The role of juvenile justice in a welfare state
Table of contents
Share
QR
Metrics
The role of juvenile justice in a welfare state
Annotation
PII
S020736760006128-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey Lutsenko 
Occupation: analyst
Affiliation: Institute for Economic Strategies of the Social Sciences Division of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Edition
Pages
79-88
Abstract

The purpose of the juvenile justice is the formation of juvenile-friendly justice. The creation of such a system will allow to lower the level of both children's criminality, and crimes concerning the juvenile. The mechanisms of improvement of the juvenile justice system are considered, with the examples from some Russian regions.

 

Keywords
juvenile justice, social policy, legislation, justice, conciliation procedure, friendly justice to the child, prevention.
Received
02.09.2019
Date of publication
03.09.2019
Number of purchasers
59
Views
1208
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение соблюдения прав ребенка, что предполагает признание за ним социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, международных договорах и иных нормативных правовых актах.
2 Однако в действующем российском законодательстве отсутствует единый понятийный аппарат в отношении «ювенальных» терминов. Целью ювенальной системы является дружественное отношение правосудия к ребенку1. Причем данном смысловом контексте дружественность правосудия к несовершеннолетнему ребенку рассматривается, как некая суммативная категория, которая выражается через термины «уважительное правосудие», «общедоступное правосудие», «семейно ориентированное правосудие», «охранительное правосудие», «восстановительно-воспитательное правосудие»2. Нужно также отметить, что в основе дружественного отношения к ребенку правосудия лежит восстановительный подход.
1. См.: Постановление Европейского Суда по правам человека от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2016. № 12.

2. Юрчук В.С., Предеина И.В. Некоторые аспекты развития гуманистической направленности правосудия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. № 3. С. 4 - 8.
3 Одним из исследователей подхода к спорам с участием несовершеннолетних является Л. Карнозова. Она анализирует 20-летнюю историю развития концепции ювенальной юстиции в России, начиная с программ «примирения несовершеннолетнего правонарушения и жертвы (опыт Таганского РУВД», а также Черемушкинского районного суда) и обращает внимание на недостаточную востребованность указанных программ судами и на законодательные пробелы медиации по уголовным делам3. Следует учитывать, что молодежь - это поколение, которое развивается, и, следовательно, все меры, предпринимаемые в отношении нее, должны носить воспитательный (профилактический) характер. Иначе говоря, ювенальная юстиция – это компетенций ведомств, органов социальной, общественной и правоохранительной направленности, отправления правосудия, их взаимодействие и дружелюбная преемственность в деятельности по добросовестному исполнению закона.
3. См.: Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство: Сборник материалов / Сост. Л.М. Карнозова // М.: Юрист, 2015. С. 11 - 14, 22.
4 Ряд авторов занимался выработкой концепции в отношении эффективной государственной социальной политики по решению проблем ликвидации безнадзорности и детской преступностью в рамках именно ювенального направления4.
4. Хананашвили Н.Л. Ювенальные страдания. Под игом бюрократического идиотизма // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С. 19 – 22; Соболева Л.А. Ювенальная юстиция как основа системной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации // Российская юстиция. 2009. № 2. С. 9-13; Тараева И.А., Цыбиков Б.-М.Б. Ювенальная уголовная политика в России // Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики: Материалы IV Международной научно-практической конференции. г. Улан-Удэ. 2013.
5 Обеспечение соблюдения прав несовершеннолетних непосредственно связано с их правовой защитой. Под правовой защитой понимается совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними. Правовая защита охватывает всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетних: воспитание, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг.
6 Правовая защита несовершеннолетних включает защиту прав и интересов детей, попавших в сферу отправления правосудия по уголовным делам. Такая защита в мировой практике осуществляется в рамках специализированной системы правосудия для несовершеннолетних (ювенальной юстиции).
7 Правосудие в отношении несовершеннолетних можно представить как систему защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, объединяющую вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних различные специализированные структуры в правоохранительных органах, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуру и правозащитные организации.
8 Причем, ювенальная юстиция - это система, включающая комплекс государственных и иных органов и организаций, имеющих своим назначением защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществление правосудия в отношении них, и соответствующее законодательство.
9 Фундаментом системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должна стать единая нормативная база, сформированная на основных принципах межведомственных документов, касающихся несовершеннолетних. На основании изученной документационной базы должна быть создана программа, предусматривающая компетенцию и действия каждого субъекта профилактической деятельности с четким и точным разделением полномочий5. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»6, предлагается обучать судей ювенальным технологиям, используемым в рамках процессуального законодательства.
5. Шуняева В.А. Ювенальная политика: законодательная эквилибристика // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. № 1. С. 20 - 24.

6. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 4.
10 При отправлении правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних судам необходимо иметь в виду положения таких общепризнанных принципов и норм международного права, как Конвенция о правах ребенка7, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)8, Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)9.
7. См.: Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

8. См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».

9. См.:Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (Приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
11 Руководящие указания Генерального секретаря ООН определили подход к правосудию в отношении несовершеннолетних, цель которого - обеспечить, чтобы дети, определяемые Конвенцией о правах ребенка как все лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, получали лучшие услуги и были лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и социального обеспечения.
12 В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна «являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе» (правило 1.4 Пекинских правил). Основная цель социальной политики в отношении несовершеннолетних должна быть направлена на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще.
13 Указом Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»10 введено понятие дружественного к ребенку правосудия как целеполагание ювенального права.
10. См.: Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
14 Согласно указанному документу под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
15 В свою очередь, в условиях формирования дружественного к ребенку правосудия Президиум Совета судей Российской Федерации принял постановление «О формировании дружественного к ребенку правосудия в системе правосудия Российской Федерации»11, в котором признал целесообразным возобновление работы при Совете судей Российской Федерации рабочей группы по вопросам создания и развития ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации в качестве консультативно-методического органа, переименовав ее с учетом действующего законодательства на рабочую группу по вопросам дружественного к ребенку правосудия в системе правосудия Российской Федерации и утвердив новое Положение о данной рабочей группе.
11. См.: Постановление Президиума Совета судей РФ от 1 декабря 2014 № 427 «О формировании дружественного к ребенку правосудия в системе правосудия Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
16 От сюда вытекает необходимость поиска новых форм взаимодействия судов с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и службами профилактики, повышение уровня взаимодействия и взаимоинформированности об успешных практиках между судьями судов субъектов Российской Федерации, проведение мониторинга восстановительного правосудия, методическое обеспечение специализации судей по делам несовершеннолетних.
17 При рассмотрении дел по несовершеннолетним суды руководствуются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»12.
12. См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
18 Данный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации13 и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, в соответствии с ч. 1 статьи 2 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
13. См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
19 В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 статьи 4 Закона № 120-ФЗ). Суды также участвуют в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или ее субъектов.
20 Осуществление судами предусмотренных данным законом функций должно обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, эффективное и гуманное обращение с ними, принятие в отношении них справедливых решений.
21 Уполномоченные органы, в компетенцию которых входят профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны проводить индивидуальную работу с ними, которая имеет важное значение, поскольку позволяет на ранней стадии выявлять лиц, склонных к антиобщественному поведению, а также оказывать целевое воспитательное воздействие на подростков, у которых сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.
22 Выступая на Всероссийском съезде родителей, В. Путин обратил внимание на то, что ситуация с детством, семьей, несовершеннолетними не может оставаться на прежнем уровне и требует принятия новых современных и своевременных решений, однако не следует слепо копировать законодательный и правоприменительный опыт Запада, необходимо помнить о том, что у России есть глубокие семейные традиции, которые стоит учитывать при принятии различных нормативных документов и реализации профилактических программ14.
14. См.: Выступление В.В. Путина на Всероссийском съезде родителей. URL: >>>> (дата обращения: 22 мая 2019 г.).
23 Рассматривая меры направленные на создание дружественного к ребенку правосудия (ювенального права) в социальном государстве, следует обратить внимание на положительную практику российских регионов, которые выработали пути правого воспитания несовершеннолетних и выработали политику правопослушного образа жизни молодежи.
24 В частности, в Оренбургской области была создана региональная система профилактики социального сиротства, защиты права ребенка на семью, организован эксперимент по внедрению элементов ювенальной юстиции, введена система адресной социальной помощи малоимущим. К приоритетам в социальной сфере относятся социальное сопровождение подростков, совершивших правонарушения и осужденных судом с применением ювенальных технологий, повышение эффективности мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности, совершенствование работы, направленной на повышение роли и значения семьи в воспитании детей, укрепление воспитательного потенциала семьи. Для достижения поставленных целей определены следующие задачи: предупреждение семейного неблагополучия, жестокого обращения с несовершеннолетними; обеспечение социального сопровождения несовершеннолетних, отбывающих наказание в учреждениях ФСИН России, помещенных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; развитие организационно-правовых механизмов защиты несовершеннолетних от распространения информации, причиняющей вред их нравственному, физическому, психологическому, социальному здоровью и развитию15.
15. См.: Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 г. № 909-пп «Об утверждении государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области» (вместе с «Государственной программой "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области») // СПС «КонсультантПлюс».
25 На территории Тюменской области реализуется комплекс последовательных мероприятий по внедрению примирительных технологий, которые являются составной частью инновационного социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших правонарушения, на стадиях досудебного и судебного расследования.
26 Деятельность специалистов органов и учреждений системы профилактики по использованию примирительных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями была организована в рамках реализации Программы по внедрению в Тюменской области элементов ювенальной юстиции «Правосудие в защиту детей», софинансируемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
27 Социальное сопровождение несовершеннолетних, совершивших преступления, на стадии досудебного и судебного расследования, включает в себя проведение индивидуальной работы, в том числе исследование личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, изучение окружения подростка, выявление факторов, отрицательно влияющих на его развитие, выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.
28 В рамках социального сопровождения несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, проводятся примирительные процедуры с использованием медиации.
29 Медиатор − ведущий программы примирения при добровольном согласии потерпевшего и обвиняемого несовершеннолетнего организует встречу, в ходе которой каждый имеет возможность высказаться по поводу произошедшего; потерпевший имеет возможность выяснить причины и обстоятельства совершенного преступления; обвиняемый имеет возможность узнать о последствиях совершенного им преступления; определяется порядок возмещения ущерба и действий, направленных на изменение конфликтной ситуации.
30 Примирительные процедуры проводятся муниципальными службами примирения, созданными на базе учреждений социального обслуживания населения, на основании приказов территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. На сегодняшний день в российской правоприменительной практике прекращение уголовного дела в связи с примирением не получило широкого распространения.
31 При этом введение института медиации в уголовное судопроизводство требует соответствующих законодательных и организационных мероприятий. Необходимо проведение систематических встреч сотрудников служб, проводящих медиацию, с судьями, а также другими структурами и специалистами, связанными с медиацией, для уточнения механизмов взаимодействия, информационно-правовой базы и обсуждения новых возможностей проведения медиации на различных стадиях уголовного судопроизводства.
32 В целях сохранения детско-родительских отношений, оказания психологической поддержки несовершеннолетним, отбывающим наказание, организовано общение несовершеннолетних с родителями в режиме интерактивной связи.
33 Специалистами ведомств системы профилактики области уделяется особое внимание профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы, перед освобождением из воспитательной колонии.
34 Учет несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, осуществляется посредством межведомственного программного комплекса Банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания». Данный программный комплекс позволяет осуществить контроль за действиями субъектов системы профилактики, оперативности по постановки на учет несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественное деяние, осужденных с условно-испытательным сроком.
35 В целях подготовки несовершеннолетнего к освобождению обязательным условием является посещение его специалистами ведомств системы профилактики на момент нахождения в воспитательной колонии, а также участие несовершеннолетнего в разработке программы его реабилитации после освобождения. Для ресоциализации несовершеннолетних перед освобождением из колонии вручается бланк «Путевка в жизнь», предусматривающий перечень реабилитационных мероприятий по их дальнейшему жизнеустройству. Одновременно каждому освобождающемуся несовершеннолетнему вручается информационный справочник «Правовая азбука» и социальный рюкзак с предметами и товарами первой необходимости16.
16. См.: Постановление Тюменской областной Думы от 25 июня 2015 № 2984 «О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2014 год» // Парламентская газета «Тюменские известия» (вкладка «Документы»). 2015. № 109.
36 В Республике Крым реализуются мероприятия по организации социального сопровождения несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в совершении преступлений, осужденных к различным мерам наказания, вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также детей и подростков, в отношении которых совершены противоправные деяния. Оказывается психолого-педагогическая и иная помощь несовершеннолетним, в отношении которых совершены преступления, и их семьям.
37 Разрабатываются инновационные программы по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в сфере уголовного правосудия, и с их семьями с участием государственных и негосударственных организаций, имеющих практический опыт, ставится задача анализа и обобщения полученных результатов и распространения позитивного опыта.
38 Практикуются занятия среди несовершеннолетних и молодежи по формированию навыков здорового образа жизни, профилактике социально опасных заболеваний, а также профилактике безнадзорности, антиобщественных действий несовершеннолетних, предупреждению насилия в семье.
39 Организация мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. Несовершеннолетние и лица молодежного возраста, состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, привлекаются к участию в военно-патриотических мероприятиях17.
17. См.: Распоряжение Совета министров Республики Крым от 7 июля 2015 г. № 603-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Крым на период до 2017 года» // СПС «КонсультантПлюс».
40 Создание системы защиты и обеспечения права и интересов несовершеннолетних и дружественного к ребенку правосудия позволит снизить уровень подростковой преступности и преступлений в отношении несовершеннолетних; повысить эффективность деятельности органов опеки и попечительства; усилить роли института Уполномоченного по правам ребенка.
41 Требуется вовлечение детей к принятию решений, затрагивающих их интересы, для чего необходимо развитие региональной законодательной базы.
42 В Республике Марий Эл в рамках мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия, проводятся социологические исследования в области психологии девиантного поведения несовершеннолетних с целью выработки предложений по совершенствованию законодательства, а также профилактические мероприятия, предусматривающих устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений как несовершеннолетними, так и в отношении их самих18.
18. См.: Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 17 октября 2016 г. № 413-р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Правительства Республики Марий Эл» // СПС «КонсультантПлюс».
43 В Иркутской области в ряде муниципальных образований созданы муниципальные межведомственные группы по противодействию жестокому обращению, суициду несовершеннолетних. Специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, юрисконсульты принимают участие в судебных заседаниях. В школе приемных родителей юрисконсультом освещаются основы законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
44 В общеобразовательных организациях осуществляют свою деятельность школьные службы примирения. Работа школьной службы примирения направлена на создание комфортных условий для учащихся общеобразовательных организаций при разрешении конфликтных ситуаций и обучении модели урегулирования конфликтов. Примирение, как правило, достигается в большинстве случаев.
45 Для более эффективной реализации мер, связанных с дружественным к ребенку правосудия (цели ювенальной юстиции), необходимо реализация программ восстановления прав (возмещения ущерба) несовершеннолетних потерпевших и возмещения несовершеннолетними правонарушителями и их родителями причиненного правонарушителями вреда, внедрения примирительных процедур (медиации) по делам с участием несовершеннолетних, с учетом лучших международных и региональных практик.
46 При этом требуется: целевое обучение специалистов всех министерств и ведомств (или их подразделений, занимающихся детьми, находящимися в конфликте с законом, и помогающих семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации); подготовка специалистов по ювенальному правосудию для подразделений территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, полиции, инспекторов по работе с несовершеннолетними; заключение соглашения о межведомственном взаимодействии субъектов программы примирения обвиняемого (подозреваемого) с потерпевшим по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; получение социального заказа на работу посредников по уголовным делам с участием несовершеннолетних.
47 Согласно статьи 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»19 несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения и преступления (общественно-опасные деяния), в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная и уголовная ответственность, относятся к категории лиц, с которыми должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.
19. См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
48 В п. 1.3 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних20, закреплена необходимость уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, в целях эффективного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом.
20. См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
49 Частное постановление суда как основа реабилитационной программы с конкретным несовершеннолетним является фактически способом формирования социальной политики в отношении несовершеннолетнего на местном уровне.
50 С момента проведения мероприятий по развитию дружественного к ребенку правосудия некоторые региональные суды были ориентированы на вынесение по уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего частного постановления как правового основания для проведения органами профилактики индивидуальной профилактической работы с подростком. В данном постановлении на основе сведений из доклада о личности несовершеннолетнего, подробных рекомендаций психолога суд поручает определенному органу либо нескольким органам профилактики проведение конкретной профилактической работы.
51 Такая практика наиболее приемлема, поскольку, во-первых, частное постановление является процессуальным документом, во-вторых, за исполнением постановления устанавливается контроль, что позволяет если не исключить, то свести к минимуму формализм в работе с несовершеннолетним.
52 Важной составляющей уголовного процесса в отношении несовершеннолетних должна стать деятельность специальных социальных служб, рассматривающих специфические вопросы, затрагивающие интересы несовершеннолетних. Развитие системы ювенальной юстиции в Российской Федерации предполагает создание важного института − социальных психологов, действия которых будут направлены на защиту несовершеннолетних в уголовном процессе.

References

1. Соболева Л.А. Ювенальная юстиция как основа системной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации // Российская юстиция. 2009. № 2.

2. Тараева И.А., Цыбиков Б.-М.Б. Ювенальная уголовная политика в России // Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики: Материалы IV Международной научно-практической конференции. г. Улан-Удэ. 2013.

3. Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство: Сборник материалов // М.: Юрист, 2015.

4. Хананашвили Н.Л. Ювенальные страдания. Под игом бюрократического идиотизма // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3.

5. Шуняева В.А. Ювенальная политика: законодательная эквилибристика // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. № 1.

6. Юрчук В.С., Предеина И.В. Некоторые аспекты развития гуманистической направленности правосудия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. № 3.

Comments

No posts found

Write a review
Translate