The еconomic reforms in finno-ugric countries as appraised by the World Вank Index
Table of contents
Share
Metrics
The еconomic reforms in finno-ugric countries as appraised by the World Вank Index
Annotation
PII
S020736760004736-8-1
DOI
10.31857/S020736760004736-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey Bolshakov 
Affiliation: Pushkin Leningrad State University
Address: Russian Federation
Edition
Pages
101-106
Abstract

In the survey the dynamics of rating of Finno-Ugric countries is analyzed on the basis of the World Bank’s international index, considering the ease of doing business, creating favorable conditions for business development, and attracting investments. The conclusion is made about a certain activity of the countries of the region, the positive dynamics of their rating among the estimated 190 countries of the world. The objectivity of the assessment is underlined by the positive judgments of independent experts and specialists of the World Bank.

Keywords
public administration, monitoring, rating, economic reforms
Received
17.04.2019
Date of publication
18.04.2019
Number of characters
12244
Number of purchasers
20
Views
187
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
640 RUB / 14.0 SU
All issues for 2019
6758 RUB / 15.0 SU
1 Современные процессы управления как никогда нуждаются в соответствующих измерениях и оценках. Поиски оптимальных форм оценок эффективности государственного управления вынуждают государственные институты ориентироваться на объективные инструменты измерения социальных и экономических процессов. Большинство широко публикуемых результатов измерений экономик различных стран строится на основе линейки публичных данных, формируются данные международных рейтингов позволяющих сопоставлять данные стран и регионов. При этом особенно велика оценка эффективности экономических реформ, качества институциональной среды функционирования бизнеса.
2 Одним из таких рейтингов является рейтинг, измеряющий процессы ведения бизнеса в более чем 190 странах мира. Данный рейтинг - «Doing Business» демонстрирует активность государственных институтов в проведении институциональных и экономических реформ, особенно в условиях финансового кризиса. Рейтинг Всемирного банка «Doing Business 2018» дает количественную оценку и сравнивает нормативные условия и процедуры в 190 странах мира, относящиеся к этапам жизненного цикла среднего и малого бизнеса с использованием стандартных сценариев. В рейтинге оцениваются формальные процедуры, способствующие или ограничивающие деловую активность в крупнейшем городе страны, соответственно в национальном бизнес-центре. Сравнительный анализ рейтинга «Doing Business» показывает всплеск государственных реформ в области антикризисного управления и урегулирования несостоятельности бизнеса многих стран в период 2010-2011гг. как естественную реакцию государственных институтов на последствия финансового кризиса 2008-2009 гг.
3 Данный рейтинг демонстрирует, что страны с высокими показателями легкости ведения бизнеса создают больше рабочих мест, демонстрируют высокую занятость и низкий уровень безработицы.
4 Экономики стран региона демонстрируют хорошие результаты по таким ведущим направлениям рейтинга как: «защита миноритарных инвесторов» и «регистрация собственности». Эксперты Всемирного Банка фиксируют, что в анализируемых странах региона созданы эффективные системы регистрации прав собственности на землю, а оформление передачи прав собственности занимает всего 20 дней – на 2 дня меньше, чем в среднем по странам ОЭСР с высоким уровнем доходов. Страны региона отстают по показателям «получение разрешений на строительство» (средний рейтинг 88 дней) и «подключение к системе электроснабжения» (средний рейтинг 86 дней) [2].
5 За последний год проект Всемирного банка «Ведение бизнеса» зафиксировал максимальное количество институциональных и экономических реформ во всем мире. С 2 июня 2017 года по 1 мая 2018 года, 128 стран осуществили рекордные по количеству государственные экономические реформы (314), улучшающие бизнес-климат национальных экономик [4]. Почти треть всех зафиксированных в этих государствах реформ в 2017-2018 гг. была реализована в двух институциональных сферах создание предприятий и обеспечение исполнения контрактов.
6 Анализируя показатели рейтинга «Doing Business» стран финно-угорской группы (Финляндия, Эстония, Швеция, Норвегия, Латвия, Венгрия) следует отметить высокий уровень динамики движения в данном рейтинге за ряд последних лет, положительную динамику по субиндексам составляющим рейтинга [5].
7 Согласно последним ежегодным рейтингам «Doing Business» Всемирного банка, Эстония занимает среди 190 стран 16 место по легкости ведения бизнеса (рис. 1). Следует отметить снижение рейтинга страны в 2018 году на 4 позиции (в 2017 году Эстония занимала 12 место, в 2008 году 18 место рейтинга, в 2015 году 11 место). Ведущее место Эстонии в рейтинге легкости ведения бизнеса «Doing Business» Всемирного банка среди 190 стран мира обеспечили созданные государством благоприятные условия для регистрации недвижимости, получения разрешения на строительство и обеспечения исполнения контрактов [3].
8

9 Рис. 1. Эстония в рейтинге Всемирного банка, 2018г. (составлено по данным >>>> ) Результаты рейтинга позволяют говорить о необходимости сосредоточения усилий государственных институтов по совершенствованию условий по защите интересов собственников малого и среднего бизнеса, решению проблемы неплатежеспособности, а также доступности электроснабжения [3].
10 В 2018 году рейтинг Всемирного банка «Doing Business» возглавили Новая Зеландия, Сингапур и Дания. Из ближайших к Эстонии стран региона Финляндия заняла 13-е место, Латвия 19-е и Литва 16-е место.
11 Анализ показателей рейтинга демонстрирует, что экономика Финляндии благоприятствует бизнесу, особенно международным корпоративным структурам с широкими инвестиционными возможностями, но на условиях получения доступа к финскому рынку на основе сотрудничества с местными консалтинговыми и экспертными фирмами (рис.2).
12

13 Рис. 2. Финляндии в рейтинге Всемирного банка, 2018г. (составлено по данным >>>> )
14 Инвесторы, которые находятся в поиске доступа к национальному рынку Финляндии и растущему рынку Северной Европы в целом, фиксируют не только активный интерес бизнеса к рынку региона, но и плотность международных кооперативных связей бизнеса Финляндии, по сравнению с ее региональными партнерами. В Финляндии функционирует одна из самых конкурентных форм бизнес-среды и благоприятен показатель «регистрация юридического лица» (26 место в 2018 году). Более того, функциональная инфраструктура страны, современные логистические и коммуникационные сети делают повседневную работу бизнеса в Финляндии более динамичной и эффективной.
15 Инновационно-промышленная модель экономики Финляндии является основой для стимулирования развития частного сектора и бизнес-среды в целом, которая в значительной степени способствует прямым иностранным инвестициям (ПИИ). Регуляторная среда Финляндии благоприятна для бизнеса, а уровень администрирования бизнеса минимален, что способствует развитию рыночных правил и институтов, прозрачности и открытости экономики.
16 Несмотря на то, что в Финляндии существует всего три процедуры, для открытия бизнеса может потребоваться в среднем две недели. Новый бизнес должен перечислить уставной капитал банку и оплатить регистрационный сбор, прежде чем отправлять единую форму уведомления об открытии в NBPR (Национальное управление по патентам и регистрации Финляндии) и в налоговую службу, а также зарегистрироваться в страховой компании для пенсионного страхования работников, страхования от несчастных случаев и медицинского страхование работников. Например, показатель «разрешение на строительство» в Финляндии представляет 16 процедур, на которые у заявителя в среднем уходит 66 дней и при проведении которых официальные органы проводят соответствующие инспекции и оценивают готовность заявителя [4].
17 Среди стран финно-угорского региона в рейтинге с наиболее благоприятной деловой средой Латвия занимает 19-е место среди 190 стран (рис.3). Среди стран-членов Европейского Союза Латвия позиционируется на 8 месте в рейтинге. Изменения в рейтинге стран в 2018 году в основном связаны с институциональными реформами, которые вступили в силу во многих странах за последние полтора года. В настоящее время Латвия активно проводит реформы, предусмотренные в национальном «Плане улучшения бизнес-среды». Положительное влияние плана будет ощущаться в 2019 -2020гг.
18

Рис.3. Латвия в рейтинге Всемирного банка, 2018г. (составлено по данным >>>> )

19

20 В Литве - крупные реформы были проведены в таких областях, как строительство, подключение к энергосетям, защита миноритарных инвесторов и налоговые сборы. В результате Литва продвинулась в рейтинге с 21-го на 16-е место, а Латвия опустилась с 14-го на 19-е место.
21 В Латвии, как и других странах региона рейтинг «Ведение бизнеса» используется в качестве инструмента для оценки экономических и институциональных реформ и позволяет выделить требования к облегчению процедур администрирования бизнеса, оценить затраты бизнеса на данные процедуры, а также оценить бизнес-среду в целом. 
22 В настоящее время правительство Латвии инициировало ряд реформ, которые приобретут перспективное отражение в рейтинге «Doing Business» на 2019 и 2020 гг., в частности будут проведены такие реформы как он-лайн регистрация компаний, использующих услуги официального сайта www.latvija.lv,  в т.ч. снижение платы за данную услугу; в сотрудничестве с коммерческими банками рассматривается возможность потенциальных решений для создания «Регистра предприятий Латвии», предлагающих открытие банковского счета в качестве электронной услуги; дополнительные электронные услуги по согласованию строительной документации с соответствующими государственными органами; совершенствование системы электронного оповещения в «Земельной книге» Латвии; упрощение процесса реорганизации и сокращение сроков, предусмотренных в Коммерческом законе для преобразования компании с ограниченной ответственностью (LLC) в корпорацию; разработку электронного реестра предприятий Латвии для предоставления электронных услуг по проверке прав на представительство юридического лица; сопровождение электронных решений в государственном управлении для стимулирования предпринимательской деятельности, включая трансграничное вовлечение предпринимателей и иностранных он-лайн резидентов (e-ID) в электронных услугах Латвии, и другие реформы.
23 Результаты 2018 года показывают, что работа по осуществлению реформ принесла свои результаты, особенно в области показателя «присоединения к электрическим сетям». Но в других странах за короткий период времени произошли значительные реформы, которые снизили или сохранили позицию Латвии по соответствующим показателям стран региона. В то же время результаты деятельности Латвии по отдельным показателям, такие как в области регистрации недвижимости, были оценены негативно, реформы сделали процедуры невыгодными для бизнеса. 
24 Объективно необходимы дальнейшие экономические и структурные реформы для формирования устойчивости национальной модели экономики. В частности, государственным органам управления необходимо продолжать искать способы сделать бизнес-среду стран региона более привлекательной, а также сократить время и стоимость ведения бизнеса от начала жизненного цикла компании до ее закрытия. 
25 Следует отметить высокую динамику продвижения России в рейтинге – 35 место в 2018 году, 51-е место в 2016 году (+16 позиций за 2 года). Можно говорить об успешности реализуемых в России реформ по таким важнейшим направлениям как дебюрократизация бизнеса, снижение срока регистрации собственности, получения разрешения на строительство, подключения к электроэнергии, защита миноритарных инвесторов. По многим показателям Россия совершает качественный сдвиг. Россия усилила контроль качества во время строительства, введя инспекции, основанные на применении риск-ориентированного подхода.
26 По простоте регистрации бизнеса и регистрации собственности Россия занимает 12-е место в рейтинге. Россия осталась на 18 позиции по показателю «решение коммерческих споров». По остальным показателям рейтинга у России наблюдается снижение. На 2 пункта опустился показатель «подключение к сетям», несмотря на то, что само подключение к сетям значительно ускорилось. Показатель уплаты налогов бизнеса, и защиты миноритарных акционеров Россия в 2018 году опустился на 1 место и на 6 мест соответственно по каждому из этих показателей.
27 Данный рейтинг важен не просто как очередная попытка измерения национальных экономик и демонстрация инструмента сравнительного анализа особенностей институциональных условий развития экономик, но и как более объективная оценка публичных данных государственных органов управления, эффективности проведения экономических реформ. В условиях глобализации экономики, интеграции и международной кооперации многие государственные органы управления ориентируются на сопоставлении данных анализа национальной экономической отчетности и международных исследований.

References

1. Bolshakov S.N., Abramov A. V., Alekhin M.Y., Zagorodnikov M. A., Tkachev S. A. Analysis of investment processes as an indicator of the economic development of Russian regions// Academy of Strategic Management Journal. Vol. 39 (#27). 2018, рp. 12-14.

2. Doing Business 2017 is the 14th. A World Bank Group Flagship Report. http://www.doingbusiness.org p.356.

3. Doing Business 2016. is the 13th. Measuring Regulatory Quality and Efficiency. A World Bank Group Flagship Report. http://www.doingbusiness.org pp.348.

4. Doing Business 2018. is the 16th. Training for Reform. A World Bank Group Flagship Report. http://www.doingbusiness.org pp.311.

5. Doing Business in Estonia. 2012. Ernst & Young. P. 40.