The external trade of Belarus
Table of contents
Share
Metrics
The external trade of Belarus
Annotation
PII
S020736760004413-3-1
DOI
10.31857/S020736760004413-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
N. Sheleg 
Affiliation: Belarus state economic university
Address: Belarus
Edition
Pages
183-193
Abstract

The article highlights the trends in the development of foreign trade of the Republic of Belarus. The openness of Belarusian economy in the context of globalization increases the nation’s dependence on foreign markets, which, of course, cannot but affect the formation of national foreign economic policy. The supply steadily exceeding the demand, the competition for foreign orders increases, states the author.    

Keywords
foreign trade, foreign markets, trade balance, product range
Received
27.03.2019
Date of publication
28.03.2019
Number of purchasers
45
Views
619
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 В современном мире состояние внешней торговли является показателем уровня развития страны, индикатором ее включенности в международное сообщество. Мировая практика свидетельствует, что в процессе становления и развития национального рыночного хозяйства внешняя торговля играет очень важную роль. Можно утверждать, что если доля внешнеторгового оборота в ВВП велика - более 50 %, то налицо высокая зависимость благосостояния граждан страны от экспорта.
2 Территория современной Беларуси с давних времен была вовлечена в международный внешнеторговый обмен1. Археологи обнаружили, что еще в 4-3 тысячелетии до нашей эры (н.э.), в так называемый «бронзовый век», родовые общины обменивались орудиями труда и охоты с бронзовыми наконечниками и женскими украшениями.
1. История Беларуси в контексте мировых цивилизаций : пособие для студентов / (Ю. Н. Бохан, Г. П. Бущик, В. И. Голубович) // Минск: Экоперспектива. 2011.
3 К 1 тысячелетию до н.э. и 1 тысячелетию н.э. на территории Беларуси, как и Европы в целом, первобытное общество постепенно трансформировалось в феодальное. Получили развитие частная собственность, ремесло и торговля, сначала между отдельными феодалами-соседями, а затем и между регионами. Появились купцы, которые вывозили из белорусских территорий меха, лен, пеньку, мед, вяленое и копченое мясо, масло, а ввозили оружие, специи, парфюмерию, ткани, украшения. Наличие торговых связей территорий современной Беларуси и южных регионов Европы и Азии, где цивилизация зародилась и развивалась активнее, подтверждают археологические находки, в том числе монет стран Востока. По территории Беларуси проходил ряд купеческих торговых путей: Янтарный путь (из Прибалтики в Грецию и Италию), из «варягов в греки» (по Днепру и Западной Двине) и из Московии в Западную Европу.
4 Киевская Русь (IХ-ХII век), в которую входили белорусские княжества (Полоцкое, Туровское и др.), активно торговала как с Востоком, так и с Западом. Белорусские купцы доходили до Аравии, Китая и Индии.
5 В ХIII-XYIII века Беларусь входила в состав Великого княжества литовского (ВКЛ) и имела тесные торговые связи с Западной Европой. В это время территория современной Беларуси получила существенное экономическое развитие. Только князья Радзивилы открыли в этот период более 20 мануфактур (производство изделий из стекла в Налибоках и Уречьи, фаянсоваю в Новом Свержане, ткачество в Слуцке, гобеленов в Мире, Несвиже и Кореличах, мебели в Планечке и Лохве) с передовыми для того времени технологиями. Продукцию Беларуси ценили не только в Европе, но и далеко за ее пределами.
6 В конце ХYIII века в результате раздела ВКЛ территория Беларуси была включена в состав России. Восстание 1863 года под руководством Тадеуша Костюшки с требованием восстановить ВКЛ, было Россией подавлено. Однако это не остановило переход в Беларуси от феодализма к капитализму, создание заводов и фабрик с машинным производством, хотя Беларусь оставалась все еще в основном аграрной страной.
7 Большое влияние на хозяйственную жизнь Беларуси, в том числе на внешнеэкономическую деятельность, оказало железнодорожное строительство. Первой вошла в строй в 1862 г. Петербургско-Варшавская магистраль, в 1866 г. – Рижско-Орловская, в 70-е годы – Московско-Брестская и Либаво-Роменская. В 80-е гг. начали действовать линии Вильно – Барановичи - Лунинец; Гомель – Лунинец – Пинск - Жабинка; Барановичи – Слоним – Волковыск - Белосток. Общая протяженность железных дорог в начале XX в. составила 2837 верст [1].
8 В Советском Союзе, в состав которого вошла Беларусь, во внешней торговле существовала жесткая государственная монополия. Основу системы составляли мощные внешнеторговые структуры. За рубежом была создана разветвленная инфраструктура поддержки внешней торговли, которая включала сервисные центры, склады, представительства.
9 После обретения независимости Республике Беларусь пришлось все создавать с нуля, вырабатывать собственную внешнеторговую политику.
10 С февраля 1992 года в Беларуси был введен институт лицензирования внешнеэкономической деятельности. Объемы внешнеторгового оборота оказались сопоставимы с объемами собственного производства, поэтому лицензии стали получать многие предприятия. В результате либерализации внешнеторговой деятельности в 1994 году было отменено всеобщее лицензирование в этой сфере, и право заниматься ею получили все субъекты хозяйствования Беларуси, прошедшие государственную регистрацию. Вместе с тем государство сохранило за собой право применять меры тарифного и нетарифного регулирования по особо важным товарным группам.
11 Общий объем международной торговли Беларуси в 1995 году составил около 10,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт - более 4,8 млрд. долларов. Через 20 лет, в 2014 году, объем внешней торговли составил 76,6 млрд. долларов, экспорт – 36,1 млрд. долларов. Товарооборот в стоимостном выражении за 20 лет вырос на 66,3 млрд. долларов США (в 7,4 раза), в то время как оборот услуг - примерно на 11 млрд. долларов США (в 9,8 раза). Экспорт товаров за этот же период увеличился более чем на 31,2 млрд. долларов США (в 7,6 раза), а услуг - более чем на 5,5 млрд. долларов США (в 7,3 раза). В структуре экспорта доля товаров в 1995 году составляла 83,9 %, услуг - 16,1 %, в 2014-м - 85,7 % и 14,3 % соответственно. Между тем на мировом рынке товары занимают в среднем 80 %, услуги - 20 % и наблюдается тенденция опережающего роста услуг [2].
12 Сальдо торгового баланса на протяжении исследуемого периода оставалось отрицательным, достигнув максимального значения (-9,6 млрд. долларов США) в 2010 году. В качестве положительной тенденции следует отметить активный торговый баланс Республики Беларусь в торговле со странами СНГ (исключение составляет Россия) начиная с 2000 года. Что касается сферы услуг, то здесь традиционно экспорт в стоимостном выражении превышал импорт. За последние 20 лет доля экспорта товаров в ВВП превышала 50%, что говорит о высокой степени открытости национальной экономики. По основным разделам товарной структуры наибольшая доля экспорта за 2000-2014 годы наблюдалась в торговле минеральными продуктами (рост с 20 % в 2000 г. до 34,4%- в 2014 г.) за счет топливных ресурсов (нефть и продукты перегонки). Возросла в экспорте доля химической промышленности (с 11,0% в 2000г. до 11,8% в 2014г.), древесины (с 2,4% до 3,6%), продукты животноводства (с 2,6% до 9,4%), продуктов растительного происхождения (с 0,9% до 1,6%), готовых пищевых продуктов (с 3,2% до 3,9%), жиров (с 0,1 до 0,4%).
13 По остальным разделам товарной номенклатуры внешней торговли Беларуси произошло уменьшение объемов поставок на экспорт: машин и оборудования (с 10,8% до 7,1%), средств наземного транспорта (с 13,1% до 7,1%), недрагоценных металлов и изделий из них (с 7,2% до 6,6%), пластмассовых изделий (с 4,6% до 4,3%), текстильных материалов (с 10,5% до 3,6%), бумага, картон (с 1,8% до 0,6%), инструментов и аппаратов оптических (с 0,8% до 0,7%), кожа, меха (с 0,7% до 0,2%), транспортных средств ( с 13,1% до 7,1%), изделия из камня (с 2,5% до 1,8%), обувь и головные уборы (с 1,3% до 0,6%), инструменты и аппараты (с 1,5% до 1,0%), прочие промышленные товары (с 2,4% до 1,9%).
14 Наибольший удельный вес в экспорте в 2014 году составляли промежуточные товары (67,8 %), наименьший - инвестиционные (10,0 %). По всем группам в течение последних 10 лет (2005-2014гг.) наблюдался рост объемов экспорта в стоимостном выражении, но в процентном отношении темпы роста были разными. Так, с 2005 г. до 2014 г. доля промежуточных товаров в объеме экспорта снизилась с 68,4% до 67,8%, инвестиционных товаров – с 12,0% до 9,9%, в то время как удельный вес потребительских товаров увеличился с 19,0% до 20,6%. Максимальные темпы роста характерны для прочей группы промежуточных товаров. Их доля за 10 лет в общем объеме экспорта выросла с 34,3% до 36,3%.
15 За 2000-2017 годы во внешней торговле Республики Беларусь произошли значительные изменения по количественному составу торговых партнеров. Если в 2000 году были зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 154 странами мира, то в 2017 г. году количество торговых партеров увеличилось до 194. 17 лет назад белорусские товары поставлялись на рынки 126 стран, а в 2017 году продукция отечественного производства была востребована уже практически в 190 государствах. Основными торговыми партнерами во внешней торговле Беларуси на протяжении последних 17 лет традиционно оставались Россия, Украина, Германия, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Китай, Нидерланды, Италия, Казахстан. На их долю приходилось более 80 % общего объема экспорта белорусских товаров. Вместе с тем структура экспорта по странам претерпела значительные изменения. Если в 2000 году удельный вес России в белорусском экспорте достигал 50,6 %, то в 2017 году он составил 42,1 %. За это время выросла доля экспорта в Италию, Великобританию, Германию, Украину, Казахстан, а снизились поставки в Нидерланды, Латвию, Польшу. По другим странам изменения в объемах экспортируемой продукции в процентном отношении не существенные.
16 Более подробно остановимся на торговле сельскохозяйственной продукцией. Продовольственная стратегия всех государств мира направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения их суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости. Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей. В связи с этим вопросы продовольственного положения и развития сельского хозяйства рассматриваются в качестве приоритетных во многих странах мира. Не является исключением и Беларусь.
17 Больше всего Республика Беларусь в последние годы экспортировала сахара, молока и сливок сгущенных, а также сыров, творога и мороженой говядины. Начиная с 2002 года по всем товарным позициям (по свинине - с 2004 года) наблюдался рост экспортных поставок как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Это связано с реализацией программ развития перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса (мясной, молочной и сахарной промышленности). Принятые меры позволили сконцентрировать сырьевые потоки в головных перспективных организациях, значительно сократить объемы межзаводских поставок сырья, которые приводили к удорожанию продукции за счет двойного налогообложения.
18 Быстро меняющаяся структура мирохозяйственных связей и возрастающая роль Беларуси в системе международных экономических отношений объективно подвели к необходимости поиска новых форм присутствия на мировых рынках и новых методов работы, адекватных современным требованиям международной торговли. Открытость экономики Беларуси в условиях глобализации усиливает ее зависимость от конъюнктуры внешних рынков, что, естественно, не может не сказаться на формировании национальной внешнеэкономической политики. В условиях превышения предложения над спросом усилилась конкурентная борьба за зарубежные заказы. Сейчас покупатель диктует условия сделки, и если их не принимать во внимание, можно потерять рынок. Ушли в прошлое и товарообменные операции, широко использовавшиеся отечественными экспортерами в начале и середине 1990-х годов. Поставляя зарубежным партнерам комплектующие, узлы и агрегаты, многие белорусские предприятия тесно вплетены в международное разделение труда. При этом кооперационные связи значительно ужесточают требования к соблюдению условий контрактов.
19 В целом на фоне либерализации международной торговли все большее значение приобретают требования к соблюдению правил конкурентной борьбы. Белорусским экспортерам при поставках товаров на зарубежные рынки приходится принимать во внимание правила ВТО так как Россия, главный внешнеэкономический партнер, член ВТО с 2013г. В свою очередь, в Республике Беларусь должны в максимальной мере использовать общепризнанные инструменты торговой политики для защиты интересов национальных производителей.
20 В настоящее время быстрое развитие экономик многих стран привело к мировому сырьевому и энергетическому голоду. Как результат - взрывной рост цен на энергоносители и сырье. Для Республики Беларусь, небогатой этими ресурсами, это создало новые вызовы. Чтобы сохранить положительные тенденции социально-экономического развития, Беларусь ищет новые формы работы на мировых рынках.
21 Масштабы нашей международной торговли существенно возросли. В 2017 году внешнеторговый товарооборот Беларуси достиг 76,6 млрд. долл. США (но эта сумма на 16 млрд. долл. меньше чем в 2012 г.). Экспорт товаров составил 36,1 млрд. долл., а его номенклатура составляет тысячи наименований.
22 В этих условиях глава государства поставил задачу проводить наступательную внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего необходим поиск и развитие, наряду с традиционными, новых форм продвижения товаров на внешние рынки и расчетов за поставляемую продукцию с иностранными потребителями. При этом долгосрочной целью внешнеэкономической политики Республики Беларусь (в неразрывной связи с экономической политикой в целом) является не только наращивание присутствия на внешних рынках, но также обеспечение наибольшей отдачи от вкладываемых средств.
23 К числу новых форм внешнеэкономической деятельности относится максимальное приближение товара к месту потребления, что предполагает присутствие белорусских структур на иностранных рынках сбыта. Для этого необходимо ориентировать отечественных производителей на создание собственных субъектов товаропроводящей сети за рубежом, организацию сборочных производств. Такие подходы позволяют в максимальной мере наладить работу «под заказ», довести белорусскую продукцию до конечного потребителя, «встроить» ее поставки в иностранные государственные программы. Продолжается существенное наращивание белорусского присутствия на зарубежных рынках также за счет совершенствования транспортно-логистических схем традиционных экспортных поставок. Поставка продукции не со склада, а напрямую покупателю позволяет успешно реализовать поручение главы государства по устранению необоснованного посредничества. Решению этой задачи способствует и неплохо зарекомендовавшая себя организация биржевой торговли. Стоит также задача активного использования механизма электронной торговли.
24 Важнейшим инструментом стимулирования экспорта является его финансовое сопровождение, то есть кредитование, лизинг, страхование. Для развития финансовой поддержки белорусского экспорта формируется эффективный механизм кредитования и страхования экспортных операций - БРУПЭИС «Белэксимгарант». Самое серьезное внимание в международной торговле необходимо уделить маркетингу, которая призвана пронизывать все стадии производства - от проектирования изделий до сбыта, включая наступательную рекламу и послепродажное сопровождение. Тот, кто не ждет покупателей, а активно их «вербует», не испытывает затруднений с затовариванием и ростом складских запасов. Предприятия с развитой маркетинговой службой, как правило, добиваются наилучших результатов на внешних рынках2.
2. Шелег Н.С. Международная торговля / Н.С. Шелег, Ю.И. Енин // Минск: Высшая школа. 2014.
25 Важным элементом активной внешнеэкономической деятельности является ее информационное обеспечение. МИД Республики Беларусь совместно с белорусскими загранучреждениями ежеквартально осуществляет подготовку обзоров конъюнктуры рынков отдельных видов продукции, которые содержат анализ ситуации на рынках стран пребывания и прогноз ее развития, информацию об уровне цен и потенциальной емкости рынков, а также предложения по продвижению белорусской продукции за рубеж. Республика Беларусь в полном объеме использует все основные инструменты внешнеэкономической политики, принятые мировым сообществом, а применение новых, наступательных форм работы будут служить достижению намеченных результатов.
26 Торгово-экономическое сотрудничество тесно связано с развитием политических отношений. Наибольшее продвижение в торговле в последнее время достигнуто с теми странами, с которыми в духе взаимного доверия ведется диалог на высшем и высоком уровне и которые готовы выстраивать с Республикой Беларусь отношения на принципах равноправия, взаимоуважения и обоюдной выгоды.
27 Перспективным является латиноамериканское направление. Так, перспективными являются проекты сотрудничества с Венесуэлой в области нефтедобычи, промышленности, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, сейсморазведки. В области нефтедобычи уже ведется активная работа. С 2007 года в Венесуэле осуществляет свою деятельность представительство РУП «ПО «Белоруснефть». Белорусские специалисты реализуют планы по оценке и сертификации запасов нефти блока Хунин-1 на реке Ориноко. ПО «Гомсельмаш» в начале 2007 года открыло в Аргентине филиал и продолжает испытания кормоуборочной техники в местных условиях, а также проводит активную маркетинговую политику в регионе. ПО «МТЗ» ведет проработку проекта создания в Бразилии сборочного производства тракторов «Беларусь».
28 Хорошие перспективы открылись для Республики Беларусь в Иране. Используя предоставленные иранской стороной возможности, РУП «ПО «Белорус-нефть» осуществило проработку проекта добычи нефти на месторождении «Джуфейр». Сейчас концерн «Белнефтехим» занимается поиском потенциальных партнеров для финансирования этого и других нефтяных проектов в Иране. Кроме того, есть перспективы наращивания объемов экспорта в эту страну продукции нефтехимического комплекса, карьерной и дорожно-строительной техники. С целью обеспечения прочного сбыта на иранском рынке грузовых автомобилей «МАЗ» в Иране организовано их сборочное производство.
29 За последние годы достигнут существенный прирост и диверсификация белорусского экспорта в Объединенные арабские эмираты (ОАЭ). Есть перспективы в продвижения на рынок ОАЭ таких товаров белорусских производителей, как медицинская лазерная техника, сканирующее оборудование, почвенные смеси, шины. Беларусь прорабатывает возможность организации на территории Эмиратов сервисного центра по обслуживанию и ремонту белорусской автомобильной и дорожно-строительной техники, что позволит расширить экспортные возможности отечественных предприятий в регионе.
30 Особое место в международной торговле Республики Беларусь занимает Китай. В 2012 году товарооборот с КНР превысил 2,4 миллиард долларов США. Развитие отношений с китайской стороной возможно за счет создания структур белорусских производителей в этой стране. Так, ряд белорусских предприятий активно работает в направлении создания совместных производств на территории Китая (ПО «БелАЗ», РУП «МАЗ», ПО «МТЗ», ПО «Гомсельмаш», «Белстанкоинструмент», концерн «Белбиофарм»).
31 Несмотря на хорошие перспективы на новых рынках, Беларусь не упускает из виду и традиционных партнеров - Россию и другие страны СНГ. Сотрудничество с Россией осуществляется и по линии совместных научно-технических программ, имеющих важное экономическое значение: «Развитие дизельного автомобилестроения», «Разработка и создание нового поколения функциональных элементов изделий СВЧ-электроники, оптоэлектроники и микросенсорики для радиоэлектронных систем и аппаратуры специального и двойного назначения», «Создание компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов», «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 л.с.», «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства» («Космос-СГ») и др. Белорусские товары продолжают поставляться в нарастающих объемах и в другие страны СНГ.
32 Говоря о перспективах сотрудничества, следует выделить также организационные аспекты работы на внешних рынках. Сегодня в Республике Беларусь реализуется Национальная программа развития экспорта на 2016-2020 годы. Она предусматривает диверсификацию экспорта и расширение нашего присутствия на недостаточно освоенных рынках. Таким образом, на государственном уровне ведется комплексная работа, которая создает систему четких ориентиров для деятельности белорусских производителей, государственных органов и дипломатической службы, что обусловливает ее планомерность и предсказуемость.
33 Выделяя создание товаропроводящей сети (ТПС) и сборочных производств за рубежом, необходимо отметить, что в последние годы произошли заметные позитивные сдвиги. Правительство Беларуси утвердило положение о товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров №1699 от 21 декабря 2006 года. На начало 2018 года белорусскими предприятиями создано более 350 субъекта ТПС в иностранных государствах, на Российскую Федерацию приходится 218 таких субъектов. Наиболее активно в этом направлении работают предприятия Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром» и «Белнефтехим». При этом наряду с представительствами белорусских предприятий и торговыми домами, являющимися на сегодняшний день наиболее распространенными формами ТПС, намечено создание дилерских и торгово-логистических центров, оптово-розничных складов, сервисных центров, станций технического обслуживания, фирменных магазинов.
34 Cальдо внешней торговли является одним из показателей экономической безопасности страны. Отрицательный платежный баланс в торговле «вымывает» валютные запасы, в результате чего сужается ресурс маневрирования в сложных экономических ситуациях, ограничиваются возможности необходимых закупок за рубежом без внешних заимствований. Вместе с тем положительный вклад в общий результат внешней торговли традиционно вносит экспорт услуг. Для Республики Беларусь развивать направление услуг особенно выгодно еще и потому, что оно практически не тянет за собой рост энергетического и иного промежуточного импорта.
35 По оценке специалистов, прежде всего для выравнивания дисбаланса во внешней торговле и платежном балансе необходимо ограничить рост и объем государственных расходов, снизить налоговую нагрузку, которая по-прежнему остается самой высокой в СНГ и превышает уровень налоговой нагрузки стран ЕС. Следует учитывать, что Беларусь имеет отрицательное сальдо во внешней торговле с Россией, львиная доля которого приходится на энергоносители. Мировые тенденции свидетельствуют, что в перспективе энергоресурсы вряд ли станут более доступными и дешевыми.
36 Подписанное в Минске Соглашение между правительствами Беларуси и России о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества - многофункциональный документ. С одной стороны, он нацелен на урегулирование возникших с течением времени проблем в торговле отдельными товарами, с другой - на решение системных вопросов в целях создания равных условий для субъектов хозяйствования двух стран, углубления нашей интеграции в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС. В соответствии с соглашением стороны на взаимной основе обеспечивают доступ на рынки государственных закупок. Это означает, что на всей территории России от Смоленска до Дальнего Востока белорусские предприятия имеют равные с российскими партнерами условия для заключения контрактов в рамках государственных закупок как на федеральном, так и на региональных уровнях.
37 В последние годы торгово-экономические отношения Беларуси с Европейским союзом характеризуются высокой динамикой развития. Начиная с 2000 года товарооборот нашей страны с ЕС увеличился более чем в 6 раз, а белорусский экспорт возрос более чем в 7,5 раза. У Беларуси с ЕС с 2003 года до настоящего времени положительное сальдо. Европейский союз прочно занял второе место среди торговых партнеров Беларуси после Российской Федерации, а по удельному весу в структуре белорусского экспорта превзошел Россию. Вместе с тем основу белорусского экспорта в ЕС продолжают составлять товары сырьевых групп (нефтепродукты, нефть, сжиженный газ, калийные удобрения) и товары первичной обработки (лесоматериалы и пиломатериалы, продукция БМЗ). В этой связи диверсификация экспорта, в первую очередь увеличение в его объеме доли сложных технических изделий с высокой степенью добавленной стоимости, наращивание поставок по другим товарным позициям становится первоочередной задачей государства и предприятий-экспортеров при работе на рынке ЕС. Сдерживающим фактором для развития торговли между Беларусью и Европейским союзом является отмена преференций ЕС в отношении РБ. В Евросоюзе отказываются понять, что за надуманностью и политической подоплекой этого решения стоит реальный ущерб, как для белорусских производителей, так и в не меньшей степени европейских потребителей нашей продукции.
38 Необходимо отметить, что позиция по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию остается неизменной. Однако не ставится задача по вступлению в ВТО любой ценой, мы руководствуемся в этом процессе исключительно интересами нашей экономики. Большую поддержку по подготовке к вступлению Беларуси в ВТО оказывает Россия, вступившая в эту международную организацию в 2013 г. в качестве 156-й страны-члена ВТО.
39 Для реализации на практике организационно-информационного содействия развитию международной торговли во многих странах были сформированы национальные системы информационной поддержки участников внешнеторгового обмена, призванные решить две основные задачи:
40 - упростить доступ национальных экспортеров и импортеров к сведениям о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом производственном и коммерческом опыте, конъюнктуре мировых рынков и перспективах их развития, формах и методах конкурентной борьбы, национальном и международном нормативно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, включая решения международных экономических организаций; - ознакомить представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке и технике конкретного государства, а также прорекламировать преимущества сотрудничества с его экспортерами и импортерами и пролоббировать интересы национальных экспортеров по официальным дипломатическим каналам.
41 С организационной точки зрения национальные системы информационной поддержки внешнеторговой деятельности различных стран имеют схожую структуру которая включает в себя следующие виды элементов3: 1) государственные органы власти всех уровней. 2) заграничные представительства государства. 3) межведомственные организации по информационной поддержке 4) торгово-промышленные палаты (ТПП). 5) добровольные объединения предпринимателей. 6) государственные центры информационной поддержки. 7) межгосударственный центр электронной торговли. 8) центр международной торговли (ЦМТ). 9) частные и государственные информационно-консультационные службы и редакционно-издательские организации. 10) научно-исследовательские и учебные заведения. 11) субъекты инновационной инфраструктуры. 12) институты финансового стимулирования экспорта. 13) региональная инфраструктура содействия развитию приграничного торгово-экономического сотрудничества. 14) координирующий орган системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности.
3. Кохно П.А. Модели управления бизнесом корпораций: монография. / П.А. Кохно, А.П. Кохно, Н.В. Лясников. Отв. ред. П.А. Кохно // М.: РУСАЙНС. 2018; Кохно П.А. Методы и инструменты экономики успеха: монография / авторы Кохно П.А. и другие // М.: Юр-ВАК. 2016.
42 Анализируя развитие мировой торговли, можно выделить следующие тенденции:
43
  1. Зависимость экономики стран от внешней торговли с каждым годом увеличивается, что подтверждает глобализацию мировой экономики. Несмотря на спад в мировой торговле в 2001 г., в последующие годы она развивалась весьма динамичными темпами. Это означает, что существование страны без внешнеторговых связей в современном мире невозможно.
  2. Торговые связи между регионами становятся более тесными, причем расстояние не играет решающей роли при выборе партнеров. Несмотря на то, что доли внутри региональной торговли в общих объемах торговли во многих регионах и остаются высокими, тем не менее межрегиональный товарооборот развивается динамичными темпами, особенно с Азией.
  3. Европа остается лидером в мировой торговле, причем ее позиции за анализируемый периоде укрепились. В то же время Азия являлась вторым по значимости регионом в мировой торговле. Одновременно тенденции развития торговли в Северной Америке свидетельствуют о снижении роли этого региона. Содружество Независимых Государств было самым динамичным регионом по развитию торговли в мире. Торговые отношения СНГ с другими регионами росли значительными темпами, как правило, намного превышающими средние показатели.
  4. Высокие темпы развития внешней торговли были отличительной характеристикой Китая, что привело к опережению им с 2004 г. Японии в качестве одного из мировых центров торговли.
  5. В 2000-2017 гг. возросло влияние торговли топливом и минеральными продуктами на развитие торговли в мире. В то же время торговля промышленными товарами росла не столь высокими темпами. Особенно это касается таких групп товаров, как офисное и телекоммуникационное оборудование, текстиль и одежда, где сохраняется значительный протекционизм в большинстве стран. Самые высокие темпы роста торговли среди всех групп товаров в 2000-2017 гг. были у фармацевтической продукции.
  6. Опережающими темпами растет международная торговля услугами.
Все перечисленные направления внешнеэкономического развития и внешней торговли позволят значительно увеличить масштабы экономики страны и в первую очередь повысить жизненный уровень населения Беларуси.

Comments

No posts found

Write a review
Translate