The influence of the quality of human capital on the efficiency of Kazakhstan's economy
Table of contents
Share
Metrics
The influence of the quality of human capital on the efficiency of Kazakhstan's economy
Annotation
PII
S020736760005422-3-1
DOI
10.31857/S020736760005422-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Talgat Kussaiynov 
Affiliation: S. Seifullin Kazakh AgroTechnical University
Address: Kazakhstan
Zh. Zhakupova
Affiliation:
Address: Kazakhstan
Edition
Pages
45-59
Abstract

Among the current trends in the development of human capital in Kazakhstan, investments in health care appear to have the most significant connection with the efficiency of national economy. As for the costs of professional training, investments in vocational schools are relatively more effective. So far, investments in higher professional education have not had serious and tangible impact on Kazakhstan’s GDP. This fact indicates that the economy of Kazakhstan has not yet adopted an innovative character. The structure of the economy with a bias towards the commodity sectors does not objectively imply the pursuit of innovation. At the present-day stage of the development of vocational education, it is necessary to pay the greatest attention to the training of lower and middlelevel professionals, especially to technical specialties.

Keywords
human capital, gross domestic product, efficiency of economy, expenses on professional education, expenses on health care, regression model.
Received
24.06.2019
Date of publication
24.06.2019
Number of characters
27185
Number of purchasers
20
Views
184
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
640 RUB / 14.0 SU
All issues for 2019
6758 RUB / 15.0 SU
1 Термин "человеческий капитал" впервые появился в работах Теодора Шульца, который подчеркивал решающую роль знаний в повышении благосостояния людей. Он утверждал, что все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, Шульц назвал человеческим капиталом [1]. Он рассматривал человеческий капитал как накопленные в стране затраты на воспроизводство рабочей силы независимо от источника их покрытия. Результатами таких инвестиций являются накопление способностей людей к труду, их созидательная деятельность в обществе, поддержание самой жизни людей, здоровья и т.д. В частности Гарри Беккер утверждал, что человеческий капитал — это имеющийся у каждого человека запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть: образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации [2].
2 Существует много трактовок сущности человеческого капитала и подходов к его исследованию. Для понимания качественной определённости человеческого капитала и выработки трактовки этого сложного социально-экономического явления, следует провести анализ от "общего" к "особенному".
3 Если капитал как таковой представляет собой любую ценность, непосредственно используемую для создания жизненных благ, то человек должен рассматриваться как капитальный важнейший актив, как основная ценность, без которой практически невозможно создать какое-либо жизненное благо. С точки зрения "общего" сущность человеческого капитала состоит в его способности быть использованным для создания определённых благ; это ценность, способная обеспечивать создание других ценностей. "Особенное" в человеческом капитале заключается в том, что носителем способности создавать ценности является сама личность. От её культурного уровня и образования, мотивации и установок, решений и действий зависит не только актуализация человеческих сил и их трансформация в созидающую, капитальную ценность, но и непосредственно любой созидательный процесс. Только человек приводит в движение себя и другие виды неживого капитала, человек организует и управляет созидательным процессом, задавая ему направленность и наполняя определённым содержанием. Это обстоятельство выявляет первую, исходную особенность человеческого капитала: в системе национального капитала он является базисным, интегрирующим. Важнейшей особенностью человеческого капитала является его качество самовозрастания, т.е. человеческий капитал, рассматриваемый в единстве с самим человеком, наращивает сам себя, формирует и воспроизводит необходимые созидательные качества и характеристики.
4 Также важнейшей особенностью человеческого капитала является его способность создавать блага без участия природного и вещественного капитала. Такими благами являются, прежде всего, новые знания, необходимые для развития человека.
5 Российские ученые уделяют большое внимание разграничению сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала. М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории «человеческий капитал», определил ее как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы ˗ потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и выступающую как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию [5]. В дальнейших работах М. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, определяющая роль науки и образования в современном производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала, в воплощенные в железе станки с ЧПУ, автоматические линии. Во-вторых, единственно законная и обществом признаваемая монополия есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, произошли отказ от трактовки собственности только как имущественного отношения и расширение прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы. Взгляды М. Критского развиваются в работах Л. Симкиной. Ею рассматриваются исторически последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так и в производстве. Источником и формой обогащения в жизнедеятельности человека выступает интеллектуальная деятельность [6].
6 Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А. Добрынин и С. Дятлов, которые рассматривают человеческий капитал как форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике и считают его ведущим, творческим фактором общественного воспроизводства [7].
7 В содержательном плане человеческий капитал включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях: 1) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности; 2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда; 3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника; 4) увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.
8 Анализ содержания и условий капитализации человеческого капитала позволяет А. Добрынину и С. Дятлову выработать обобщенное определение человеческого капитала как экономической категории современного информационно-инновационного общества. По заключению этих исследователей, человеческий капитал следует определять как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка [7].
9 По существу, современная теория человеческого капитала вращается вокруг инвестиционной трактовки затрат на качественное совершенствование человеческого капитала, формирование совокупности производительных способностей населения и развитие его потребностей, обоснование значимости данных нематериальных инвестиций в обеспечении экономического роста, повышении эффективности и конкурентоспособности экономики. Главный вклад данного направления в развитие экономической мысли заключается в том, что в ней последовательно обосновывается экономическая целесообразность стратегических вложений, как индивидами, так и обществом в целом в приобретение образования, квалификации, формирование и накопление совокупности производительных способностей человека. Накопленный в процессе образования и трудовой деятельности запас способностей, знаний навыков, мотивации, т.е. индивидуальный человеческий капитал, способен приносить отдачу, реализуясь в более высокой результативности труда и в более высоких заработках.
10 Из сказанного следует, что при исследовании влияния человеческого капитала на эффективность бизнеса в качестве факторных переменных служат: 1) затраты общества и индивидуума на образование (среднее и высшее профессиональное образование – СПО и ВПО, другие вложения в повышение квалификации); 2) затраты на здравоохранение (всего и на душу населения); 3) опыт (стаж) работника. При отсутствии сведений о статистическом распределении работников по стажу используют возрастное распределение трудящихся.
11 Особый вопрос – результативная переменная. В качестве результативной переменной имеет смысл взять ВВП на одного занятого. Однако в нашей стране, по причине доминирования сырьевого сектора и сильной зависимости доходов от мировых цен на сырьевые товары (нефть, газ, а также минералы), резонно рассматривать также влияние указанных факторов на эффективность разных секторов экономики в отдельности. Такой анализ дал бы более развернутую оценку связи между качеством человеческого капитала и эффективностью бизнеса.
12

В табл. 1 приведены данные по объему вложений в профессиональное образование (в том числе – СПО, ВПО) и в здравоохранение в РК - всего и на душу населения в период с 2005 по 2017 г.г. [8].

Таблица 1

Объемы вложений в профессиональное образование, здравоохранение  в Республике Казахстан (млн. тенге) 

13

14 В табл. 2 приведены данные по объему вложений в профессиональное образование и здравоохранение в РК за счет средств государственного бюджета в период с 2005 по 2017 г.г. [8].
15 Таблица 2
16 Объемы вложений в профессиональное образование, здравоохранение в Республике Казахстан за счет средств государственного бюджета (млн. тенге)
17

18

В табл. 3 приведены данные по объему вложений в профессиональное образование и здравоохранение в РК за счет средств населения в период с 2005 по 2017 г.г. [8].

Таблица 3 

Объемы вложений в профессиональное образование, здравоохранение в Республике Казахстан за счет средств населения (млн. тенге) 

19

20 В табл. 4 приведены данные по объему вложений в профессиональное образование и здравоохранение в РК за счет средств предприятий в период с 2005 по 2017 г.г. [8].
21 Таблица 4
22 Объемы вложений в профессиональное образование, здравоохранение в Республике Казахстан за счет средств предприятий (млн. тенге)
23

24 Табл. 5 содержит сведения об объемах ВВП в Республике Казахстан (всего и на одного занятого) за период с 2005 по 2017 г.г. [8]
25

Таблица 5

ВВП Республики Казахстан (млн. тенге) 

26

27 Все приведенные стоимостные показатели затем были пересчитаны с учетом инфляции на основе коэффициентов из табл. 6.
28

Таблица 6

Коэффициенты перерасчета по инфляции

29

30 Источник: Национальный банк РК.
31 Оценка корреляционных связей и расчеты параметров моделей далее проводились на основе уже скорректированных на инфляцию данных.
32 По табл. 7 можно проследить, как менялась структура вложений в развитие человеческого капитала по источникам финансирования (государственный бюджет, средства населения, средства предприятий) в 2005-2017 г.г.
33 Таблица 7
34 Структура вложений в развитие человеческого капитала по источникам финансирования
35

36 Как свидетельствуют данные в табл. 7, вложения государства в профессиональное образование в период с 2005 по 2017 г.г. неуклонно росли как в абсолютном, так и в относительном исчислении. Доля расходов государства в среднее профессиональное образование выросла с 59,9% в 2005 году до 79,6% в 2017 году; в высшее профессиональное – с 36,6% в 2005 году до 56,8% в 2017 году. В здравоохранении участие государства в финансировании сектора остается практически неизменной (с незначительным снижением на 3-4 процентных пункта к 2017 году).
37 В финансировании развития среднего профессионального образования в рассматриваемый период доля населения сократилась почти вдвое и составила 19,2% в 2017 г., в то время как доля расходов предприятий практически не изменилась и находится в пределах 1,3-1,4 %. Доля населения в финансировании высшего профессионального образования также сократилась существенно: с 60,0% в 2005 году до 40,9% в 2017 году. Несмотря на заметную нестабильность, доля предприятий в расходах на высшее профессиональное образование также имела тенденцию к уменьшению ˗ с максимальных 6,2% в 2006 году до 2,4% в 2017 году. Участие населения в финансировании здравоохранения имеет тенденцию к росту ˗ с 10,2% в 2005 году до 14,4% в 2017 году. Доля предприятий в расходах на развитие здравоохранения имела устойчивую тенденцию к снижению в период с 2005 по 2011 г.г. (с 7,3% до 5,0%); затем тренд сменился в обратную сторону ˗ в период с 2012 по 2017 гг. доля предприятий неуклонно росла и составила 6,6% в 2017 г.
38 Таким образом, в рассматриваемый период финансирование развития человеческого капитала неуклонно росло, что связывается, прежде всего, со значительным увеличением доходов страны, прежде всего – за счет сырьевых отраслей. При этом государство с каждым годом брало на себя все большую долю расходов в финансировании профессионального образования. В условиях, когда рост ВВП обеспечивается в основном за счет сырьевого сектора, прежде всего – энергоресурсов, весьма сомнительно связывать рост этого показателя с изменениями в финансировании развития человеческого капитала. Скорее наоборот, увеличение доходов от сырьевого сектора из-за благоприятной конъюнктуры на рынках сырья привело к значительному увеличению участия государства (как в абсолютном, так и относительном измерении) в финансировании образования и здравоохранения. Из сказанного следует, что в методическом плане более оправдан, а в практическом смысле более информативен анализ связи между эффективностью экономики и расходами на развитие человеческого капитала, которые несут предприятия и население.
39 Кроме того, приступая к расчетам, необходимо иметь в виду, что в регрессионном анализе ключевое значение имеет наличие или отсутствие мультиколлинеарности – сильной корреляционной связи между факторными переменными. Наличие такой связи приводит к ненадежности получаемых параметров модели; следовательно, такую модель нельзя использовать в прогнозировании и принятии решений.
40 Попарный корреляционный анализ по данным из табл. 8 свидетельствует о наличии сильной корреляционной связи между объемами вложений в образование, среднее профессиональной образование, высшее профессиональное образование и здравоохранение из всех источников (табл. 8). Расчеты свидетельствуют о наличии мультиколлинеарности по всем парам рассматриваемых факторов.
41 Таблица 8
42 Попарные коэффициенты корреляции между факторными признаками (вложения из всех источников)
43
Факторы Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Здравоохранение
Среднее профессиональное образование 1 0,987 0,860
Высшее профессиональное образование 0,987 1 0,785
Здравоохранение 0,860 0,785 1
44 В табл. 9 приведены результаты расчетов попарных коэффициентов корреляции между факторными признаками в отношении вложений из государственного бюджета. Расчеты также свидетельствуют о наличии мультиколлинеарности по всем парам факторов.
45 Таблица 9
46 Попарные коэффициенты корреляции между факторными признаками (вложения из государственного бюджета)
47
Факторы Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Здравоохранение
Среднее профессиональное образование 1 0,990 0,902
Высшее профессиональное образование 0,990 1 0,847
Здравоохранение 0,902 0,847 1
48 Коэффициенты парных корреляции между факторами, рассчитанные на основе данных по вложениям из средств населения, приведены в таблице 10. Здесь сильная парная корреляция имеет место между такими факторами как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование.
49 Таблица 10
50 Попарные коэффициенты корреляции между факторными признаками (вложения населения)
51
Факторы Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Здравоохранение
Среднее профессиональное образование 1 0,957 0,586
Высшее профессиональное образование 0,957 1 0,681
Здравоохранение 0,586 0,681 1
52 В табл. 11 представлены попарные коэффициенты корреляции между факторами на случай, когда источником финансирования выступают средства предприятий. Здесь проблема мультиколлинеарности практически отсутствует.
53

Таблица 11

Попарные коэффициенты корреляции между факторными признаками (вложения предприятий)

54
Факторы Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Здравоохранение
Среднее профессиональное образование 1 0,580 0,632
Высшее профессиональное образование 0,580 1 0,253
Здравоохранение 0,632 0,253 1
55 Таким образом, анализ связи между эффективностью экономики (бизнеса) и факторами развития человеческого капитала уместно и методически корректно проводить по следующим группам экономических переменных:
56
  1. факторные переменные – расходы населения на среднее профессиональное образование и здравоохранение (на душу населения); результативные переменные – ВВП (на одного занятого);
  2. факторные переменные – расходы населения на высшее профессиональное образование и здравоохранение (на душу населения); результативные переменные – ВВП (на одного занятого);
  3. факторные переменные – расходы предприятий на среднее профессиональное образование и здравоохранение (на душу населения); результативные переменные – ВВП (на одного занятого);
  4. факторные переменные – расходы населения на высшее профессиональное образование и здравоохранение (на душу населения); результативные переменные – ВВП (на одного занятого).
57 Для анализа влияния человеческого капитала на эффективность бизнеса была использованы две модели: аддитивная и мультипликативная.
58 Аддитивная модель имеет следующий вид:
59

(1)

60

где:

 Y – зависимая переменная;

 X– независимая переменная;

 a, bj– искомые параметры модели;

j- индекс переменной;

n – количество переменных. Мультипликативная модель представляется в виде:

61

(2)

62

где:

Y – зависимая переменная;

Xj  – независимая переменная;

a, bk– искомые параметры модели;

k - индекс переменной.

63 В табл. 12 приведены результаты оценки параметров и статистических характеристик моделей связи между ВВП и затратами населения на среднее профессиональное образование и здравоохранение. Проверка по t-критерию Стьюдента показывает значимость фактора «Затраты на здравоохранение» в обоих типах моделей практически на любом уровне доверия. Некоторое сомнение вызывает фактор «Затраты на среднее профессиональное образование»: он становится значимым лишь начиная с уровня 0,21 для аддитивной модели и 0,29 для мультипликативной модели.
64

Таблица 12

Параметры модели и их характеристики  (связь между ВВП и затратами населения на среднее профессиональное образование и здравоохранение) 

65

66 В табл. 13 приведены результаты оценки параметров и статистических характеристик моделей связи между ВВП и затратами населения на высшее профессиональное образование и здравоохранение. Фактор «Затраты на здравоохранение» по обеим моделям также значим практически на любом уровне доверия. Фактор «Затраты высшее профессиональное образование» теряет какую-либо практическую значимость; другими словами, он не оказывает влияния на изменения в ВВП.
67

Таблица 13

Параметры модели и их характеристики (связь между ВВП и затратами населения на высшее профессиональное образование и здравоохранение) 

68

69 В табл. 14 представлены результаты оценки параметров и статистических характеристик моделей связи между ВВП и затратами предприятий на среднее профессиональное образование и здравоохранение. Оба фактора оказываются статистически значимыми: фактор «Затраты на среднее профессиональное образование» - начиная с уровня 0,02 для аддитивной модели и 0,04 для мультипликативной модели; фактор «Затраты на здравоохранение» - практически на всех уровнях по обеим моделям.
70

Таблица 14

Параметры модели и их характеристики (связь между ВВП и затратами предприятий на среднее профессиональное образование и здравоохранение)

№ п/п Переменные Аддитивная модель Мультипликативная модель
    Коэффициент t -тест Коэффициент t -тест
1 Свободный параметр 0,195 - 4831,5 -
2 Затраты на среднее профессиональное образование 9693,1 2,75 0,2817 2,37
3 Затраты на здравоохранение 1174,1 10,14 0,7420 6,41
4 R2 0,960 - 0,953 -
5 F-тест 31,65 - 3,61 -
71

В табл. 15 приведены результаты оценки параметров и статистических характеристик моделей связи между ВВП и затратами предприятий на высшее профессиональное образование и здравоохранение. Фактор «Затраты высшее профессиональное образование» не имеет какой-либо статистической значимости.

Таблица 15

Параметры модели и их характеристики (связь между ВВП и затратами предприятий на высшее профессиональное образование и здравоохранение) 

72

73 Наше исследование показало, что среди основных источников финансирования систем образования и здравоохранения финансирование за счет средств госбюджета занимает львиную долю всех вложений. При этом затраты на здравоохранение из государственного бюджета имеют стабильную позитивную динамику на протяжении всего анализируемого периода (с 2005 по 2017 г.г.), в то время как затраты на профессиональное образование из средств госбюджета характеризуются определенными колебаниями. Финансирование мероприятий в системе здравоохранения за счет средств госбюджета имеет гораздо большее значение для развития человеческого потенциала, чем средства населения и предприятий (по причине больших масштабов).
74 Между затратами на образование и здравоохранение из государственного бюджета, с одной стороны, и ростом ВВП страны, с другой стороны, существует очень тесная корреляционная связь. Однако сложность здесь состоит в том, что в условиях сырьевой экономики и присущей ей «голландской болезни» невозможно однозначно говорить о причинно-следственной связи в изучаемом процессе. То есть нельзя утверждать, что растущие расходы на образование и здравоохранение служат безусловной причиной роста ВВП. В современном Казахстане, скорее наоборот, существенно увеличившиеся доходы страны от экспорта энергоресурсов и минералов стали источником финансирования расходов на развитие человеческого капитала.
75 Более определенно об особенностях данного процесса можно говорить, если свои суждения основывать на связи между удельными изменениями в ВВП и расходами населения и предприятий на формирование человеческого капитала. Напомним, что доля расходов населения и предприятий в финансировании расходов на среднее профессиональное образование менялась от 40 до 20 % (с тенденцией к снижению), на высшее профессиональное образование – от 60 до 40% (также с тенденцией к снижению), на здравоохранение – от 17 до 21% (с трендом в сторону увеличения).
76 Более заметно прослеживается связь между ВВП и расходами предприятий на подготовку квалифицированных кадров низшего и среднего звена (рабочих специальностей, техников и других специалистов среднего звена). Немного меньшей силы, но все же имеет место связь между расходами населения на те же цели и эффективностью экономики.
77 И в то же время вложения на подготовку кадров с высшим образованием практически не оказывают влияния на изменения размера ВВП в расчете на одного занятого. Данная особенность может служить подтверждением мысли о том, что экономика Казахстана все еще не приняла инновационный характер. Структура экономики с перекосом в сторону сырьевых секторов объективно не предполагает ее ускоренный переход к инновационности. И это обстоятельство лимитирует потребность экономики в кадрах высшей квалификации, тем более из сферы высоких технологий. Надо подчеркнуть, что указанные особенности свидетельствуют не о том, что казахстанской экономике не нужны кадры высшей квалификации. Они свидетельствуют о том, что структуру расходов (прежде всего – из государственного бюджета) в разрезе направлений подготовки следует привести в соответствие с реальными, а не желаемыми трендами в экономике.
78 Более точную оценку связи между расходами на развитие человеческого капитала и эффективностью экономической деятельности можно получить, если рассматривать проблему в отраслевом, секторальном разрезе. Однако такие исследования, как правило, наталкиваются на трудноразрешимую проблему получения и формирования базы достоверных и полных данных по анализируемым экономическим переменным. Представляется, что любые подвижки в данном направлении, безусловно, будут весьма полезны как в практическом, так и теоретическом плане.
79 Выбор тех или иных факторов для объяснения поведения результативного признака во многом предопределяет качество прогноза, делаемого в последующем с использованием соответствующего регрессионного уравнения. Затраты на образование, в том числе – профессиональное, а также на здравоохранение представляют собой наиболее важные косвенные характеристики состояния человеческого капитала в социуме. Вместе с тем, необходимо отметить, что на казахстанском рынке труда наблюдается разрыв между уровнем человеческого капитала отдельных групп населения и их экономической активностью. Указанный разрыв особенно заметен в отношении вовлеченности женщин и молодежи в общественные-экономические процессы. Поэтому представляется, что информативно более насыщенная и адекватная оценка влияния качества человеческого капитала на эффективность бизнеса предполагает проведение анализа процесса с учетом гендерного и возрастного распределения трудоспособного населения.
80 Результаты анализа влияния человеческого капитала на эффективность бизнеса в период с 2005 по 2017 г.г. позволяют сделать следующие выводы:
81

1) в современных условиях Казахстана расходы на здравоохранение независимо от источника финансирования оказывают наиболее значимое влияние на эффективность национальной экономики (по сравнению с другими расходами на развитие человеческого капитала);

2) в разрезе затрат на образование, относительно большей экономической эффективностью обладают вложения в среднее профессиональное образование. При этом затраты на среднее профессиональное образование за счет средств предприятий являются гораздо более эффективными по сравнению со средствами, выделяемыми из государственного бюджета и населением. Такая особенность объясняется тем, что предприятия точно знают слабости своих кадров и возможности по улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов. Поэтому рекомендуется стимулировать рост затрат на финансирование мероприятий по повышению квалификации работников за счет собственных средств предприятий путем предоставления государством различных преференций в отношении таких расходов;

3) вложения на подготовку кадров с высшим образованием пока еще не оказывают заметного влияния на изменения объема ВВП. Данный факт свидетельствует о том, что экономика Казахстана все еще не приняла инновационный характер. И это обстоятельство лимитирует потребность экономики в кадрах высшей квалификации, тем более из сферы высоких технологий. Структура экономики с перекосом в сторону сырьевых секторов объективно не предполагает ее ускоренный переход к инновационности. Надо подчеркнуть, что указанные особенности не свидетельствуют о том, что казахстанской экономике не нужны кадры с высшим образованием. Они свидетельствуют о том, что структуру расходов (прежде всего – из государственного бюджета) в разрезе направлений подготовки следует привести в соответствие с реальными, а не желаемыми социально-экономическими условиями и возможностями имеющегося человеческого капитала страны;

4) в формировании государственной политики в области профессионального образования и ее финансировании необходимо делать акцент на подготовку квалифицированных профессиональных кадров низшего и среднего звена, особенно по техническим специальностям (для АПК - кадров, способных управлять современными сложными посевными и уборочными комплексами, техническими системами в животноводстве, в сфере переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции).

References

1. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences // N.Y., 1968, vol. 6.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход / Избранные труды по экономической теории // М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3. Щетинин, В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №12. С. 42-49.

4. Корчагин Ю.А. Широкое понятие человеческого капитала // Воронеж: ЦИРЭ, 2009.

5. Критский М.М. Человеческий капитал // Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991.

6. Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике // СПб.: СПбГНЭА, 2000.

7. Добрынин А.Н., Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования // СПб.: «Наука», 1999.

8. Статистика образования, здравоохранения, национальных счетов. Архив бюллетеней, Комитет по статистике Министерства национальной экономики республики Казахстан. – URL:http://stat.gov.kz (дата обращения: 06.05.2019).