The social aspects of the innovative economy formation in Belarus
Table of contents
Share
Metrics
The social aspects of the innovative economy formation in Belarus
Annotation
PII
S020736760004404-3-1
DOI
10.31857/S020736760004404-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
G. Sokolova 
Affiliation: Institute of sociology, NAS of Belarus
Address: Belarus, Minsk
Edition
Pages
61-69
Abstract

In the article the main factors hindering the development of innovative activity in the Republic of Belarus and the ways to overcome them are analyzed. Special attention is paid to social problems in the context of the evolutionary development of an innovative economy in Belarus. The author holds that the quantitative growth of the material well-being of the population favors such a development, but the qualitative change in the intellectual resources of Belarus is dubious and needs to be studied through a sociological examination. 

Keywords
innovative economy, social problems, standard of living, quality of life, value orientations of the population, sociological expertise.
Received
26.03.2019
Date of publication
28.03.2019
Number of purchasers
45
Views
671
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Переход экономики, как и страны в целом, на путь инновационного развития сопряжен с трудностями как экономического, так и социального характера. Переход на новые технологические уклады (V и VI) с одновременным формированием рыночных отношений, модернизацией экономической и социальной систем – процесс чрезвычайно сложный, связанный с борьбой нового со старым как на микро-, так и на макроуровне. На уровне индивида – это резкое обострение проблем на личностном уровне, на уровне общества – драма целых социальных слоев в ценностном, социальном и экономическом планах.
2 Избрав эволюционный путь преобразований в построении социально ориентированной рыночной экономики, руководство Беларуси приняло исторически верное решение – не допустить резкого слома сложившихся в обществе традиций, норм и правил, жизненного уклада и ценностей ныне живущих поколений. Тем самым были созданы условия для целенаправленного, постепенного перехода на инновационный путь развития на основе программно-целевого подхода. Но именно преобразование трудовых отношений и общественных институтов является самым слабым звеном в осуществлении перехода к инновационному развитию в совокупности других ключевых проблем.
3 Круг проблем, осложняющих переход республики на путь инновационного развития, в котором немалую роль играют социальные факторы торможения, представлен в табл. 1.
4 Таблица 1
5 Основные факторы, препятствующие инновационной деятельности в Республике Беларусь
6
Группа факторов Факторы
Экономические Недостаток собственных денежных средств Недостаточная финансовая поддержка со стороны государства Низкий платежеспособный спрос на новые продукты Высокая стоимость нововведений Высокий уровень экономического роста Длительные сроки окупаемости нововведений
Производственные Низкий инновационный потенциал предприятия Недостаток квалифицированного персонала Недостаток информации о новых технологиях Недостаток информации о рынках сбыта Невосприимчивость предприятия к нововведениям Недостаток возможностей для кооперации с другими предприятиями
Социальные Возникновение структурной безработицы, связанной со свертыванием неэффективных производств Негативные тенденции по основным показателям уровня жизни Рост несоответствия оплаты труда стоимости жизни Превращение заработной платы в главный мотивирующий фактор экономического поведения работников Не включенность значительной доли населения (до 80%) в процессы модернизации
7 Источники: [1. С. 51-59; 2. С . 3-12].
8 Поле социальных проблем. Для Республики Беларусь характерен эволюционирующий тип инновационной модели в контексте эволюционного развития национальной экономики. Данный тип, характерный для постсоветских государств, связан с долговременным выходом бывшего СССР из закономерного развития мирового хозяйства и определяется многоукладностью национальных экономик, со значительной (до 70%) долей традиционного уклада. В этих условиях, белорусская инновационная модель ориентируется на «стратегии инновационно-технологического прорыва», когда инновации выступают как «точки роста» в циклическом процессе общей модернизации, как «качественные скачки», обеспечивающие принципиально новое развитие техники и технологий, переход от одного технологического уклада к другому, более высокому. Однако абсолютизировать научно-технический прогресс, оставляя на периферии изменения в сферах социального расслоения, социальной защиты, образования, здравоохранения, экологии и др., по крайней мере, недальновидно. Если общество – целостная система, то его продвижение на пути прогресса может быть только комплексным, т.е. технико-технологические инновации должны сопровождаться инновациями социальными.
9 Социальные инновации определяются белорусским социологом С. Шавелем как процесс легитимных управляемых изменений, направленных на системное, целостное обновление общества, его отдельных сфер и институтов через преобразование и рационализацию повседневных практик и схем отношений между людьми. Данное определение позволяет выделить социальные инновации из массы других возможных изменений. Легитимность означает признание, одобрение и поддержку инноваций теми, кому они адресованы. Те новшества, которые не получают такого одобрения, как правило, не приживаются; законы отменяются или забываются и все опять возвращается на круги своя. Социальные инновации, затрагивающие все общество, должны регулироваться государством, для их претворения в жизнь необходима соответствующая законодательная база, инфраструктура, бюджетные ассигнования и определенные социальные механизмы регуляции. В осуществлении социальных инноваций необходимо ориентироваться на настроения, ожидания и интересы людей. В этом смысле любые предложения относительно целесообразности тех или иных социальных инноваций должны опираться на социологические данные [3. С. 10-12].
10 Основная цель развития модернизационных процессовобновление производительного потенциала общества и рост его благосостояния. Но исторически закономерное не всегда совпадает с логически ожидаемым, и чаще всего причиной этого несовпадения является противоречие между декларированными целями и применяемыми средствами трансформационных преобразований. Наиболее рельефно это противоречие проявляется в экономической сфере, где программные цели – повышение уровня и качества жизни всего населения – входят в контраст с предлагаемыми средствами достижения этой цели через санацию убыточных предприятий и модернизацию отраслевой структуры экономики. Эти средства являются закономерными по своей сущности, но содержат риски снижения уровня жизни определенных слоев населения, которые нужно предвидеть и вводить соответствующие компенсаторные механизмы. Данное противоречие является источником внутренней противоречивости социальных тенденций, связанных с поворотом государственной социальной политики в направлении инновационного развития. «Внешне» – они еще положительны, но «внутри» уже отягощены грузом возможных негативных последствий начавшихся трансформационных преобразований.
11
  1. Позитивная тенденция снижения уровня регистрируемой безработицы может смениться негативной тенденцией роста как общей, так и структурной безработицы. Санация экономики, направленная на снижение доли убыточных предприятий, неизбежно вызовет рост общей безработицы, а создание новых наукоемких производств и новых отраслей взамен старых, – возникновение и рост структурной безработицы и, следовательно, снижение уровня жизни временно высвобожденного населения.
  2. Позитивная тенденция уменьшения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы наблюдается лишь в количественном отношении; с 2008 года показатель напряженности на рынке труда составлял менее одного человека в расчете на одну вакансию. В качественном аспекте структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 80% от общего числа вакансий. Существующий дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, имевший до сих пор тенденцию к уменьшению (до 0,4 человека на одну вакансию в 2014 году), возрос к 2015 году до 0,7 человека на одну вакансию.
  3. Позитивная тенденция улучшения материального благосостояния и социального настроения в обществе основана на создании социально-ориентированной экономики рыночного типа. Государственный выбор республики в пользу социально ориентированной экономики характеризуется в настоящее время позитивными тенденциями в социальном настроении практически всех групп общества. Однако эти тенденции сопровождаются рядом социальных проблем, главная из которых – проблема баланса социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей, предполагают потерю экономической эффективности производства [4, c. 66-71].
12 Государственная программа структурной перестройки экономики Беларуси декларирует переход всех отраслей экономики республики к пятому технологическому укладу с использованием современных технологий, производством средств телекоммуникаций, программным обеспечением. Однако не будем недооценивать трудности подобного перехода. Во-первых, это связано с тем, что в технологических процессах, соответствующих мировому уровню, задействовано не более 1/5 прогрессивной части парка машин и оборудования. Так, доля пятого технологического уклада, основанного на информационных технологиях, составляет в Республике Беларусь около 1/10 ВВП, тогда как в странах-лидерах мирового научно-технического прогресса эта доля достигает половины валового внутреннего продукта. Во-вторых, Приоритетное развитие производств, в которых страна имеет конкурентные преимущества, не может не сопровождаться свертыванием других, неэффективных производств, что чревато негативными социальными последствиями, в частности, возникновением структурной безработицы. В конечном счете, структурная безработица повышает эффективность производства, способствует улучшению качества рабочей силы за счет возникновения спроса на новые профессии, стимулирует развитие профессионального образования. Но ее социальные последствия необходимо предвидеть и просчитывать, в частности, с помощью такого инструментария, как социологическая экспертиза экономических преобразований [5. С. 413-431.].
13 Для того чтобы оценить возможные издержки при переходе к инновационной экономике, рассмотрим изменения в основных статистических показателях уровня жизни белорусского населения с 2014 по 2015 год.
14 Уровень жизни мы рассматриваем как социально-экономическую категорию, выражающую обеспеченность населения потребительскими благами, которые характеризуются количественными показателями, абстрагированными от их качественных значений.
15 Изменение основных показателей уровня жизни населения за время, предшествующее реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, отражено в табл. 2.
16 Таблица 2
17 Основные статистические показатели уровня жизни населения (в процентах к предыдущему году)
18
Показатели (в процентах к предыдущему году 2014 год 2015 год
Валовой внутренний продукт 101,7 96,1
Среднегодовая численность населения, занятого в экономике 99,4 98,8
Уровень зарегистрированной безработицы по отношению к трудовым ресурсам 0,4 0,7
Уровень незарегистрированной безработицы по отношению к трудовым ресурсам 4,7 4,4
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств 103,4 98,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения 100,9 94,1
Соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (раз) 6,0 6,1
Реальная заработная плата работников 101,3 97,7
Реальный размер назначенной пенсии 101,5 98,8
Бюджет прожиточного минимума на душу населения 128,2 117,2
Численность населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (в процентах к общей численности населения) 4,8 5,1
19 Источники: [6. С. 23-27; 7. С. 6; 8. С. 6].
20 Из табл. 2 следует, что по основным статистическим показателям уровня жизни к 2015 году намечаются негативные тенденции. Так, по отношению к 2014 г. произошло снижение ВВП на 5,6%, фактического потребления домашних хозяйств – на 5,4%, реальных денежных доходов населения – на 6,8%, реальной заработной платы работников – на 3,6%, реального размера назначенных пенсий – на 2,7%, численности населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума – на 0,3%. Таким образом, с 2014 по 2015 год произошло ощутимое снижение основных показателей уровня жизни населения Беларуси.
21 В ситуации снижения основных показателей уровня жизни определим посредством социологического исследования, какие именно проблемы волнуют более всего население Беларуси (табл. 3).
22 Таблица 3
23 Частотное распределение (по убыванию) ответов на вопрос: «Какие проблемы волнуют Вас более всего?», 2015 г., (N=2110)
24
Оценочные показатели %
Цены на продукты и товары первой необходимости 54,9
Инфляция, обесценивание денег 43,2
Уровень оплаты труда 42,8
Состояние Вашего здоровья 38,6
Рост пьянства и алкоголизма населения 38,3
Состояние Вашего здоровья 34,5
Распространение наркомании 33,6
Жилищные проблемы 32,2
Качество и доступность медицинского обслуживания и лекарств 26,9
Уровень пенсионного обеспечения 22,4
Расслоение общества на бедных и богатых 22,1
Экологическая ситуация 20,3
Своевременность выплаты зарплаты, пенсий 16,4
Ваша личная безопасность 12,7
Угроза потери работы 9,1
25 Примечание: В социологическом исследовании, проведенном в декабре 2015 г., выборочная совокупность составила 2110 чел. Предельная ошибка выборки по оценочным показателям составила +/˗ 2%. С учетом данной погрешности выводы исследования можно экстраполировать на генеральную совокупность, т.е. население республики.
26 Выявлено, что более всего население волнуют цены на продукты и товары первой необходимости (54,9%), инфляция, обесценивание денег (43,2%), уровень оплаты труда (42,8%), т.е. те позиции, по которым снижение уровня жизни было наиболее существенным (см. табл. 2).
27 При рассмотрении качества жизни исследователи обращают внимание на те аспекты жизни человека, которые не поддаются количественным оценкам: его стремление к самореализации, возможность реализовать свободу выбора, приобретать новый опыт, способность находить равновесие между собственными интересами и интересами социума. По точному замечанию американского социолога Зигмунда Баумана, "идея качества жизни замещает в сознании человека доминирующее внимание к его материальным потребностям. И при этом всегда существует лишь как представление, способное постоянно меняться" [9, pр. 78-79]. Исходя из этого, мы рассматриваем качество жизни как социологическую категорию, выражающую степень удовлетворенности разных групп населения условиями своей жизнедеятельности и государственной социальной политикой, а также – степень самореализации в творческой деятельности и степень потребления инновационных видов услуг .
28 Уровень и качество жизни взаимосвязаны в том смысле, что изменение качества, т.е. переход от «старого» качества к «новому» совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. В случае «отката» в условиях кризисных ситуаций снижение уровня жизни ведет к ухудшению ее качественных характеристик. Количество и качество – это составляющие элементы механизма социально-экономического развития. Подчиняясь действию закона перехода количества в качество, они переходят друг в друга – и в этом их единство. Они измеряются в разных показателях – и в этом их различие.
29 В контексте общественного мнения, качество жизни связано со степенью удовлетворенности разных групп населения: общими условиями и направлением развития государства, а также условиями своей жизнедеятельности. В первом случае эти оценки достаточно высоки и позитивны. Во втором – по отдельным позициям противоречивы и характеризуются отсутствием позитивной динамики (за исключением самых важных блоков, связанных с материальным положением людей).
30 Зададимся вопросом, каким образом проблемы, которые волнуют белорусское население, влияют на ценностные ориентации работающих белорусов. По данным того же исследования выясняем, что для них наиболее важно в работе зарабатывать хорошие деньги (86,9%); иметь хорошие условия и режим труда (69,9%); работать в хорошем коллективе (63,0%). Работа над интересными и новыми проектами отодвигается на одно из последних мест (15,0%) (табл. 4).
31 Таблица 4
32 Частотное распределение (по убыванию) ответов на вопрос: «Что для Вас наиболее важно в работе?», 2015 г., % от числа работающих белорусов, ответивших на вопрос (N=1259)
33
Варианты ответа В процентах
Зарабатывать хорошие деньги 86,9
Иметь хорошие условия и режим труда 69,2
Работать в хорошем коллективе 63,0
Быть относительно самостоятельным в работе 39,5
Реализовать свои знания, опыт, квалификацию 34,8
Работать без перегрузок 32,0
Работать с квалифицированными коллегами 27,8
Иметь доступ к льготам, социальному пакету, социальным гарантиям 24,8
Успешно продвигаться по службе, делать карьеру 15,2
Работать над интересными и новыми проектами 15,0
Работать на солидном предприятии, в престижной организации 12,0
Устанавливать связи с "полезными", "влиятельными" людьми 10,1
34 Если показатели социально-экономического развития в традиционном плане благоприятны, то показатели в контексте реализации модели инновационного развития проблематичны. Дело в том, что модель инновационного развития, принятую в Беларуси, следует считать эволюционной, социально щадящей, которая минимизирует возможные риски, но не способствует в достаточной мере развитию инновационной восприимчивости как коллективных, так и индивидуальных хозяйствующих субъектов. Согласно результатам республиканского социологического мониторинга, ежегодно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси, в условиях доминирования традиционных технологий (до 70% от общего их объема), у людей преобладает традиционный тип экономического мышления. Так, наиболее важными ценностями в работе считаются – хороший заработок (86,9%), хорошие условия труда (69,0%), хороший коллектив (63,0%). Работа над интересными и сложными проблемами отодвигается в этой иерархии на одно из последних мест (15,0%). И это неудивительно, так как 3/4 занятого населения республики не проходили переподготовку и повышение квалификации за последние два года, потому что в этом не было необходимости. У половины из тех, кто проходил, ничего, по их мнению, не изменилось в работе. Согласно практике социологических исследований, ценностные предпочтения до 80% работающих белорусов свидетельствуют о том, что они направляют основные усилия не на преобразование социальной реальности, а на адаптацию к ней и, зачастую, на поиск путей выживания.
35 Таким образом, социальная ситуация в республике, связанная с количественным ростом материального благосостояния населения, благоприятна, но ситуация, связанная с реализацией инновационной модели экономического развития и, соответственно, с качественным изменением интеллектуальных ресурсов общества, представляется проблематичной и нуждается в изучении посредством социологической экспертизы инновационных преобразований. Проведение социологической экспертизы на основе сравнительного анализа нормативной и статистической моделей и соотнесения полученных результатов с общественным мнением (на базе материалов республиканского социологического мониторинга) позволяет учитывать возможные негативные последствия экономических преобразований и вводить в одних случаях социальные механизмы, активизирующие инновационную деятельность, в других – компенсаторные механизмы, смягчающие возникновение различных проблемных ситуаций.
36 В результате эволюционного развития белорусской экономики как в советский, так и постсоветский периоды в общественном производстве соседствуют традиционный и прогрессивный технологические уклады. Основная часть парка машин и механизмов применяется в технологических процессах, обеспечивающих выпуск продукции по традиционным технологиям. В этих условиях необходим индивидуальный подход к разным классам нововведений – созданию новых предприятий, созданию новых производств (новых технологий) на действующих предприятиях; модернизации действующих производств на основе внедрения новых и высоких технологий. Необходимо отслеживать, исходя из мирового опыта, социальные последствия каждого из классов нововведений, развивая соответствующую социальную инфраструктуру и разрабатывая соответствующие компенсаторные механизмы с помощью социологического мониторинга экономических преобразований, предназначение которого – способствовать реальному государственному контролю над балансом экономических и социальных издержек в ходе решения государственных программных задач.
37 Данное исследование (2014-2015) предшествовало реализации "Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы" [10]. Стратегическая цель программы – создание инновационной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение уровня и качества жизни белорусского народа. Ядром программы явилась Концепция национальной инновационной системы, где декларированы основные направления государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы (НИС). Они включают в себя: создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды; формирование инновационной инфраструктуры; развитие инновационного предпринимательства; развитие финансовой инфраструктуры; создание мотивационного механизма инновационной деятельности; подготовку кадров для инновационной деятельности; модернизацию экономики на основе технологических инноваций. Но если "инновационная политика является составной частью социально-экономической политики" [10. С. 3], то в ней должны учитываться не только экономические и производственные, но и социальные факторы, препятствующие инновационной деятельности в Республике Беларусь. Наряду с низким уровнем инвестирования в инновационные проекты, который определен в Госпрограмме как "основной проблемный вопрос при осуществлении инновационной деятельности в республике" [10. С. 15], необходимо учитывать важность социальной составляющей инновационного процесса и обеспечивать его сопровождение социологическими исследованиями республиканского масштаба.

References

1. Shimov V.N. Innovatsionnoe razvitie ehkonomiki Belarusi: dvizhuschie sily i natsional'nye prioritety / V.N. Shimov, L.M. Kryukov // Minsk: BGEhU, 2014.

2. Sokolova G.N. Modernizatsiya kak tekhnologicheskij i sotsial'nyj fenomen: Belarus'-Rossiya // Sotsiologicheskie issledovaniya, 2012. № 5. S. 3-12.

3. Shavel' S.A. Sotsial'nye innovatsii v zhizni obschestva // Nauka i innovatsii, 2007, № 4(50). S. 10-12.

4. Rynok truda Respubliki Belarus' v sotsiologicheskom izmerenii / G.N. Sokolova [i dr.]; nauch. red. G.N. Sokolova // Minsk: Belarus. navuka, 2014.

5. Sokolova G.N. Ehkonomicheskaya real'nost' v sotsial'nom izmerenii: ehkonomicheskie vyzovy i sotsial'nye otvety. – Minsk: Belarus. navuka, 2010.

6. Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Respubliki Belarus' (Stat. Sb.) – Minsk: Nats. Stat. Kom. Resp. Belarus', 2016.

7. Trudovye resursy i zanyatost' naseleniya Respubliki Belarus' v 2014 godu (Stat. Byulleten'). – Minsk: Nats. Stat. Kom. Resp. Belarus', 2015.

8. Trudovye resursy i zanyatost' naseleniya Respubliki Belarus' v 2015 godu (Stat. Byulleten'). – Minsk: Nats. Stat. Kom. Resp. Belarus', 2016.

9. . Bauman, Z. Life in Fragments. Essays in Postmodern Morality. New York: New York University Press, 1995.

10. Kontseptsiya Gosudarstvennoj programmy innovatsionnogo razvitiya Respubliki Belarus' na 2016-2020 gody // Minsk, 2015.

Comments

No posts found

Write a review
Translate