский (основан в 1959 году), Азиатский (основан в 1966 году) и Исламский (основан в 1973 году) банки развития.
25 Процесс создания международных институтов развития продолжается до сих пор. В 2014 году началось формирование Нового банка развития БРИКС (НБР БРИКС) – международной финансовой организации, которая будет обслуживать потребность в длинных инвестиционных ресурсах таких стран как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Своей запланированной мощности НБР БРИКС должен достичь к 2045 году. Основная задача НБР – финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и других развивающихся странах. В том же 2014 году Китай объявил о создании еще одного международного банка развития - Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Основные цели, которые преследует АБИИ: стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансирование инфраструктурных проектов в Азии от строительства дорог и аэропортов до антенн связи и жилья экономкласса20.
20. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: 4 факта – Портал "Вести. Экономика" .
26 Реализация экономических целей государства через институты развития. Институты развития вне зависимости от того, являются ли они естественными или искусственно сконструированными, представляют собой важную составную часть институциональной структуры современной экономики.
27 Основной предпосылкой формирования естественных институтов развития является стремление предпринимателей объединяться в группы для решения задач коллективного выживания в агрессивной конкурентной среде через снижение внутригрупповой конкуренции, формулирование и лоббирование коллективных интересов, организацию диалога с представителями власти и профессиональными союзами, снижение издержек, связанных с получением различного вида услуг, функционированием и развитием бизнеса и т.д. В случае с индустриальными парками, большинство из которых является частными21, это связано со стремлением одних предпринимательских групп по-новому использовать существующие, но невостребованные производственные или земельные активы, а других предпринимательских групп – получить относительно удобный доступ к производственной инфраструктуре. Предпосылки создания и функционирования подобных институтов развития в условиях рынка существуют постоянно. Данные институты могут изменяться, реагируя на изменение среды, однако в целом их присутствие в устойчивой экономике носит перманентных характер.
21. По данным Минпромторга РФ по состоянию на начало августа 2019 года в России насчитывалось 213 действующих и создаваемых индустриальных парка, из них 134 являлись частными. URL: >>>> .
28 Несколько по иному выглядят искусственные институты развития, прежде всего финансовые, которые конструирует государство, стремясь через создание специального льготного канала поступления финансовых ресурсов в экономику решить два основных типа задач: либо ликвидировать последствия того или иного кризиса, либо целенаправленно изменить (улучшить) некие структурные параметры, свойственные национальной экономике. И в том, и в другом случае широкое применение подобных институтов является временной мерой, поскольку сопряжено со значительными рисками, которые можно демпфировать на относительно небольших временных отрезках. При анализе структуры подобных рисков можно сослаться на работу И. Хасанова "Международный опыт создания и функционирования институтов развития"22, согласно которой к основным рискам подобного типа относятся: излишне амбициозные цели, которые ставит правительство; бюрократизация, коррупция и лоббизм интересов узкой группы предпринимателей; негибкость институтов развития относительно изменяющихся условий; отсутствие доверия к ним со стороны бизнес-сообщества; неприживаемость институтов развития в старой институциональной среде; объективно низкое качество управления и экспертизы проектов в условиях формирования принципиально новых секторов экономики; риск завышения издержек и т.д. Как правило, если речь идет о структурной трансформации, государство пытается с помощью институтов развития направить финансовые потоки в инфраструктурные или высокотехнологичные отрасли, стремясь при этом разделить возникающие риски с частными инвесторами. Здесь действительно, с одной стороны, очень важно избежать завышенных ожиданий от деятельности финансовых институтов развития, с другой стороны, при оценке эффективности их работы учитывать не только, и не столько результативность отдельных проектов реализуемых при их непосредственном участии, сколько динамику секторов, отраслей и рынков, общее состояние которых институты развития должны были улучшить.
22. Хасанов И. Ф. Международный опыт создания и функционирования институтов развития // Транспортное дело России. 2009. №3. URL: >>>>
29 При всех имеющихся рисках в условиях вынужденного структурного (модернизационного) маневра, в котором объективно нуждается российская экономика, финансовые институты развития оказываются во многом незаменимыми, поскольку их использование сопряжено с меньшими рисками, чем прямое финансирование государством тех или иных проектов. При этом возникает проблема снижения устойчивости экономической системы в период активного использования финансовых институтов развития. Представляется, что одним из направлений ее решения может быть параллельное создание государством институтов развития, поддерживающих национальный бизнес в неденежной форме, когда "вместо выделения денежных средств, которые могут быть использованы нецелевым образом, бизнес получает от государства услуги в натуральной форме за счет государственных ресурсов (например, подключение к инженерным сетям, построенным государством, пользование транспортной инфраструктурой)" 23. В этих целях могут быть задействованы, в частности, государственные и полугосударственные индустриальные парки и технопарки.
23. Хасанов И. Ф. Международный опыт создания и функционирования институтов развития // Транспортное дело России. 2009. №3. URL: >>>>
30 Второе направление может быть связано с более активным использованием естественных институтов развития для реализации задач экономической политики. Для этого государству следует уделить более пристальное внимание подобным институтам развития, продумать систему их поддержки и активизации. Представляется, что, во-первых, необходимо более внимательно присмотреться к деятельности торгово-промышленных палат и бизнес-ассоциаций и перейти к использованию их не только как площадки для дискуссий, но и как к инструменту выработки согласования и уточнения стратегий государства и бизнеса; во-вторых, необходимо всячески стимулировать возрождение кооперативного движения. По своей сути подобные объединения могут быть использованы для осуществлении модернизации через коалиции. Согласно данному подходу "результативные цели нельзя достичь за счет исключительно государственных усилий. Дело не только в низкой эффективности государственной машины, но и в принципиальной недостаточности государственных инструментов развития в рыночном обществе, формирующемся в условиях открытости перед глобальными процессами. Результативные цели могут быть достигнуты только совместными действиями государства, бизнеса и гражданского общества"24.
24. Григорьев Л. Тамбовцев В. Модернизация через коалиции // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 59-70
31 Институты развития представляют собой комплексный инструментарий, с помощью которого государство способно воздействовать на экономику в заданном направлении, и для этого между естественными и искусственно сконструированными институтами развития необходим определенный баланс. В странах с развитой рыночной экономикой естественные институты развития формировались исторически, их присутствие настолько органично вплетено в социально-экономическую ткань, что зачастую оно воспринимается как само собой разумеющееся. В российской экономической действительности в силу особенностей исторического пути существует дефицит естественных институтов развития и баланс между естественными и искусственными институтами развития еще только предстоит найти. Достижение оптимального сочетания между естественными и искусственно сконструированными институтами развития (особенно в части венчурного финансирования) и их комплексного использования во многом является залогом устойчивости российской экономики в период структурной модернизации.

Comments

No posts found

Write a review
Translate